Сейчас я сделаю небольшое отступление и расскажу вам об одной своей небольшой теории. Вся наша жизнь многогранна и совсем не похожа на ровную прямую. Я уже как-то писал ранее, что она скорее имеет волновой характер, удачи перемежаются неудачами, за черной полосой следует белая и наоборот, нам постоянно приходится сталкиваться с различными ситуациями, вынуждающими нас принимать те или иные решения. Иногда речь идет о простом выборе (например, куда мне поехать, налево или направо), порой все гораздо серьезнее, и в таких случаях принято говорить, что возникла проблема. Да что уж там, если так посмотреть, то вся наша жизнь состоит из определенной череды больших и маленьких проблем. Оптимисты будут говорить, что все проблемы – это на самом деле не проблемы, а препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее. Но мой личный жизненный опыт позволяет дать этому всему несколько иную классификацию.
Вообще, сразу оговорюсь, что, возможно, моя теория применима только лишь ко мне, но тем не менее, я скажу вот что. Уже с давних пор меня не покидает убежденность, что несмотря на все мои прегрешения где-то там наверху у меня все-таки есть ангел хранитель или кто-то еще, кто оберегает меня в трудную минуту, дает подсказки, показывает верную дорогу, оставляя мне при этом полную свободу выбора. Но все не так просто, иначе жить было бы очень легко: внимательно слушай советы, ищи подсказки – и дело в шляпе. Все это расслабляет, делает человека мягким и неспособным противостоять жизненным невзгодам. Как же это исправить? Правильно. Человека нужно закалять. Именно поэтому судьба преподносит нам испытания, которые определяют, кто ты есть в этой жизни, и стоит ли тебе в дальнейшем помогать. То есть все те моменты и ситуации, которые мы называем проблемами, на самом деле подразделяются на реальные проблемы и испытания.
Вот представьте, что у вас есть хороший друг, и чтобы сделать вас лучше, он заставляет вас работать над собой, где-то в чем-то превозмогать себя, и для этого он сам придумывает и организует для вас испытания, тренирует вас. Но в то же время, когда вы попали в серьезную беду, если речь уже не идет о вашем обучении, если вам на самом деле нужна помощь, то именно этот друг и будет тем, кто спасет вас в трудную минуту. Поэтому если вы твердо идете по своей тропе жизни, то в критический момент вы не останетесь совсем одни. Ну а ежели вы завалили все свои жизненные экзамены или сбежали от них, ну что ж, тогда пеняйте только на себя, когда вы останетесь с настоящей бедой один на один.
Что ж, вернемся, пожалуй, обратно к моим сумкам. Такое дело, что можно и слегка запаниковать, но лучше сесть и все спокойно обдумать. На тот момент у меня просматривалось 3 варианта развития событий:
1) я мог позвонить своим друзьям, которые, я уверен, приехали бы за мной и забрали бы меня с мотоциклом из любой точки Беларуси. Да что там Беларуси, я не сильно преувеличу, если скажу, что из любой точки на карте;
2) я мог вернуться в город (а я был на его окраине), чтобы найти какую-нибудь автомастерскую и воспользоваться имеющимися там инструментами и помощью мастеров;
3) я мог вернуться обратно (а последнее место, где обе сумки еще точно висели по бокам, было у тех самых коровников) в надежде найти оторвавшуюся сумку где-то на обратном пути.
А вот теперь посудите сами, у меня был выбор, но был ли он у меня как таковой? Воспользоваться первым вариантом значило просто убежать от своего испытания, пускай даже мы бы с друзьями и посетили оставшиеся точки по пути домой, благо все они находились рядом с дорогой. Второй вариант также подразумевал собой обращение за помощью к людям. Но вы же не забывайте, я был в одиночной экспедиции, все люди вокруг меня существовали словно в параллельной реальности. Перейти в нее означало разрушить всю магию, которая окружала меня в процессе моей поездки, да и, собственно, это также означало бы существенное облегчение моего испытания.
У меня оставался лишь третий вариант. Достаточно безнадежный, скажете вы. Я с вами не соглашусь, ибо здесь присутствовала своя четкая логика. Да, я сильно рисковал. Мой иксёныш ехал все хуже, и я мог прокатиться обратно, ничего не найти и окончательно сломаться еще дальше от дома, только уже совсем не рядом с городом и автомастерскими. В принципе, я мог вообще сломаться где-то в поле, на полпути. А если бы и доехал, за это время сумку мог вполне кто-нибудь подобрать. Однако необходимо учитывать следующее. Достаточную часть пути на этом отрезке я все же проехал по асфальту с автомобильным движением. Если бы моя сумка оторвалась на этом участке, то, скорее всего, кто-нибудь из едущих сзади водителей непременно увидел бы это и затем предупредил меня, тем более что оторвалась левая сумка, у которой было меньше шансов укатиться куда-нибудь на обочину и в кювет. Затем, подавляющая часть дорог между моими двумя последними остановками была ровной, ухабистый был лишь начальный отрезок пути, вскоре после коровников. Логично было предположить, что сумка оторвалась именно там. А если так, то надо спешить. Мои инструменты очень даже могли пригодиться какому-нибудь местному механику-любителю.
Я развернул своего иксёныша и поехал обратно, всматриваясь в дорогу с двойным вниманием. Километры постепенно таяли, сумки все не было, лишь только сидящие на завалинке в деревнях люди с явным удивлением поглядывали на чудаковатого грязного столичного мотоциклиста, не только забывшего что-то в их краях, но еще и ездящего в шлеме с ирокезом на хрюкающем и постреливающем мотоцикле с котомками. Вот закончился асфальт и пошел грейдер, вот я уже доехал (а вернее дополз, дотарахтел и доскрипел) до поворота на эту злосчастную ухабистую дорожку.
Так, для остроты ощущения перечислю ка я еще раз все то, что меня на тот момент беспокоило, а именно: подвернутая и продолжающая ныть нога, подпаленное сцепление, практически отсутствующие тормоза, хрюкающий и отказывающийся ехать движок с неустановленной причиной такого его поведения, полное отсутствие съестных припасов, нахождение на краю Беларуси, хотя в этот день я планировал уже быть дома. Я понимал, что это кульминация моего путешествия. Все или ничего. Пан или пропал. Или сразу в дамки, или…
Нет, я не поверил своим глазам. Я решительно отказывался им верить. Прямо посреди дороги лежала моя дорогая и горячо любимая (теперь уже) сумка и вывалившийся из нее пакет с инструментами.
Ура! Эгегей! Еххууу! Я снова в деле. Мне снова все нипочём! Это все-таки не беда, это все же было испытание. Родные мои инструментики, вот они лежат, ждут меня.
Когда приступ безудержной радости прошел, и я снова мог трезво оценивать окружающую меня действительность, то я подумал, что раз сумка с инструментами отвалилась здесь, то тут мне и следует разобрать свою карбюратор. Если же у меня ничего не получится, ну что ж, телефон ловит сигнал. Придется воспользоваться звонком другу. Ну а в самом крайнем случае пойду на разведку вон в тот одиноко стоящий домик с хлевом.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пока в активе у меня была лишь найденная сумка, а в пассиве прихворавший иксёныш и два часа потерянного времени. Ты хотел приключений? А то ж! Ну, теперь не жалуйся.
Я скинул весь свой багаж (все равно его крепить теперь по-новому), расстелил газетку, снял карбюратор, разобрал его, осмотрел и продул. Игла не запала, поплавковая камера была в порядке и вообще, весь он выглядел чистым и исправным. Что ж, порой все решает какая-то маленькая мусоринка, авось это мой случай. Я аккуратно собрал все обратно, поставил на место, закрепил по новой схеме свой багаж и был готов ехать дальше (то есть возвращаться обратно… нет, все-таки правильнее дальше… я запутался).
Очень ответственный момент. Я завожу иксёныша, прокручиваю ручку газа, обороты вроде ровные. Сажусь на него, начинаю разгоняться: первая, вторая, третья передача, тяга хорошая. Вот же гадский карбюратор, повыпендриваться у меня решил.
Неееет, не может быть, только не это, опять эти похрюкивания и проблемы с тягой. Начинают проявляться все больше и больше, не успел я даже выехать с этой петляющей дорожки. Значит дело не в карбюраторе. Значит дело в чем-то другом. А что у нас дальше по схеме? А дальше мотор. Мотор, мотор… а что мотор? Клапана, неужели они? Так, думай, что с ними может быть не так. Если зазор слишком большой, то они начнут цокать. Это у меня уже пару раз было. Но сейчас никакого цокания нет. Значит они либо в норме, либо пережаты. А что при пережатых? Неустойчивая работа на холостых оборотах и потеря мощности. Ну конечно же, как же я сразу не догадался. Ведь я еще до поездки замечал, что мой иксёныш почему-то стал периодически глохнуть на холостых оборотах. А скорость? Я списывал все на загрузку, на горочки, на встречный ветер, а дело то было не в этом. И вот теперь моя невнимательность ко всем этим признакам вылезла мне боком.
Это настоящая проблема. Мотоцикл весь грязный, очень большая вероятность что-нибудь натрясти в мотор при снятой крышке. Чтобы все было удобнее делать, надо снимать бак, сиденье и, соответственно весь багаж. А теперь самый важный момент – щупов то для регулировки клапанов у меня с собой нет. Это уж прям беда. Ну а какие у меня варианты? Будем регулировать так, на свой страх и риск, по памяти.
Я конечно постарался все предварительно почистить, как мог, газетой и остатками воды, но все равно, снимать крышку и осуществлять дальнейшие операции приходилось чрезвычайно аккуратно. При этом возникла еще одна дилемма, а какой именно клапан необходимо регулировать? Ай, чтобы наверняка, надо подрегулировать оба. Так, осторожно, поворачиваем примерно на одну шестую оборота, фиксируем. То же самое со вторым клапаном. Ставим крышку на место. Ничего лишнего внутрь вроде не попало. Теперь крепим бак, затем седло. Уфф, очередной ответственный момент, ииии…..
Эврика! Мой иксёныш будто бы снова вздохнул полной грудью. А как приятно цокают клапана (все же я слишком сильно увеличил зазор). Вы не поверите, нет ничего лучше звука цокающих клапанов при свободно и мерно работающем моторе. И не спорьте. Я так думал на тот момент, был твердо убежден в этом и ни капельки не сомневался. Быстро, быстро, быстро… теперь нужно быстро закрепить багаж и реветь, гудеть, лететь, мчаться вперед. И это не просто моя прихоть. Когда я был снова готов тронуться в путь уже было четыре часа дня. Я рассчитывал выходить к этому времени на финишную прямую к дому, а по факту находился еще у самой границы. Снова деревни и люди на завалинке, снова город Иваново и снова дальние кадры геодезического пункта Лесковичи.
А почему дальние? А потому что там, где по карте должна была быть дорога, теперь находится полностью засеянное поле. А этот пункт, на минуточку, включен в список ЮНЕСКО, наследие там, все дела. Ага. Продовольственная безопасность, видать, важнее. Нет, может там с другой стороны поля какая-то дорога к нему и ведет, да только времени ее искать у меня уже нет, а через поле я не поеду. Остается воспользоваться мощностью оптики.
Нет, это еще не геодезический пункт, но зато там видно целых три знакомых желтых столбика. Интересно, зачем они там в таком количестве?
Ну а вот и сам пункт.
Нет, никакие железные бочки не должны отвлекать от него ваше внимание.
А как же я? Ведь я там был, карбюратор чинил.
Все формальности улажены, поэтому я прыгаю в седло и через каких-то шесть километров приезжаю к очередному «списочному» другу под названием Чекуцк.
На этот раз к нему ведет дорога. Не самая ровная, но она, по крайней мере, есть. Площадка заасфальтирована, а вокруг видны следы костров. Видно, что место пользуется определенной популярностью.
Правда сейчас здесь никого нет, поэтому я могу спокойно подобрать себе нужный ракурс.
А дальше меня ждет еще один пункт из списка ЮНЕСКО под названием Осовница. Вот это как раз три пункта для тех, кто любит приехать в Беларусь по олимпийке, погостить в Минске, заскочить в Мирский замок (или в Несвижский, на выбор), а затем рассказывать про свое «грандиозное турне» по Беларуси. Все эти три пункта находятся рядом, включены в официальный список, их не нужно искать. Ну, почти не нужно. Вот он, третий из них.
Казалось бы, все сделано правильно, ты двигаешься по дороге, у обочины стоит соответствующий указатель, ты сворачиваешь по нему, а дальше едешь, едешь и едешь, и понимаешь, что, наверное, ты направляешься куда-то не совсем туда. Вот так, а казалось, что уже не маленький, и не должен верить всему, что у обочины написано. Лучше довериться своему навигатору.
Вот, спрашивается, и зачем ставить такие непонятные указатели? Хорошо, что я не успел уехать слишком далеко. Этот геодезический пункт также находится в хорошем состоянии. Трава подкошена, сам знак обкопан, стоит памятный обелиск.
Это предпоследний пункт. Даже не верится. Остался всего один. Доехать бы к нему до темноты…
Но я не торопился. Наступал час волка, последний час перед закатом. Человек в это время успокаивается, реакции замедляются, а его энергетические каналы наоборот открываются. Не знаю, поэтому ли, но это время суток я люблю больше всего, так же, как и рассвет. Меня все устраивало: иксёныш работал хорошо, погода в рамках моей экспедиции была вообще отличной, небо было расписано следами от самолетов и красивыми облаками.
Если бы я собирался ночевать, то без каких-либо колебаний поехал бы в видневшийся за моим иксёнышем и дорожкой лес.
Вот только не знаю, успел ли бы я построить там себе шалаш. Скорее всего, что нет – просто любовался бы постепенно заходящим по ту сторону поля солнцем, пока кончики его лучей не перестали бы играть на верхушках деревьев. Ну а потом… А потом пришлось бы устраиваться спать так же, как и в прошлый раз. Но это та цена, которую я бы не раздумывая заплатил за увиденное.
Однако время для романтики вышло. Я не мог больше позволить себе такой роскоши. В конце концов, я же был в экспедиции. Это вам не увеселительная прогулка, здесь должен быть свой график и требования. Поэтому я поехал на своем иксёныше вперед по дорожке, надеясь, что она выведет меня к деревне, ну и потом на трассу. Но она вывела меня к какому-то каналу и растаяла. Пришлось ехать дальше, балансируя между засеянным полем и этим самым каналом, а затем все же совершить короткий марш-бросок через поле. Ну а как иначе, если в нашей стране к памятникам ЮНЕСКО не ведут нормальные дороги, иногда даже просто совсем.
Вскоре я пересек Ясельду и вырвался на обширные равнинные просторы, строго поделенные на крупные прямоугольные возделываемые участки. Солнце неумолимо клонилось к горизонту, но я не мог не остановиться, чтобы сделать для себя снимок этих мест.
А затем я остановился еще раз, чтобы заснять своего иксёныша во власти песков.
Если дать им застыть и окаменеть, то эти песчаные стены будут похожи на скальную породу, не правда ли?
Луна, властительница ночи, вод и грез.
А также созерцательница чаяний людских,
Свидетельница поцелуев робких и ночных мечтаний.
Загадочно обращена ты к нам одною стороной…
Я словно не мог насытиться всеми этими ускользающими от меня видами моего заканчивающегося путешествия. Время для романтики вышло говорите? Извольте, нет, я не согласен, я беру его в кредит. Уж как-нибудь потом расплачусь.
Далее на моем пути лежит какое-то интересное и явно рукотворное практически абсолютно круглое озеро или водохранилище. Я заезжаю туда и к своему огорчению обнаруживаю, что оно порядком подсохло.
Если бы я не посмотрел это на карте, то ни за что бы не догадался, что оно имеет круглую геометрическую форму.
Я решаю сделать прощальный круг с разворотом и едва не попадаю в неловкую ситуацию.
Хорошо, что мой иксёныш вывез меня отсюда, а то не хватало мне еще остаться на ночь в этой топкой трясине.
Зато у меня тут же родилась одна интересная игра или забава. Группа мотоциклистов выбирает себе какой-либо похожий участок местности, а затем они по очереди начинают проезжать ее полукругом, прямо как я на предыдущей фотографии, и при этом каждый последующий заезд должен проходить по большему радиусу. Все это продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не застрянет. Вот так, победителей в этой игре нет, зато есть проигравший. Она призвана развивать командный дух, ибо затем всем остальным участникам необходимо помочь этому несчастному вытащить свой застрявший мотоцикл.
Одному в эту игру играть скучно, поэтому я уезжаю отсюда и продолжаю приближаться к своей последней точке. Дорожки здесь грунтовые, достаточно ровные и прямые. Лететь по ним одно удовольствие. Ничто не может заставить меня остановиться. Почти…
Я насмотрелся этого всего, но повторюсь еще раз, как же мне нравятся такие пейзажи. Настоящий сплав летних и осенних мотивов, и четкая грань между ними, по которой я продвигаюсь на пути к своей цели.
Все, больше я не останавливался до тех пор, пока, наконец, не выехал к тому месту, которое было призвано венчать рабочую часть моей экспедиции. Никаких знаков, вышек или остатков основания я не обнаружил. Лишь только две выкопанных ямки в предполагаемых местах их нахождения.
Это ямка поменьше. Такое ощущение, что в ней даже жгли костер. А может это просто какое-то кострище и есть. Ну ничего, надо соблюсти формальности, отметиться на всякий случай и здесь.
А следующая ямка побольше. Значит здесь более усердно копали и, соответственно, я просто обязан показать вам ее, да и сам там сфотографироваться.
Ура! Всё! Я сделал это! Дуга пройдена! Впору бы выпить бокал шампанского и расслабиться. Но нет, всё да не всё. Надо же еще вернуться домой… А тем временем уже полностью стемнело и ощутимо похолодало. Я подошел к своему иксёнышу, проверил на всякий случай багаж (если что, ночью я вряд ли что найду) и едва лишь успел съехать с обочины и как следует набрать скорость, как вынужден был снова ретироваться на эту самую обочину, поскольку прямо на меня на встречную для себя полосу выехала какая-то фура. Причем даже места на дороге не оставила. Я был несколько в шоке. Представляете, горка (для меня подъем), впереди по встречной полосе едет вереница легковых машин, и вдруг из-за второй или третьей по счету машины прямо на меня внаглую выскакивает фура. Это было прямым и недвусмысленным намеком на то, что расслабляться совсем не стоит. Я и не расслаблялся, я просто хотел побыстрее попасть домой. Поэтому я снова включил Навител…
Говорят, на ошибках учатся. Почему же мне не хватило одного раза? Нет, это удобная программа, она показывает, сколько тебе осталось ехать километров, когда ты примерно доберешься до пункта назначения и т.д. Вы просто слушайте, что происходило дальше.
А дальше я проехал через населенный пункт под названием «Святая Воля». Очень символично, подумал я. Продолжало холодать, и я подумал, что эта самая воля, а точнее ее сила, мне очень даже сегодня понадобится.
Еще через какое-то время я заехал на чудную заправку Белоруснефти в Телеханах, где почему-то продают презервативы, но, блин, нельзя купить даже какой-нибудь несчастный шоколадный батончик, чтобы подкрепиться. Ладно, вспоминаю про силу воли и еду дальше. Если перед тобой стоит какая-то сложная задача, то всегда проще ее решить, разбив на несколько более простых. Если впереди у тебя долгая дорога, то разбей её на несколько участков и двигайся от одной контрольной точки, до другой, так легче. Мне предстояло проехать осенней ночью еще 250 километров и первой моей контрольной точкой были Ганцевичи. Уверенный, что все мои невзгоды остались позади, я стремился к ним всей душой.
Но в душу мою закралась тень сомнения, когда, строго следуя указаниям навигатора, я добрался до деревни Выгонощи и свернул с асфальта на грунтовую дорогу. Ну, грунтовка, так грунтовка, эка невидаль. Вначале она была себе вполне хорошая и ровная, но затем стала потихоньку портиться, на ней все чаще стали попадаться лужи. Я снизил скорость, но такое ощущение, что прямо пропорционально скорости снизилось и качество грунтовки. Я все же старался поддерживать хоть какой-то темп и в стиле слалома объезжал встречавшиеся мне лужи (тем более что задних тормозов то у меня не было, чтобы оттормаживаться перед ними), когда песчаный грунт под колесами внезапно сменился какой-то глиноподобной массой и я благополучно завалился на левый бок на скорости где-то 50 км/ч.
Вооуу, моей первой мыслью, когда и я, и мой иксёныш остановились, было: как там моя ручка сцепления? Подняв мотоцикл, я убедился, что с ручкой все в порядке. Затем я подумал: а как там лапка переключения передач? С ней тоже все было хорошо, благо она складная. Лишь потом я задумался: а как вообще себя чувствую я? Ничего не болело, все конечности двигались, поэтому я выдохнул с облегчением. Весь в глине, но зато даже ничего себе не подрал.
Но это еще было не все. Я продолжил свой путь вперед, а тем временем дорога все ухудшалась и ухудшалась. Если у самой деревни она была ровной и широкой, то теперь все больше становилась похожей на лесную тропку, по которой мог проехать далеко не каждый автомобиль. Я ехал прямо через Выгонощанский заказник, на территории которого много тысяч лет назад находилось огромное приледниковое озеро. Перспектива увязнуть где-нибудь в его болотистых остатках меня совсем не прельщала.
Моя скорость упала до каких-то жалких 15 км/ч, а навигатор показывал, что до нормальной трассы мне еще ехать почти 20 км, т.е. даже больше часа. Вы представляете? Больше часа по мокрой и скользкой лесной тропке, которую я бы и днем не посчитал прогулочной. Да, что я там говорил про силу воли? А вот нечего было расслабляться, нечего было хитрить с навигатором, нечего было считать, что экспедиция уже, в принципе, закончилась, нечего было пытаться раньше времени выйти за рамки той системы событийности, которую я сам себе и задал.
О чем это я опять? Самое время остановиться на этом поподробнее. Вообще, тут, помимо прочего, затрагивается целый ряд вопросов философского характера, таких как определяет ли человек сам свою судьбу, являются ли материальными наши мысли, где проходит граница между тем, когда человек создает себе какой-то образ, и когда уже созданный им образ начинает оказывать обратное влияние на этого человека. Ведь не даром же говорят, что если в начале пьесы на стене висит ружье, то в последнем акте оно должно выстрелить. А поговорки «чистый джип – позор хозяина» или «назвался груздем – полезай в кузов», все это из той же оперы. Так и я назвал свое путешествие «экспедицией» и очень много тем самым определил.
Ну вот что такое простая поездка – ты просто ездишь и катаешься себе в удовольствие. Что такое путешествие – ты ездишь и путешествуешь по разным местам и достопримечательностям, тоже себе в удовольствие. А что же такое экспедиция – ты ездишь и пытаешься добраться до разных труднодоступных мест, у тебя есть определенная задача и тебя на этом пути подстерегают различные сложности и препятствия. Вот в следующем году я хочу проехаться по всем замкам своей родной страны и я хочу, чтобы это было интересное и красивое путешествие. А в этот раз я хотел поехать именно в экспедицию. Да, маленькая оговорочка, хотел, сидя дома. Вспомните сами, как увлекательно читать в книжках или смотреть на экране про различные приключения и похождения литературных героев, как они мерзнут, страдают, сражаются с врагами, проблемами, собственными страхами, но в итоге преодолевают себя и всех вокруг и от этого становятся теми, кем, есть, нашими героями.
Вот и я перед своим выездом хотел всего это, ну разве что кроме врагов и серьезных проблем, скорее больше приключений. И вот всеми этими своими желаниями и хотениями я словно бы запрограммировал себе свою модель путешествия или дал добровольное согласие незримому архитектору мой экспедиции на то, чтобы пройти ее в режиме повышенной сложности. Всё, с этого момента в этом плане от меня уже ничего не зависело. Я мог выбирать себе тот или иной вариант движения к следующей точке, я мог самостоятельно решать, где мне остановиться, сколько времени провести на том или ином месте. Но как только теми или иными действиями я старался упростить себе свою поездку, то словно натыкался на невидимую стену причинно-следственных связей и случайностей, которые мешали мне пойти по слишком легкому пути и не давали закончить мою экспедицию раньше времени. И вы знаете, в конечном итоге я безусловно рад, что моя экспедиция состоялась именно в таком виде, как я вам это описываю, что мои робкие попытки «сбежать» из определенных ситуаций были изящно предотвращены, и мне довелось полностью пройти самому себе загаданный путь.
Но вернемся от абстрактных размышлений в мир реальных вещей и фактов. Я тихонько пробирался по лесной дорожке, понимая, что мне никуда с нее не деться, и что остается лишь максимально собраться и проехать ее, стараясь избегать каких-либо непредсказуемых падений, пускай на это и потребуется целый час. К счастью, все оказалось проще. Километров через пять дорога начала улучшаться, а затем я доехал до деревни, после которой вообще начался асфальт. До дома оставалось уже менее 200 километров, но начала подкрадываться другая проблема. Я начинал замерзать.
Еще перед отъездом от последней точки дуги Струве я максимально утеплился и надел на себя все, что у меня было. Но этого явно было не достаточно. Да и на ночные перегоны я явно не рассчитывал, планируя в это время или ночевать в шалаше, или быть уже дома. Пожалуй, начиналось мое самое трудное испытание – испытание холодом. Я старался двигаться со скоростью в диапазоне 70-80 км/ч, а значит ехать мне еще предстояло почти 3 часа. А замерзать я начал уже сейчас. Мда, у меня рисовались не совсем веселые перспективы. Конечно, я мог периодически останавливаться на попутных заправках, чтобы попить там чайку и согреться, но это был не вариант, потому что я хотел успеть добраться домой до полуночи, т.е. еще в этот день, вернее сутки. В этом был для меня определенный сакральный смысл и цель, которая заставляла меня двигаться вперед, ибо времени у меня оставалось совсем впритык, и останавливаться было особо некогда. Такой уж я человек.
Даже не знаю, как лучше описать, как прошли для меня эти три часа. Долго, очень долго. Наверное, это были самые долгие три часа моей жизни. Минуты стали тягучими и липкими, как пластилин. Километры делились на сотни метров, которые все равно таяли слишком медленно, а о больших величинах я просто не думал. Причем холод очень коварно пробирался вовнутрь и сковывал мое тело. Я думал, что больше замерзнуть уже нельзя, но проехав очередной десяток километров понимал, что тогда мне было еще тепло. Причем эта ситуация все повторялась и повторялась, и повторялась. Помните я брал сегодня кредит у времени на романтику. По долгам нужно платить…
На трассе я ехал со скоростью 80 км/ч, а во встречавшихся населенных пунктах сбрасывал ее до 70 км/ч. Вы знаете, я очень хорошо чувствовал эту разницу. Мне даже казалось, что я успеваю немного согреться. Быстрее же ехать совсем не хотелось. Да и к тому же было какое-то предчувствие, которое меня не подвело. В одной из деревень перед Клецком меня остановил патруль ГАИ. Это был интересный момент. Меня попросили предъявить документы, я только лишь успел показать права, когда инспектор получше осветил меня фонариком, отдал права назад и, махнув рукой, сказал: езжайте дальше. Таких ночных чумазегов он, наверное, давно не видел.
Честно, я не знаю, как я сумел совершить задуманное и уложиться в отведенные себе сроки моего ночного мотопробега. Я сжимался под набегающими потоками холодного ночного воздуха в маленькую едва заметную теплую точку, изредка пошевеливая всем, что только могло шевелиться, чтобы понять, не замерз ли я совсем. Порой ночную мглу разрывали мои отчаянные крики: «Эгегей! Земля, я здесь! Привет, Луна! Звезды!»
О да, о чем я только не думал, и что я только не делал, чтобы согреться. Я пытался делить остающийся мне путь на все более мелкие участки, с нетерпением ожидал их приближение и отчаянно кричал себе в визор: «Размениваем! Да! Размениваем!». Я с иксёнышем разменивал населенные пункты, повороты, километры и дорожные знаки, все что угодно, что приближало меня к финальной точке.
И наконец, когда я уже думал, что просто не смогу оторвать свои руки от руля мотоцикла и не был уверен, что смогу твердо стоять на ногах, я повернул ключ в замке зажигания и понял, что теперь действительно всё. Я сделал это. Грязный радостный и довольный я вернулся домой.
А закончить рассказ о своей экспедиции я хочу еще одной цитатой Олега Куваева: «Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы — тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: «А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!»