- Конечно, можно сразу дать много советов типа:
Внимательно читайте договор.
Не подписывайте НИКАКИЕ документы, не читая их.
Требуйте показать товар до того, как совершите за него предоплату.
Обращайтесь только к официальным представителям торговых марок.
Не доверяйте свое имущество, имущественные права по подписанным документам и не принимайте на себя чужие обязательства по платам.
И многое-многое другое, что обычно советуют умные люди, но это в общем, применить это на практике сложно, если против вас действуют мошенники со стажем, поэтому эти советы не являются руководством к действию в реальных ситуациях обмана.
Позволю себе провести краткую экскурсию по теории мошенничества. Расскажу об основных опасностях и психологических принципах построения мошеннических схем обмана покупателей автомобилей и иных дорогостоящих и не очень вещей.
Во-первых, запомните: если вас хотят обмануть и вы начинаете принимать участие (неосознанно) в этом процессе, то против вас действует хорошо продуманная схема обмана. Иными словами, кто-то (и это не один человек, а группа людей, заранее обдумавших ситуацию) уже просчитал ваши действия при разных вариантах развития событий на любом этапе процесса, поэтому вряд ли вы с ходу найдете выход из создавшегося положения, если вы уже что-то совершили по их просьбе, поэтому…
… совет первый: не сражайтесь с группой мошенников в одиночку. У вас должны быть рядом свои люди, которые обратят внимание на то, что вы не заметили, или подскажут что-то, чего вы не знаете, в конце концов, будут вашими свидетелями фактов наличия/отсутствия копий документов, сказанных слов и т.д. в самом худшем варианте развития ситуации.
Во-вторых, мошеннические схемы практически всегда ситуативны, то есть искусственно создается ситуация, когда вам надо срочно принимать решение, или все делается так, будто вы это решение уже приняли. Отличительная черта этого процесса - СКОРОСТЬ развития СИТУАЦИИ.
Пример: мошенникам надо оградить вас от ваших сопровождающих и по возможности это сделать так, чтобы вы остались с ними один на один с документами и деньгами. Звучит удивительно! Да кто же на такое согласится!
Пожалуйста - схема действий: на пороге автоцентра вас встречают два широко улыбающихся человека с беджами на ярких шнурках и в ответ на вашу фразу: "Я вчера звонил, и мне сказали про БМВ Х5 2014 года за 50 тысяч долларов" - говорят холодно: "Как ваша фамилия?" Вы отвечаете: "Сидоров". И тут происходит ЧУДО - они смотрят в компьютер и говорят: "Конечно! Что же вы так долго ехали, он же один остался у нас. Ваша бронь на автомобиль через полчаса истекает - с вас коньяк! Но вы не волнуйтесь, мы сейчас все быстро оформим. Пусть ваши родственники сейчас же с моим коллегой идут на стоянку смотреть машину, а мы с вами - в VIP-кассу с деньгами и документами. Мы вас со вчерашнего вечера ждем! Господин Сидоров, идемте же быстрее, уже пять человек про эту машину спрашивали - не каждый день такие варианты".
Казалось бы, что опасного?
Во-первых, вы ведь не знаете, действительно ли эти люди - сотрудники автоцентра. Они могут арендовать площади под видом комиссионной торговли и вообще быть КЕМ УГОДНО!
Во-вторых, я немного знаю людей, которые, первый раз оказавшись в ситуации, когда их обманывают при таком "приеме", не полезут в чемоданы за документами и деньгами, тем самым доказав мошенникам, что у них все с собой и они готовы расстаться с наличностью ПРЯМО СЕЙЧАС. Поэтому...
… совет второй: всегда убеждайтесь в достоверности того, где вы находитесь и кто в действительности перед вами, не торопитесь совершать какие-либо действия по чьей-либо просьбе.
То есть фирменный автоцентр - это не только шоу-рум с машинами и цветная вывеска на вход. Это можно оформить, сняв площади в любом супермаркете. Фирменный автоцентр - это фирменная идентификация (не зря автопроизводители стандартизируют внешний вид фирменных центров): флаги, пилоны. Самое главное - это работающий автосервис! Это не "зафуфлишь". Если вы видите здание, на котором висит фирменная вывеска, стоят пилоны, стоят новые автомобили вокруг здания; вы заходите внутрь - там есть зона сервиса, лежат оригинальные аксессуары на стойках, вас встречает сотрудник, у которого на визитке написано, что он сотрудник дилера, а не ООО "АвтоПлюсМинусЭксимСуперПродГарант", то вы можете смело начинать разговор. Не продолжайте разговор и не сообщайте какие-либо факты людям, которые отказываются сообщить вам сведения о себе (должность, имя, принадлежность к отделу и т.п.)
В-третьих, всегда имейте под рукой совет юриста того государства, в котором вы совершаете покупку. Звучит банально, но никто не понимает, зачем это надо на практике и как пользоваться этим советом. А на самом деле люди едут за покупкой автомобиля за 40-50 тысяч долларов в незнакомые места, как будто едут на пикник к друзьям в деревню: билет купил, паспорт взял, деньги не забыл: "Ну все, дорогая, с богом - завтра жди с машиной". Задайте вопрос другу: "Ты бы поехал со мной в Камбоджу покупать килограмм золота? А в Москву покупать машину за 70 штук?" Какой вариант безопаснее? Ответ: при незнании местного законодательства оба варианта одинаково вероятно оставят вас без денег! Совет "внимательно читайте условия договора" так же полезен, как и совет смотреть под ноги, идя по улице. Почему? Потому что он не содержит конкретных указаний, где читать, что читать, когда читать. Он лишь отвечает на вопрос как - внимательно.
Итак, вы приехали в салон - это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО салон по продаже автомобилей. Пред вами ДЕЙСТВИТЕЛЬНО менеджер, то, что вы видели в рекламе, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть в наличии за те деньги, к которым вы готовы, и вам дают почитать документы.
Совет третий: не пытайтесь казаться очень умным и не думайте, что вы знаете все, делая вид, что вам понятны все пункты того, что вы читаете. При малейшей неуверенности задавайте вопросы, дайте понять продавцу, что вы НЕ знаете всех тонкостей юридического оформления сделки, дайте прочитать ВТОРОЙ экземпляр вашему юридическому консультанту, которого взяли с собой, одновременно с вашим прочтением документа. Подписывайте именно ТЕ документы, которые вы читали, сразу, чтобы потом, унеся их "на подпись", вам не принесли другие варианты. Обязательно возьмите время подумать с договорами в руках, хотя бы полчаса.
В процессе чтения, думания вы можете звонить и консультироваться - будет нормально, если вы попросите выслать договор купли-продажи по электронной почте ДО приезда в автоцентр и на месте только сверите, тот ли вариант договора вы получаете на подписание.
В договоре обязательно должно быть написано, что:
Автомобиль новый.
Автомобиль свободен от прав третьих лиц и обязательств, в том числе таможенных и налоговых.
Там должен быть номер кузова того автомобиля, который вы выбрали (если автомобиль в наличии).
Договор вы подписываете с официальным дилером (неплохо было бы на всякий случай узнать название юрлица до приезда за автомобилем).
Выполнение нескольких простых советов поможет вам избежать неприятностей, но всегда помните, что схемы разрабатывают профессионалы своего дела, поэтому:
Если вы и близко не увидели того, что написано в рекламе, но "есть похожий вариант, только надо проехать/пройти в другое место или это вообще другая машина, - НЕ продолжайте разговор и уходите немедленно!!! Мошенники найдут 10 миллионов причин, чтобы вас заинтересовать и выманить деньги, но цель будет одна - ОБМАН.
Никогда не признавайтесь, что у вас с собой вся сумма денег. Если что, то мне подвезут, надо будет сходить в банк, деньги будут через два часа - вы этим сразу нарушите ситуативную составляющую схемы.
При малейшей неуверенности не стесняйтесь проверять, кто находится перед вами, что за товар он предлагает, вплоть до предъявления паспорта и документов на автомобиль.
Всегда держитесь вместе с теми людьми, с которыми приехали, - схемы мошенничества, как правило, НЕ рассчитаны на медленное рассмотрение группой людей и НЕ выдерживают коллективного восприятия - появляются вопросы, на которые мошенник просто не будет отвечать.
При существенных разногласиях в ценовых составляющих или имущественных рисках НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ договор. Помните: ВСЕ, что вы подписываете (даже чек в кассе - там банально может быть указана меньшая сумма, чем принята кассиром, или другие реквизиты получателя/отправителя платежа), надо читать скрупулезно.