"Интерес среди населения к покупкам в интернет-магазинах неуклонно растет. Правда, этот вид бизнеса по-прежнему страдает "детскими болезнями".
Пересчет виртуальности
Несмотря на то, что первые интернет-магазины в Беларуси начали работать около 7 лет назад, этот вид розничной торговли распространился сравнительно нешироко. По некоторым оценкам, через компьютеры в Беларуси ежедневно совершается лишь около тысячи покупок. Правда, в последнее время рынок электронной коммерции удваивается ежегодно. По оценкам Национальной академии наук, в конце 2006 года в республике функционировало более 400 сетевых магазинов, а ежегодные обороты этого сегмента оцениваются в 50 миллионов долларов.
На первый взгляд, количество виртуальных торговых точек не так уж и велико. Большинство столичных мини-рынков по числу рабочих мест "обгоняют" весь белорусский сегмент электронной торговли. Но некоторые эксперты отмечают: число белорусских виртуальных коммерческих площадок значительно превышает официальные данные. По оценкам председателя Совета директоров Центра электронного бизнеса [censored] Юрия Зиссера, в Беларуси функционирует свыше 1,8 тысячи интернет-магазинов и каталогов товаров, из которых 211 специализируются на бытовой технике, 194 — компьютерах и комплектующих, 206 — стройматериалах, 167 — мобильных телефонах. Около 14% белорусских пользователей интернета (всего их около 1,4 миллиона), совершают покупки раз в неделю, а приблизительно 4% — раз в месяц. 36% интернет-аудитории ни разу не совершали покупок "виртуально" и еще 41% делают заказы редко. Почти 5% пользователей разочарованы предоставленным сервисом и больше не желают прибегать к таким услугам. Чаще всего в сети приобретают средства телефонии — 42%, запросов на теле-, видеоаппаратуру — 33%, бытовую технику — 29%, компьютеры и комплектующие — 27%, фотоаппараты, аксессуары к ним — 18%, мебель и предметы интерьера — 15%.
Плюс меняется на минус
Предпринимателям работать через интернет выгоднее — сокращаются накладные расходы. Для потребителей преимущества сетевых торговых площадок: низкие цены, доставка на дом, возможность быстрее найти нужный товар.
— Есть товары, которые в интернет-магазинах традиционно дешевле на 15—20%, — говорит владелец одной из виртуальных торговых площадок Андрей Коляда. — Это, например, относится к бытовой технике. Правда, в последнее время цена уже не является доминирующим фактором при выборе "он-лайн" и "офф-лайн" магазина. Они становятся все более востребованными за счет экономии времени.
Но есть и "потребительские" минусы белорусских интернет-магазинов. Опрос на портале [censored] выявил претензии на проблемы со сроками поставки и несвоевременную реакцию продавца на заказ.
Однако самый большой минус — отсутствие возможности безналичной оплаты покупок. В некоторой степени это объясняется серой окраской немалой доли интернет-торговли. Значительная часть сделок в сети совершается в обход кассы, без выдачи чеков и квитанций, с другими нарушениями.
В итоге "обиженным" оказывается не только покупатель, у которого могут возникнуть проблемы с гарантийным ремонтом, но и государственный бюджет.
Витрина станет магазином
До недавнего времени юридический статус электронных магазинов не был четко прописан, что давало повод достаточно широко трактовать их деятельность. Но с сентября 2006 года торговля в белорусском веб-пространстве регулируется постановлением Совмина N 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет".
— Отныне интернет-магазин мы рассматриваем как деятельность в сфере розничной торговли, — объясняет замначальника управления организации торговли и услуг Минторга Лариса Миронова. — Так как оптовая торговля у нас не лицензируется и специальных правил ее осуществления нет, постановление ориентировано на розничную торговлю. Чтобы продавать в розницу через интернет, субъект предпринимательской деятельности обязан создать интернет-магазин и только после этого начинать торговлю.
Со вступлением документа в силу в начале марта 2007 года такой торговлей смогут легально заниматься только юрлица, у которых есть реальные торговые помещения — магазины. Это требование большинству нынешних участников рынка будет соблюсти несложно. По статистике, около 70% белорусских интернет-магазинов — виртуальные "клоны" реального бизнеса. Грядущее лицензирование, по мнению Министерства торговли, серьезно облегчит борьбу с магазинами-однодневками. Еще одно обязательное условие — размещение сайта магазинов на серверах, которые находятся на территории Беларуси. Словом, их владельцам придется пользоваться услугами исключительно родных хостинг-провайдеров. Доменное имя, согласно новым правилам, также должно быть зарегистрировано в отечественной зоне "by".
Среди интернет-торговцев единого мнения относительно нового закона нет. Конечно, он частично облагородит и упорядочит розничную торговлю в сети, но главных проблем сегмента не решит. В частности, открытым остается вопрос интернет-эквайринга — подключения на обслуживание сетевых магазинов банками для работы с платежами при помощи пластиковых карт. Эта услуга не только помогла бы "обелить" белорусский виртуальный рынок, но и значительно повлияла бы на культуру покупателей. Ведь именно отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через сеть, неудобства, связанные с отсутствием электронных расчетов, и определенное недоверие к такой форме торговли является главным препятствием в развитии электронной коммерции.
Лу Наумовский, старший вице-президент Visa СЕМЕА (регион Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки):
— Говоря о перспективах развития Интернет-торговли в Беларуси с использованием расчетных систем, надо отметить, что в стране нет банков, которые реализовали бы такой проект. Для этого необходимы существенные инвестиции в программное обеспечение, которое может на уровне терминалов электронных магазинов удостоверять сделку, как в обычном магазине. На Западе эта технология успешно используется, однако осторожность белорусских банков оправдана: в Беларуси спрос на такие услуги не достиг уровня, который бы сделал этот бизнес рентабельным.
Юрий Зиссер, руководитель Центра электронного бизнеса [censored]:
— В постановлении не определена политика по отношению к торговым площадкам. При "лобовой" интерпретации постановления сотни магазинов на портале http://www.shop.by или http://www.shop.[censored] должны закрыться только для того, чтобы "воскреснуть" под другими доменными именами. Доходы государства не вырастут, так как индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог. Уменьшится ли количество нарушений от введения лицензирования и увеличится ли число легальных покупок, сказать сложно. Ведь сам факт купли-продажи как совершался, так и будет совершаться вне Интернета, а при личной встрече покупателя и курьера-продавца.
Александр Романюк, заместитель директора по правовым вопросам юридической компании "Альфа-лоерс":
— Согласно постановлению выставил товар на сайте, описал его характеристики и получился Интернет-магазин. А как у вас товар приобретут: купят в магазине, на рынке, в офисе или при помощи курьерской доставки — никого не интересует. Любой белорусский корпоративный рекламный сайт сегодня можно признавать Интернет-магазином.
Александр БЕНЬКО"