С украинского ресурса, аналогичная инфа и на других, в т.ч. ВВС.
Тайвань - территория размером немного меньше Минской области, где проживают около 23 млн жителей, или более 644 человек на квадратный километр в среднем по стране и 9900 в столице Тайбей. Вертикальная застройка, башня 101 пятая по высоте в Азии, дикие цены на недвижимость, поскольку остров пытается сохранить 8 национальных парков дикой природы и зону гейзеров вокруг вулкана. Поэтому в столице дичь с застройкой, когда к небоскрёбу лепятся закусочные с теплицей на веранде, а в двух комнатах сохранившегося здания ремонтируют велосипеды.
Мегаполис в 6 млн человек — хром, стекло, скоростные лифты, тут же между станциями метро ещё в городской черте огородики и ананасовые поля. Исторические улицы, где при британском правлении торговали углём, а при голландском располагались сахарные компании — всё это застроено крохотными магазинчиками с фасадами в 3 метра и закусочными, где при вас лепят паровые пельмени. Плюс туризм из материкового Китая и рабочие мигранты в обе стороны. Когда в 1983 году Тайбей отменил военное положение, начала развиваться политика «Трёх связей». На сегодня это вылилось в 2,6 млн китайских континентальных туристов каждый год, 700 тысяч работающих и проживающих на материке граждан Китайской республики, внушительный торговый и рыбацкий трафик в проливе в 80 миль шириной. Во время вспышки Ковид-19 остров должен был бы оказаться в эпицентре заражения. В плотно застроенных кварталах эпидемия могла распространиться со скоростью лесного пожара. По состоянию на сегодня у Китайской республики 393 зараженных и 6 смертей. В чём же причина такого эффективного сдерживания вируса? Как им удалось избежать неконтролируемой стадии, в то время как сотни тысяч людей добирались домой по обе стороны от Тайваньского пролива? Только ли дело в размерах страны и относительной изоляции острова, или есть некие неучтённые факторы?
Определённо они существуют. Один из них вполне явный, это NHCC — Национальный командный центр здравоохранения. Созданный в далёком 2004 году как реакция на вспышку атипичной пневмонии, он продолжил получать финансирование и после победы над эпидемией. Той самой, над которой в Украине принято потешаться в социальных сетях, мол, видели мы все эти ваши свиные гриппы и САРС, до сих пор живы. Никаких сверхъестественных трат, к слову для тех, кто хочет запеть военные песни, что мы бедная страна и так не можем. Здание, способное принять 100 человек в зале для конференций. Спутниковая связь с региональными медицинскими центрами, экспертами и удалёнными специалистами. Комната для мониторинга СМИ, форумов и слухов о вспышках заболеваний. Не структура над структурой, но координационный центр для армии, полиции, Минздрава и гражданских властей во время чрезвычайной ситуации.
Именно в этом центре первыми засекли слухи о вирусе, и ещё до введения карантина в городе Ухань по рекомендации NHCC был созван Совет национальной безопасности. Совет созвали за сутки до объявления чрезвычайных мер в Китае — 21 января. В течение следующей недели были запрещены все туры в Китай и приостановлены уже проданные, начался мониторинг помещённых по приезду в обсервацию людей при помощи сотовых телефонов. У кого телефона с GPS не было — выдавали один на семью. Как только он разряжался и 20 минут не подавал сигналы, сначала с человеком пытались выйти на связь социальные работники, следующими уже были полицейские. Первый крупный штраф в 10 тысяч долларов США за нарушение режима был выписан уже 7 февраля, спустя сутки после тотального запрета китайским гражданам посещать остров.
Чуть больше двух недель от заседания совета национальной безопасности до запрещения всем иностранцам, побывавшим в Китае, въезда в страну. На Тайване до марта департамент кибербезопасности и компания Chungha Telecom создаёт платформу, которая отправляет через поставщика услуг связи СМС в полицию и социальные службы, что человек покинул пункт обсервации. Естественно, никакой приватности и если, допустим, вы рассчитались за проезд картой, были случаи, что прилетал штраф. Вы заболели? Все ваши контакты по триангуляции телефонов отправляются в карантин. 650 долларов пособия в случае утраты работы или штраф на выбор.
Все въезжающие должны заполнить электронную декларацию о здоровье, для правительства доступна история посещений граждан сначала в отрезке 14, а после 30 суток в смарт-картах медицинского страхования. Подозрительные в плане контактов граждане отправляются на обсервацию со штрафом между 5 и 10 тысячами долларов за нарушение и обязаны лично пообщаться с иммиграционным офицером. Те, кто не был в опасных местах, могут пройти ускоренную процедуру возвращения по СМС и без личного контакта. Чтобы создать эту базу, шло постоянное сотрудничество с Национальным иммиграционным агентством. Симптомы ОРВИ у человека, в чьей карте страхования указано посещение материкового Китая — повышенные требования к защите терапевта и повод провести тест. Никаких массовых заражений медиков на раннем этапе.
Ещё в январе издаётся запрет на вывоз масок из страны — кто нарушает лимит в 150 штук в багаже, получает конфискацию и тройной штраф к цене каждой маски. Идет инвентаризация всех масок на Тайване и создаётся запас в 40 млн для медиков. А крупнейший партнер «Яблока» компания «Foxconn», несмотря на каникулы из-за китайского Нового года, за месяц создаёт линию, способную отшивать 2 млн масок. У них фора в 35 суток перед Европой из-за отсутствия плеча снабжения по морю, но всё равно сроки беспрецедентные. Для этого приходится вызвать часть персонала из отпусков, найти чартеры в континентальный Китай и подписывать разрешение семей, что они согласны с отправкой работников в зону эпидемии.
Правительство устанавливает твёрдые цены на маски — 50 штук не могут стоить больше 10 долларов. Но из-за внутреннего спроса в 1,3 млн масок в сутки только для больниц был период в три недели, когда цены были в разы выше. Тогда вводится нормировка — каждый гражданин может получить 3 маски в неделю, их учат стерилизовать при помощи температуры и спирта, несмотря на ухудшение защитной способности. Все посещения аптек отмечают в смарт-карте — провизоры видят количество покупок, как тщательно человек защищает себя и историю посещений опасных мест за границей. Нечётные и чётные номера карт разводят людей по дням недели, но всё равно образовываются километровые очереди. Тогда IT-специалисты и волонтёры создают карту наличия масок в реальном времени, в то время как министерство здравоохранения выкладывает в открытый доступ данные об отгрузках. Со временем детям увеличили норму до 4 масок в неделю — так успокаивали население, снижалось число случаев накопления масок дома и падение снабжения медработников на передовой.
Запасные военные лагеря, коммунальная собственность и палаточные городки широко используются для карантина. Медикам запрещено покидать страну ещё 23 февраля. Покупка больше 3 масок в одни руки запрещена, спекулянтам угрожают штрафы в 150 тысяч долларов и до 7 лет тюрьмы. Армию и департамент исполнения наказаний массово привлекают для пошива масок — Испания начнёт призывать военных в начале апреля, Австралия неделю назад. А использовать швейные цеха в тюрьмах, какая свежая идея, как они вообще до этого додумались на своём Тайване, чёртовы гении? Задача стояла нарастить производство от 2 до 10 млн масок в течение 2 месяцев, и она была выполнена, хотя и с двухнедельным опозданием — 1800 человек были призваны для этой миссии из национального военного резерва. А не так давно остров передал партнерам из ЕС и США 10 млн масок в качестве гуманитарной помощи. Также активно велось противодействие информационной кампании в сети с материкового Китая — было минимум 4 волны распространения фейковых новостей про заболевшего вице-премьера или про горы трупов для крематориев. Правительство и волонтёры создали сайт, где они развенчивались. Министерство юстиции проводило брифинги со штрафами и распечатками китайских IP для пропаганды, поясняло, что это реакция на запрет экспорта медицинских товаров на континент.
Итоги подведём. Раннее признание реальности угрозы. Постоянный мониторинг СМИ и местных форумов за границей для ранней реакции — Open source intelligence. Широкое использование армии и резервистов для преодоления кризиса с ресурсами — масками и разливом антисептиков. Координация гражданской и военной администрации. Нормирование. Мониторинг подозрительных случаев и использование телефонной триангуляции для карантина. Все прибывшие в страну на две недели строжайшей обсервации. Перевод в цифру истории посещений, норм масок и поездок за границу — для повышения внимания в случае симптомов. QR-коды для фиксации посещения проблемных в плане эпидемии районов. Карантин достаточно гибкий — 3 случая заболевания в школе, и вся она отправляется на 14 суток. Треть школ в районе закрыты — закрывается весь район. Продление отпусков на производстве и закрытие предприятий вне беспрерывного цикла. Министр по цифровым технологиям без портфеля Одри Танг, координирующая создание информационной экосистемы для случаев заражения или наличия масок в реальном времени — нельзя сказать, что Тайвань это только цифровой концлагерь.