Сaшa:
Почти у всех людей на планете одна природа, ценности и уклад жизни, и язык музыки для человека это универсальный язык. Настроение, которое несёт в себе музыка будет одинаково понятно любому. Почти у всех у нас одинаковые реакции и мы безошибочно улавливаем тревожное, смешное, мрачное или торжественное. Ещё в школе на уроках музыки и пения были подобные задания за которые ставилась оценка. Вряд ли это приобретенный или воспитанный навык, нет, это просто так работает, такова человеческая природа, таково человеческое умение отличать все эти настроения.
это всё вопрос культуры - причем культуры благоприобретенной.
если в европейской музыке мы под воздействием этого культурного опыта легко отличаем хотя бы мажор от минора и их соответствующих настроений, то, очень сильно сомневаюсь, что вы четко отличите настроения разных арабских макамов или разных индийских раг - которые человек их культуры "разделит" мгновенно.
Сaшa:
То же самое можно сказать про язык комедии, живописи или какого-либо другого жанра.
аналогично предыдущему пункту. культурные коды не абсолютно едины во всем мире.
что-то из того, что смешно нам, может оказаться совершенно не смешно где-нибудь в Индии и наоборот и т.д. и т.п.
Сaшa:
Вряд ли можно подменить такие базовые установки, как тяга к красоте, свету и симметрии теми, от которых дискомфортно. Ведь человек всегда сторонится темноты и безобразного.
и опять, и опять... понятия красоты сильно - даже очень сильно отличаются не только по всему миру, но и меняются с течением времени в одних и тех же регионах - неужели вы этого не знаете?
да даже отношение к свету-темноте и то настолько разное... вот почитайте ради интереса "Похвалу тени" Дзюнъитиро Танидзаки - очень показательный текст.... да вот Япония это весьма показательный пример и в другом - в их культуре симметрия считается некрасивой и нежелательной... (впрочем,не только в их культуре)
Сaшa:
Любым настроением нужно наполняться дозированно иначе же все станет неотличимым от скучного.
а где критерий этой "дозы", которая требуется для "наполнения настроением"... это всё тоже индивидуально. это уже психология.
вы привели два музыкальных примера - из прекрасного фильма "Черная кошка, белый кот"... и из Титаника.
лично для меня первый пример - очарователен и действительно жизнеутверждающ (если пользоваться вашим термином), а второй - банален и скучен - и музыкально и вообще эмоционально... но я не претендую на какую-то единственную правильность своего восприятия - потому что знаю, что это индивидуальная реакция.