Франция.
Мы совсем немного выбились из графика поездки, но совсем об этом не жалели. Пока что (ну почему в сутках на 30 часов? – задают себе вопрос, по моему, все отпускники ). По указателям на Париж выезжаем из Антверпена по автобану и проскакиваем менее чем за час последние 100 км Бельгии. Граница с Францией обозначена знаками и нужно снизить скорость (встречный поток выборочно контролировался полицией).
Франция – ограничение на автобане до 130 км/ч. Т.к. автобан по большей части двухполосный и учитывая наличие небыстроходных фур – скорость в 130 вполне комфортна. Держим путь на небольшой городок Уистреам в пригороде Кан. Хотя мы движемся на юг – температура за бортом падает и даже встречаем еще не растаявшие сугробы. По въезду во Францию, по плану – заехать на заправку (по отзывам здесь дешевле топливо и купить алкотестер – он как обязателен). На заправке (16-30) топливо совсем не дешевое оказалось, но что делать…
А про алкотостер: на заправке в продаже его не оказалось. Когда я обратился к продавцу он на англо-французском сказал, что требование алкотестера уже не актуально ("закон отменили и выбросили в унитаз, а те кто его придумал – козлы и бараны" – это была 2-х минутная пантомима для меня, и подошедшего за тем-же чем и я англичанином). Как на самом деле не знаю, "за что купил, за то продаю", но алкотестера не оказалось и на следующей заправку уже под Парижем..
Мы забрались уже довольно далеко на запад и солнце здесь уже не падает так рано за горизонт как в Польше и это дает шанс рассмотреть мост через Сену – Мост Нормандия (18-30).
Если проехать вот так (без гугл-подсказки сложно сообразить как попасть:
) То можно попасть на проковку, откуда совершить марш-бросок.
Мост конечно впечатляет, когда его рассматривать со стороны. Заехав на специальную парковку я хотел прогуляться до него пешком – оказалось, что для этого необходимо не менее полутора часов. Поэтому дежурное фото на холодном шквальном ветру – и далее – к морю. При проезде по мосту (въезд 5.30 евро) высота ощущается слабо (вот если бы пешком.. но остановиться уже негде), хотя по длине - действительно - один из самых длинных в мире. По впечатлениям ИМХО он проигрывает мосту через Босфор (может мне просто не с чем более сравнивать? ).
Дальнейшее продвижение было по платному автобану (где-то есть записи где и сколько платили – если кому интересно спрашивайте - найду). Процесс оплаты прост и бывает 2- видов:
а) При въезде на платный участок получаешь чек (дорога перегорожена автоматическими воротами-шлагбаумами. Над воротами в таких случаях горит синяя «t». Подъезжаешь, тиснешь кнопку, вылазит чек с магнитной полосой, открывается шлагбаум, едешь. При выезде подъезжаешь к автоматическим воротам (людей нет!) – я выбирал ворота с оплатой по картам (значок карты над воротами) – сунешь в приемник чек, сунешь в ТОТ ЖЕ приемник карточку (ВНИМАНИЕ – карты Беларусбанка Виза классик в евро, МастерКарт в долларах – не принялись, Была принята рублевая Виза классик Белгазпромбанка – а транзакция по ней, как и списание денег произошло только через неделю), шлагбаум открывается (можно натиснуть на кнопку и получить чек с суммой) – ЗАБИРАЕШЬ карточку – едешь далее (мой рекорд – 4 секунды, есть что сравнить с Польшей и ожиданием там в очереди до 10 минут).
б) проще – приехал – сразу сунул карту, забрал чек об оплате – поехал дальше. Повторюсь – я выбирал только ворота с оплатой только по карте (у меня много разных карт и я смог подобрать работающую).
Платных участков несколько. Сумма оплаты варьировалась от 1 до 8 евро, а общая сумма за всю поездку по Франции перевалила за 60 евро – НЕДЕШЕВО. Уже затемно (19-50) добрались до отеля. Здесь встретили (может и намеренное) «не понимание» английского от хозяина отеля, но выручила подоспевшая хозяйка, которая в 2 десятка слов определила нас в забронированный ранее, весьма уютный номер (самый дорогой за все время путешествия = 77 евро за ночь, без завтрака), описала как добраться до ближайшего казино и бара (Мы как могли отказались от такой экскурсии и отправились на поспать).
Утром ранний подъем, душ, кофе (электрочайник в номере присутствует) и в путь (8-30) – Мон-Сен-Мишель уже ждет.
Расплатившись выходим на улицу – а там … весна пришла. Теплынь (+6 по автокомпьютеру).
Цветы цветут, солнце греет. И конечно мы не смогли не остановиться на променад по пляжу. Пляж шикарен. Думаю летом он пользуется популярностью (широк, благоустроен, есть даже мета для мангалов, огороженный со всех сторон живой изгородью).
Прогуливаясь у кромки прибоя обнаружили, что нас потиху окружают морские воды – небольшое углубление между рыхлым и плотным песком (первоначально оно было примерно в 50 м от прибоя) уже начало заполняться водой, а прибой с каждой волной затапливал образовавшийся островок, на котором мы оказались.
Вовремя заметили – перепрыгнули через полуметровый ручей, а через 15 минут первая волна перемахнула через весь островок, полностью его поглотив. Так мы первый раз увидели прилив ( приливы на черном море по 20-30 см – не считаются ). Прогулка заняла всего час (еще зашли на мемориал в честь высадки и открытия второго фронта), но настроила.
Повертываем на запад. На обочинах зеленая травка, появились цветы, в придорожных кустах опознан цветок- мимозы.
До городка Понторсон 140 км, которые пролетаем менее чем за полтора часа. Дорога виляет – местность холмистая. Сворачиваем на Мон-Сен-Мишель – Если нет навигатора - не проедете, т.к. указатели встречаются заблаговременно и потом ведут до стоянки. Съехав с магистрали едем по узенькой извилистой дороге –глубинка северной Франции.
Если кто проголодался – есть трактирчики. Большое количество недорогих (30-60 евро за 2-х местный номер) отелей. Также есть кемпинг (кемпинг есть и возле самого берега). Похоже весна здесь уже давно, т.к. на поля уже выгнали скот. Первый вид на аббатство, и мы уже в предвкушении.
Оказалось рановато мы засобирались – еще несколько километров по дорожке и прибываем (10:50) на платную парковку (берем талончик в автомате на въезде). От стоянки можно добраться пешком до острова (2 км ~ 40 минут против ветра) или на бесплатном шатле (10 минут до остановки, ~10 минут ждать отправления, 3 минуты ехать, 5 минут еще идти).
С приближением к острову единое целое разбивается на россыпь небольших домиков и громадное строение аббатства, венчающее все это нагромождение. На входе столпотворение туристов (не представляю, что здесь твориться в сезон). Хотя то количество туристов оказалось мелочью, когда я посмотрел фотки в интернете . Встретили группу русских детей – они изучают французский язык и им будет проведена экскурсия на французском. Потихоньку поднимаемся мимо сувенирных магазинов и кафе к вершине – главной достопримечательности. Оплата за вход -2х9+1х0=18 евро (без аудио гида т.к русского нет, а бумажка с описанием маршрута на русском выдается бесплатно). Выданный листик + приобретенный путеводитель по аббатству провел нас по закоулкам примерно за 3 часа. Немного поприсутствовали на службе (совсем скоро пасха), что добавило впечатлений от посещения собора аббатства. Не могу сказать, что посмотрели мы все – но облазили многое.
Конечно- заночевать бы здесь (отели есть и на самом острове) – посмотреть на прилив – как эта вся грязюка поглощается морем… В общем – времени только на обед в кафе с видом на залив.
Посетителей немного, кушаем неторопясь. Официантка приняла нас за почему-то за поляков. Поправляем – Мы не поляки, и не русские мы белорусы из Беларуси. Впрочем она не знает где это. Наводящие «Minsk, … between Warsaw and Moscow, Kiev and Vilnius, between Poland and Russia», даже магическое «Lukashenko» (выручившее однажды в Амстердаме) не помогло –деревня не дошли сюда наши деды в свое время.. Вот сейчас пишу и вспоминаю: Наполеон, Березина, 1812-й… В общем прошу у тех кто там будет: напомните «гэтым нсвядомым» . Два бокальчика вина за счет заведения пришлось потребить жене (я же за рулем сегодня), всего за 3 комплекса оплатили 53 евро (с чаевыми).
Вернулись опять же на попутном двухголовом шатле в авто и в 15-30
попытались выехать. Автомат (принцип работы как на автобане) на выезде НЕ ПРИНЯЛ ни одну из наших карт. Мы были не единственными такими, в соседних воротах стояли с такой же проблемой испанцы. Через пару минут прискочил служитель, который без вопросов принял наличность (8.50 – по показанием автомата) и своим пропуском открыл нам шлагбаум (т.к чека не было мы подумали что, тут так зарабатывают – а как мы еще могли подумать – мы же из постсоветского …)
Итак – наша самая удаленная точка от дома – Проехали 2675 км. Спалили 164 литра солярки (6.1 л/100 км, ср.скорость 89 км/ч).
Далее мы едем к дому, а по дороге заедем в Париж (16:44 пробка у Кан, дорога -4 точки оплаты всего 15.50 евро, 18:21 съехали с автобана А13 – не доезжая 30 км Парижа, т.к. нам в Сержи, 18:50 заправились на Тотал по 1.394 excellium diesel, 19:30 разместились в отеле -40 евро ночь). Голландский сыр, бельгийское пиво, еще польские йогурты и нидерландские фрукты – нехитрый ужин автотуриста . А да.. еще немецкое шампанское – для крепкого сна- чего уж мелочиться – машина запаркована на 3 ночи.
Тяжесть от морального шока от такого отеля с таким комплектом отступила, шутка ли: номер 12 м квадратных всего оказался.
Париж.
Не были мы здесь никогда. Приехали – посмотреть, набросать план на следующие посещения столицы (уверен, что при любом раскладе: понравится/не понравится но ехать будет нужно). Поэтому преимущественно пешие прогулки, внешний осмотр. Пользуемся случаем и посещаем соборы, слушаем пасхальные службы (звучание органа в громадных залах бесподобно.. Вы были в Полоцке? Нотрдам-де-Пари, Санкре-Кер, Сен-Жермен-де-Пре звучат потрясно.).
День 1-й. Начался с перерасчета стоимости пользования общественным траспортом. Предварительный ориентир использования Карнета на 10 поездок оказался не самым экономным (мы жили в 5-й зоне). Потому были куплены в автомате с оплатой по карте 2 мобилиса (проезд на 24 часа в зонах 1-5) за 31.30 ( проезд в одну сторону стоит 5.80) а также ребенку Junior на 48 часов (зоны 1-5) за 14 евро (блин не записал и не помню точно). С такими ценами за проезд всерьез задумаешься о проезде на собственном авто… правда вопрос с парковкой.
Путь в Версаль. До Версаля легче всего добираться электричкой RER по линии С5. Версаль в четвертой зоне и нам не нужно ничего доплачивать. Электрички ходят часто. В общем в 9 мы вышли со станции RER (весь поток идет во дворец). Сразу у выхода стоят зазывалы и направляют за билетами в кассы через дорогу (там еще лавки с сувенирами, макдональдс). Очереди небыло и мы за 5 минут стали обладателями 2х билетов (15 евро за шт), а ребенку (11 лет) сказали что бесплатно. Раз такое дело, то м неторопямь зашли в макдональдс за кофейком – не делайте так. Потому, что завернув за угол мы увидели дворец и огромную толпу туристов. С этой точки это был муравейник. Быстрым шаго двигаемся занимать очередь, попутно отбиваемся от негров-продавцов сувенирной дребедени. Хотя музей только открылся (в 9-00) народ здесь видно уже стоял давно. В общем вчетверо сложенная очередь жаждущих медленно-медленно брела зигзагом ко входу. Врем ожидания составило почти полтора часа (хорошее, что температура воздуха была уже в плюсе, а ветер не сильно надоедал).
Подробно описывать внутренности Версальского дворца не буду – полно описаний в интернете более искушенных людей. Мое мнение – посетить обязательно. Ремарка – есть аудиогид, в том числе на русском, но рекомендую взять свои наушники т.к. их нет в комплекте (хотя устройство имеет возможность их подключения) а держать гида возле уха – рука устанет ( полный курс лекций порядка 3-х часов – по крайней мере у нас так вышло.)
Назад на С5 до Champ de Mars – к Эйфелевой башне. Выйдя со станции двигаемся вдоль Сены.
На бульваре множество катал-наперсточников дурят простой европейский и китаяпонский народ (все по правилам – есть следящие, есть заводилы и каталы). Предлагают вам сыграть бесплатно. Вы конечно выигрываете и вам тутже вручается 50 евро выигрыша. Заманчиво? Но мы это проходили это еще на стыке 80х-90-х на Комаровке. Но игра идет…
Эйфелева башня (очередь на много часов. Попасть на верх не удастся т.к. не побеспокоился заранее о билетах), Марсово поле (действительно поле – даже асфальта пожалели – не дай бог дождь), Военная академия (за ней здание Юнеско кстати), и по авеню de Lowendal добираемся до отеля (дома) Инвалидов.
Убеждаемся, что уже закрыто и идем ужинать в ближайший ресторан. Цену писать не буду – но здесь было не дешево (берлин отдыхает).
Проходим мимо позеленевших пушек (Ну кто так с оружием обращается?) сворачиваем на узенькую улочку Grenelle (по правой стороне есть классный магазин сыров. Ребенок мой не стал в него заходить т.к. о наличии магазина мой нос сообщил еще метров за 20 до того как я его увидел. Мы оказались единственными посетителями и не смотря на довольно позднее время – после 19-00 – да и в вечер перед пасхой нас вежливо обслужили предложив несколько альтернатив известному камамберу, комте, и естественно плесневелому блю. Кстати – попросите упаковать сыр – каждый кусочек упакуют в вакуумную упаковку), двигаемся по ней к бульвару Сен Жермен, и собору Сен Жермен де Пре. В соборе уже не было освещение – вернее все освещение было уже только от свечей. Это тоже было впечатляюще, так что даже расщедрились на пару монет (кстати тут похоронен король Польши Ян Казимир).
Выходим и двигаемся к Нотр-Дам-де-Пари. А здесь уже начинается служба и вход только по приглашениям. Толпа народу собралась на возведенных снаружи помостах и ожидает трансляции на установленном большом экране. На этом мы завершили прогулку – в отель – кушать сыр и запивать вином/пивом.
День 2. Опять приобрели 2 билета Мобили и проехали на RER сразу до триумфальной арки (площадь Шарля де Голя),
Гуляем вдоль Елисейских полей, Большой и малый дворцы, площадь Согласия, сад Тюильри (здесь мелким киндерам раздавали шоколадные яйца Kinder – шум был ого-го-го)- Лувр (билетов нет – очередь – мама не горюй) – церковь st-Eustashe (Здесь еще застали службу, вернее торжественное ее завершение, естественно с громогласным Органом – растрогались – пожертвовали – получили по конфетке ) – НотердамдеПари (очередь минут на 15. Идет непрерывно служба, играет орган. Молящимся выделен центр собора – туристы пытаются не шуметь.)
Выходим – возвращаемся к птичьему рынку спускаемся в метро (Cite) и едем до Сакре Кёр (метро - Barbes…). На улице Rue dOrsel выбираем ресторанчик – обедаем (можно и мидий в супе хорошенько закушать, например тут). Если у вас проездной – можно за пару минут подняться на фуникулере почти к самому подножию базелики, иначе пешочком. Опять много народу, служба, играет орган (честное слово нам не надоело и 5-7 минутные мелодии отлично «заходили»). Впечатления от базелики – византийский стиль не уступает готике, а если парижане ударяться в православие, то базилику переделать в православный храм можно просто сменив кресты.
Конечно стоит подняться на смотровую площадку (6+6+4 евро). Правда построенные в 1900х годах бетонные ступени уже стесались основательнее чем в соборах 17-го века (цитата дочери «Папа мне страшно тут. Сен мишель 400 лет простоял и видно еще столько простоит, а тут бетон только 100 лет стоит – наврядли еще на 100 его хватит..» )
По улице Корто спускаемся к метро, смотрим Монмартр.
По линии м12 можно вернуться в центр, можно доехать до башни Монпарнас. Предпринимаем вторую попытку попасть на эйфелеву башню, а там народу еще больше – оказывается ее только, что открыли т.к. была угроза теракта (минировали что-то как бы). В общем гуляем куда глаза глядят, например к фонтану Трокадеро и дворцу Шайо.
А видели метро на резиновых колесах? Нет? - Вот поезжайте в Париж:
(6-я ветка)
Почти на последней электричке возвращаемся в отель – спать – завтра ранний выезд.
ВСЕ!
Далее очень коротко, чисто для автомобилистов- тайминг выходного дня:
Дорога домой:
01.04. 07-50 – уже загружены в машине.
По навигатору до Познани (планируем там ночевку) 1333 км. Еду строго по навигатору, не анализирую маршрут.
8-20 выехали на А1 (проезжаем мимо аэропорта, посадочная полоса прямо НАД автобаном – когда на нас упал 787 – пригнулись)
9-30 свернули на А2
9-45 пост оплаты (13.80 евро)
10-10 съехали в Valencieness (Кэррифур, завтрак в макдональтсе, обмуть чуток машину)
11-31 продолжаем
11-50 Бельгия (по А7 нормальные такие дыры в полотне автобана = скорость 100)
12-06 поворот на Е42
13-1- съехали на А25
13-20 Нидерланды (последующий анализ показал, что мы сделали неслабый такой крюк на 40 км)
13-40 Германия
14-15 Видим Кельн
14-40 заезд на заправку. (схватил пистолет Superplus bleifrei. Чет меня тюкнуло – вырвал из бака его. Осмотрелся – точно бензин… 80 гр залилось. Добавляем 40 литров Diesel SB х 1.509 евро)
Едем дальше. Здесь уже везде в теньке сугробы снега –а мы уже отвыкли.
15-10 Дортмунд. Обращаем внимание, что начиная с Парижа мы видели всего несколько фур. Но весь путь довольно оживленное движение – практически всегда заняты все полосы, но скорость близка к максимальной.
Съезжаем на Е34
16-20 Въехали на Е30
16-40 Ганновер. На встречке пробка на десяток километров.
17-20. до Магдебурга 45 км. Кругом снег. Светит солнце. +3.
18-20 10км до Потсдама, заехали на паркин напередохнуть. Стоянка 20 минут
19-30 Одер. Граница Польши. Мы так и не попали в пробку. Считаю нам крупно повезло. Встречный поток был очень плотным и не быстрым. Мы хоть и ехали в потоке, но скорость была по германии в среднем около 130-140 км/ч, возле Берлина – снажали до 80 км,ч , но всего с пятОк-десяток км.
19-35 Здравствуй Польша – солнце затянуло тучами, пошел сильный мокрый снег. Стемнело сразу как-то.
20-40 Пункт оплаты (32 pln) Сворачиваем на Познань.
20-55 Заселяемся в отель Твардовски – крепкая **** (60 евро с завтраком).
Ну дальше уже не интересно (Варшава-Белосток-Бобровники-Минск) – это уже считай что дом родной. – 02.04 в 09-40 выехали из Познани. (Зправились на «левой» заправке Aushan 30 литров соляры – и она кончилась через 300 км. Жуть как машина ехала. 11.30 заправили 30 литров на Texaco – хватило до дома – машинка ожила). 13-20 Белосток.14-00 Бобровники – сразу на паспортный.через 20 минут у наших на зеленом коридоре (Тульпаны-посадочный материал – проехал успешно, как и стратегический запас голландско пива, бельгийского эля, французкого вина и коньяка. Сыр не пах )
19-00 (по уже нашему времени) Дома.
Наша прогулка завершилась удачно. Мы выполнили все что задумали, не жалеем что сокращенный отпуск заставил пользоваться автобанами и не позволил заехать южнее.
Поеду еще. Если не осенью, то в следующем году на подольше. Чтобы по деревням, да на скорости в 50-70…
Эх… дороги…
p/s/ Что за табличка APPAREL на французских, бельгийских автобанах (обычно под знаком ограничения скорости) ?