Часть 1. Швеция.
В отпуск я с супругой ушел с 27 сентября.
За 2 недели было написано заявление. У меня на работе либо все горит, либо ее совсем нет. Поэтому я выбрал период, когда было относительное затишье на работе. Август и первая половина сентября все горело, потом затишье и потом снова загорелось. Но я успел дать бумагу на подпись и таким образом успел проскочить. Правда, взял лишь на 2 недели. Но больше мне особо и не надо было.
За теже 2 недели взял билет на паром «Изабелла» Рига – Стокгольм – Рига.
От Минска до Риги и назад Люксэкспрессом.
Цену билета на Люксэкспресс в сторону Риги уже тяжело сказать. Я брал билеты на иные даты по акции, потом писал им в контору и менял даты, что-то доплачивал. В общем, если посчитать, то билет суммарно вышел 18,90 евро.
Автобус Минск – Рига 12.15 – 20.50. Пришли за минут 8 до отправления. Заполненность процентов 60. Вай-фай, розетки, чай-кофе, минералка, наушники. Граница доволи быстро….пятница ведь. Вообще пустая граница. Даже в дьюти фри водитель разрешил всем желающим сбегать. Одна дамочка от жадности или от незнания так перебрала с покупкой спиртного, что потом ей пришлось несколько бутылок выбросить на литовской границе. Литовцы капитально у некоторых смотрели сумки.
В Вильнюс приехали аж на 30 минут раньше расписания – в 16.00. Поэтому стоянка аж 30 минут.
За это время сбегали на железнодорожный вокзал, там я увидел, что продуктовая Maxima закрылась, побежали в IKI. Купили покушать разной мелочи.
Из Вильнюса выезжали доволи долго – конец рабочего дня, пробки. Поэтому в Ригу приехали на 10 минут с опозданием – в 20.50.
Жилье я забронировал в центре. Рядом Lido – буквально в соседнем доме. Он круглосуточный, взяли ребрышек жареных, гречка на гарнир, по 0,5 л пива лидовского. Итого 17 евро за все на двоих. Кафе круглосуточное. Но с 22.30 уже действует наценка на все блюда процентов 25 дороже, нежели днем, и ассортимент скуднее. Но мы успели до наценки .
Утром в субботу сбегал на смотровую площадку церкви Петра и Павла. Вход 9 евро, но виды с нее красивые открываются, потом сходили в порт, где я зарегистрировался на рейс и получили карты-ключи от каюты. Заодно в порту в обменнике купил немного шведских крон.
Дальше погода резко изпортилась, пошел противный мелкий затяжной дождь. Особо по Риге лазить было неинтересно, да и за тьму раз прибывания уже все видели. Разве что я запланировал прокатиться на ретро-трамвае. Ходит он с мая по сентябрь включительно по выходным. На сайте городского транспорта Риги есть его расписания. Садились мы на конечной недалеко от порта и рижского замка. Проезд 2 евро, оплата водителю трамвая. Трамвай едет через центр в Межапарк и потихоньку наполняется. Как правило, садились семьи с детьми, которых везли в зоопарк.
Назад вернулись обычным городским трамваем.
Затарились продуктами, вином и пошли на паром.
Про паром скажу…..Изабелла намного хуже Романтики. Уже слегка полуубит жизнью.
Брали по дороге в Стокгольм завтраки. 12 евро с носа, завтраки очень даже зачетные.
В Стокгольме вновь полазили по старому городу, плюс сходили на смотровую площадку ратуши. Вход 60 крон (порядка 6 евро). Пускают туда группой по 30 человек максимум. Мы купили билеты на ближайшую группу. И существует расписания пропуска групп. Идти надо по узковатому коридору. Поэтому пока предыдущая группа не вернется, то ты со своей не выйдешь к смотровой площадке. 15 минут топаешь наверх, 15 минут на осмотр панорамы старого города и 10-15 минут топаешь назад. Поэтому между группами 45 минут. Работает смотровая площадка с апреля (или мая) по сентябрь включительно.
От порта до старого города в одну сторону топали пешком. Порядка часа там идти. Из плюсов….в старый город зашли через королевский сад, заодно осмотрев и эту достопримечательность.
Стокгольм одно из немногих мест, где я практически ничего не купил. Только на ратушу поднялись (кстати, там и бесплатный туалет для всех прямо около кассы)., и по 2 шарика мороженого в старом городе взяли. По 5 евро за мороженое, правда, оно вкусное. Да и, честно, после такого обильного завтрака есть и не хотелось.
Билеты на общественный транспорт покупали на пароме на ресепшене. 44 кроны (порядка 4.20 евро) за билет. Я уже не помню чем я платил. Или евро или картой.
На пароме вечером под бокалы пива смотрели выступления разных групп.
Назад плыло маловато людей, но прилично было русскоязычных дальнобойщиков.
В Ригу приплыли ровно в 11.00. В рижской ратуше (кафе Daily) пообедали комлексным обедом (по 3,75 евро). Очень даже хорошо кормят. И в 12.45 отчалили Люксэкспрессом на Минск. Билет 9 евро. Брал заранее по акции.
До Минска ехало 17 человек. До Вильнюса больше чуток. Снова долго крутились по Вильнюсу, но границы все быстро прошли и в Минск приехали на 35 минут раньше расписания – в 20.40.
Отмечу, что уже в конце сентября поздновато плыть паромом, если интересны красивые виды шведской природы.
Самый сок начинается в 6.30-6.40 утра, когда паром входит в заливчик и плывет среди островков. Мы попали уже в осенние туманы. Поэтому красивых видов особо не запечатлил.
К счастью, к обеду в Стокгольме распогодилось и хоть со смотровой площадки открылись красивые виды на старый город.
Назад же тоже, уже в 19.30 стало темно…..
Часть 2. Молдова.
После Стокгольма пару дней дома, потом прямым плацкартным беспересадочным вагоном Минск – Кишинев.
Билеты брал частями и с разбивкой по Козенкам. Итого суммарный билет от Минска до Кишинева вышел около 106 рублей. Постель только на участке Козенки – Кишинев – Козенки.
Отправление 4 октября (пятница). До Жлобина в составе поезда Минск – Запорожье, от Жлобина – в составе поезда Санкт-Петербург – Кишинев.
Поезд Минск – Запорожье: под ЧС4Т. Коротышка…с нами всего 6 вагонов.
Вагон наш…..скажу то, что надо. Туалеты био, розетки около всех мест и даже около боковушек. И все розетки работали всю дорогу. И туда и назад мы ехали на местах 29 и 31. Лесенка наверх и этакая перегородка от коридора. В общем, мини купе.
До Калинкович 80% мест было занято, после границы я и заходящих в вагон не наблюдал.
Всю дорогу ехали вдвоем в этом мини купе. Лишь от Жлобина до Калинкович еще подсаживались сюда люди. В Жлобине на переприцепку ушло 19 минут. На соседнем пути стоял молдавский Санкт-Петербург – Кишинев. Вагона-ресторана в нем не было. 7 молдавских вагонов: 2 купе и 5 плацкартом, ну и нас в хвост зацепили.
От Жлобина до Калинкович идет работа по электрификации. Однопутка, но поезд гнал и 110-115 км/час. От Жлобина до Коростеня белорусский ТЭП70.
В Калинковичи пришли на пару минут раньше. Стояли там минут 15. Я за это время обошел весь состав.
После Калинкович проводница принесла постели нам. Один раз взяли по чаю. 2 чая около 2х рублей завесили. Потом пользовались своих, брав лишь воду.
Еще под вечер одна из проводниц носила белорусские сувениры, шоколадки, печенья и просила помочь выполнить план. Я купил шоколадку.
По границам ничего необычного. Разве что, в Словечно с вагона ссадили гражданина Азербайджана. И у многих украинцев и молдаван не было регистраций. То есть более 90 дней находились на территории Беларуси без регистрации (для молдаван вроде 5 дней максимум). Белорусов было немного в вагоне.
До Овруча еще более-менее приличная скорость, потом дальше все хуже и хуже, но тоже на уровне.
В Коростене на соседнем пути стоял Киев – Рига под белорусским ТЭП70. Сбегал на привокзальную площадь, глянул вокзал.
От Коростеня до Казатина – секция от 2М62 депо Коростень. Коптил еще как. Технические остановки по станциям Ушомир и Красноселка: прошел встречный ДР1А Казатин – Коростень и Бахмут – Львов.
Житомир поразил вокзалом и убитыми платформами. Некий сарай с виду, а не вокзал областного города.
По Бердичеву стояли и пропускали опаздывающий Ровно – Николаев со страшненькими вагонами. Он еще и фирмач????
В Казатин приковыляли с опозданием в пару минут. Красивейший вокзал, правда, очень вонючий внутри. Хотел что-то купить я, но вспомнил, как год назад купил тут пирожок и он несъедомным оказался.
От Казатина до Жмеринки ВЛ80 депо Казатин. По Виннице еще несколько человек вышли из вагона.
В Жмеринке поезд оккупировали торговцы рыбой, варениками. Не знаю как и зачем, но я купил копченого толстолобика.
Не знаю почему, но минимум 50% поездов, увиденных на УЗ, шли с опозданием. По Жмеринке лишь поезд Одесса – Черновцы прибыл вовремя. А так какой поезд не объявляют….опаздывает…
После Жмеринки нас повел 2ТЭ116. Вернее, одна секция. Где происходила смена на молдавский лок – не знаю. Или в Могилеве-Подольском, или в Окнице.
Граница в Могилеве-Подольском вообще не помню ее, даже таможня не ходила.
Вэлчинец – тоже все быстро и просто. Молдавский пограничник только визы и печати Евросоюза порассматривал в моем паспорте и спросил надолго ли к ним едем.
Дальше снова сон и проснулся за пару часов до Кишинева.
Скорости на Молдавской железной дороге это, конечно, нечто. Я думал, что УЗ это уже край, но нет…..ЧФМ это край. Даже визуально видно, что пути в ужасном состоянии.
Прошел встречный новомодный дизелек Кишинев – Яссы, который всем своим видом не вписывается в размеренные молдавские пейзажи и такую железку. Под Кишиневом на станции Гидигич стоял встречный красно-желтый Д1 Кишинев – Унгены. В 9.33 точно по расписанию причалили на вокзал Кишинева.
Вокзал ничего так с виду. Паровозик стоит, выкрашенный во флаг Молдовы. Но вышли люди из поезда и пустота…..На соседнем пути стояли вагоны Кишинев – Бухарест.
По Кишиневу…..Пока что у меня город занимает первое место в ранге «самая скучная столица Европы». Кишинев уж совсем не тянет на столицу. Скорее, это Николаев, Кривой Рог…..но это непохоже на столицу. И даже не в достопримечательностях, которых здесь практически нет, а в самом городе. Вернее, в раздолбайстве. Я в Кишиневе был в 2006 году и вот за 13 лет не изменилось НИЧЕГО. Ах, изменилось…75% всех троллейбусов это наши Белкоммунмашевские. И еще один подземный переход разукрасили и сделали «для людей». Остальные подземные пешеходные переходы ….обосцанные, с одной лампочкой. Идешь и светишь телефоном, чтобы куда не надо не вступить.
Центральный рынок…..торговля с земли, в том числе и поношенной обувью, одеждой. Офигенная контрастность....и рядом дорогущие машины.
Практически в центре стоит пустующая гостиница Националь. Уже деревья поросли на ступеньках ее. И на каждом шагу обменники. Обменники везде. Но надо смотреть внимательно на вывески. Обычно, где самый высокий курс покупки валюты, там снизу небольшими буквами приписка о комиссии 3%. Извините, но это не ранг столичного города.
И да простят меня молдаване.....Ладно, такое же раздолбайство есть и в провинциальной Грузии. Но людей в Молдове я не понял. Или может мне такие попадались....но ни на мое здравствуйте, ни на мое спасибо ноль ответа. Только удивленные лица. Уступил место в троллейбусе - дама с дитем грохнулась и тоже нислова.
Молдавские станции тоже в упадочном состоянии. Обычно висят 2 таблички на здании…на кириллице и латинке. На кириллице ржавая. Я сперва думал, что это на русском, но потом сообразил…до 1990 года в Молдове была кириллица. И это скорее всего тоже на молдавском, но кириллицей.
Аналогично и с маршрутками в Молдове. На молдавском (на латинке) трафаретная доска и снизу кириллицей. И везде «Кишинэу - ……». Я тоже посчитал, что это на молдавской кириллице. В деревнях же люди по старинке живут.
Как раз в Кишиневе попали на день вина. Вот что у них хорошее, то это вино. Праздник развернулся на Площади Великого собрания. Около главной достопримечательности Кишинева – Триумфальной арки. Палатки от заводов-производителей, музыка-танцы, шашлыки, колбаски.
Мы пришли в обед….шашлычок, салат, плацинда (сдоба местная с разной начинкой)….18 евро за двоих. Вполне европейские цены. Вино покупали отдельно. Взяли 1,5 литра молодого вина (муст). И за обед и небольшую прогулку по Кишиневу ее выпили. Вечером я хотел еще за такой бутылочкой сбегать. Жене очень понравился этот «мерзавчик». Пьется легко, но слегка бьет по голове все таки. Но вечером……вообще не было ничего. Толпы людей, все съедено и остались лишь дорогие марки. Хорошо, что хоть в обед пришли.
Поехали вечером на квартирку, которую сняли. Проезд 2 лея в троллейбусе. Это 10 евроцентов. В автобусах и маршрутках 3 лея. Но маршрутки это нечто….останавливаются там, где махнут рукой и людей набивается ого-го….
Как я и говорил, 75%, может даже и 80% троллейбусов это белорусские белкоммунмашевские, 20% -- все остальные. К слову, мы ездили 5 раз траликами и только родные белорусские попадались для поездки.
Молдаване их весьма интересно эксплуатируют. Резко стартуют, также резко тормозят.
Из автобусов…..некие европейские подержанные и ….Икарусы. В том числе и с гармошкой. Икарусы видел в очень даже хорошем состоянии. И везде Спринтеры….и только Спринтеры.
И на столбах реклама….проезда Молдова – Португалия/Норвегия/Чехия/Италия и т.д. и изображение Спринтера .
Цены….дорого практически все, кроме своих отечественных продуктов, которых очень мало.
На следующий день поехали в Сороки. Северный автовокзал. Хотели купить билет, но водитель маршрутки сказал, что не надо. Взял деньги (как цена билета за двоих) и сам встал в кассу. Я не понял фокуса….А фокус был в том, что билеты были не до Сорок, а намного раньше Сорок. Но водитель сказал не заострять на этом внимание. Ладно, Бог с тобой.
Увидел прибывающий автобус Стамбул – Кишинев.
До Сорок ехать порядка 2,5 часа. Дорога нормальная. Вроде на америанские деньги сделали, такие таблички вдоль дороги висели. Маршрутка….конечно, Спринтер. В Молдове иных марок не знают. Но Спринтеры разные по техсостоянию. По стране какие-угодно Спринтеры, а вот в Румынию уже поновее Спринтеры.
Сороки – сам городок небольшой на берегу Днестра. На соседнем берегу село Цекиновка Винницкой области Украины. Между Цекиновкой и Сороками ходит паром – межгосударственный пункт пропуска. Ну, и разумеется крепость в Сороках; небольшая, но вполне симпатичная. Внизу (ближе к Днестру) живут молдаване, а сверху коттеджи цыган. Причем, ого-го домины. Сороки считаются цыганской столицей.
Кроме крепости городок ничем неинтересен. Обычный небольшой городок с унылыми улицами и домами. А, еще Свеча Благодарения на выезде из Сорок.
657 ступенек вверх и там на холме крест, откуда открывается шикарный вид на Днестр.
Маршруткой вечером вернулись в Кишинев.
Назавтра сперва поехали на железнодорожный вокзал. Отдали сумки в камеры хранения. Потом на Центральный автовокзал, который прямо около рынка. Хаос еще тот. Почти, как в Тбилиси на Дидубе. Искали маршрутку на Бутучены. Это и есть Старый Орхей.
Десятки Спринтеров стоят в ряд и ты просто бегаешь и ищешь эти Бутучены. Наконец нашли.
Водитель сказал, что не надо никаких касс, по выходу заплатите, мол.
Кроме нас, в маршрутке еще ехали семья поляков и трое испанцев, остальные местные.
Вышли мы чуть не доезжая Старого Орхея (не путать с городом Орхей). 52 лея за двоих. Чуть прошли по полевой дороге и оттуда у обрыва открывается открыточный вид на Старый Орхей.
В Польше или Литве смотровую площадку бы здесь сделали. Но мы в Молдове, пробираешься сквозь кусты, обходя коровьи лепешки, чтобы увидеть такой вид….Зато бесплатно.
Сам Старый Орхей это этакий комплекс…..по сути это древняя скальная церковь. На той площади в районе деревни Бутучены река очень красиво петляет между известняковыми обрывистыми скалами и вот в этой скале церковь. Ранее их было больше, но сохранилась одна действующая.
Очень красивый вид….небольшие скалы, внизу петляющая река и луга с коровками и виноградниками.
В Кишинев вернулись также маршруткой. Еще раз прошлись по городу, зашли в сеть местных кафе «Ла Плацинда». Покушали там, и на вокзал. Вечерный Кишинев совсем грустный, слабенькая подсветка.
Пока было время, я порассматривал вокзал. Вход на второй этаж (где комнаты отдыха) был закрыт.
Наш поезд стоял на 1ом пути. 30ый синенький вагон на фоне зеленых молдавских ведер. О, вагон-ресторан в этот раз едет с нами.
На соседнем пути стоял 341 Кишинев – Москва, который идет вслед за нами.
Еще дальше стоял российский 65 Кишинев – Москва через Приднестровье. Контрастность поразительная….6 новеньких вагонов в раскраске РЖД.
Людей очень мало садилось на эти 2 поезда. Я даже скажу, что визуально, в вагон Кишинев – Минск садилось больше, чем в молдавские плацкарты. И при этом заполненность вагона Кишинев – Минск была до 30%. Большущая загадка существования этих молдавских поездов. Они едут в прямом смысле пустыми.
Вагон хуже, чем по дороге в Кишинев. Туалеты не био, розеток не было. Но мы ехали снова на местах 29 и 31 и на 29ом месте была работающая розетка. Всю дорогу ехали вдвоем, лишь снова от Калинковичей до Жлобина подсели 2 человека.
Граница….ничего интересного. Только в Могилеве-Подольском украинские таможенники поинтересовались объемом спиртного. Посчитали, все в норме, знаем украинские законы, спросили у супруги какие лекарство есть с собой, мельком глянули и все.
В Жмеринке сбегал на привокзальную площадь. Был неприятно удивлен…..Остап Бендер пропал. Раньше ведь стоял он там, уже нет Остапа. От Жмеринки и до самого Коростеня ходили по вагону коробейники. Причем, туда ехали, их не было. От носков, игрушек, одеял до флешек все продавали. Не один, не два, а с десяток их ходило.
В Казатине прицепили М62 1975 года выпуска на шильде. Небольшая посадка была и по Виннице, и по Житомиру. После Житомира сходил в вагон-ресторан. Прошел 2 молдавских купе. Первый вагон так себе….внутри нормалек. Двери открыты и я насчитал аж 2х пассажиров на вагон, второй купейный вагон даже с мягкими спинками; аж 1 пассажира насчитал.
Вагон-ресторан….никого. Спросили что надо мне? Покушать сколько стоит, спрашиваю. Борщ – 45 лей и картошка с куриной отбивной 130 лей. Итого 175 лей…..10 баксов за одного, дорого.
Пошел в свой вагон, решили с женой, что нафиг вагон-ресторан.
В Коростене поменяли локомотив на наш ТЭП70. За время стоянки сбегали в магазин, покушать купили.
Дальше до Минска ничего интересного. В Жлобине снова быстро перецепили к коротышке Запорожье – Минск и в 23.50 прибыли в Минск.
Несколько фоток:
Добавлено спустя 35 минут 30 секунд