Первая жертва "закона Яровой"
Иностранная интернет-компания Private Internet Access заявила, что уходит с российского рынка из-за «закона Яровой», который вступает в силу с 20 июля. Почему приватный VPN-сервис готов удалить свои серверы с российской территории и кто может пострадать из-за его ухода
Один из крупнейших VPN-провайдеров в мире Private Internet Access (PIA) выпустил официальное заявление. В нем он объявил об отказе работать на территории России из-за того, что не так давно российским президентом был подписан пакет антитеррористических законов, более известный как «пакет Яровой».
Документ устанавливает данное требование не только к операторам связи, но и к так называемым организаторам распространения информации (ОРИ). Компаниям предстоит хранить на своих серверах сведения о фактах передачи сообщений (как голосовых, так и текстовых и мультимедийных) в течение года. Содержание переписки и аудио- и видеоразговоров будет храниться шесть месяцев.
Компания Private Internet Access не пояснила, как она идентифицирует себя по новому закону, но, вероятнее всего, причислила себя именно к списку ОРИ.
В настоящее время из-за расплывчатой формулировки ОРИ под это понятие подпадает практически любой сайт или сервис, включающий в себя функционал для общения интернет-пользователей. При этом в реестре до сих пор отсутствуют такие зарубежные гиганты, как, например, Facebook или Google. Они же, к слову, не отчитались в Роскомнадзоре и о другом свежем требовании — хранении данных россиян на серверах на территории России. Закон вступил в силу 1 сентября 2015 года. Пока надзорная служба не предприняла никаких проверок иностранных предприятий и никак их не наказывала.
Решение Private Internet Access выглядит поспешным в связи с тем, что основные положения закона вступают в силу 20 июля. Для подготовки к пункту, устанавливающему хранение информации, у всех заинтересованных участников и вовсе остается почти два года.
Типы информации для хранения и ее объемы будет определять правительство, и, вероятно, к моменту вступления в силу всех положений закон может претерпеть значительные изменения.
В распоряжении сервиса находится более 3,3 тыс. серверов в 24 странах мира. В основном компания работает в Соединенных Штатах, а также со шлюзами в Канаде, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Нидерландах и Румынии.
По словам представителей компании, «центром» для работы были выбраны США, поскольку в стране отсутствует обязательный закон о хранении данных. Кроме того, сервис не хранит никакие VPN-логи любых видов, а использует общие IP-адреса, что делает невозможным сопоставление пользователя с внешним IP.
Вместе с тем поскольку штаб-квартира компании находится в США, как и большинство ее серверов, то здесь действует следующее правило: если пользователь нарушает авторские права и имеется соответствующее судебное постановление, компания обязана отправить властям информацию о юзере согласно Закону об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act).
Но при этом, как утверждает сам сервис, в его распоряжении имеются «специальные технологии и команда опытных юристов», которые даже в таких случаях позволяют соответствовать правилам без какой-либо опасности для пользователей.
В основном VPN-сервисы используются для двух целей: в качестве бизнес-инструмента, который обеспечивает удаленный доступ к корпоративной сети, и как средство дополнительной защиты для безопасного и конфиденциального пребывания в интернете.
К примеру, специалисты рекомендуют пользоваться VPN в моменты подключения к общественным точках доступа Wi-Fi. Кроме того, большинство пользователей применяют подобные сервисы для того, чтобы обойти региональные интернет-блокировки.
Закон Яровой (или пакет Яровой — федеральный закон Российской Федерации от 06.07.2016 № 374-ФЗ о внесении изменений в закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов — Ирины Яровой.
Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:
расширение полномочий правоохранительных органов;
новые требования к операторам связи и интернет-проектам;
новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.