Приложение 2. Замечания по ПДП
Во Введении Генерального плана г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города и Минской агломерации в интересах настоящего и будущего поколений».
1. Рост численности населения
Градостроительный проект детального планирования территории в границах Логойского тракта – ул.Седых – ул.Кедышко – ул.Славинского – северная граница ландшафтно-рекреационной зоны 320ЛР в г.Минске (далее – ПДП) предусматривает увеличение жилищного фонда с существующих в настоящее время 542,4 тыс.кв.м.общ.пл. до 796,3 тыс.кв.м.общ.пл., что приведет к росту численности населения с существующих 26,6 тыс.чел. до 29,2 тыс.чел. к концу срока реализации ПДП.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Возникает вопрос: какие обстоятельства диктуют необходимость роста численности населения, проживающего в границах ПДП?
2. Средняя обеспеченность населения жилищным фондом. Проектная (расчетная) численность населения
Проектом предполагается средняя обеспеченность населения жилищным фондом на уровне 27,3 кв.м./чел к концу срока реализации ПДП (2030 г.).
Во Введении Генерального плана г. Минска сказано: «Действующий генеральный план был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2010 г. № 234 с параметрами численности населения на 2030 год 2 млн. чел. Проектом предполагалось сохранение достигнутых в период разработки проекта ежегодных объемов прироста жилого фонда столицы на уровне 1200 тыс. кв.м. в год, что обеспечивало повышение к расчетному сроку жилищной обеспеченности минчан до 31 кв. м. общей площади жилого фонда города на человека, что соответствовало уровню развитых европейских государств. Пределы возможного территориального развития были установлены по границам пригородных населенных пунктов на территории до 54,2 тыс. га. Резервирование территорий высокой градостроительной ценности за границей Минской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД) обеспечивало необходимый ресурс оптимального развития градостроительной системы Минска, как столичного города, отвечающего сложившимся в мире представлениям о комфортной городской среде. Такой подход соответствовал принципиальным решениям всех послевоенных генеральных планов развития Минска, в которых в той или иной мере планировалась застройка территорий, расположенных сегодня за Минской кольцевой автомобильной дорогой».
Однако, после корректировки Генерального плана г.Минска в 2016 приняты иные подходы и показатели.
Так, в п. 1.4 гл. 1 Генерального плана г.Минска сказано: «ежегодный прирост численности населения Минска порядка 15 тыс. человек снижает темпы роста обеспеченности населения города жильем. В расчете на 1 жителя этот показатель остается самым низким из регионов республики (21,7 кв. м общей площади на 1 жителя), против среднереспубликанского показателя – 25,7 кв. м на 1 жителя в 2013 г. и уступает таким городам как Гродно, Брест, Барановичи, Бобруйск, Жодино». При этом «Обеспеченность общей жилой площадью в расчете на одного жителя к расчетному сроку составит более 26 кв. метров… С учетом необходимости переноса части жилищного строительства в города-спутники будет происходить поэтапное снижение среднегодовых объемов нового жилищного строительства на территории города к 2018 году до 600 тыс. кв. метров».
В п. 1.4 гл. 3 Генерального плана г. Минска сказано: «Принять прогнозируемое на 2030 год увеличение средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города от существующих в 2014 году 21,7 кв.м. до 26,1 кв.м. на человека с постепенным снижением до 2018 года ежегодного объема ввода жилья до 600 тыс. кв.м.».
В п. 3 таблицы разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» утверждена средняя обеспеченность населения общей площадью на 2030 г. в размере 26,1 кв.м./чел.
Для жилья повышенной комфортности принята обеспеченность жилищным фондом 30 кв.м./чел. Между тем, Генеральный план г.Минска в редакции 2016 г. не содержит отдельного показателя обеспеченности жилищным фондом «для жилья повышенной комфортности». Так, в п. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г.Минска сказано, что зоны жилой многоквартирной застройки включают жилые территории комплексной многоквартирной застройки, на которых расположены в том числе «многоквартирные жилые дома (повышенной этажности, многоэтажные, средней этажности и малоэтажные)» и не более того – многоквартирные жилые дома «повышенной комфортности» не выделяются. В п. 2.2.2.4 «Стандарт жилой среды» и табл. 2.2.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска также не выделяются «жилые дома повышенной комфортности».
Признаки жилых домов повышенной комфортности установлены в ч. 13 п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»: «К жилым домам повышенной комфортности относятся жилые дома с одним из следующих критериев: либо размещаемые в первой экономико-планировочной зоне, либо строящиеся с применением индивидуальных архитектурных, планировочных и конструктивных решений (высота хотя бы одного жилого этажа превышает 3 метра, коэффициент отношения общей площади к жилой хотя бы одной квартиры, кроме однокомнатных, 2 и более, общая площадь хотя бы одной квартиры составляет более 140 кв. метров)», среди которых отсутствует показатель «средняя жилищная обеспеченность».
Проектная (расчетная) численность населения зависит от показателя «Средняя обеспеченность населения жилищным фондом».
Вследствие завышенного показателя средней обеспеченности населения жилищным фондом после застройки территории и заселения жилых домов из-за превышения реальной численности населения проектной (расчетной) численности населения возникнет переполненность социальных объектов (поликлиники, школы, детские дошкольные учреждения и т.п.), нехватка мест хранения автотранспорта (стоянки, гаражи, паркинги) и мест стоянки (парковки) автотранспорта, т.к. вместимость (пропускная способность) данных объектов рассчитывается в зависимости от количества проектного населения.
Соответственно, необходимо пересмотреть показатель средней обеспеченности населения многоквартирным жилищным фондом к 2030 г. в сторону его уменьшения с 27,3 кв.м./чел. до 26,1 кв.м./чел.
3. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
3.1 Детские дошкольные учреждения
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г. Минска на период до 2030 г. предусматривается 100%-я обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в зависимости от демографической структуры населения.
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116). В границах ПДП и на расстоянии до 500 м. от границ ПДП расположены следующие детские дошкольные учреждения:
№___ по ул.___________________
№___ по ул.___________________
Необходимо также учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 500 м. от указанных детских дошкольных учреждений, а также следующих существующих, строящихся и планируемых строительству жилых домов, не обеспеченных детскими дошкольными учреждениями:
жилой дом по ул._______
жилой дом по ул._______
Имеется ли в указанных детских дошкольных учреждениях резерв мощности для одновременного выполнения требований п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116 и п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании с учетом планируемого увеличения численности населения микрорайона?
3.2 Поликлиники
Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи.
В п. 5 таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» мощность поликлиник, расположенных в границах ПДП, снижается с существующих 750 пос./смену до 650 пос./смену. С какой целью планируется снизить данный показатель?
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116).
В границах ПДП и в радиусе 1000 м. от границ ПДП располагаются следующие взрослые городские поликлиники:
№__ по ул.___________
№__ по ул.___________
Фактическая мощность 30-ГКП составляет 1028 пос./смену.
Фактическая мощность 19-ЦРП составляет 614,4 пос./смену.
Фактическая мощность 27-ГП составляет 678 пос./смену.
Общая фактическая мощность указанных поликлиник составляет 1028+614,4+678=2320,4 пос./смену.
На 2017 г. утверждена следующая численность обслуживающего населения.
30-ГКП – 45920 чел., с учетом прикрепленного населения – 50749 чел.
19-ЦРП – 48300 чел., с учетом прикрепленного населения – 62759 чел.
27-ГП – 33500 чел., с учетом прикрепленного населения – 37102 чел.
Общая утвержденная численность обслуживающего населения в указанных поликлиниках 45920+48300+33500=127720 чел., а с учетом прикрепленного населения 50749+62759+37102=150610 чел.
Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г. Минска на период до 2030 г. мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из 30,2 посещений в смену на 1000 чел.
При нормативе 30,2/1000 чел. для обслуживания закрепленного за указанными поликлиниками населения необходимо иметь амбулаторно-поликлинические учреждения общей мощностью (127720х30,2)/1000=3857 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (150610х30,2)/1000=4548 посещений в смену.
Необходимо также учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м. от указанных поликлиник, а также следующих существующих, строящихся и планируемых строительству жилых домов, не обеспеченных поликлиниками:
жилой дом по ул._______
жилой дом по ул._______
…
Имеется ли резерв мощности (вместимости) в указанных поликлиниках для выполнения норматива 30,2/1000 с учетом увеличения численности населения на прилегающих к ПДП территориях?
3.3 Амбулатории
Проектом предлагается обеспечить население _________________
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 утверждена Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в п. 37 которой установлен следующий норматив обслуживания в области здравоохранения: обеспеченность врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) – количество врачей на 1 тыс. жит.
Самым простым и дешевым способом выполнения норматива п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения является размещение «филиалов поликлиник» и «амбулаторий» на первых этажах жилых и общественных зданий (в т.ч. и в крупных населенных пунктах), где осуществляется «терапевтический и педиатрический прием». А на прием к иным специалистам пациенты (в т.ч. и дети) вынуждены добираться на общественном транспорте. Возникает вопрос: обеспечивает ли такая практика («ноу-хау») реализацию конституционного права граждан на доступное медицинское обслуживание (ч. 2 ст. 45 Конституции Республики Беларусь), а также реализацию основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения, закрепленных в ст. 3 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»?
В п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики установлен норматив обеспеченности только врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами). Между тем, штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, включает десятки специалистов (Приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»).
Гарантирует ли обеспечение населения врачами только 2-3 специальностей реализацию:
1) конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения за счет бюджетных средств (ч. 1 ст. 45 Конституции Республики Беларусь)?
2) создания государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ч. 2 ст. 45 Конституции Республики Беларусь)?
3) основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения, закрепленных в ст. 3 Закона «О здравоохранении», предусматривающих:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
- обеспечение доступности медицинского обслуживания;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;
- ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения?
4) права на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 4 Закона «О здравоохранении»)?
3.4 Комплексные спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены «спортзалы, бассейны, спортивные площадки» (п. 2.1 гл. 9 Генерального плана г. Минска).
Для физкультурно-оздоровительных занятий населения г. Минска в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,10 га на 1000 жителей и 45 кв.м. площади пола помещений на 1000 жителей с радиусом доступности от 500 до 800 м. (п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116). Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска обеспеченность населения спортплощадками определена на уровне 0,09 га/тыс.жит. – к 2020 г. и 0,1 га/тыс.жит. – к 2030 г.
К концу срока реализации ПДП численность населения составит 29,2 тыс.чел. Соответственно, для проектного населения 29,2 тыс.чел. необходимо размещение на жилых территориях комплексных спортивных площадок из расчета 0,1х 29,2=2,92 га и 45х29,2=1314 кв.м. площади пола помещений. Между тем, согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» к концу срока реализации ПДП планируется разместить спортивные площадки общей площадью 1,9322 га. Где на жилых территориях будут располагаться недостающие комплексные спортивные площадки общей площадью 2,92-1,9322=0,9878 га и 1314 кв.м. площади пола помещений?
4. Линии регулирования застройки
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) «линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий».
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в детальном плане определяются «линии регулирования застройки». В соответствии с п. 6.6 ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» чертеж «Детальный план» выполняют «с нанесением… линий застройки». Согласно подп. 3.3.1 гл. 16 Генерального плана г. Минска «на стадии детального градостроительного планирования перечень основных типов параметров застройки дополняется установлением «линий регулирования застройки», которые фиксируют расположение объектов на участке».
При этом действующее законодательство Республики Беларусь не содержит исключений в отношении каких-либо Детальных планов – в любом детальном плане должны быть определены «линии регулирования застройки».
Установлены ли в данном ПДП линии регулирования застройки вообще и на участке______________ в частности?
5. Размещение улиц вблизи жилой застройки
Проектом предусматривается размещение (реконструкция с расширением) улицы ____________ на участке вдоль сохраняемых жилых домов №№ ___ по ул._____________ и проектируемых жилых домов ____________
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в детальном плане определяются «красные линии». Согласно ст. 1 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: «красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования».
В соответствии с п. 1 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» данный ТКП «устанавливает строительные нормы проектирования улиц населенных пунктов и распространяется на проектирование нового строительства, реконструкции… улиц городов, поселков и сельских населенных пунктов…, а также на разработку градостроительной документации». Таким образом, при разработке Детальных планов (являющихся градостроительными проектами), предусматривающих проектирование нового строительства и реконструкции улиц населенного пункта, следует учитывать требования ТКП 45-3.03-227-2010. Так, красные линии являются границами улиц (п. 3.31 ТКП 45-3.03-227).
Согласно п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227 расстояние между линиями регулирования застройки и красными линиями должно составлять, м, не менее:
10 — для улиц категорий М, А, Б, В;
6 — для магистральных улиц категории Г и улиц местного значения.
3 — для усадебной застройки до границы участка.
Выполняются ли данные требования на участках ул. ____________?
В жилой застройке приближение красных линий к линиям регулирования застройки недопустимо в связи с увеличением выбросов загрязняющих веществ и шумового воздействия при движении транспортных потоков по улицам населенных пунктов.
6. Третье транспортное кольцо
________________________
___________________________
7. Улично-дорожная сеть
Уплотнение застройки повлечет значительное увеличение населения и работников, занятых на объектах производственного и общественного назначения. Это создаст угрозу транспортного коллапса ул. ___________ на участке_____________
8. Размещение объектов социально-культурного назначения в жилой застройке
Проектом предусматривается размещение различных объектов социально-культурного назначения на застроенной жилой территории: «__________» (№__ по Детальному плану), «__________» (№__ по Детальному плану),
Требуемое для данных объекта количество парковочных мест, установленное расчетом, должно быть расположено в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта (п. 11.6.18 ТКП 45-3.01-116).
При строительстве объектов социально-культурного назначения автомобильные парковки и подъезды к ним следует размещать вне дворовых территорий жилых домов (п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116). Возможно ли выполнить данное требование при размещении данных объектов в жилой застройке?
9 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
При размещении автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки следует учитывать требования Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35).
Так, санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
Согласно п. 5 СанПиНа № 35 для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности одновременного выполнения требований п.п. 17, 18 и 20 СанПиН № 35, п.п. 11.6.1, 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок и стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов).
При этом «эскиз застройки», который входит в состав ПДП и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
10. Размещение многоквартирного жилого дома повышенной этажности и элементов его придомовой территории на застроенной территории
Проектом предусматривается строительство объекта «___________» (№ __ по Детальному плану) на застроенной жилой территории (уплотнение застройки).
Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
– занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) – не менее 10;
– хозяйственных целей – то же 20;
– выгула собак – 40;
Расстояния от площадок для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, до границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м.
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Паркинги (в т.ч. подземные, пристроенные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227 проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта.
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Согласно п. 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА».
Возможно ли выполнить все вышеуказанные требования в отношении элементов придомовой территории планируемого к строительству объекту________ (№___ по Детальному плану), а также соседних жилых домов №№ ___ по Детальному плану?
11. Охрана окружающей среды
11.1 Озелененность территории
Проект разработан на застроенную территорию. Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116).
Согласно п. 7 таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» проектом предусматривается снижение озелененности территории в границах ПДП с текущих 45,0% до 38,4%.
Будет ли для застроенной территории выполняться требование п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116?
11.2 Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования
Согласно табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования для г.Минска составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
Согласно п. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска «Принять расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования городского и районного значения на период 2030 года не менее 21 кв.м. на одного жителя».
Проектом не предусматривается размещение в границах ПДП озелененных территорий общего пользования. Соответственно, в таблице «Основные технико-экономические показатели Детального плана» обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования к концу срока реализации ПДП составит 0 кв.м./чел. Возникает вопрос: что препятствует разместить озелененные территории общего пользования (сквер) в границах территории ПДП, составляющей 198,4 га?
12. Реконструкция (модернизация) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов
Проект разработан на застроенную жилыми, в т.ч. и многоквартирными домами территорию.
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Детальном плане определяются «параметры… благоустройства территорий» и «иные параметры и требования к территориям». Согласно п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014 в Детальном плане устанавливают «характер обустройства территории». Согласно п. 3.3 ТКП 45-3.01-284-2014 «обустройство территории» включает «Проектные и строительные мероприятия по улучшению территории…».
Так как ПДП включает застроенную жилую территорию, то в нем необходимо определить «параметры благоустройства» и «иные параметры и требования», а также «характер обустройства» придомовых территорий жилых домов, в т.ч. и сохраняемых многоквартирных (параметры и требования к элементам благоустройства) жилых домов.
В настоящее время элементы озеленения и благоустройства придомовых территорий сохраняемых по ПДП многоквартирных жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (ширина проездов, количество мест стоянки возле жилых домов и др.). При этом «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116),
В главе 5 Генерального плана г. Минска предусматривается:
«3.6. разработать и реализовать программу реконструкции, благоустройства и озеленения сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с обеспечением необходимого количества автомобильных стоянок индивидуального легкового транспорта, а также с учетом повышения уровня автомобилизации;
3.7. на озелененных территориях придомовых участков жилых домов и других гражданских объектов исключить угрозу загрязнения почвы и подземных вод путем их инженерно-технического обустройства».
Соответственно, в ПДП необходимо предусматривать комплексную градостроительную реконструкцию (модернизацию) всех придомовых территорий сохраняемых жилых домов (размещение проездов нормативной ширины и на нормативном расстоянии от жилых домов; размещение парковок в нормативном количестве и на нормативном расстоянии от жилых домов; оборудование придомовых территорий жилых домов инженерно-техническими устройствами для удаления ливневых вод и др.).
Соответственно, в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Осуществить на 1-м этапе реализации ПДП комплексную реконструкцию (модернизацию) благоустройства придомовых территорий всех сохраняемых жилых многоквартирных домов с размещением мест стоянки автомобилей нормативной вместимости».
В соответствии с нормами п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности возможна разработка проектов реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов. Соответственно, необходимо включить в утверждаемую часть ПДП следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана проекты реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов».
13. Эскиз застройки и благоустройства
При реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить на нормативном расстоянии от жилых домов автомобильные парковки (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116);
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227 «Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта».
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления указанных мероприятий. При этом ПДП может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности). Включенный в состав ПДП «Эскиз застройки» и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
Исходя из вышеуказанного и с целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227, п.п. 17, 18, 20 СанПиНа № 35 необходимо включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, автомобильные парковки, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) сохраняемых многоквартирных жилых домов.
14. Архитектурный проект застройки. Проект реконструкции (модернизации) благоустройства
Предусмотреть в ПДП необходимые мероприятия по комплексной реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов возможно двумя путями:
1) Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.
Соответственно, возможна разработка архитектурного проекта застройки территории жилых кварталов с определением в нем участков, в т.ч. и придомовых территорий сохраняемых жилых домов, для которых разрабатывается проект реконструкции (модернизации) благоустройства. Такие участки должны включаться в границы работ по архитектурному проекту застройки.
В этом случае в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана архитектурные проекты застройки территорий жилых кварталов с включением в границы работ придомовых территорий сохраняемых жилых домов. Определить в данных проектах участки, в том числе придомовые территории сохраняемых жилых домов, для которых разрабатываются проекты реконструкции (модернизации) благоустройства».
2) В соответствии с нормами п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности возможна разработка проектов реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов напрямую, без разработки архитектурных проектов застройки территорий.
В данном случае необходимо включить в утверждаемую часть ПДП следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана проекты реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов».
Исходя из вышеизложенного, необходимо при разработке ПДП учитывать, прежде всего, интересы проживающего в границах ПДП населения и перспективного населения, а не только интересы потенциальных инвесторов–застройщиков. С этой целью предлагается:
1. Уменьшить объемы жилого, производственного и общественного фонда, планирующегося к размещению на территории в границах ПДП.
2. Исключить из ПДП объект(ы) ___________________________ (№№____ по Детальному плану).
3. Заменить объекты ___________________ (№№___ по Детальному плану) на __________________(озелененные территории общего пользования (сквер), комплексные спортивные площадки, площадки для выгула собак и т.п.).
…..