Ну что ж, пожалуй, начну…
Маршрут поездки предполагался следующий: Минск-Вильнюс-Таллин-Хельсинки (на пароме)-Таллин-Рига-Минск (ч-з Даугавпилс). Оговорюсь сразу: я был в Вильнюсе и Риге, супруга – в Вильнюсе. Поэтому кроме аквапарка посещать в нем мы ничего и не планировали. По итогу от маршрута не отклонились. Но обо всем по порядку…
День первый: Минск-Вильнюс…
Границу решили проходить в ПП «Бенякони» поэтому путь лежат по трассам М6-Р5-Р135-Е85. Тут рассказывать особо нечего, кроме того, что Минск провожал нас дождем.
На границу приехали около 15.00 в пятницу, перед нами 2 машины. Контрольный талон, паспорт, контрольный талон – и мы на литовской территории. Забрали паспорта и пока с ними что-то минут 15 химичили, таможня устроила пыжику хороший осмотр – с простукиванием, просветкой и заглядыванием в сумки. Литовец очень удивился, когда ничего у нас не нашел, сказал, что «Такого не бывает», принес паспорта и отпустил. Вот и ЕС…
Километров через 10 от границы начинается ремонт трассы – движение регулируется светофором (5 таких участков), одна полоса закрыта, местами перекопана, а местами вообще вырыта… так что не спешите, особенно ночью, а то можно и улететь. Жутко неудобно, но деньги у Евросоюза есть, так что скоро будем кататься в Акрополис по хорошей дороге.
Ну а тем делом приехали в Вильнюс. Заселились в отель Jeruzale – в прокуренный номер с крайне тесной ванной, кинули шмотки и помчали на горки в Ванденс Паркас. Двухместный номер 300 тыс., что по соотношению цена/качество оказалось самым плохим вариантом за всю нашу поездку. Лабусы, мать их….
Добавлено спустя 5 минут 46 секунд
День второй: Минск-Таллин…
Подъем в 8 утра, скудный завтрак, предоставленный отелем, заводим пыжика и стартуем. Направление – трасса E67, она же Виа Балтика. После выезда из Вильнюса и до самого Паневежиса (ок. 130 км) идет автобан с разрешенной скоростью 130 км/ч. Ям нет, качество асфальта отличное. Суббота, машин, соответственно, тоже немного, но и топить сильно не хочется, экономим солярочку , поэтому 110, круиз и вперед!
Паневежис обходим по кольцу, автобан заканчивается и начинается обычная дорога. По качеству 8 баллов – т.к. сильно продавлена колея, при перестроениях машину потряхивает. Такой участок идет практически до самой границы, после чего дорога на территории Латвии приобретает широкую обочину и становится значительно лучше. Держим сотню и наслаждаемся сосновым лесом.
Ригу обходим по кольцу (только это не такое кольцо, как МКАД, а просто сеть объездных дорог), указателей много и все понятно. Проезжаем Рижскую ГЭС, водосброс отгорожен высоким бетонным отбойником, поэтому Даугавы не видно, а жаль…..
Движение стало более интенсивным, но километров за 30 от города машин опять мало. Дорога – the best!
На привал остановились за 27 км от эстонской границы, стоянка на берегу моря (точнее две совсем рядом). Балтика!!!!!!! И совсем не холодная, а просто бодрящяя! Тут у нас перекур, перекус и перепив. Уничтожив часть запасов, продолжаем наш путь.
А вот и граница!
Ээсти Вабарик – как вам? Видели где-нибудь, чтобы слово «республика» писалось по-другому? Или чтобы слово «центр» в разных языках сильно отличалось? Нет! Как вам «keskus»?? По дороге встречаются указатели «Gaas», «Raadio Tallinn», «Hotell Euroopa»... Прикольный язык, одним словом…
Долго ли, коротко ли, приехали в Таллин. Нашли свой отель и кинули в нем кости.
300 тыс. за сутки, номер с удобными кроватями, большой ванной, балконом, и сытным теплым завтраком! Где такое счастье? Не скажу!))
Завтра предстоял ранний подъем и заплыв в Хельсинки. Поэтому выпив эстоонского пива (разбавленное, почти как в Швеции), легли на боковую…
Добавлено спустя 6 минут 19 секунд
День третий: Таллин-Хельсинки-Таллин…
6.30 утра… Рюкзак собран, термос заправлен, пыжик заведен. Переезд по городу в виду воскресенья и раннего утра оказался простым, справились даже с картой, чего не было вчера. Поставили машину на стоянку, о которой нам вчера рассказал таксист, за что ему спасибо. Дело в том, что парковке по всему центру Таллина платные, цена за сутки в среднем 5-6 евро, местами (в старом городе) доходит до 20… Возле магазинов, если стоишь более часа, тоже нужно платить. Местами на заезд к торговым центрам стоят шлагбаумы, так что даже час просто так не постоишь, нужно разбираться, как их открыть. Но на мелких стояночках шлагбаумов нет, там мы ставили машину пока гуляли по старому городу. Хоть и платная, но нас никто не трогал. Вот ее адрес: магазин Рими на пересечении Pohja и Rannavarav.
Так вот, насчет таксиста: он нам подсобил стоянку возле порта за 2 евро в сутки и без шлагбаума – адрес. На пересечении Ahtri и Paadi (привет минчанам, что поставили днем свою машину возле нас…). Итак, 2 евро, квиток под стекло и на паром.
Билеты на паром покупали за 10 дней, обошлись 72 евро для двоих туда-назад, но это одна из самых низких цен, т.к. на первый рейс в воскресенье действует скидки. Ах да, компания Таллинк – у нее, как мне показалось, по сравнению с остальными цены пониже.
Паром впечатлил. Долго описывать что именно, но на таких я не плавал, поэтому радости были полные штаны. Два часа на нем пролетают незаметно, особенно пока постоишь на палубе и зайдешь в дутик, поэтому очень скоро мы припарковались в Хельсинки.
Первое, что понравилось – это выезжавший из парома зеленый микрик на номерах ЕЕ-7. Привет землякам!!!
Второе – надписи в портовом терминале Хельсинки в т.ч. и на русском, чего, кстати, нет в Эстонии.
Пройдя метров 400 по коридору, попадаешь в город, точнее на остановку автобуса. Но т.к. билета у нас пока еще не было, а времени был вагон – мы пошли пешком гулять по городу.
Город прекрасный. Тихий, красивый, и, между прочим, один из самых экологически чистых. Мне он напомнил Сток, только немного уютнее. Тот же свежий морской ветер, обилие воды и зелени, комфорт передвижения… В общем, это лучше увидеть.
Зашли в центр туристической информации, где взяли путеводитель (карту города взяли бесплатно еще на пароме) и купили дневной билет. Стоит 7 евро и дает право на проезд во всем транспорте города и на пароме в крепость Суонмеллина (туда мы так и не добрались).
Первую часть дня посвятили городу, затем поехали в зоопарк, который рекламируют как старейший и самый северный в Европе. С вокзала в зоопарк каждые полчаса идет автобус №11. Вход в зоопарк 10 евро. Видовое разнообразие зверей не особо впечатлило, а вот их внешний вид и состояние – да. Выглядят они ухоженными и реально здоровыми. Природа на острове (зоопарк на нем) тоже классная, финская.
Потом покатались по городу на метро, зашли в 10-этажный ТЦ Стокманн и вышли из него, т.к. толкучка и духота, купили магнит за 6 евро(!), рассмотрели вокзал и на автобусе №15 отправились в порт, т.к. в 19.30 отправлялся паром в Таллин.
Ровно в 21.30 мы припарковались у терминала D, а в 21.45 уже ехали в пыжике в сторону отеля. Так закончилось наше короткое знакомство с Хельсингфорсом…
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд
День четвертый: Таллин-Рига…
Впихнув в себя завтрак (его подавала симпатичная эстонка в мини-юбке ), который включал кашу, джем, хлеб, сосиски, сыр, помидоры, йогурт и кофе, мы отправились в старый город. Атмосфера извилистых улочек 13-14 века успокаивает и расслабляет. Следует отметить, что старый город Таллина, в отличие от таковых Гданьска и Риги, не был разрушен, т.е. сохранился в своем первоначальном виде. Вот этим он нам и понравился.
Часа 3-4 как минимум на него стоит выделить. Особенно если подниматься на обзорные площадки. А их две – одна на ратуше, но работает только с 1 июня по 1 октября, и другая – на костеле возле башни Толстая Маргарита в северной части старого города. Эта работала сейчас. Вход стоит всего 2 евро и, заплатив их, вам придется подняться по винтовой лестнице в 250 ступеней. Только предупреждаю сразу: у кого проблемы с сердцем, есть отдышка или вы просто большой человек – будет тяжело – тяжело подняться и разминуться, т.к. лестница очень узкая, а подъем крутой. Но оно того стоит, невзирая на стремную «площадку», которая представляет 3 доски на скате крыши…
Виды на старый город и море открываются обалденные, особенно в ясную погоду. Не пожалеете.
Досконально все рассмотрев, мы еще чуток погуляли, купили магнит (3 евро, в два раза дешевле чем в Хельсинки), поговорили о жизни с обладательницей серого паспорта (паспорт негражданина Эстонии) и ушли из старого города.
Наш путь лежал по виа Балтика в Ригу.
К середине дороги прошел легкий дождь, воздух остыл и вся морская влага выпала в виде тумана, который тянуло с моря на трассу.
В таком виде вечером нас встретила старая Рига.
Наш хостел располагался почти в самом ее центре, в 3 минутах от старого города. С горем пополам припарковав машину, решили после переезда часик прогуляться, осмотреться на местности.
Потом было вкусное нефильтрованное пиво Цезу, рыбка и халявный вай-фай, но об этом не здесь…
Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд
День пятый: Рига-Минск…
Утро, Рига, хостел. Завтрак, состоящий из сколько хочешь кофе, тостов, джемов и сыров. Перекусив, направляемся через вокзал (посмотреть что за он) в старый город.
Туман, слава Богу, рассеялся, и даже начало выглядывать солнышко. Оббежали быстренько старый город, заглянули в пару костелов, сходили на набережную Даугавы, купили магнит (1,5 евро), после чего пошли тариться рижским бальзамом (6 лат за 0,5 л).
Впечатления от Риги…. Москва в миниатюре: пешики не ждут, пока загорится красный, возле вокзала куча попрошаек, вечером в старом городе русаки на джипе снимают девчонок, грязно, срачно, окраины убогие. В целом, кроме прогулки по старому городу, трансфера лоукостами и покупки бальзама там делать нечего.
Сделав такой вывод, мы попрощались с хостелом, завели пыжика и рвалули в сторону Родины на Даугавпилс.
Первые километров 50-60 дороги, которые построены на деньги ЕС, отличны, потом начинается разруха. В районе Екабпилса тоже есть неплохой участок, но он короткий. Надежда, что 30 км двухполоски перед Даугавпилсом будут как литовский автобан, не оправдались: дорога построена на закате совка и с тех пор не ремонтировалась. Там же увидели первый раз за всю поездку полицейских с радаром, ехали 98, пронесло…
В сторону границы решили ехать через город, дорога идет по его краю. Не знаю, как центр, но окраины производят депрессивное впечатление. За городом в сторону границы (30 км) идет дорога Р68 – по качеству типично российская, более 80 ехать стремно.
Таким вот мы доехали до границы, где нам хотели влепить 150 лат штрафа!!! (2,3 млн.), за то, что не остались ждать перед знаком «Стоп» и стоп-линией (которая вся вытерта), а только приостановились и поехали. Светофоров и шлагбаумов, кстати, нету. Но кое-как отбрехались. На выезде из ПП остановились перед знаком «Стоп», решили ануихнах, стали ждать, пока латыши к нам выйдут и заберут контрольный талон. Фигос под нос! Если б местный, который подъехал за нами минут через 5, не сказал, что мы сами должны подходить, так бы мы и стояли б там до сих пор. Дела до нас никому нет. Жесть.
Выехали на нейтралку, кое-как объехали глубоченные ямы, оставленные фурами, подъехали к ПП «Урбаны». Девчонка-погранец сама подбежала к машине (как везде у нас принято), выписала талон, и мы въехали на территорию. Там 3 машины и обязательная отметка в талоне о прохождении таможни (типа везде красный канал). Только вот проблема в том, что таможенник был один – и на отметки и на оформление временного ввоза машин латышей. Короче, если б на Берестовице было 3 машины – это 2 минуты, тут это были все 20.
Так вот мы вернулись на Родину…
Ну а дальше красивый Браслав (особенно после латвийской глубинки), соляра по 7 тыс., а не по 15,5, и жэстачайшы порядок. Однако это совсем другая история…
Добавлено спустя 41 секунда
Интересные факты:
Маршрут – 3 страны на авто, 4 столицы.
Проехали: 1815 км, средний расход (с учетом движения по городам) -5,8 л, за границей не заправлялись, хватило бака.
Полицию видели один раз, под Даугавпилсом, не остановили. В Эстонии на трассах камеры, о чем заранее предупреждают знаки.
Самым дорогим городом из посещенных был Хельсинки, Рига и Таллин по ценнику одинаковы и дешевле Финляндии, Вильнюс еще дешевле.
Самая лучшая дорога – Виа Балтика, в Ригу/Таллин ехать только по ней, через Латвию не рекомендую.
Пачка Pall Mall «там» стоит 2,3-2,6 евро, есть над чем подумать….
Жили в трех отелях, номера брали все двухместные с завтраком. Лучший по соотношению цена/качество – в Таллине, затем в Риге, Вильнюс на последнем месте.
Истратили около 500-600 у.е., по ресторанам не ходили, еду покупали в магазинах.