Доброго времени суток всем.
Это маленькая история как я проходил таможенный контроль 06.11.2015 года на погранпереходе Бобровники - Берестовица.
Думаю многие сталкивались с таким, но большинство готово терпеть.
Цель поездки в Польшу была распечатать визу, которую брал, по сути для туризма и поездок в западную Европу, но что греха таить, не духом единым...
Для первой поездки запланировал посещение православного собора в Супрасле и музея икон, ну и лёгкий шопинг. В поездку взял супругу и родителей пенсионного возраста. К слову, путешествую я до неприличия много, границу пересекаю десятки, а иной раз и сотни раз в год (работа такая), но в Польше крайний раз был лет 10 назад да и границы пересекаю в основном по воздуху. Поездка в Польшу была ни чем не примечательна, 40 минут на переходе и я с той стороны.
После запланированной культурной программы, посещая торговый центр, я наткнулся на телевизор под управлением андроида (для меня было откровением, что такие появились в продаже). Не очень долго мучаясь дилемой пройти погранпереход по-быстрому, через "зеленый" коридор или заполучить данный дивайс, я таки поддался соблазну и спонтанная покупка перекочевала в машину.
К границе подъехал в 17.40 и поляков проскочил минут за 15. На нашей границе, на мою радость было по пять машин в два потока на "красном коридоре", плюс два белых буса проходили досмотр и пустой зеленый. Простояв час в очереди и не сдвинувшись ни на сантиметр, я отправился поинтересоваться, что случилось. От водителя первой машины в моём потоке я узнал, что бусы на досмотре уже !!!более двух часов!!! Задав вопрос работнику таможни, что случилось, я получил ответ - "У них так много попадает под оплату пошлин, что их даже не успели оформить за смену". Мой вопрос, "а почему не отогнали их в сторонку (на существующую для этих целей стоянку) и не продолжили досмотр других авто", повис в воздухе, так как мой собеседник весело и бодро умчался вместе со своими коллегами на пересменку.
Пересменка заняла не более 20 минут, новая смена накинулась на бусы и !!!!!!!!! один бус через полчаса отогнали в сторонку, а другой через час отпустили. И ВОТ, на досмотр подъехал первый авто. Сейчас пойдёт движение!!! В машине парень лет 25-27, его супруга на 7-8 месяце беременности и барышня того же возраста (наверное подруга). Открыли багажник, в нём почти всё пространство занимала коляска с люлькой и "прогулкой" на одной платформе, памперсы, матрасик для детской кроватки и другие вещи так необходимые для радостной встречи ребенка. И вот мой первый шок, таможенник заставил всё вытаскивать на взвешивание. Я как человек работа которого не связанна с досмотром багажа, с первого взгляда мог биться об заклад на крупную сумму денег, что вес товаров к ограничению в 150 кг на троих не приблизится и близко. Предположив, что вес будет около 100кг, я увлёкся действом которое разворачивалось пред моими очами. Ребята перетащили вещи на стол для досмотра и стали ждать не весть куда пропавшего таможенника. Таможенник появился минут через 10 и лениво поковырявшись в вещах, отправил на единственные весы занятые вещами из второй машины, которая параллельно проходила досмотр. Стоит заметить, что машины сначала запустили на досмотр две. Люди у весов ждали своего таможенника, а молодёжь ждала когда освободятся весы. Когда ребята наконец загрузили свои вещи на весы с момента начала досмотра прошло минут 30. Я оказался не прав, хотя и не очень далёк от истины, вес составил 120 кг, включая абсолютно всё из машины, две личные дамские сумочки и пакет с собойкой тоже были на весах. Таможенник отправился оформлять бумажки (эта процедура заняла минут 20), а молодёжь грузить вещички. Общее время от момента начала досмотра до получения документов составило без 5 минут час.
В машине сидеть было скучно и я решил изучить работу таможенников по внимательней. Поверьте она крайне увлекательна! Каждый таможенник после досмотра машины или вещей на столе, идёт пообщаться со старшим смены, наблюдающим действо со стороны или с коллегами в маленьком маленьком коридорчике служебного помещения где проходит оформление документов. В этом помещении четыре кабинета с зашторенными наглухо жалюзями окнами, чтобы не видно было что там происходит, но если ты возвращаешься из туалета в свою машину, то через стеклянную дверь хорошо видно как смена чуть ли не в полном составе непринуждённо смеётся над чем-то в неформальной обстановке.
Схема примерно одна, регламент наверное... Пропустив 2-3 машины в течении 2-х часов, таможенник в прямом и переносном смысле уходит с поста налево на полчаса - час, наверное идут перекурить или попить кофе, чтобы не делать это на глазах у нервничающей публики. По моим наблюдениям на красном коридоре работало 4 сотрудника занимающихся непосредственно досмотром авто.
Но более трёх одновременно на посту не появлялось.
На моих глазах было пропущено около дюжины авто. Из них только два авто пошли без "контрольного" взвешивания и то только после того как народ выразил свою готовность к открытому бунту. В одной мужик вёз комплект колес, а в другой мужик с дочкой 8-ми лет с дури решил затоможить инверторный сварочный аппарат стоимостью в 100$ при почти пустом багажнике. Но и они провели на пункте досмотра по 30-40 минут из-за стоящей впереди пары авто которые блокировали выезд.
На перевесе попалась только супружеская пара пенсионного возраста, их перевес составил целых 5 кг (что также было очевидно на глаз). Только они и те первые два буса потребовали оформления и оплаты пошлин (и то один из них оставался ещё не оформленным).
Вот и моя очередь подошла. Народ роптал... Таможенник, всё по той же схеме, сунул нос в багажник и отправил на весы. Мои "наводящие" вопросы о необходимости данной процедуры немного насторожили служаку и он весь напрягся, но отступать не стал, правда и удалиться "на прогулку" не решился. Весы показали 86 кг на 4-х (при допустимых 200 кг для беспошлинного ввоза), 23 кг из которых пришлись на телевизор, вес которого указан на коробке!
Я в вежливой форме обратился к старшему смены, который почувствовал неладное и подкрался поближе к весам, "почему идёт целенаправленное затягивание времени досмотра и издевательство над людьми?". На мой вопрос я получил столь же вежливый но очень натянутый и формальный ответ о том, что профессионализм его сотрудников не позволяет оценить вес "на глаз".
Итог: более 6 часов в очереди, куча впечатлений и новые знания.
Я узнал что сотрудники таможни не могут быть профессионалами априори, "контрольное" взвешивание в красном коридоре обязательная процедура, а на досмотр дюжины авто необходимо 6 часов и 4 сотрудника таможни. И ЕЩЁ РАЗ! ДЮЖИНА АВТО - 4 ТАМОЖЕННИКА - 6 ЧАСОВ! 6 часов, КАРЛ!!! 6!!!
Я такого не видел ни в одной стране мира, а я видел их как минимум 50!
Государство и таможенный союз определили правила игры и если я их выполняю, почему я должен быть жертвой не профессиональных таможенников, содержание которых оплачивается из налогов которые я честно плачу?
Почему наши "слуги народа" относятся к своему народу как к безропотному стаду издеваясь как угодно?
Глядишь как регулярно по телевизору рапортуют о новых погранпереходах или их реконструкции для улучшения пропускной способности, а делается это всё только для нашего с вами удобства и задаёшься вопросом: "Почему дурные деньги из бюджета идут на это, вместо того чтобы объяснить таможенникам, что контрольное взвешивание необходимо только когда есть веские основания полагать что в пакете из под памперсов спрятаны свинцовые заготовки, а на коробке от телевизора производитель указал не верный вес." Если взвешивание так необходимо в 100% случаев, то почему только одни весы на посту? Почему бы сотрудникам таможни не задать норму пропуска авто за день, врачам же в поликлинике такие нормы задают?.. Да в конце концов, почему они не работают в принципе? Ведь очевидно что "организация" работы поставлена на сохранение и наверное даже аккумулирование работоспособности таможенников, а не как не на их продуктивную, эффективную и добросовестную работу. Или без прямого вмешательства первого лица государства у нас уже порядок навести некому?
Эти мои вопросы не только к форумчанам, но и к руководству Таможенным комитетом (дату, время указал, номер старшего смен имею, хотя я думаю и сами поднять можете и камеры снять).