Февраль 2009 года !
Несмотря на расширенный формат прямой линии, глава life не успел ответить на все многочисленные вопросы слушателей, которые, кстати, продолжают поступать до сих пор.
По предварительной договоренности с г-ном Эрмишем, 19 марта этого года на Радио [censored] состоится вторая сессия вопросов и ответов.
Полный вариант разговора слушайте тут
Как сегодня чувствует себя самый молодой мобильный оператор Беларуси? На что вы надеялись до прихода на рынок, как скоординировались планы после вхождения на белорусский рынок?
Мы работаем на протяжении уже трех месяцев. Количество наших базовых станций выросло с 200 до 850, существует более 70 эксклюзивных магазинов life:), в день подключается 4-5 тысяч новых абонентов. Во всех областях работы компания растет очень активно, причем все области "подстегивают" друг друга. Трудно говорить о конкретных цифрах, пока не закончился квартал, но, пожалуй, количество прирастающих клиентов - это очень важный показатель.
Каков портрет среднестатистического пользователя услуг life:)?
Что касается среднего портрета по возрасту, то это люди от 17 до 22-24 лет. Основной контингент - в районе 20-22 лет, очень динамичные, очень умные молодые люди. В дальнейшем мы планируем ориентироваться и на другие возрастные группы населения в стране, но именно эта молодая, динамичная первая группа поможет нам перейти к остальным, так как они будут рекламировать наши услуги своим родителям, сестрам, братьям, родственникам, друзьям.
Вы пришли зарабатывать деньги или продвигать некую социальную сеть?
Фактически мы собираемся создать и то, и другое: и социальную сеть, и делать деньги. Сперва нужно вызвать улыбку и завоевать сердца наших клиентов, а без этого мы не сможем заработать никаких денег. Согласно нашему бизнес-плану, до конца нынешнего года мы хотим завоевать 1 миллион абонентов при помощи рекламы и других действий. Затем будут расти и обороты, и доходы. И еще один важный момент: мы не просто берем деньги у клиентов, мы пытаемся сделать наши услуги удобными и комфортными. В настоящее время клиенты могут говорить бесплатно сколько угодно, а в дальнейшем они смогут пользоваться большим количеством наших услуг.
Через какое время планируется окупить вложенные средства компании life в Беларуси?
Мы не совсем можем раскрывать размеры инвестиций и планы по их возвращению, потому что life котируется на нью-йоркской бирже. Но мы хотим сказать, что в мире мобильной связи существуют компании, которые быстро "отбивают" свои средства, и обычно это происходит через 5-7 лет. По нашим планам life собирается быть рекордсменом в этой области и сделать это гораздо быстрее.
Премьер-министр страны Сергей Сидорский призвал снизить тарифы для всех мобильных операторов. Вы не признаете влияние кризиса на Беларусь в принципе или только касательно тарифов на связь?
По этому поводу я хотел сказать, что, во-первых, по сравнению с другими развивающимися странами Беларусь находится в руках очень хорошего управленческого коллектива, поэтому мировой кризис, который привел к большим потерям в других странах, здесь не так сильно ощущается. И второе, что хотелось бы сказать: цены на товары и услуги не зависят от обменного курса доллара, а зависят от того, что есть у людей в кошельках. Если зарплата у людей не растет, а какой-то оператор повышает тарифы, то люди просто не будут пользоваться услугами этого оператора, и он проиграет. Поэтому мы приняли решение: до тех пор, пока зарплаты не будут расти, мы не будем повышать тарифы. Для нас это невозможно и неприемлемо. В таких случаях мы будем лучше управлять нашей компанией, становиться более прозрачными для клиентов, упрощать наши услуги для того, чтобы завоевать их лояльность, чтобы они к нам приходили и пользовались нашими услугами. Мы не теряем никакой прибыли, потому что эффективно управляем компанией. Поэтому даже если будет какая-то потеря прибыли в будущем, это будет справедливо. Этот груз должен быть равномерно распределен между всеми, а не упасть только на наших клиентов. Это политика международной группы компаний Turkcell во всех странах, где они присутствуют.
Как долго будет "нулевой" тариф за минуту разговоров внутри сети?
Нулевой тариф на звонки внутри сети - это навсегда. Наша идея, принцип и мечта в том, чтобы 10 миллионов белорусов говорили друг с другом внутри сети life бесплатно. А мы будем зарабатывать деньги на дополнительных услугах: мобильный бизнес, мобильные покупки, мобильный банкинг, интернет, развлечения и так далее. Я был в Барселоне на мобильном конгрессе, и там эксперты говорили, что через 5-10 лет общение в GSM-сетях будет бесплатным, а операторы будут зарабатывать на коммерческих услугах, на видео, на музыке, и мы уже сейчас претворяем это в будущее в Беларуси.
Как строится маркетинговая стратегия? Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями, когда бюджеты на продвижение нерационально завышаются, и как строится бюджетирование маркетинговой деятельности в life сегодня?
Любой оператор, входя на рынок, пытается сделать так, чтобы он стал так же узнаваем, как и его конкуренты. Уже начиная с февраля мы переходим на маркетинг того же уровня, на каком находятся наши конкуренты - средний по уровню. Но мы стараемся настолько эффективно и грамотно планировать свою маркетинговую политику, чтобы быть эффективнее наших конкурентов на 30%. То есть если наши конкуренты платят 100 долларов за продвижение, они и получают услуг и эффективности на 100 долларов. Если платим мы - то получаем на 130.
Как прижился коллектив БеСТ? Как себя чувствуют люди и трудно ли находить с ними общий язык? Быть может, некоторые люди не знают или не хотят учить английский язык?
Что касается общения, то мне кажется, что это не главное. В общении главное - эмоциональная составляющая и доверие. Когда начинаешь работать, в первую очередь нужно, чтобы тебе улыбнулся и начал верить твой потребитель. Затем хотелось бы, чтобы твои партнеры тоже начали доверять и улыбались тебе. И третье, важно, чтобы коллектив, с которым ты работаешь, начал доверять и улыбался тебе. Что касается бывших сотрудников БеСТ, то фактически life работает с той же командой. Они очень толковые, грамотные, умные ребята. С ними приятно работать, и кажется, что мы нашли с ними взаимопонимание. Мы одна команда и одна семья. Кто не знает английского языка - уже начато обучение, есть специальные электронные программы, наняты преподаватели. Понятное дело, что мы учим русский язык и общаемся на двух языках: и на английском, и на русском.
Какова зона покрытия сети life на территории Республики Беларусь?
Что касается покрытия и качества связи, то буду говорить откровенно: когда компания только входит на рынок, конечно же, с таким количеством новых клиентов (4-5 тысяч в день) возникают некоторые проблемы. Больше клиентов - больше оборудования. Мы читаем комментарии клиентов на форумах, сайтах. Кто-то говорит, что у него слабое покрытие дома, кто-то не может "словить" сеть, скажем, в дороге. Но есть масса людей, благодарных, что там, где раньше не было сети, она появилась. Есть как позитивные, так и негативные комментарии. Стоит отметить, что через месяц у life уже будет 1000 базовых станций. И мы обещаем, что в течение 2009 года мы разовьем самое лучшее покрытие и предоставим самые лучшие услуги. Это же будет касаться и 3G-сетей. Хотелось бы продемонстрировать на конкретных цифрах: 3 месяца тому назад географическое покрытие территории страны составляло около 30%, а сейчас - 58,2%. Что касается населения, проживающего в Беларуси, то мы покрывали территорию, где проживало около 50% населения, сейчас - более 90%. Рост составляет 2 раза в течение трех месяцев.
Украинский life предоставляет возможность автоматически информировать абонентов, звонящих на старый номер, о существовании нового, с помощью sms. Будет ли такая услуга в Беларуси?
В настоящее время существует очень большое количество услуг, в том числе и музыкальных, и развлекательных, и других. Некоторые из них разрабатываются или вводятся на Украине, в Турции, в Германии. В срок от двух до шести месяцев все они будут представлены и в Беларуси, включая и услугу по информированию посредством sms о смене номера.
Будут ли новые, оригинальные сим-карты компании life:)? Также слушатели интересуются услугой выбора номера.
Что касается сим-карт, то мы сейчас пока пользуемся старыми картами БеСТ только потому, что есть определенный их запас. Каждая сим-карта стоит по доллару, и не имеет смысла их сейчас выкидывать. Ведь на доллар беднее становится страна, компания, клиент. Но сейчас этот запас заканчивается, и вскоре мы выйдем с оригинальными сим-картами с логотипом life. Что касается услуги выбора номера, то она появится через 3-4 месяца. Для этого необходимо некоторое техническое обновление. Если клиент приходит в оригинальный сервис-центр, клиенту могут помочь выбрать номер.
Может быть, вы планируете повышать обязательный ежемесячный платеж?
Как уже говорилось, все это зависит от доходов людей. Так как сейчас доходы людей не растут, то повышения обязательного платежа не будет.
Какие новые тарифные планы готовит компания life для белорусских потребителей?
В основе нашей стратегии лежат простота и прозрачность. Мы не хотели бы создавать огромное количество тарифных планов для того, чтобы усложнить жизнь себе и клиентам. Сейчас у нас есть два тарифных плана на "на голос" и один для Интернет-услуг. Я говорю про физических лиц. И мы готовим еще один тарифный план, который появится, наверное, через два месяца. Он будет скорее рассчитан на аудиторию от 20 до 35 лет. Не хотелось бы описывать его детально, пусть он будет сюрпризом для абонентов. И еще хотелось бы сказать, что любой абонент life сможет переходить абсолютно бесплатно и свободно с любого тарифного плана на любой другой. Но, помимо базовых тарифных планов, будет множество дополнительных услуг, которые можно будет свободно добавлять к своему тарифному плану. Интернет, международные тарифы и так далее - все это можно будет собирать, как конструктор.
Как будет развиваться услуга роуминга?
Что касается роуминга, то я поговорил с техническими специалистами. Они сейчас готовят новинку - новую технологию. Она будет запущена в июне этого года, плюс-минус один месяц. Кроме того, появится единый роуминговый тариф, в который вы просто не поверите. Снижение тарифов на роуминг будет не в пределах 30-40 процентов, а в разы: в пять и более раз. Это будет самый большой сюрприз, который вы можете ожидать.
Ведутся ли переговоры по внутригосударственному (национальному) роумингу, будет ли он платным?
Зачем нужен внутригосударственный роуминг: когда приходит новый оператор, не покрывает сотовой связью всю территорию и вынужден пользоваться оборудованием других операторов для того, чтобы покрывать нужную территорию. Понятие внутригосударственного роуминга закреплено в законодательстве других стран, но в Беларуси его нет. Поэтому мы этим пользоваться не смогли. Возможно, к концу этого года внутригосударственный роуминг в Беларуси появится, хотя life это уже будет не нужно. Как я говорил, к тому времени мы создадим в республике самую мощную сеть. Это будет касаться и 3G. Все оборудование, которое закупается и устанавливается, работает в 3G, и запуск сети нового поколения - вопрос нажатия кнопки. Как только будет получена лицензия, будет нажата кнопка, и компания life сможет работать в 3G на всей территории покрытия. Но если закон о внутригосударственном роуминге будет принят, в будущем life сможет предоставлять свои услуги новым операторам, которые будут появляться на рынке.
Многих слушателей интересует вопрос анонимного подключения к сети life по аналогии с Украиной…
Вопрос подключения без контракта - это вопрос законодательный. На Украине мы продаем карточки без контракта. Но в Беларуси подобная схема невозможна, потому что существуют законодательные требования к процедуре подключения. То есть контракт - обязателен. Как мы решаем эту проблему? Мы сделали контракты очень простыми. В нем указывается лишь имя и фамилия абонента, номер сим-карты. Подписание контракта занимает 2-3 минуты. Это очень простая процедура. Если что-то изменится в законодательстве, вполне возможно, мы будем предоставлять абонентам услугу анонимного подключения. Хотелось бы отметить, что наличие контракта - обязательное условие при подключении в 80-85% всех стран мира. В свою очередь, мы изъяли из контракта все обязательства покупателя. Так что в случае с life речь идет скорее не о контракте, а о регистрации покупки.
Будет ли развиваться в сети life технология EDGE?
В настоящий момент оборудование life на 50% поддерживает технологию EDGE и на 100% GPRS. Вопрос вывода оборудования на 100%-ю поддержку EDGE - вопрос замены оборудования, которое сейчас производится. В течение трех месяцев EDGE будет установлен всех сайтах. Но хочу напомнить, что в сети life есть стопроцентная возможность 3G. Сейчас эта технология не включена, потому что существуют требования лицензии. Но хочу сказать, что через какое-то время в сети life будет гарантированно и EDGE, и 3G.
Как вы считаете, технология 3G действительно нужна белорусам?
Нуждаются ли белорусы в 3G? Да, конечно! Весь мир нуждается в 3G. Сейчас в мире живет шесть миллиардов человек, и все они общаются друг с другом по маленькому телефонному проводочку. После прихода 3G они начнут общаться с помощью большой телекоммуникационной трубы. 3G сделает мир открытым и находящимся постоянно на связи. Люди из Бреста, Витебска, из деревни под Брестом смогут общаться с Лондоном и Нью-Йорком и быть постоянно на связи. Отпадет в большей мере необходимость в переездах. По 3G можно будет получать образование, общаться с экспертами, проводить медицинские консультации. Сегодня по 3G общается 600 миллионов человек. Эксперты говорят, что до конца года число пользователей 3G составит один миллиард. А через 3-5 лет все шесть миллиардов смогут перейти на 3G. Это будет новый, открытый мир благодаря 3G.
Когда 3G появится в Беларуси и как эта технология будет тарифицироваться?
Хотелось бы сказать сразу насчет цены. Стоимость 3G должна быть минимальной. Если посмотреть на крупных операторов, таких как Orange, O2 и так далее, все они требуют, чтобы ширина канала была не менее одного мегабита в секунду. Не меньше, так как в противном случае клиенту не понравится и ему будет неудобно. То же самое касается стоимости телефонной трубки. 3G-телефоны также должны быть недорогими. Высокая цена не понравится абонентам. Из этого исходит оператор life:), считая, что цены и на то, и на другое должны быть максимально низкими. Если связать все 10 миллионов белорусов при помощи 3G, а также связать их с жителями остального мира, то люди будут доходить в интернет по максимально низким ценам. Но если вы хотите купить для просмотра фильм, и благодаря 3G он за считанные минуты окажется у вас в телефоне или на компьютере, вы будете платить за этот фильм, а не за нашу связь. В то же время компания выплатит комиссию. Взгляд на все это будет как на магазин: вход бесплатный или почти бесплатный, но когда вы что-то покупаете, на этом компания зарабатывает деньги. Компания life чувствует себя удачливой в том плане, что поздний старт привел к тому, что все оборудование, которое устанавливается, работает в 3G. В какой-то мере это удача.
Доступна ли абонентам life технология 3G в роуминге?
У нас в 70 странах существуют роуминговые партнеры. Из них в 45 странах есть EDGE, GPRS и, если доступен, то и 3G-роуминг. Фактически такое предложение есть только у life:), когда абонент с обычной сим-картой компании может выехать за границу и пользоваться 3G-роумингом. В дальнейшем эта привилегия будет распространяться на все страны мира.
Кто из операторов, на ваш взгляд, может отказаться от участия в тендере на лицензию 3G и почему?
Не могу делать предсказания и говорить за других операторов. Но мне кажется, что тот оператор, который не участвует в тендере по 3G и не желает предоставлять эту технологию своим абонентам, совершает самоубийство.
Когда компания вернет в систему АССА белорусский язык и не планируете ли вы стать белорусскоязычной компанией?
В каждой из стран присутствия мы стараемся работать на национальном языке. Такая же политика и в Беларуси. У нас существует программа привнесения белорусского языка, и в следующем году мы будем работать на белорусском языке. А через год мы станем полностью белорусскоязычной компанией. Наша стратегия заключается не только в том, чтобы вызвать улыбку у наших клиентов и завоевать их сердца, стать для них удобными, но и стать полностью белорусской компанией. Коллектив будет полностью белорусский, управление будет вестись на белорусском языке. Это очень важно для нас, в том числе и потому, что у государства есть часть акций нашей компании. Для нас предельно важно сделать управление от старшего до младшего управленческого звена полностью белорусским. Моя мечта, чтобы все работники life были белорусами. Я надеюсь, мы реализуем эту мечту в течение двух лет, и вы увидите, что life будет единственным стопроцентно белорусским мобильным оператором.
В чем принципиальная разница ведения бизнеса в Украине и Беларуси?
Я работал в трех странах. Хотел бы сразу отметить отличие Украины и Беларуси от других государств. Людей в Беларуси и Украине можно сравнить с северными европейцами: скандинавами, северными немцами. В Минске если я спрашиваю дорогу, то мне не просто покажут, как пройти, а может быть пройдут вместе и покажут то место, куда я иду. Люди очень открытые, улыбчивые, радостные, и с ними приятно общаться. Например, я знаю, что если положу сумку в машину, то ее не украдут. Стоит отметить, что белорусы все очень современные люди. У них высокий уровень образования, и в работе белорусы ориентированы не на процесс, а на цель. Мне очень нравится белорусская культура. Что касается отличия Беларуси от Украины, то хотелось бы остановиться на трех моментах. Во-первых, уровень образования в Беларуси выше, чем в Украине. Во-вторых - более равномерное распределение доходов. Я знаком со статистикой, которая утверждает, что Беларусь находится в пятерке стран с наиболее равномерным распределением доходов среди населения. На Украине есть очень богатые и очень бедные люди. В-третьих - качественное управление страной. Беларусь управляется очень качественно, стабильно и с прицелом на результат. Несмотря на то, что условия сейчас очень тяжелые и в мире бушует кризис, Беларусь все равно управляется профессионально и качественно. Что касается ведения бизнеса, то надо признать, что Беларусь - это все же развивающаяся страна, и качество законодательства в области телекоммуникаций отстает от наиболее развитых стран. Но очень заметно, что эту ситуацию руководство страны хочет улучшить, и законодательство постоянно модернизируется, приближаясь по качеству к существующему в развитых странах. Люди в министерствах открыты, с ними легко работать и делать бизнес. В детстве я читал сказку "Алиса в стране чудес" и сейчас воспринимаю себя, как в чудесной стране.
Чем вы можете аргументировать переход абонентов других операторов в сеть life:)?
Абоненты должны подключиться к life потому, что наша семья (сеть life:)) будет становиться все больше и больше. В нашей семье позитивные чувства, улыбки, доступность. Мы активно над собой работаем и улучшаемся. У нас есть недостатки, но их будет все меньше в дальнейшем. Нас будет становиться все больше и больше, и у нас будут только радостные эмоции и любовь. Мы хотим быть с вами вместе, хотим быть одной семьей.