Отчет по поездке.
Выезжал 13.08.2011 в субботу с Минска в 12-30 . Далее по Брестской трассе до поворота на Белоозерск и потом до Иваново. До Иваново добрался с Минска за 3 часа- благо дорога позволяла это сделать. Заправился на окраине Иваново, зашли в местный универсам в центре и поехали к п.п. Мохро. Тут нас ждала “засада”. Было где-то около 16 ч. Перед въездом на погранпереход стояла очередь из машин 12-15, которая почти не двигалась. Из этих машин добрый десяток составляли микроавтобусы с украинскими номерами, пассажирами которых были «пролетарского” вида мужики (явно гастарбайтеры), все подпитые, из одежды только шорты. Откуда они ехали с заработков- загадка. Я не думаю, что из Беларуси, т.к. у нас уже зарплаты по «черному”(не нацбанковскому) курсу уже ниже украинских.
К 18 часам очередь наконец-то стала двигаться и где-то к 18-30 мы уже подъехали к пункту осмотра и проверки документов. Погранцы и таможенники работали размеренно, никуда не торопясь, и в 19-15 мы наконец выбрались с белорусского п.п. Через минут 10-15 уже были на украинском п.п. Прошли его очень быстро (минут 15) и дальше в путь на территории Украины. Вообще мне украинские погранпереходы понравились (не по красоте будок, а по механизму их работы). Такое чувство, что они больше работают «по понятиям”, чем по уставу (как наши погранцы). Проверок багажа почти никакого, даже, показалось, видимость охер…ной занятости у них поменьше. Все довольно быстро и без геморроя. И причем на всех пунктах, коих в дороге пришлось посетить немало. На обратной дороге в Комарине (на Украине Славутич) так совсем из будки не вылазили- посмотрели в окошко на машину, спросили- Ваша машина?, поприкалывались на счет Болгарии и все. Через 1 км. наш погранпереход- все по уставу, тщательный осмотр пассажиров, копание в сумках – ну что вы, контрабандисты возвращаются на родину из Болгарии и хотят нанести непоправимый урон нашей «цветущей” экономике.
Дорога пошла на Луцк. Подключил навигатор (Навител). Пользовался им впервые, поэтому многое было в диковинку. Первые 10-15 км. была не очень - довольно узкая, латаная, встречаются ямы, поэтому надо ехать аккуратно. Я еще в далеких 80-х, когда не было этих надуманных границ, по этой дороге катался (у меня дед недалеко от Мохро жил). Так такое чувство, что тогда дорога получше была и сейчас ее только латают. Дальше дорога стала пошире, получше и, по украинским меркам, вполне приемлемая. Начало темнеться. И тут новая засада. Попадаю в лапы украинских гаишников. Ситуация вполне стандартная- 72-й км. дороги Р-14 на Луцк (так написано в протоколе), дорога, по которой еду, пересекается с другой, причем я должен уступить. Но оказывается за метров 400 до перекрестка стоит (или висит) неприметный знак «Движение по полосам”, где указаны 3 полосы (левая- только поворот налево, средняя- прямо, правая- поворот направо). Дорога в одну полосу в каждом направлении. Но так как эти три полосы (скорее 2 дополнительные) появляются метров за 150 до перекрестка, то я, не успев ничего сообразить, оказываюсь в левой крайней полосе и мне разрешен поворот только налево, а не прямо - как мне надо. Никакого повторения знака непосредственно перед перекрестком и в помине нет (или хотя бы разметка с направлениями движения на полосах была). Я, конечно, сплоховал- пошел прямо. Гаишник тут как тут. Они пасутся на таких «кидаловских” перекрестках, новичков немало едет от границы. Пошел на написание протокола, что у мента вызвало неудовольствие (на лице). Предлагал мне оплатить на ближайшей заправке штраф- я ему ответил, что у меня есть целых 30 дней (он уточнил 15) для оплаты штрафа при условии, что я со штрафом соглашусь. Прикололо другое- когда он мне в будке протокол писал подошла жена и сделала замечание (перекресток неосвещен, знак стоит на приличном расстоянии от перекрестка, нет повтора знака перед перекрестком, нет разметки направления движения прямо на дороге), мент заявил, что если бы я попросился в самом начале не наказывать меня, то он бы просто так отпустил бы меня. Знаю я эти ментовские штучки- только заикнись так, доставал бы из лопатника 200 гривен (400 гривен- официальный штраф). Не для этого он здесь пасется, чтобы заниматься благотворительностью.
Обогнув красиво по навигатору Луцк, рванул далее на Дубно. Так как много времени потерял на погранпереходе Мохро и составлении протокола решил ехать ночью столько, сколько смогу протянуть. Вообще, я хочу сказать, зря уже так пугают украинскими дорогами, конечно не супер, но вполне приемлемо. И даже ночью я не испытал больших проблем. А отсутствие фур и грузовых авто способствовало нормальной крейсерской скорости. Навител, в общем целом, работал нормально, кроме города Черткова, где он меня завел к черту на кулички, откуда я еле выбрался. Обо всем этом я описывал на форуме чуть ранее. Почитайте, если интересно.
Напрягает наличие брусчатки в западноукраинских городах, особенно много в Черновцах. Жесть полная.
В пятом часу утра был в Черновцах, где вместо Навитела поставил IGO. И поколесил к румынской границе. В шестом часу (уже начинало светать) я был на украинском п.п. Очереди почти нет-пару машин. Прошел очень быстро. Зашел с документами к таможенникам, спросили –в Болгарию?, ответил-да. Сказали: сразу видно, кто в Болгарию. А почем это видно я так и не понял. 10 минут и мы уже на румынском п.п. Очередь была по пять машин в 2-х колоннах. Состояла из таких же автопутешественников, как и мы. Прошли за пятнадцать минут, приветливая женщина –таможенница посмотрела в багажник, на ломаном русском спросила про сигареты. Сказали, что не курим. И все – мы в Евросоюзе. Купили ровиньетку тут же в окошке на п.п. Три евро на 7 дней. Продают и за евро и за леи. Спросил про обмен валюты тут же на погранпереходе, погранец, оформлявший паспорта, сказал, что тут валюту не поменяешь.
Поехали в направлении Сучавы. Решили остановиться покимарить на какой-нибудь заправке. Проехав в сторону Сучавы км.20 остановились на дороге около заправки. Покимарив до девяти часов, позавтракали, я поколдовал с навигатором. Нужно было поменять деньги. Так как было воскресенье, с этим возникали большие проблемы. Но я заранее пробил по инету обменные пункты, которые работали в воскресенье. Оказалось не густо: в Сучаве и Тыргу-Муреш в магазинах Selgros. Рванули в Сучаву по навигатору до Selgrosa. Selgros оказалася большим торговым центром-складом, где отоваривают местных по каким-то местным карточкам. Мы сунулись с Maestro, на кассе отрицательно замахали головами и залепетали на своем румынском.
Евро успешно поменяли на леи (по курсу 4.17лея за евро) в обменнике с расчетом чтобы хватило на гостиницу в конце дня.
Наш дальнейший путь лежал на Гура-Хуморулуй в монастырь Воронет. Так как было воскресенье на дорогах было довольно много машин. Качество дорог отменное, но нет обочины, вдобавок глубокий ров для воды сразу за обочиной. Посетили Воронет- древний действующий монастырь, фрески старинные, много туристов как внутри территории монастыря так и за пределами. Далее поехали в горы на Ватра-Дорней. Вообще горная Румыния – это сказка, очень красиво и непередаваемо. В Ватра-Дорней свернули на дорогу, которая шла вдоль реки Бистрица и вела к Биказу. Дорога была не очень, с латками, чем-то похожая на украинскую. Где-то ближе к Биказу дорога стала лучше, река превратилась в большое озеро Lacu Izvorul. Так как было воскресенье, очень много румын отдыхало на природе. Причем палатки, мангалы размещались на любом удобном месте, вплоть чуть ли не у самой дороги. Машин было так много, так что на плотине у Биказа движение застопорилось и потребовалось вмешательство полиции для регулирования этого движения. Ущелье Биказ поразило свое красотой: отвесные скалы с обоих сторон дороги. Это надо видеть. На фоткались от души и в дальнейший путь по красивейшим горам до Георгени.
После Георгени путь лежал через еще один горный перевал до дороги, соединяющей Тыргу-Муреш и Сигишоару. В Сигишоаре намечали остановиться в гостинице перночевать.
Из предварительного просмотра отелей в Сигишоаре наметили отель Poenita и по навигатору поехали к нему. Но по дороге увидели указатели на данный отель, не совпадающие с направлением движения навигатора. Решили двигаться по указателям. Они привели на окраину Сигишоары по сути в частный сектор. Но до гостиницы самой нам не суждено было добраться. Мы увидели на частных домах название Cazare и решили вначале спросить на счет жилья там. В результате мы поселились в одну из таких частных гостиниц. За 120 лей у нас в распоряжении были 2 просторные спальные комнаты (каждая комната стоила 60 лей, если бы мы были вдвоем, а не втроем так совсем обошлось бы все в 2 раза дешевле). Машину загнали во двор дома. Конечно проблемы были с общением, т.к. румынский язык нефига не понять. Но метод жестов, ломаный английский (весьма скудный набор слов еще со школьной скамьи), написание цифр в воздухе, улыбки и смех позволили понять нас и хозяев. Хорошо выспавшись, попрощавшись с радушными хозяевами, в 10 утра рванули осматривать главную достопримечательность Сигишоары- цитадель или верхний город. Побродили по старинным улочкам, пофоткались. Встретили группу туристов (все в основном пенсионного возраста), говорящих на русском, сопровождаемых гидом. Хотели уже к этой группе подключиться и послушать рассказы гида. Но у них уже к этому моменту гид закончил.
Где-то уже ближе к полудню решили продолжить путешествие по Румынии. Вначале планировали ехать на Сибиу и далее на знаменитую горную дорогу Трансфагараш. Но после того как целый день до этого наездились по горам и серпантинам Биказа, решили, что крутых гор нам достаточно. Решили ехать на Брашов. В Брашове, в историческом центре, сплошь платные парковки, поэтому пришлось изрядно отъехать, чтобы бесплатно поставить машину. Посетили исторический центр Брашова, посмотрели на гору, на вершине которой большими буквами написано BRASOV и куда ходит телегондола (подъемник с ценой вроде около 17 лей на человека). Посмотрели на черную церковь (названа так потому что в свое время там был пожар).
Походив по историческому центру Брашова, решили продолжить свое путешествие до замка Бран, находящегося в километрах 15 от Брашова. Перед этим посмотрели по навигатору крупный торговый центр (MOLL), находящийся как раз по дороге в Бран. Сделали остановку в molle, подзатарились продуктами для перекуса, поглазели, посмотрели и пришли к выводу, что цены у нас в Беларуси на продукты не шибко ниже чем в данном molle. А по хозяйственным товарам даже дороже. Поехали далее на Бран. Навигатор упрямо вел по дороге, которая была перекрыта из-за ремонта на выезде из Брашова. Пришлось выруливать другим маршрутом, навигатор долго упирался, все просил вернуться назад, но в конце концов перестроился и вывел на нужную дорогу. По дороге за Брашовом с левой стороны по ходу движения наблюдали на горе крепость Рышнов. В Бран прибыли часам 6-ти вечера. Рыночек сувениров перед крепостью работал вовсю. Продавали всякую всячину из репертуара вампиров. Один из сказочных персонажей в виде вампира бродил среди гостей рынка, фотографировался, пугал (не сильно) детей. В замок не попали, т.к. стоял охранник и говорил, что уже закрыто (closed). Сфоткали замок из далека. Побродили по рыночку.
Решили уже не возвращаться в Брашов, а ехать дальше на Питешти. Поколдовав с навигатором проложил маршрут на Питешти и далее на Бухарест. Увидел на карте навигатора, что опять пойдет извилистая дорога- понял, что нас ждет горный участок. Так и было. За Браном дорога резко пошла вверх и начался красивейший горный серпантин. Мы даже остановились в одном месте по сути на вершине перевала, чтобы эту красотищу сфотать. Внизу были селения, серпантин дороги, закат солнца – все это завораживало.
В Питешти добрались к часам 10 вечера. Свернули на автобан до Бухареста. Дорога пошла веселей. Проехав километров 40 свернули на заправку, залили евро 5 дизеля литров 30 (стоимость порядка 1.3 евро за литр), проложил по навигатору путь через центр Бухареста до границы (не хотелось ехать по объездной Бухареста-о ней были крайне отрицательные отзывы). Ночной Бухарест прошел на ура. Недалеко от границы остановились на заправке и покимарили до часов 5-ти.
С рассветом двинули к границе, заплатили за мост через Дунай кажется 25 лей. Мост на ремонте, поэтому проезд был в одну полосу. Погранцов прошли быстро. Евросоюзовские машины так совсем без остановки этот пункт прошли. У украинцев, россиян, белорусов собирают паспорта и отметки там делают. Купил там же виньетку болгарскую на 7 дней (5 евро, карточкой не берут). Все – мы в Болгарии. Так как время позволяло, решили съездить в Ивановский скальный монастырь. Приехали туда довольно рано (в 7-30 утра), никого из туристов и обслуги там не было. Полазили там в свое удовольствие, пофоткались на краю скалы. Очень красивое место, рекомендую посетить. После этого поехали на Попово, Тарговиште и выехали на трассу Русе-Варна. Свернули за Шуменом с трассы, заехали посмотреть на Мадарский всадник. После этого ехали уже прямиком до Варны. Около Варны навигатор немножко почудил, поэтому на Бургас ехали по Варне уже по указателям, но вовремя не свернули на мост. Пришлось искать разворот, заодно перенастроили навигатор, поменяли денег (1 Евро=1.95 Лев), помыли машину на мойке (7 лев). Переехав мост, благополучно двинулись в направлении Солнечного берега. Где-то к 15-30 16.08.2011 мы уже были в отеле.
Пару раз за время отдыха (14 дней) съездили в Бургас на шопинг. Первый раз поперлись на Александровскую, машину поставил, как оказалось, на платную парковку. За что и был наказан заблокированным колесом и штрафом в размере 15 левов. У их оплата какими-то СМС-ками (без бутылки не разберешься). Александровская улица шибко нас не поразила. Можно разве выделить магазин Terranova, где мы прикупились различными шмотками по довольно хорошим ценам.
В часиков 5 вечера поехали по навигатору к Burgas Plazza. Так вот этот торговый центр мне намного больше понравился. Но так как нужно было спешить на ужин, то в первый раз мы долго там не были. Через пару дней поехали уже туда в часиков 11 дня и посвятили шопингу время аж до вечера.
Раза 3 ездили в Lidl- крупный продовольственный магазин, который находится по дороге в Бургас на перекрестке на Равду (в километрах 10 от Солнечного берега). Цены минимум в 1.5, а то и в 2 раза ниже чем в супермаркетах Солнечного Берега. Особенно нравилось мороженое (0.59 лева), если бы в номере в холодильнике была морозилка точно пачек 20 бы брали. Они видно специально этот магазин на отшибе поставили, чтобы всякий безлошадный люд (отдыхающие) из Солнечного берега, Несебра не могли по дешевке продуктами отовариваться.
Из белорусских авто видел только в Солнечном береге на стоянке около мебельного пассат B6 универсал и рядом с ним Honda Element c 7- м регионом. Да и еще один раз на выезде с Солнечного Берега перемигнулись с машиной с белорусскими номерами. Все таки видать кризис подкосил наши сплоченные ряды. В отличие от белорусов, машин с российскими номерами, да и украинскими, довольно много.
Накупавшись, назагаравшись 30.08.2011г. в 12-30 отправились в обратный путь. Решил ехать другим маршрутом (без экскурсий)- на Одессу. До этого еще дома в Беларуси тщательно изучил маршрут благодаря http://forum.aboutbulgaria.biz/viewtopic.php?f=14&t=18592. Отдельное спасибо создателям данного топика и особенно дяде Грише (он же gbs). Все умно, четко и по делу.
Поехал на Варну, Добрич, далее свернул на Констанцу, пересек успешно в районе Негру Водэ румынско-болгарскую границу. На паром в Силистру решил не ехать. Заехал на заправку румынскую Petrom (в км.6 от границы) купить виньетку, заправщица чуть не вбила номер техпаспорта вместо номера авто- видно было, что для них вдиковинку наши техпаспорта. В Topraisare свернул с трассы на Констанцу, чтобы срезать немного пути, согласно рекомендациям дяди Гриши (розовый маршрут). Единственное, что я не пошел напрямую на Меджидия (как прочертил дядя Гриша), а свернул вправо в районе Ciocarlia de Sus на Murfatlar. IGO отказывался видеть дорогу напрямую через Меджидия, а без него петлять по этому городишко как-то не хотелось. Дорога была пустынная, отменного качества. Прикололи с десяток поворотов строго под углом 90 градусов (повороты резкие, неплавные) через каждые 500-800 метров. Также впервые в жизни увидел объемные зеркала на поворотах (можно было видеть, что твориться за углом). Для чего было делать такие повороты на равнинной территории - загадка. Довольно часто (ну если не в каждом населенном пункте, то через один) стояли в населенных пунктах полисмены, поэтому ехал довольно аккуратно, стараясь не нарушать. Вообще Румыния, да и Болгария тоже, в части культуры поведения на дорогах водителей, очень понравилась. Едут, в основной массе, аккуратно, сплошную необоснованно не пересекают, через населенные пункты не летят- идут 70, пристроишься за ними и все пучком, моргают, если есть полисмены. Причем это касается всех водителей - и БМВ, и мерсов, и дач. У нас же поедь на серпантин Джубга – Сочи. Там же больше устанешь не от серпантина, а от беспрерывных обгонов и подрезаний на грани риска вечно спешащих крутых ребят на БМВ и мерседесах. Я за два дня, что был в Румынии (по дороге в Болгарию), прошел около 1000 км., причем основную часть по горной Румынии, и не увидел ни одной аварии. У нас же на кольцевой от Лошицы до Малиновки проедьте в пятницу в конце дня.
Лупятся один за одним в дым на прямой и гладкой дороге.
Далее пошел на Чернаводэ. Немножко поплутал с IGO. IGO повел на ремонт моста. Меня сбила с толку впереди идущая фура, которая бодро порулила под кирпич (куда указывал IGO). Я за ней, через километр дорога пришла в тупик. Быстренько развернулся и поехал как все машины едут. Все ждал, где же будут брать плату за проезд по мосту. Плату (5 лей) взяли, когда отъехал от моста км. 15-20. Но я так понимаю, это плата была не за мост, а за проезд по автостраде. Начались виноградники, остановились – купили винограда, леи еще остались –нужно было их истратить. Далее пошел через Фетешти согласно зеленого маршрута, описанного дяде Гришей. Дорога также была пустынная, отменного качества.
Дальше путь лежал на Бреилу и Сирет. Начались арбузные бахчи, причем они были не сразу около дороги. Сразу около дороги («санитарная зона”) росло какое-то растение, внешне похожее на подсолнечник, но это был не подсолнечник- колючее, без семочек. Арбузы продавались за копейки (что-то около 0.3 лея за кило если не дешевле), но у нас уже не было леев. К границе подъехали в районе 9-ти вечера. Вообще, пункты пропуска государственной границы бывшего Советского Союза, поражают своей монументальностью, я даже бы сказал величественностью. Они резко выделяются по сравнению с будками, что пытаются возводить «самостийные и незалежные” на границах между собой. Сразу начинаешь понимать, что за державу мы потеряли, воздвигнув вместо нее непонятные «незалежные” образования с тем более непонятными и вшивыми границами.
Очередь была из машин 8-10 в 2 колонны для стран не Евросоюза. Все ехали в основном из Болгарии. Очередь шла неспешно, если не сказать медленно. По сравнению с тем как мы проходили в Черновцах границу- это было небо и земля. Там я прошел границу за минут пятнадцать, даже не глуша двигатель. Здесь же более менее быстро работала женщина-таможенница. Остальные же делали вид охер…ной занятости и потихоньку, в глубине души, издевались над всеми этими русскими, украинцами, белорусами. На колею для машин из Евросоюза допускали из пришлых только молдован. Прошла при мне там и одна украинская машина. Почему ее там пропустили - не знаю. Может потому что авто Мерседес ML , может потому что есть ребенок до 3-х лет. А так все остальные «незалежные” стояли бодренько в 2-х колоннах в полосах для неполноценных. В 11 вечера наконец-то румынский п.п. был пройден. Молдован, на их монументальном пункте пропуска, доставшемся в наследство от Советского Союза, интересовало только, такое чувство, чтобы ты оплатил 2 евро в кассу за экологию. Плату за дороги стыдно брать - дорог то нет, так выдумали- за экологию. Продолжили путь по Молдове. Через километров 50 подъехали к непонятному образованию с 2-мя шлагбаумами. Оказывается это был молдаванский пункт пропуска перед заездом на Украину. Свет горел только в вагончиках вдалеке, да на улице пару ламп горело. Из машин около будок одна фура стояла, но она ехала на Румынию. Район шлагбаумов никак не освещался, даже как-то жутковато стало. Не вырубая габаритов, сходил в приграничные кусты. Перед мной еще одна машина стояла, так что хоть это спасало, что не одинок в своих тревожных ожиданиях. Простояв минут 10-15, решили идти к будкам спросить что да как. Подошли, спросили, обрадовались, что жизнь в будках теплится. На наш вопрос – что нам делать?, ответ- ждите своей очереди, скоро вас запустят. Какой очереди, кто в этой очереди?- это осталось загадкой. Скоро нас запустили, пропустили мигом, только паспорта владельцев и техпаспорт отметили у себя в компьютере. Украинские будки также прошли очень быстро.
Дорога до Одессы так себе, на 3+. Ямы и колдобины как-то больше попадаются вначале (это если ехать от молдавской границы). Дальше вроде ничего, по украинским меркам довольно сносная дорога. В часа четыре ночи уже был на трассе Киев-Одесса. Киев-Одесса-трасса скучная, рассказывать особо нечего. Вместо IGO установил Навител. В Киеве были в разгар дня, жуть полная, весь город в пробках. Благодаря Навителу кое как выбрались из города. На кольцевой Чернигова свернули на Комарин. На Новую Гуту побоялся идти, боясь очередей (было 31 августа). Про пограничные пункты Славутич и Комарин я писал ранее. Пустынные, рекомендую ехать. В 16 часов были в Комарине. Заправились белорусской соляркой, зашли в местный магазин, перекусили и дальше в путь домой. Навител показывал 420 км. до дома. В 20-15 уже был на стоянке около дома. Обратная дорога -1830 км. Общий пробег – 4200 км. Средний расход ДТ -5.3 л., машина Тойота Королла Версо 2.2D
P.S. Поездка на авто в Болгарию- дело конечно утомительное. Но если человек любит авто, его не шибко напрягает вождение, хочет посмотреть другие страны, а не только лежать на пляже- это то что нужно. Да и навигатор сильно поможет. В Румынии (особенно) и Болгарии без него делать нечего. Румыния – страна очень красивая и ее стоит однозначно посетить. Никакого сильного геморроя и страхов там нет. Жалею, что не посетил знаменитую горную дорогу Трансфагараш, но не разорвешься за 2 дня. Шибкого преимущества между дорогой на Одессу и дорогой на Черновцы не увидел. Я думаю, что если Украину проезжать ночью (меньше загруженность трасс) и Румынию напрямую без заезда в горы, то как по времени, так и по километражу будет примерное равенство. У дороги на Черновцы даже есть небольшое преимущество - меньше границ и менее геморройная румыно-украинская граница (чисто субъективное мнение).