Правительство готовится к обвалу сырьевых доходов бюджета до уровней начала 2000-х годов. В бюджетном прогнозе причиной этого называется истощение старых месторождений в ближайшие два десятилетия. Из-за чего стране предстоит пережить падение сырьевых доходов в масштабах, которых в современной истории ещё не было.
В базовом сценарии, который построен на цене нефти $69 за баррель, нефтегазовые доходы к 2042 году с текущих 4% ВВП упадут до 1,9% ВВП. Это самый низкий уровень с 2001 года (тогда было 1,6% ВВП). А в реальном выражении через 17 лет они будут на 43% ниже, чем 2019 году.
Иллюзия стабильности прошлых лет развеялась как дым. 2025 год рискует войти в российскую историю роковым переломом. В первые годы СВО российская экономика демонстрировала чудеса адаптивности, в том числе благодаря значительным доходам от экспорта нефти. В текущем году ситуация изменилась: поток нефтедолларов начал резко сокращаться, санкционное давление только усиливается. Явных намерений изменить экономическую модель в стране при нынешних руководителях финансово-экономического блока в правительстве РФ ожидать не следует.
Недавно опубликованная статистика минфина РФ звучит как приговор: за 11 месяцев доходы от черного золота рухнули на 22,4%, а ноябрьская пропасть оказалась еще глубже – минус 34% к прошлому году (530,9 млрд рублей в ноябре 2025 года против 802 млрд в ноябре 2024 года).
Надежды на чудо тают с каждым днем: в последнем месяце уходящего года правительство России рассчитывает получить 580 млрд рублей нефтегазовых доходов. Это на колоссальных 36%, или на 280 млрд, меньше, чем было год назад (780 млрд рублей).
По нефтяному экспорту РФ удар наносится со всех сторон. Мировые цены на нефть пошли ко дну:
- Brent, стоивший в январе 79 долларов за баррель, к декабрю сжался до 62 $ за баррель;
- если в январе 2025 года баррель российской марки экспортной нефти Urals стоил 71 $, то 15 декабря торговался с дисконтом в 30% к эталонному сорту.
Кроме того, негативно сказываются санкции против российских нефтяных гигантов и главных кормильцев бюджета – "Лукойла" и "Роснефти", контролирующих львиную долю экспорта. Таким образом, американские санкции, вступившие в силу лишь в декабре, уже "добивают" контрольным выстрелом две трети российского нефтяного экспорта.
Картина в международных водах сейчас сюрреалистична: вереницы танкеров, словно корабли-призраки, дрейфуют в морях без конечного адресата, превращаясь в гигантские плавучие хранилища. Чтобы хоть кто-то купил этот груз в нарушение санкций, приходится давать унизительные скидки. Отсюда и двухкратный рост дисконта.
Хотя, до сих пор после очередного усиления санкционного давления события развивались по одному и тому же сценарию: основные покупатели российской нефти – Китай и Индия – на время сокращали импорт, и это приводило к увеличению дисконта, но затем выстраивались новые цепочки поставок, поставки восстанавливались, а дисконт сокращался.
Кроме того, аналитики предрекают миру невиданный нефтяной "потоп". Согласно последнему ноябрьскому прогнозу международного энергетического агентства (МЭА), уже в этом году профицит достиг 2,4 млн баррелей в сутки, а в 2026-м "лишней" нефти в мире будет 4 миллиона баррелей в сутки – это как раз весь экспорт России.
Все говорит о том, что России следовало еще вчера заняться глубокой переработкой нефти и угля. Министры этого не сделали, выбрав более легкий путь – увеличение налогового бремени для граждан и мелкого бизнеса.