Пришел новый год, появилась очередная возможность отгулять часть трудового отпуска. Первоначальные планы были на юг (отпуск обычно должен совпадать со школьными каникулами) – хотя бы Ялта. Но … политика и внутренние разборки соседей быстро завернули наши планы в другую сторону, даже как оказалось совершенно в противоположную географически.
Итак, на дворе февраль, а мы напланировали поездку на север Европы.
Маршрут проложен исходя из великого желания посетить Таллин(н) – родня, вспомнить и т.п..
Желание было настолько сильным, что уже в феврале были забронированы все отели, билеты по маршруту без возможности отмены. Ох как мы нервничали, наблюдая за прогнозом погоды (за месяц до старта в Минске уже весна вступала в права а Там были сугробы).
Перед выездом в Note II залит iGo со свежайшими картами и точками POI (показал практически все радары и камеры). Залиты путеводители от TripAdwisor. Сверены с Velcom-ом перечни предпочтительных сотовых операторов для роуминга (обязательно делать - т.к. стоимость потраченных денег может различаться на порядок).
Бак залит под пробку родной соляркой.
В багажнике только одежда (ожидается большой разброс температур) и литров 20 воды и соков. В этот раз решил рискнуть и не брать запаску (ее нет в комплекте, только житкая резина). Естественно машина еще на зимней резине.
День 1.
Маршбросок в Таллин.
До Талина всего чуть более 800 км. Такое расстояние преодолевается за световой день. Но маршрут предусматривает поездку по территории 4-х государств с пересечением границы Шенгена. Последнее- лотерея. Выехали пораньше – 5-30 утра на МКАД. Затемно.
До Каменного Лога дорога пуста, хорошего качества, без проблем (возле Ошмян все еще ремонт). На границе мы оказались примерно 30ми в очереди. (здесь можно долго писать про работу пограничной службы Литвы но я оставлю это для ваших фантазий. Скажу только, что оформление документов заняло ровно 3 минуты, а ожидание работника литовской таможни около получаса. Всего стояние на границе заняло 7(семь) часов).
В Вильнюсе осуществлен налет на Акрополис (за перекусом в дорогу, йогуртами, колбасой и т.п. для неспешного поглощения всего этого в поездке). Здесь же быстренько перекусили в быстропите (выезд 15-20).
Долгая граница заставила пересмотреть планы неспешного обеда где нибудь в Риге, поэтому – автомагистраль А2 до Паневежиса (ограничение 110 км/ч на зиму еще действовало, но мало соблюдалось – спасибо iGo). Далее А10 (двухполоска со средним количеством транспорта), граница Латвии, А7 (17-30). Начиная с Бауски количество транспорта существенно добавилось а средняя скорость снизилась до 60-70 км/ч. Решили Объехать Ригу по кольцевой (А5, А4, А1). Т.к. ехали без остановок, практически нагнали график и остановились в запланированном месте побережья Балтийского моря для фотосессии на закате (19-30).
Дети немного огорчились, что солнце не «упало в море» а плавно село в тучу. Ну.. не южное море, что поделаешь.
Часовая разминка, и продолжаем перемещение в Таллин (Европейский Е67 плавно переходит из Латвийского А1 в 4-ю эстонскую дорогу и ведет до самой столицы).
Приехали в гостиницу уже глубокой ночью (22-00 по местному времени).
Машину запарковали на общественной парковке (стоянка на выходных бесплатна).
В Таллине подлежали осмотру Старый город вместе с прилегающим Верхним замком.
День 2. Таллин.
Вот мы проснулись. Позавтракали (апартаменты с кухней). Надо выходить на прогулку, а тут вокруг еще все закрыто – разница во времени 1 час. За то пустой старый город нам очень понравился. Не буду останавливаться на маршрутах, оставлю ссылку. Отмечу музей в башне Кик-ин-де-Кёк ,Собор Александра Невского,Замок Тоомпеа, Переулок Катарины. Можно не тратить время на Таллинские Бастионы .
Вечером перепарковал машину на платную парковку отеля (5 евро), т.к с утра вставать в 7-утра (начало платного периода в будний день) не было желания.
Вот с ужином получилось интересно - после 20-00 резко все закрылось. Остались пиццерии, кофейни, а ведь так хотелось местной кухни. Вспомни про увиденный утром и закрытый ресторан с элементами деревенского дизайна и направили свои стопы туда. НЕ ЗРЯ.
Кстати освещение исключительно с использованием свеч.
Всего то полдевятого вечера
День 3. Таллин. Паром.
Продолжен осмотр:
Обязательно посетите три башни, которые со стороны моря. Они не ухоженные, загаженные голубями, но именно от них веет той самой стариной.
Около 16-00 забрали машину со стоянки и двинулись в сторону парома. Обязательно заехать заправиться – стоимость дизеля 1.28 евро (ожидается, что далее он не будет стоить менее 1.6. евро).
Рановато мы конечно приехали (за 1.5 ч до отправления), были первыми, но нас быстро зарегистрировали. Вместе с автомобилем и водителем могут быть зарегистрировано еще 4 пассажира. Процесс регистрации мы проходили следующим образом: по знакам подъезжаем к нужному парому (паромов стоит несколько и самые большие очереди были на паромы до Хельсинки). В будку отдаешь распечатку с оплатой, тех паспорт на авто, паспорта всех людей. В ответ отдадут паспорта, техпаспорт, эл.карты-пропуска в каюту, пропуск на авто, скидочные карты и карты на оплату завтраков (ну чего набронировали при заказе), плакетку для крепления на салонное зеркало заднего вида с указанием места следования. Плакетку повесили, продолжили путь к парому. Подъехали почти к самым воротам и почти полчаса наблюдали за погрузкой прицепов фур погрузчиками. Потом подошел служащий забрал пропуск на авто и мы заехали вовнутрь. Ощущения парома не было – просто заехали в некий подземный паркинг. Машина на ручник. Нас ожидало 17-ти часовое плавание до Стокгольма.
Сумки для ночевки были подготовлены, поэтому быстенько выгрузились и пошли на ближайший лифт. Автопалуба закрывается за 15 минут до отправления и открывается за 10 минут до прибытия.
Паром
Каюта. Каюта небольшая – примерно 2 на 4 метра, при этом 1 метр отрезан под душевую+туалет. Есть телевизор (несколько каналов + каналы с информацией о текущем положении судна, видом с внешней камеры на носу парома, камера из концертного зала). 4 спальных места (2 внизу +2 вверху). Все кровати откидывающиеся. Размер кровати при моих 182см роста позволил нормально разместиться и выспаться. Есть еще табуретка возле столика с зеркалом. 2 + 1(в душевой) розетки 220в.
Бросив сумку пошли исследовать корабь. Конечно он огромен. Victoria 2004 года выпуска. 2500 человек пассажировместимость.
Просто прогулка по палубам заняла все оставшееся время до отплытия.
Примерно через полчаса после отправления открылись магазины и иные злачные места (а может они и раньше были открыты). Тем не менее забег по дьтикам весьма порадовал ценами. По магазину ходили 3-ма группами – дети за игрушками и конфетами, жена за конфетами и спиртными вкусняшками, а мне вполне хватил половины магаза со спиртным (не курю). Встретились у касс.. Дешево то дешево, но бюджет поездки существенно так просел. Хорошо, что нет тележек и много не унесешь (но все равно – 4 человека, 8 рук.). Кстати дьютик продает много и фирменного алкоголя в мерзавчиках (по 200мл), а также готовые сэндвичи, нарезанный сыр, колбасы и т.п. Т.е. кто не любит бар – трезвым все равно не останется . Рядом немаленький магазин с парфюмерией, одеждой, аксессуарами – еще одно испытание платежной карте.
В общем ночь быстро наступила и быстро прошла )
При бронировании билетов был выкуплен завтрак (буфет, шведский стол). Это один из самых разнообразных шведских столов, которые я видел за все время поездок по отелям. Поэтом время с 7 до 9 так и провели в уютном закутке у большого окна, наблюдая за проплывающими у борта островами и периодически пополняя тарелки то рыбкой, то мяском то еще какой закуской. Завершили миникруиз фотосесией и пошли собирать вещички.
День 4. Стокгольм.
Пока паром парковался мы разложили все бьющееся по багажнику и стали ожидать пока нас выпустят. Оказалось, что на автопалубе все довольно плотненько. Примерно через 10 минут после причаливания (не знаю во сколько мы причалили, т.к. ни качки, ни толчком каких либо мы не ощущали) ворота открылись и по очереди все потянулись на выезд. Какой либо специальной полосы для движения не наблюдалось и мы прицепились за эстонцем и старались от него не отстать пока наяривали круги по порту. Почти на выезде в город несколько полицейских останавливали все легковушки подряд - искали пьяных (трубка каждому водителю в рот). Так что не особо налегайте на Алкоголь в баре .
Стокгольм встретил ясной прохладной погодой и плотным движением на дорогах. Отель был в центре и мы окунулись в эту толкучку.
Набережная порта.
Наверное услуга по выгулу собак пользуется спросом.
Приехали в отель рано, решили запарковать машину по соседству и пройтись пешечком. Парковка оказалась нетривиально задачей. Отель «в базе» предложил общественную парковку за 25 евро, «предварительный заказ невозможен». Но мест по приезду не оказалось. Ближайшей оказалась подземная парковка. Паркомат естественно работал с картами, но вся информация была на шведском. Тарифов как бы было несколько (20, 40, 500 крон).Людей спросить – никого. Сунули карту, понажимали на кнопки – вылез чек с временем регистрации. Положили под стекло и пошли гулять.
Правильная инструкция по парковке в Стокгольме:
Уличные парковки существенно дешевле подземных. Самые дорогие – подземные возле магазинов.
Парковка оплачивается в паркомате (наличными – время парковки сразу будет указано на чеке, или картой – некоторые паркоматы позволяют указать срок парковки, некоторые требуют повторно вставить карту перед отъездом, для фиксации времени и суммы парковки).
Уличная парковка в ночное время обычно бесплатна. Паркоматы могут иметь несколько тарифов (смотреть какой нужен на знаке, где парковались) – синий, красный билет.
Неправильная инструкция по парковке (по отзывам форумчан – имеет право быть):
Поставить машину на уличную парковку. Не платить. При получении штрафа – забить.
Образец паркомата на улице (правда из Мальме - поэтому стоимость немного другая)
Итак. Пока парковались и разбирались с паркоматом – погода испортилась. Солнце спряталось за облаками, подул сильный холодный ветер.
Первым оьъектом для осмотра конечно была Ратуша - огромное здание прошлого века.
Статуя девушке - запоминается подробностями. Напротив Статуя юноше, но фото приличного нет (или я не старался его сделать )
Памятник Биргеру Ярлу - точка встречи отсчета множества маршрутов.
Далее отправились на остров Гамла Штан - практически сердце старого города.
Впечатляющий собор Святого Николая
Конечно обязателен для посещения Огромный королевский дворец.
К сожаления внутри фотографировать запрещено. Билеты позволяют посетить Как внутренние комнаты дворца (красивые гобелены, но мебель наверное убрана из комнат, предназначенных для осмотра; также можно посетить музей дворца - ознакомиться с уго архитектурой до реставраций; Конечно стоит посетить и сокровищницу (говорят, что выставленные экспонаты - оружие и короны - оригинальные).
Общее впечатления от дворца довольно положительные. Все-таки Швеция - была великой державой.
До ужина прошлись просто по городу:
После сытного ужина, для его правильного усваивания решили прокатиться на метро (Говорили, что там пряма художественная галерея). В Интернете легко ноходится рейтинг станций и ввиду довольно недешевой стоимости проезда мы купили на семью билеты а 45 минут (~20 евро на 4-х). Не знаю как насчет художественности оформления, но теперь мне минское метро больше нравится чем шведское.
Попробуйте составить свое собственное мнения, а я увидел экспонаты примерно следующего вида (в принципе здесь синя ветка):
День закончился.
День 5. До Копенгагена.
Встали выспавшиеся, а город еще спит. Минус 2 часа. Скромный шведский стол на завтрак «заморил червячка». Решили не затягивать с отъездом и выезжать на юга – в Данию. На улице ночью был дождь, сильно похолодало. Поэтому прокатились часик еще раз по центру города на автомобиле (пробки позволили пофоткать архитектуру).
Далее (11-15) )выезд на Е4. Дорога свободна, но начинается метель, и даже на дороге появляется слякоть – быстро не разгонишься (ограничение 110, реально около 100 можно ехать). По бокам лесные пейзажи, скальные выступы, поросшие мхом. Вскоре все это стало покрываться снегом. Автомагистраль существенно снижает обзорность, что недопустимо, поэтому в районе Нючёпинга съезжаем в магистрали и катимся (ограничение 70км/ч) вдоль нее по местным дорогам. Погода плохая, но все равно. Фоткаем домики.
Уже после Норрчёпинга потеплело (до +5) снег сменился мелким дождиком или даже начало проглядывать солнце (ветер рвет тучи).
Погода все улучшается, по плану (15-40) съезжаем к Brahehus (развалина небольшого замка). Кафе с комплексными недорогими обедами = плотно обедаем. Гуляем к развалинам, отмечаем классный вид. Эсли бы еще дождя не было. Возвращаемся и заправляемся еще кофеем .
Вернувшись на магистраль катимся на круизе разрешенные 110 как вдруг дети взрываются криками «Беларусь» - это мы догнали Тойоту Авенсис на витебских номерах. Мужик (чего ты там один делал?)– надеюсь мы тебе тоже настроение подняли
Далее магистраль выходит к самому берегу озера. Есть удобное место паркануться и омыть руки водичкой.
Очень привлекает щит с описанием окрестных достопримечательностей (есть фотка в хорошем качестве, если кому нужно можно нарезать или расшарить где нибудь) - жена уговаривает меня не ехать в музей завода Хускварны, а заскочить в Мальме.
Далее по Е4, Е6 (автомагистрали) мы прибываем в самый центр города, к ратушной площади. Площадь заслуживает внимания своей архитектурой. Она уже не столь брутальная как в Стокгольме. Здесь уже тепло. Недалеко Копенгаген – велосипедов на улицах уже много.
40 минут на осмотр и магнитики – двигаем через центр к Мосту Öresund
Мост Öresund проложен через пролив Эресунн и соединяет столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост Öresund имеет протяжённость 7,845 м. Автомобильное движение на мосту четырёхполосное.
Стоимость проезда по мосту (более 45 евро) - наверное довольно эффективный фильтр датчан от небогатой части населения Мальмо (Кстати количество лиц азиатского вида, африканцев в Копенгагене намного меньше чем в Швеции).
Обращают на себя внимания знаки типа «Этот выезд – последняя возможность остаться в Швеции» . Дорога начинает плавно приподниматься и вот уже вокруг вода, море. Попытка сделать эффектное фото не увенчалась успехом. Мост интересен. Нам повезло и для масштаба в паре км проплывал морской сухогруз, поэтому высоту почувствовали. Интересно так-же решение прокладки части переправы по мосту а части в туннеле, выехав из которого, по сути, попадаешь уже в Копенгаген. Мы даже не успели сфоткать обозначение границы.
Вождение по Копенгагену довольно спокойное. Велосипедисты конечно не способствуют этому, но отсутствие возможности перестроится для обгона – успокаивает Настолько, что чуть не попал по своей вине в ДТП – практически на всем маршруте все левые повороты были с выделенной полосы на стрелку (отдельную секцию светофора). Все, кроме последнего разворота возле гостиницы. Получилось – зеленый, трогаюсь налево и на рефлексах торможу в пол, перед бампером проскальзывает встречный поток. В общем приехали. Машину на парковку за отелем (оплата возможна в отеле. При этом выданный талончик размещен под лобовое стекло. В тоже время на парковке был и свой паркомат).
Далее - гулять, искать ужин.