Что представлял из себя аэропорт Каунас, когда Вы пришли туда работать в 2003 году?
Маленький пассажирский аэропорт с базовой компанией "Air Lietuva" и несколькими грузовыми чартерами. Годовой пассажиропоток каунасского аэропорта чуть превышал 27 тысяч пассажиров, в то время, как в Вильнюсском уже было свыше миллиона в год.
В 2005 году авиакомпания "Air Lietuva" обанкротилась и ушла с рынка. Надо было, что-то делать. Еще в 2003 году мы с тогдашним руководителем аэропорта начали "ловить" Ryanair.
Это было до вступления Литвы в Евросоюз. Они ведь тогда еще не летали ни в страны Балтии, ни в Польшу. Почему они?
Действительно, для них мы были "Диким Западом" на Востоке Европы - абсолютно неизвестным и непонятным краем. Тогда весь регион работал по классической модели, где доминировали национальные перевозчики, а в Литве в каждом аэропорту был свои базовый перевозчик - в Вильнюсе "Литовские авиалинии", в Каунасе - "Air Lietuva".
Но уже тогда была очень четко видна тенденция развития бюджетных авиакомпаний. Было видно, что Ryanair растет, при чем, не только на домашнем рынке.
Конечно, тогда мы еще не были в ЕС (вступили в мае 2005 года), не было такого, как позже, экономического роста, такого свободного движения рабочей силы и просто пассажиров - условия были совсем другие.
Когда Вы пришли к Ryanair, что они знали вообще о Литве?
Не много. Мы - маленькая страна, маленький рынок. Не только им - очень многим авиаперевозчикам долгое время приходилось рассказывать о том, что существует такая страна - Литва. И у нас тоже люди путешествуют воздушным транспортом, летает бизнес, туристы. Море у нас есть, но оно холодное, прекрасные пляжи, но сезон очень короткий и туристам это продать сложнее, чем какое-то теплое море.
С чего все началось?
С моего телефонного звонка тогдашнему руководителю по развитию сети авиакомпании Ryanair Бернарду Бергеру. Мой звонок застал его в Варшаве и у него были отличные знания географии - услышав Каунас, он знал, где это в Литве. И это уже впечатляло, другие авиакомпании про нас не знали или, в лучшем случае, что-то слышали.
Бернард Бергер всегда мыслил очень широко, а в то время политика Ryanair была очень ясная - они выбрали малые второстепенные аэропорты, в которых они могли получить особое внимание и которым было бы сразу ясно, что только они могут генерировать пассажиропоток. В этих аэропортах были особо малые цены на обслуживание, что хорошо ложилось в политику снижения расходов авиакомпании.
Сейчас мы видим, что они развернулись в сторону центральных аэропортов и вот даже с этого сезона зашли в Международный аэропорт Франкфурта-на-Майне, правда, на очень безопасные маршруты, я бы сказала.
Малага и Канары…
Да, это показывает, эволюционные и даже революционные изменения в политике Ryanair. Развиваться по старой модели жесткого лоукостера уже не так просто, и они идут в другие ниши и другие аэропорты. Но этот переход требует от компании очень сильно пересмотреть всю систему своей работы. В тоже время полеты из таких аэропортов авиакомпания может продать дороже и это оправдывает их большие расходы в центральных аэропортах, по сравнению с второстепенными.
Скажите, как участники рынка и политики отреагировали тогда в Литве на приход Ryanair? Вильнюсский аэропорт, государственный национальный перевозчик "Литовские авиалинии", правительство, министр транспорта?
Сопротивление было сильное. Скажу так: мой руководитель, директор Каунасского аэропорта господин Скидайло был "враг народа"! Он, действительно, тогда мыслил революционно, и я уважаю его за желание и смелость сделать аэропорт лучше и больше, открыв его для бюджетной авиакомпаний. И бесспорно, тогда очень много кому он казался разрушающим основы государства.