Это сериал. "Колеса" --это первый выпуск. Второй выпуск "Резьбы и болты" ниже по течению. Правила форума вынуждают так.
--
Что нужно сделать с новым велосипедом после покупки--колёса
Пришла весна, на лайнере появляются обзоры, что купить
https://auto.onliner.by/2023/04/16/velosiped-do-2000-rublej
https://auto.onliner.by/2023/04/09/velosiped-do-1000-rublej
Нет, статья не о том, куда сразу ехать и кататься, хотя это кажется естественным решением. Вы ведь надеялись кататься, и это правильно, это понятно. И вы можете ехать кататься, не читая дальше. Из точки А в точку Б можно добраться разными путями, а чтобы сравнить разные пути, нужно их опробовать. Автор (я) опробовал, вы тоже можете получить свой опыт из реальности.
Понятно, хочется верить, что вы купили, заплатили, и теперь можно кататься. Но реальный мир устроен несколько иначе.
Было время, когда я покупал новые велосипеды, таких было не один и не два, скажем так, несколько. И пришел к тому, что запишу в этой статье.
Вот вы отдали деньги веломагазину, взяли ваш велосипед, привезли домой. Следующий пункт, чего от вас хочет велоиндустрия -- продать вам следующий велосипед. Никто, кроме вас, не заинтересован в том, чтобы велосипед служил вам долго.
К слову, ехать на велосипеде из веломагазина своим ходом -- это особая поездка. Велосипед вам не привычен, не подогнан под вас. Речь даже не о "bike fit", о котором вы не имеете понятия, элементарные регурировки даже имеющегося оборудования не сделаны. Веломагазин, возможно, подожмёт и поставит компоненты так, чтобы вы не убились по дороге, но их задача --продать вам это железо и чтобы вы скорее уехали, пока не передумали, в сезон некогда возиться с вами. Велосипед еще не стал для вас привычным и удобным, маршрут от веломагазина к дому нов для вас, вероятно, не опробован, не оптимален. И эта не всегда комфортная поездка будет одной из самых дорогих в вашем сезоне. В этой поездке ваш велосипед потеряет примерно половину своей цены (30% стандартная торговая наценка торгового предприятия--это за то, что вам продали товар. А пока вы едете от магазина до дома, ваш велосипед переходит из категории "новый" в категорию "б/у", что значит примерно в два раза дешевле розничной цены нового аналога.) Т.е. если вы заплатили за вел 600 долларов (за приличный вел "начального уровня" примерно столько с вас возьмут), то ваша поездка из магазина к дому будет стоить сотку--не на всякое мероприятие вы столько тратите.
Лучше привезти велосипед домой на автомобиле.
Автор --старый циничный веломеханик-любитель, расскажет, что бы он делал с новым велосипедом, если бы вдруг решил купить еще один НОВЫЙ велосипед.
Во-первых, нужно найти в интернете рисунки или видео, где показано, как называются компоненты и детали в велотехнике. Есть неочевидные названия. По терминологии сразу видно, когда человек не в теме, т.е. не разбирается. Люди пытаются применять автомобильные названия или что в голову придёт.
Итак, колеса.
Колеса нужно снять с велосипеда.
Работа с колесами делится на три части: втулки, резина, спицы.
Если заднее колесо с трещоткой, ее нужно снять. Если с кассетой (другая конструкция втулки) -- всё равно снять.
Начнём со втулок. Втулки идут от изготовителя. как правило, в пережатом состоянии. Подшипники зажаты слишком туго. Если так начать кататься, к концу сезона (да уже через неделю) на поверхностях качения подшипников появятся щербины, т.н. "битые конуса". Производитель втулок их не регулирует, завод, собирающий колеса, их не регулирует, веломагазин их не регулирует, а после того,как вам продали, это ваши проблемы, вы тоже можете не регулировать. Чем скорее вы купите новые колеса, тем больше велоиндустрия заработает. Для регулировки втулок нужен спец. инструмент --конусные ключи. Несмотря на мнения большинства веломехаников, я всегда собираю втулки так, чтобы пальцами чувствовать микроскопический зазор, т.е. люфт в подшипниках. (Если втулка на пром. подшипниках, тоже есть ньюансы, как ее правильно собрать.) Естественно, гайки, которые должны быть занятнуты, нужно затянуть.
А перед тем, как регулировать втулки, не вредит их разобрать и осмотреть. Заводской брак бывает даже в деталях компонетов "высокого уровня". Это ваша проблема, на чем вы поедете. Для меня удовольствие и прелесть велосипеда. в том, что я точно знаю, как собрана техника, на которой я катаюсь, я точно знаю, что там все в порядке. После того, как я все разобрал, осмотрел и заново собрал. С завода не бывает "все в порядке".
Нужно разбортировать (снять) резину --покрышки, камеры, ободные ленты. Обратить внимание, как стояли ободные ленты. Если были перекосы, открытые острые края отверстий -- значит, я был прав, попытка накачать и ехать закончилась бы ремонтом на дороге (если вы способны на такие действия.) Не так важно, как стояла резина изначально --важно ее правильно смонтировать в итоге.
А увидеть косяки заводской сборки -- меня этим уже не удивишь.
Спицы --самый интересный непростой момент. Прочность колес, какие нагрузки они выдержат, не погнувшись, зависит от регулировки спиц. На заводе колеса спицует автомат. Спицы натянуты минимально, чтобы колесо было ровным на момент его продажи. Обод будет ровным, пока вы не поехали на нем, но прочности нет никакой. А что будет дальше --это ваши трудности.
Если начать кататься на том, что вам продали "из коробки", то колеса долго не продержатся. А исправлять поломанные спицы и деформированные обода станет вам дороже. Трудно ожидать, чтобы любитель-новичок сам справлялся с такими настройками. Лучше всего новые колеса сдать в веломастерскую, заплатить механикам, чтобы понимающие люди их нормально привели в порядок. (Вариант: договориться прямо в веломагазине, но бесплатно никто не станет этим заниматься. И не факт, что продавец в веломагазине --"понимающие люди". В магизине будут уверять: "Да нет, кто вам сказал? Можете кататься!" Лучше всего отдать в мастерскую и нормально заплатить. Настройку спиц --это называется "протянуть колеса" --если сами не умеете, лучше доверить профессионалу.
Тут еще вопрос, что вы купили, под названием "велосипед". Люди ведь хотят купить дешевое. А велоиндустрия хочет продавать. Если корпуса ваших втулок сделаны из штампованной тонкой стали, не из алюминия, то это, извините, мусор. Cпицы на таких втулках не натянешь. Спицы поломаются, потому что это не втулки, это т.н. "макет", его можно продать, но нельзя на этом ездить. Это повод сразу купить другие втулки, переспицевать колеса, --переставить на них ваши уже купленные вами спицы и еще не погнутые, ровные ваши обода, а потом уже отрегулировать. И на выходе получить более-менее приличные колеса. (О регулировке втулок см. выше.) Заменить металлолом на нормальные втулки, возможно, перейти на заднем колесе с трещотки на кассету (или наоборот, смотря что вы хотите в результате). Может быть, имеет смысл купить более прочный обод для заднего колеса, например, двустенный вместо одностенного (но это значит купить новый обод и спицы другой длины, а прежний обод, если вы на нем поездили, потерли тормозами и погнули, можете забрать себе на память...)
На выходе этого процесса у вас появятся нормально собранные, отрегулированные, прочные колеса, на хороших годных втулках, подшипники во втулках не пережаты, спицы натянуты, трещотка навинчена на резьбу на смазку (чтобы ее через год или два можно было снять, не ломая съемник, не распиливая колесо болгаркой...), кассета зажата не со всей дури, а умеренно, чтобы можно было снять почистить заменить в домашних условиях... (Я, когда собираю колеса, наношу смазку на резьбы спиц, чтобы можно было разобрать или регулировать и через пару лет, не ломая и не заменяя ниппеля и спицы. Но это уже тонкие моменты...)
Это, конечно, и деньги, и время. Заниматься этим поздней весной, когда всем хочется кататься, веломагазины заняты продажами, а в веломастерских очереди на несколько дней, может быть даже обидно. Но это, в конце концов, ваши трудности. Можете кататься на том, что вам продали, на пережатых втулках, на болтающихся спицах, на резине, наброшенной кое-как безразличными китайцами. Если повезет, один сезон оно продержится. Но мне, например, ездить на таком не в кайф. Я люблю ездить на хорошей технике, не обязательно дорогой, но из минимально годных компонентов, на нормально собранной.
Продолжение в том же духе следует.