Во время капитального ремонта квартиры пришло время заняться утеплением и отделкой застеклённой лоджии. Утеплять решил правильно - снаружи плюс минимально (пол+потолок) внутри. Работой ребят, которые делают ремонт, доволен, но для ускорения процесса, решил обратиться к профессионалам, которые занимаются непосредственно утеплением балконов. Наткнулся на ютубе на ролик, где Кирилл у доски рассказывает об использовании различных материалов для утепления балкона, в детали не вдавался, но решил обратиться к нему, так как ожидал профессионального подхода к работе.
При первом звонке Кирилл поинтересовался размерами лоджии и сообщил, что ориентировочно работа под ключ вместе с материалом (без напольного покрытия и электрики) обойдётся в 1500$. Недёшево, но я считаю, что хорошее дешёвым не бывает. Договорились об осмотре (стоит 15 рублей, которые возвращаются при заключении договора). Работы, предлагаемые Кириллом, стандартны - наклейка пенополистирола, гипсокартон, штукатурка/шпаклёвка, покраска/оклейка, укладка напольного покрытия. Во время осмотра я уточнил, что собираюсь делать наружное утепление лоджии, поэтому утепление парапета не нужно, а также не нужно укладывать напольное покрытие. Но дополнительно требовалось:
- очистить часть пола от следов линоулемного клея
- обработать пятна плесени в этом месте и немного на стене
- купить и установить белый матовый подоконник минимальной ширины 10 см
Оказалось, что наружным утеплением компания Кирилла не занимается, а он просто может дать телефон компании, с которой нужно договариваться отдельно. Также я указал, что на потолке балкона будут монтироваться трубы приточной вентиляции, что потребует координации и согласования работ с бригадой, ответственной за вентиляцию.
В тот же день Кирилл прислал на почту “расчёт”, в котором говорилось, что за 1690$ мне утеплят пол и полок, зашьют гипсокартоном боковые стены и потолок, на лагах пола положат фанеру, поштукатурят американкой все стены и покрасят стены и потолок. Сам расчёт отсутствовал, была просто указана общая сумма. Заявленный срок выполнения работ 6-7 дней.
Меня немного смутило, что сумма работ выросла на 190$ относительно озвученной по телефону, ведь после озвучивания первоначальной суммы выяснилось, что утепление парапета не требуется и укладка пола тоже.
Во время встречи для подписания договора я уточнил, может ли Кирилл расписать сумму в 1690$, ведь он же её рассчитывал как-то. Кирилл ответил, что балкон - это не ремонт квартиры, расписывать нечего, он лишь может сказать, что из этой суммы где-то 1400$ - это работа, остальное - материал. На вопрос об увеличении стоимости работ на 190$ ответил, что предполагаемый список работ усложнился, например, за счёт обработки пола и стены антиплесенью.
Интересные пункты из договора:
- Подрядчик не обязан выносить строительный мусор и демонтированные конструкции, если иное не оговорено отдельным соглашением.
- Излишек материала подрядчик забирает после окончания и подписания акта приёмки-сдачи.
- Бесполезная помощь и нахождение заказчика на месте проведения работ, негативно отражающееся на качестве выполнения работ, влечет за собой приостановку выполнения работ на неограниченный срок.
После подписания договора Кирилл взял 50$ в качестве предоплаты. Сказал, что работу его мастер сделает за 5-6 дней. По срокам начала работ сказал, что в зависимости от их графика мастер начнёт работы либо с понедельника, либо неделей позже, что прояснится в субботу. В пятницу вечером позвонил и сказал, что работу его мастер начнёт в понедельник.
Понимая, что вопрос взаимодействия с человеком, ответственным за вентиляцию, остался неурегулированным, через час после подписания договора я позвонил Кириллу и предложил вместе встретиться и обговорить детали. Кирилл отказался, сказав, что разговора по телефону будет достаточно. После звонка Кирилл мне сообщил, что из-за работ по вентиляции у него получается “длинный объект”, но в целом всё урегулировано. По плану за первые 2 дня мастер Кирилла выполняет работы по утеплению пола/потолка и зашивке стен, потом выполняются работы по вентиляции, затем завершаем отделку балкона.
В понедельник Кирилл привёз материалы (без каких-либо чеков), взял 700$ и оставил работать своего мастера. Среди материалов меня смутил подоконник, который, как оказалось, был куплен за 10$ на рынке. Учитывая, что на главной странице сайта lodjii.by написано
Мы занимаемся профессиональным утеплением и отделкой балконов, лоджий в Минске, установкой балконных рам ПВХ
для меня осталось непонятным, как профессиональная установка рам ПВХ якобы на сотнях балконов связана с покупкой на рынке самого дешёвого подоконника для установки в недешёвое окно. Поделился сомнениями с Кириллом - он спросил, чем меня этот не устраивает, потом сказал, что они подоконниками не занимаются, а впоследствии отписал в вайбер цену и дал телефон незнакомого ему продавца со стройрынка в Малиновке. Несмотря на то, что мне нужен был стандартный белый матовый цвет, Кирилл предложил мне ехать к продавцу и выбирать себе подоконник самостоятельно. По итогу я позвонил в обычную оконную компанию, которая находилась рядом, и этим же вечером мне привезли белый матовый подоконник Danke. Также Кирилл сказал, что возвращать дешёвый подоконник ему смысла нет. Да и ладно, копейки стоит.
Работы по утеплению балкона вёл один человек. Пылесоса у него не было. Работу я не контролировал и за мастером не следил. Параллельно в квартире работали отделочники. Спустя 2 дня работы (вечером во вторник) Кирилл сообщил, что балкон к работе вентиляционщиков подготовлен. Я не специалист, качеством работ я не впечатлён, но и плохим назвать его не могу, смотрите и оценивайте на фото. Качество утепления пенополистиролом сводится к качеству приклеивания, и это можно проверить лишь спустя несколько лет, отодрав утеплитель и проверив, есть ли под ним плесень.
В пятницу Кирилл спросил у меня в вайбере, смогут ли они приступить к работе в понедельник. Я позвонил Кириллу и сказал, что по моей информации работы по вентиляции закончат в среду на следующей неделе. Кирилл удивился, сказал, что он совсем не ожидал таких сроков, “У нас всё расписано, не знаю теперь, когда мы закончим, у нас следующий объект, у людей отпуска”. Короче, выражал недовольство якобы задержкой со стороны работ по вентиляции.
В целом, то ли мне до этого везло с работниками, но за время ремонта мне ни разу не приходилось выслушивать недовольство подрядчика, который сам отказался от личной встречи, чтобы оговорить все детали. Считаю, что профессионалы должны уметь договориться о проведении работ между собой и с минимальным вовлечением заказчика в детали давать ожидаемый результат.
Я позвонил инженеру по вентиляции, который уже был на взводе после разговора с Кириллом. По его словам, он прослушал первую запись своего разговора с Кириллом, и сроки относительно заявленных им не изменились, поэтому претензии Кирилла ему непонятны. Возмущение Кирилла было и мне непонятно потому, что сам Кирилл смог определиться с днём начала работ лишь за 2 дня до начала, а если бы таким же подходом руководствовался инженер по вентиляции, то 100% совместную работу организовать не удалось бы.
Работы по вентиляции важнее, сложнее и дороже работ по отделке балкона, и по итогу я решил, что общий подход Кирилла к организации работ и сами работы относительно запрашиваемых денег меня не устраивают, поэтому позвонил ему и предложил расторгнуть договор по моей инициативе. Согласно договору, заказчик обязан возместить подрядчику материальные затраты по выполнению условий договора. Напомню, что на тот момент за 2 дня работы Кирилл получил 750$, из которых 290$ предположительно ушло на материалы, т.е. 460$ за 2 дня работы. Спустя час Кирилл перезвонил и сказал, что, согласно его “подсчёту”, “если вы хотите, чтобы мы к вам больше не приезжали, то с вас ещё 260$ и расторгаем договор”. Кирилл обосновал эту цифру своей убеждённостью в том, что 60% самых ответственных работ были сделаны за первые 2 дня из предполагаемых 5-6 дней работы. Я отказался оплачивать внутренние убеждения Кирилла, сославшись на то, что сам просил Кирилла перед заключением договора предоставить калькуляцию работ, от чего он отказался. А я со своей стороны считаю, что финишные работы сложнее и кропотливее наклейки утеплителя, а также, что работы выполнены на обычном уровне, явно не соответствующем завышенной в 2-3 раза стоимости. В ходе последовавшего обсуждения я услышал странные заявления Кирилла касательно цены о том, что “он по рынку не ходит” и поэтому ему нет нет дела до рыночных цен, что качество инструмента и наличие пылесоса не важны.
Перед подписанием договора Кирилл зашёл забрать вещи мастера и заодно унёс пол-банки шпаклевки. Жаль, что не унёс и гипсокартон, так как ребята, которые будут доделывать балкон, отказались его использовать по причине возможного набирания влаги.
Позже я обнаружил на балконе заполненную до горлышка банку антиплесени, и подумал, что работа, которой обосновывалось увеличение стоимости на 190 usd, не проводилась.
Выражаясь словами Кирилла, я считаю, что его бизнес - это развод лохов, где за стандартные работы просят втридорога под ширмой якобы высокого качества работ, заявляемого в интернет-рекламе.
Позже, обсуждая доделку балкона, услышал разумную мысль, что отделку парапета имеет смысл делать после наружного утепления, так как зонтиками могут проткнуть тонкий бетон плиты парапета, да вибрации штукатурке не к чему. Кирилл об этом ничего не говорил.
P.S.: после публикации отзыва, Кирилл мне сообщил, что обработка антиплесенью была сделана, а после обработки в банку из-под антиплесени была перелита грунтовка. Действительно, в литровой банке Ceresit CT99 оказалась грунтовка. Тары, откуда эта грунтовка переливалась, я не нашёл. По инструкции, перед нанесением антиплесени пятна «следует тщательно удалить, используя проволочную щетку». А после выдержать паузу 8-10 часов. Учитывая, что пол был утеплён за первый день, а пятна плесени на стене стираются мокрой кисточкой, вопрос, была ли сделана обработка, остаётся открытым.