"Toxic с повадками румбульских кидал начала 90-х"
Так оценил услугу, предоставляемую компанией Bite, один из потребителей.
И снова вопрос, связанный с Toxic — якобы услугой, якобы предлагаемой третьим якобы оператором мобильной связи. Все эти "якобы" рождены сомнением в том, что заявленное литовским предприятием Bite выполняется. Понятно, что любой компании требуется время на адаптацию к рынку, всякое предприятие проходит стадию становления и развития. Но почему происходит это за счет клиентов?
Виктор МИХАЙЛОВ
Утраченные иллюзии
Что мы знали о Bite перед тем, как компания весной победила в аукционе на предоставление лицензии третьего латвийского оператора мобильной связи UMTS/GSM? Например, то, что это предприятие работает в Литве десять лет и является частью датской компании TDC, которая является крупнейшим предприятием по оказанию телекоммуникационных услуг в Дании. Компания специализируется в ряде отраслей бизнеса и предлагает интегрированные решения в области фиксированных и мобильных коммуникаций, Интернета, передачи данных, кабельного телевидения и телефонных справочных служб. TDC к тому же находится под начальством европейского гиганта Vodafone.
Чего мы ждали от Bite после того, как предприятие объявило о начале своей непосредственной деятельности — предоставлении услуг мобильной связи? Привлекательных цен, развитого спектра предложений, хорошего роуминга и т. д. Словом, высокого сервиса, характерного для западной компании.
Чего мы дождались от Bite? Мы увидели, что компания, еще не начав действовать, стала расчищать плацдарм для будущей деятельности, пытаясь прикрыть свое неумение договориться с коллегами по цеху очернением конкурентов. Далее, не создав сеть, компания посчитала, что это не является препятствием для начала работы. И нам показали лучшие образцы торговли воздухом, поскольку карта предоплаты Toxic очень сильно рекламируется, но не отвечает даже минимальным требованиям, предъявляемым потребителями к мобильным телефонам.
Речь, естественно, идет об отсутствии договоров о межсоединении телефонов Bite с крупнейшими операторами мобильной связи (с телефонов LMT и Tele2 дозвониться до абонентов Toxic нельзя).
Bite не предупреждает об опасности!
Например, вчера к нам в редакцию пришло письмо от читателя Сергея Б., который, по его собственным словам, "купившись на рекламу, приобрел карту Toxic своему сыну, учащемуся четвертого класса одной из рижских школ". Приведем выдержку из этого пространного письма: "После школы мой сын ходит на тренировку, и обычно мы созваниваемся в перерыве. Обычно звоню я или жена, поскольку для нас так выгоднее. А купив карту Toxic взамен "Рыбки", хотели еще сэкономить — в рекламе обещали очень дешевые звонки и sms. После того как я не смог дозвониться до сына более часа, честно говоря, уже начал думать что–то нехорошее. Поехал в школу — там сказали, что сын ушел. Я на тренировку… Слава Богу, нашелся. Я его ругать начал, что трубку не брал, а он чуть ли не в слезы. В общем, выяснилось, что нельзя с Tele2 на Toxic позвонить. Вот я и спрашиваю: почему эта фирма Toxic предлагает такую недоделанную услугу, не объясняет, что у нее все дешево, но некачественно? Неужели так принято вести дела на Западе, откуда пришли эти фирмачи из Toxic с повадками румбульских кидал начала 90–х?.." Конкретная такая история. Тут вот еще что важно. Bite заявляет о том, что карта предоплаты Toxic в основном ориентирована на молодежь — детей, подростков, студентов. Эта ориентация предприятия предполагает и разработку рекламы в стиле, понятном жителям соответствующей возрастной категории. Покупаясь на агрессивную рекламу, подростки раскручивают своих родителей, требуя купить модную карту. Но, помимо модного дизайна, в этой карте есть мало других услуг. При том, что при определенном стечении обстоятельств Toxic может стать опасным. Случай с Сергеем Б. только подтвердил наши опасения. Почему Bite не предупреждает родителей о том, что они не всегда смогут дозвониться до своих детей, пользующихся картами Toxic?
Способы борьбы
Вместо того чтобы бросить все силы на достижение договоренностей с LMT и Tele2, Bite публикует на своем сайте следующие заявления, которые, по мнению предприятия, объясняют недоразвитость их услуг: "Избегая конкуренции и пытаясь оттянуть вхождение Bite на рынок, самые большие латвийские операторы мобильной связи искусственно затягивают подписание договоров о межсетевой связи с того дня, когда были объявлены результаты аукциона на получение лицензии. Из–за созданных этими операторами бюрократических препятствий BITE подписала такoй договор с Latvijas mobilais telefons (LMT) только 22 сентября. Договоров о межсетевой связи Tele2 не подписалa до сих пор, хотя уже в июле подписанные договоры с Lattelekom, Telekomunikaciju grupa (Telegrupa) и Telekom Baltija (Triatel) доказали, что имеются все возможности это сделать".
В то же время необходимо указать, что, несмотря на подписание в июле договоров с Lattelekom и Triatel, абоненты этих операторов не сразу могли дозвониться до номеров Toxic. А договор с LMT хоть и подписан, но вступит в силу неизвестно когда. Получается очередная фикция? Да, еще Bite указала, что обратилась в Комиссию по регулированию общественных услуг. "Вести Сегодня" обратилась в это учреждение за комментариями, но не получила их: тамошний пресс–секретарь Янис Микельсонс сказал, что во вторник (то есть сегодня) будет решение суда, после которого он будет готов что–то комментировать.
Качество оставляет желать лучшего. Много лучшего
Когда мы оцениваем работу Bite, мы в первую очередь ведем речь об отсутствии межсоединения с LMT и Tele2. Это вопиющее безобразие, но если бы только оно наблюдалось в качестве слабых мест нового оператора. Дело в том, что в большинстве рижских помещений абоненты Toxic не имеют шансов поймать сигнал приема. Зоны нет. Как нет ее и в некоторых районах города. Понятно, что зона — дело наживное. Но эту проблему нельзя вычленить из комплекса якобы услуг Bite. Этот оператор, если обобщить все данные, является наиболее виртуальным из всех возможных. Поскольку продает то, чего нет, тем, кому это не нужно. Зато на интернет–сайте Bite говорится, что "наша работа является воплощением внимания к клиенту, для нас важен каждый клиент, мы видим мир глазами клиента, мы стремимся понимать и уважать потребности наших клиентов, предлагать им лучшие решения, мы сдерживаем данные обещания, мы обещаем лишь то, что действительно сможем выполнить, мы всегда выполняем свои обещания". Впрочем, есть там и другая мысль, также относящаяся к разделу, где говорится о ценностях компании: "Мы учимся и развиваемся, мы делимся идеями и опытом, мы ставим друг перед другом трудные задачи, мы не боимся ошибаться и учимся на ошибках". Хотелось бы к последнему тезису добавить, что учеба эта зиждется на ошибках клиентов.