Migr, а вы наблюдательны, я все думал, обратите внимание или нет)
Да, композитор мог придерживаться каких-то политических и общественных взглядов, мог выразить через текст такого рода идею, но! мы же, как меломаны, в первую очередь интересуемся музыкой и идеями музыкальными. Зачение имеет не смысловое содержание текста, а музыкальное содержание речи. Голос, как музыкальный инструмент, может использоваться в двух качествах, как инструмент пения и как инструмент речи. Пение включает в себя десятки технических приемов, которые так или иначе опираются на звуковысотную и тембровую технику, речь же включает в себя несколько десятков считываемых на слух эмоциональных оттенков, оттенков воспроизведения звука именно речевым аппаратом и т.п. Ведь в речи существуют как тоновые звуки, так и шумовые - аналогичная ситуация в классической музыкальной теории - деление звуков на музыкальные и шумы. Распространение это получило в авангардной академической музыке параллельно с шумами и сонорной техникой, но не только конечно в авангарде. Очевидная идея с речью, которая всегда лежала на поверхности, не могла остаться незамеченной.
Конкретно в этом сочинении Ржевски вы можете проследить, как меняется эмоциональное, оно же музыкальное содержание речи, от начала к концу. Там выстроена вполне типичная для минимализма концепция наращивания, уплотнения, повышения градуса. Конечно такая концепция производит эффект только при внимательном прослушивании целого сочинения. Отрывочно или на перемотке такое не работает.
Вообще, речь в своем музыкальном качестве присутствовала в какой-то мере всегда в традиционной музыке, в классической, в популярной уже в двадцатом веке. А вот авангардисты начали подходить к ней более-менее осознанно и начали использовать ее как полноценную составляющую фактуры, на равных с другими линиями. Это уже в современной академической музыке сложилось, оформилось технически и вовсю используется.