Примитивист, Вы, батенька.
"Музыкальный слух – понятие многослойное и достаточно сложное. Это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.
Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным образам, возникающим впечатлениям, ассоциациям и психологическим переживаниям. То есть, человек с музыкальным слухом чувствителен и эмоционально отзывчив:
- к характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.);
- к функциональным связям между отдельными звуками в контексте музыкального произведения целиком.
По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха:
1. Внутренний слух
Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, "услышать" их в голове.
Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух в конце жизни, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.
2. Абсолютный слух
Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).
Считается, что этот вид слуха является врожденным, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Однако наличие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ не дает.
3. Относительный или интервальный слух
Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.
Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Большинство успешных музыкантов обладают только хорошо развитым интервальным слухом. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!
4. Звуковысотный слух
Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. Предлагаем пройти тест: определите, выше или ниже второй звук.
Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами. На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше.
5. Мелодический слух
Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.
Мелодия может "стоять на месте", "двигаться вверх или вниз", как говорят музыканты, по ступеням. Она может "прыгать" большими и небольшими скачками. Занимаясь сольфеджио, можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие "скачки-расстояния" между звуками – интервалы.
Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.
6. Метроритмический слух
Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности (ритм), их силу и слабость (метр), а также чувствовать изменения скорости звучания музыки (темп). Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
7. Гармонический слух
Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.
Его можно разделить на интервальный (звучание 2 звуков) и аккордовый (звучание 3 или более звуков). Обладать таким слухом, значит, слышать, сколько звуков звучит одновременно, какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга эти звуки находятся.
На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров. Отметим, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом.
8. Ладовый слух
Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость, напряжение и разрешение, тяготение, разрядка каждой отдельной ноты.
Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация мелодий.
9. Полифонический слух
Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий-голосов внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.
Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.
Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Вот вам и музыкальный "хакер"!
10. Тембральный слух
Это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровых дирижеров и звукорежиссеров.
По тембрам отличают друг от друга звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте, но разными приемами игры. При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации, сравнимые с ощущениями от предметов и явлений. Тембр звука бывает ярким, мягким, тёплым, холодным, глубоким, резким, насыщенным, металлическим и т.д. Применяются и чисто слуховые определения: например, звонкий, глухой, гнусавый.
11. Динамический слух
Это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом.
В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка "нарастает" (крещендо), "затихает" (диминуэндо), "движется волнами", делает резкий акцент и так далее.
12. Фактурный слух
Это навык восприятия манеры технической и художественной обработки музыкального произведения – его фактуры.
Например, фактура аккомпанемента тоже бывает разной: от простого "ум-ца, ум-ца" (чередование баса и аккорда) до красивых переливов арпеджио – разложенных аккордов. Еще пример, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры, а также выбор инструментов, у них разный. Фактурный слух должен быть хорошо развит у композиторов и аранжировщиков.
13. Архитектонический слух
Это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать, как мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму, как здание складывается из кирпичей, плит и блоков.
Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. НО любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха."