1995
В продажу поступает Windows 95, вместе с релизом которой Microsoft начинает интересоваться игровой индустрией. Игровое подразделение компании насчитывает не более 150 сотрудников (по меркам Microsoft – минимум) и знакомо игрокам только по серии Microsoft Flight Simulator.
1997
Стратегия Age of Empires становится хитом и позволяет Microsoft еще увереннее смотреть на игровой сегмент. Но компания до сих пор отсутствует на консольном рынке, где год за годом растет дерзкий новичок – Sony.
2 марта 1999
Sony анонсирует PlayStation 2. В рамках презентации особое внимание уделяется тому, что PS2 – не просто игровая консоль, а настоящий домашний мультимедийный центр. Эксперты индустрии начинают говорить о том, что с появлением PS2 отпадет необходимость в домашнем ПК – а это уже атака на территорию Microsoft.
30 марта 1999
Сотрудники Microsoft Кевин Бахус и Шеймус Блэкли устраивают первый мозговой штурм, в рамках которого они хотят придумать достойный ответ PS2. Их первая идея – компьютер с быстрой скоростью загрузки. Коллеги хотели изменить отношение больших игровых издателей, которые считали компьютерный рынок второстепенным. В ближайший месяц после встречи идея проекта становится яснее – «компьютер с характеристиками консоли». Подразделение Microsoft, занимавшееся разработкой клавиатур и мышек, начинает работу над контроллером будущего компьютера; графический чип отдается на разработку в Nvidia. Появиляется идея, что у будущего продукта должен быть жесткий диск, который позволит запускать онлайновые игры.
В это же время Microsoft начинает понимать, что мощный игровой компьютер не сможет конкурировать с консолями, если его стоимость будет соответствовать его конфигурации – поэтому команда проекта принимает тяжелое решение продавать будущие машины в убыток, а зарабатывать на играх и сетевом сервисе.
Со временем концепция проекта переходит от игрового ПК к идее консоли с компьютерными компонентами. Приставка получает рабочее название DirectX Box, которое в процессе сокращается до Xbox.
14 февраля 2000
Билл Гейтс собирает совещание, на котором присутствуют практически все члены команды Xbox. По результатам встречи он хочет понять итоги 11 месяцев работы и принять решение, продолжать ли работу над консолью или свернуть разработку. На деле вопрос стоял иначе: стоит ли терять миллиарды долларов, входя на рынок игровых консолей, или лучше оставить все на своих местах? Встреча продлилась целый день, и в конце концов Xbox получил зеленый свет. Впоследствии это совещание называли «резней на день Святого Валентина» – никто из присутствующих на встрече не смог провести романтический вечер со своими женами и подругами.
10 марта 2000
Билл Гейтс успешно презентует Xbox в рамках GDC. Лидер Microsoft не раскрывает детали, но разработчикам, находящимся в зале, хватает и этого – в первую очередь отмечается наличие жесткого диска и кабельное подключение к интернету, позволяющие полноценно запускать сетевые игры на консоли.
19 июня 2000
Microsoft покупает студию Bungie за 30 миллионов долларов. Перед студией ставится амбициозная задача по превращению проекта Halo из экшена от третьего для ПК в шутер от первого лица для Xbox.
5 января 2001
Билл Гейтс успешно презентует дизайн консоли и контроллера Xbox в рамках Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе.
1 мая 2001
Microsoft проводит провальную презентацию Xbox в рамках E3 – из-за ряда технических неполадок компания не может запустить несколько роликов с играми и включить саму консоль. На демонстрационных стендах стоят версии приставки с упрощенной конфигурацией, из-за которой некоторые игры работают медленно. Xbox, ранее вызывавший только одобрение публики, в мгновение становится аутсайдером. Microsoft анонсирует, что приставка поступит в продажу в США 15 ноября 2001 года по цене в 299 долларов.
15 ноября 2001
Продажи Xbox стартуют в крупнейшем магазине Toyr ‘R Us на Таймс-сквер. Первым владельцем приставки становится Эдвард Глаксмен, который простоял в очереди 12 часов.
Главная игра новой консоли – Halo: Combat Evolved, перевернувшая с ног на голову представление о консольных шутерах. Мастер Чиф становится символом Xbox.
7 января 2002
Microsoft сообщает о выполнении своего плана по продаже полутора миллионов консолей в США в первый сезон после запуска. Это небольшие цифры, но они подтверждают, что Xbox не провалился, и Microsoft закрепилась на консольном рынке.
К этому моменту Sony уже продала более 20 миллионов PlayStation 2, а каждый проданный Xbox приносил Microsoft убытки (приставка продавалась за $299 при стоимости производства в $425). Компания понимает, что победа над Sony придет только в результате многолетней борьбы – и, скорее всего, уже в следующем поколении.
Январь 2002
Уже через полтора месяца после запуска Xbox часть команды Microsoft начинает работать над новой консолью.
1 мая 2002
Microsoft анонсирует сетевой сервис Xbox LIVE в рамках E3.
13 августа 2002
Регистрируется первый в мире gamertag в Xbox LIVE. Под ником «e» скрывается операционный менеджер Xbox LIVE Эрик Нойштедтер.
15 ноября 2002
Запуск Xbox LIVE. За первую неделю Microsoft продала 150 тысяч подписок на сервис, еще 100 тысяч – в течение двух месяцев.
Теперь команда Xbox полностью переключается на работу над новой консолью. Формируются требования к следующему Xbox: консоль должна поддерживать HD-разрешения и обладать мощнейшей технической начинкой, чтобы иметь большой временной запас прочности. Что важнее, приставка должна поступить в продажу гораздо раньше новой PlayStation, чтобы быстрее завоевать свою нишу.
Февраль 2003
Microsoft решает, что новую консоль необходимо запустить в 2005 году: к этому времени на рынке появится достаточно HD-телевизоров, а убытки от первого Xbox еще не станут критическими.
Эд Фрайс, вице-президент игрового направления Microsoft, встречается с Клиффи Би из Epic Games, который рассказывает ему о желании сделать игру, которая будет для Xbox 2 тем же, чем Halo стала для первого Xbox. Спустя три с половиной года мечта Клиффи превратится в Gears of War.
Лето 2003
Компания продолжает формировать требования к новому Xbox: в результате многих совещаний решено выпускать приставку в нескольких конфигурациях (с жестким диском и без него), а также отказаться от использования HD-DVD в качестве носителя для игр.
27 января 2004
Доступ к Xbox LIVE открывается в 14 европейских странах. К этому моменту сервис насчитывает 750 тысяч подписчиков.
Сентябрь 2004
IBM практически одновременно заканчивает работу над чипами для Xbox 360 и PS3. Но если Sony только-только начинает работу над новыми играми, Microsoft уже давно приступила к ней – у уникального чипа Cell для PS3 не было аналогов на рынке, а чип Waternoose для Xbox 360 имел огромное сходство с процессорами IBM PowerPC, которые использовались во всех «маках». Вдобавок, Sony делала ставку на новый носитель Blu-ray, а Microsoft работала с уже давно изученным DVD.
9 ноября 2004
Halo 2 становится самой продаваемой игрой в истории Xbox и приносит Microsoft 125 миллионов долларов в первый день продаж (напомним, что студия Bungie была приобретена за 30 миллионов). Игра на два года оказывается лидером Xbox LIVE, что стало одной из причин, по которой Microsoft добавила обратную совместимость в Xbox 360: компания хотела, чтобы геймеры продолжали играть в Halo 2 даже после покупки новой консоли.
3 декабря 2004
Microsoft запускает Xbox LIVE Arcade – сервис с небольшими скачиваемыми играми, который открыл на Xbox дорогу маленьким независимым студиям.
12 мая 2005
Желая опередить конкурентов, Microsoft презентует Xbox 360 еще до E3 в рамках получасовой телевизионной программы на MTV. Программу ведет Элайджа Вуд, шоу завершается выступлением The Killers.
15 мая 2005
Gears of War дебютирует на E3. Ряд изданий называет ее лучшей игрой выставки.
16 мая 2005
Microsoft рассказывает на E3 об играх, которые поступят в продажу вместе с консолью 21 ноября 2005 года. Большое внимание уделяется шутерам от первого лица: Call of Duty 2, Condemned, Perfect Dark Zero, Peter Jackson’s King Kong, Quake 4.
21 ноября 2005
Xbox 360 поступает в продажу в США. Главной игрой для новой консоли становится Call of Duty 2 – 77% владельцев новой консоли сразу же покупают и эту игру. В Xbox LIVE появляется система Gamerscore – она открывает миллионам игроков понятие achievements, без которого невозможно представить ни одну современную игру.
Сразу же после запуска вокруг консоли начинают распространяться истории о «красных кольцах смерти» (RROD, Red Rings of Death), которые высвечиваются вокруг кнопки включения приставки при перегреве. Желание Microsoft запустить консоль как можно раньше конкурентов отразилось в огромном количестве брака: графический чип ATI был некорректно расположен внутри приставки и, нагреваясь, выводил ее из строя. За первые два года после запуска 24% приставок были признаны бракованными – обычно эта цифра не превышает 2%.
«Красные кольца» стали главной проблемой Microsoft при запуске и продаже Xbox 360 и одной из самых крупных репутационных потерь компаний за последнее десятилетие. С другой стороны, Sony так и не смогла догнать Microsoft из-за раннего запуска приставки.
7 ноября 2006
Gears of War поступает в продажу, продается тиражом в три миллиона копий всего за 10 недель и становится второй по важности игрой для Xbox после Halo.
Ноябрь 2006
Sony и Nintendo выпускают PS3 и Wii. Microsoft одерживает победу над PS3, которая стоит 500 долларов, но Nintendo, некогда списанная со счетов, оказывается неожиданным лидером: ее слабая, но дешевая и необычная консоль Wii находит отклик у самой широкой аудитории.
Первая половина 2007
Microsoft на полгода останавливает производство Xbox 360, чтобы решить проблему «красных колец».
5 июля 2007
Обновив архитектуру Xbox 360, Microsoft объявляет, что будет бесплатно давать новые консоли всем покупателям, чья приставка вышла из строя в течение трех лет со дня покупки.
25 сентября 2007
Halo 3 поступает в продажу и приносит Microsoft 170 миллионов долларов в первый же день и еще 130 миллионов до конца недели. Это рекорд не только игровой, но и всей развлекательной индустрии, включая Голливуд.
30 июня 2008
Microsoft подводит итоги финансового года и подтверждает: Xbox наконец-то стал приносить компании прибыль.
7 ноября 2008
Релиз Gears of War 2 приводит к всплеску активности в Xbox LIVE – в первые выходные после старта продаж более миллиона игроков сразились друг с другом по сети.
19 ноября 2008
В Xbox LIVE появляются аватары – виртуальные воплощения игроков.
1 июня 2009
Microsoft демонстрирует Project Natal на E3. Необычный контроллер, считывающий движения игрока, рассматривается прессой как наступление на территорию Wii.
11 ноября 2009
Рекорд Xbox LIVE – два миллиона игроков онлайн одновременно.
15 июня 2010
Project Natal получает новое имя на E3 – Kinect. Технология кажется революционной, но демонстрируемые игры не кажутся чем-то серьезным. Единственным исключением становится танцевальный симулятор Dance Central.
В этот же день в продажу поступает Xbox 360 S – обновленная, более тонкая версия консоли с жестким диском на 250 гигабайт и встроенным Wi-Fi.
14 сентября 2010
Halo: Reach ставит очередной рекорд серии: 200 миллионов долларов в первый день продаж и еще 150 за последующие 16 дней.
4 ноября 2010
Kinect поступает в продажу и выдвигает вперед свою первую и единственную звезду – Dance Central.
9 марта 2011
Microsoft продает 10 миллионов Kinect за 4 месяца – устройство попадает в «Книгу рекордов Гиннесса» за такую скорость.
29 сентября 2011
Спустя две недели после запуска Gears of War 3 Microsoft сообщает, что серия принесла компании миллиард долларов.
11 февраля 2013
Количество активных пользователей Xbox LIVE достигает 46 миллионов.
18 апреля 2013
Количество проданных по всему миру Xbox 360 достигает 77 миллионов.
24 апреля 2013
Microsoft сообщает, что анонс следующего поколения Xbox состоится 21 мая.
И это уже совсем другая история...