Такая разная Польша. Лето 2018.
В этом году передо мной возникла серьезная проблема: при наличии скромного отпускного бюджета мне хотелось самых разных впечатлений от отдыха: экстремальных приключений (гор каких-то, что ли), эстетических наслаждений (например, от осмотра красивых старинных городов) и тихого расслабления у моря. С датами отпуска и возможностью отчалить в него тоже были вопросы – я не знал, получится ли по работе. Однако визу сделал заранее и решил осуществлять бронирование через Booking с возможностью бесплатной отмены (впоследствии пригодилось). Исходя из всех вводных, страна определилась сама собой – ближайшая наша соседка Польша, по счастливой геополитической случайности обладающая и красивыми горами, и морем, и интересными городами не обделенная.
Составился план: провести неделю в польских Татрах, потом на пару дней посетить старинный Торунь и оттуда переехать к Балтийскому морю. Заранее мониторил прогнозы погоды (Балтика капризна), в этой связи слегка корректировал бронирования (бесплатная отмена пригодилась). В итоге получилось: неделя в Поронине (6 км от Закопане), три дня в Торуни и последняя неделя в Гасках (курортное место между Кошалином и Колобжегом, на самом берегу).
Так как расстояние от дома превышало 1000 км, решил «не рвать пупок» и разделил дорогу на 2 части с добавлением ночевок, их получилось по одной туда и обратно, для них также забронировал отели.
Пересечение границы наметили в Привалках (Литва), на белорусско-польской границе ожидались очереди, также дошли слухи о забастовках польских пограничников и полиции.
Поехали вдвоем с женой, дочь впервые в этом году не присоединилась к нам, так как только начала работать после получения диплома.
Дорога Минск – Закопане.
Минск – Закопане.
Выехали около 5 часов утра в воскресенье, границу в Привалках прошли за 2,5 часа. До этого по трассе М4 «насладились» все тем же ремонтом, по-прежнему около 200 км проезжаются со скоростью 70-80 км в час.
Наша промежуточная ночевка была намечена за Острувом Мазовецким (сняли номер в придорожном отеле).
По дороге сделали две приятные остановки: в Вейсеяй, Литва , и в Августове.
Возле живописного литовского озера установлена обзорная вышка, и мы наконец-то залезли на нее, чтобы посмотреть окрестности.
Литовско-польской границы как-бы и нет, ее мы заметили только по указателям и вскоре были в Августове. Здесь мы прокатились на прогулочном судне по знаменитым каналам с прохождением через шлюзы. Водная прогулка длится около двух часов, виды прекрасные. Шлюз, через который мы проплывали, деревянный, управляется вручную, проход через него – целое представление.
Около шести вечера приехали в отель, заселились и поужинали тут же. Номера совсем простенькие, но есть все необходимое, ужины недорогие, размер порций даже пугающий.
Вся Польша охвачена эпидемией дорожных ремонтов. Мы медленно двигались до Варшавы. В 42 – х километрах за ней остановились в Радзейовице. Здесь красивый, небольшой дворец с великолепным парком на берегу озера. Он пользовался большой популярностью у польских королей ввиду своего расположения, рядом Якторовская Пуща, место королевской охоты.
Затем выдвинулись в сторону Кракова, а за ним также постояли в пробках до Закопане. Там идет грандиозное строительство мостов и многоуровневых развязок, что вызвало практически транспортный коллапс.
Мысль поселиться в Поронине была очень правильной: к отелю вела объездная дорога, мы могли добираться до Татр довольно быстро, не стоя в огромных пробках на Закопане.
Кроме того, место обладает почти деревенским колоритом: из окна номера виден лес и луг, людей не много, тихо и спокойно. Практически все здания в населенных пунктах, прилегающих к Татрам, выстроены в одном архитектурном национальном стиле: островерхие крыши, деревянные балкончики, небольшие окна. Наш отель не был исключением и очень нам нравился. Несмотря на то, что городок маленький, есть вся необходимая для туристов инфраструктура, включая магазины, кафе, рестораны.
Цена за проживание была невысокой, около 27 евро в сутки, однако включенные в стоимость завтраки поражали своим изобилием и разнообразием местных деликатесов. По утрам мы пили домашнее молоко, ели прекрасные сыры и паштеты, омлеты из домашних яиц и т.д. В течение дня кофе, чай, домашний лимонад, мед и джемы можно было просто брать в столовой. Несколько раз мы вставали и уходили в горы очень рано, задолго до завтрака, и тогда любезный персонал оставлял нам в холодильнике увесистые «ссобойки» и воду.
Первой нашей вылазкой в горы был поход на озеро Морское око. Предварительно я собрал необходимую информацию в интернете и построил предполагаемый маршрут. Карту для походов по Татрам с основными тропами и степенью их сложности неудобно печатать из интернета, ее мы купили в магазине сувениров в Закопане и пользовались постоянно. Она весьма подробная и удобная. Кроме того, подготовка включала в себя сбор экипировки. Если вы планируете действительно увидеть Татры (а увидеть их можно только хорошенько побродив), стоит озаботиться трекинговыми кроссовками (с хорошей фиксацией голеностопа, не скользящей толстой подошвой), качественной курткой-ветровкой с водоотталкивающей пропиткой, которая не продувается, прочей удобной одеждой. Жене купил палки для скандинавской ходьбы (не складные, довольно легкие и прочные), в результате пожалел, что не взял такие же для себя.
Начало маршрута находится за Лысой Поляной, туда мы приехали на машине около шести утра. В интернете я прочитал, что туристов на Морском Оке великое множество, и если хочется увидеть прекрасное озеро, не толкаясь среди сотни людей, лучше выйти пораньше. Дорога от парковки до озера составляет 9 км, идет по заповеднику, все время вверх, мимо водопада Мицкевича. Вход в заповедник стоит 5 злотых, парковка возле входа платная. Для ленивых есть вариант добраться 7 км на повозке, запряженной парой лошадей, курсировать они начинают после 8 утра.
. На территории есть биотуалеты, скамейки для отдыха, на самом Морском Оке – кафе для туристов. В здании кафе есть также сувенирная лавка, там можно купить открытку с видом озера, поставить на нее фирменный штамп и куда-нибудь отправить.
За 2 км от озера маршрут «для ленивых» заканчивается, к нему надо идти пешком. Вид на озеро, полное бирюзового цвета воды и окруженное горами, великолепен.
Вдоволь насмотревшись на него в компании пока небольшого количества туристов, мы пошли вправо по узкой каменистой тропинке в обход озера.
На противоположном берегу находится подъем к озеру Черный Став под Рысями (Рыси – самая высокая точка Татр на территории Польши, 2499 м). К Черному Ставу мы лезли по тропе, помеченной на карте красным цветом (третий уровень сложности из четырех). Для людей неподготовленных, какими мы являемся, это физически довольно сложно. Тропа идет почти вертикально вверх, довольно узкая, на камнях надо быть осторожными, получить травму или рухнуть вниз проще простого.
Бонусом поднявшимся является роскошный вид сверху на почти идеальный овал Морского Ока. К озеру «на втором этаже» мы долезли порядком уставшие, здесь очень пригодился прихваченный пенный коврик, мы любовались прекрасным творением природы, перекусывали и отдыхали одновременно. Мимо нас шли небольшие группы серьезно подготовленных ребят дальше в горы, в сторону Рыси.
Мы, к сожалению, пока не настолько физически крепкие, поэтому только проводили группы альпинистов взглядами и начали медленный спуск. Он прошел минут за 25, но было намного сложнее, так как навстречу нам шел поток людей, часть из них отдыхала прямо посреди узкой дорожки, и их надо было как-то огибать. Внизу мы обошли озеро с левой стороны, продрались через толпу людей возле кафе и медленно пошли к машине. Общая длина маршрута составляет около 25 км, из них 18 км по заповеднику (9 км в каждую сторону), около 4 км – вокруг озера, 800 м – подъем к Черному Ставу. Мы никуда не торопились, все делали медленно, чтобы не получить травму, много фотографировали, поэтому по времени на все ушло около 9 часов. Поход однозначно стоил полученных впечатлений.
Следующей нашей точкой, намеченной для посещения, был Каспровы Верх – одна из самых популярных вершин Татр. Вариантов подъема два: ножками (маршрут самой высокой степени сложности, у подготовленных занимает около 5 часов) и на фуникулере. Реально оценивая свои силы, я построил следующий маршрут: подняться на вершину на фуникулере, спуститься пешком до самой Кузни, созерцая по дороге вид на долину Гасеникову.
По поводу билетов на подъемник: настоятельно рекомендую приобретать их через интернет, сайтhttp://www.pkl.pl/pkl.html, иначе придется несколько часов отстоять в длиннющей очереди. Чтобы купить билеты на определенное время, лучше делать это как минимум за один день. Для нас это было даже к лучшему, в образовавшийся свободный день мы дали отдых уставшим мышцам и прогулялись в Закопане.
Закопане – популярный лыжный курорт зимой, жизнь здесь также бурлит и летом. Жизнерадостная Круповка полна народу. Мы прогулялись от жд вокзала до подъема на Губаловку, посещая по дороге кафе, магазины и сувенирные лавки.
Билеты на Каспровы Верх мы взяли на 7:20 утра, опять же чтобы избежать большого наплыва туристов. Только подъем (без обратного спуска) стоит на двоих 158 злотых, парковки также платные. Нас пропустили в самый первый вагончик, отправлявшийся в 7 утра. В свете утреннего солнца мы довольно резво поплыли вверх.
На середине пути происходит пересадка. Под нами плыли верхушки сосен, хребты становились все ближе, вагончик начало сильно раскачивать ветром. Вместе с нами ехала забавная пара в свадебных нарядах и горных ботинках.
Минуты через 2 мы вышли на площадку возле обсерватории и просто замерли от окружавших нас видов.
Первый раз в жизни мы были в таких «настоящих» горах, величественных и прекрасных. Под ногами сверкали озера долины Гасениковой, справа дорога по хребту шла к вершине Бескид. Эта тропинка идет ровно по границе Польша-Словакия, то есть можно стоять двумя ногами в разных странах.
После захода на Бескид (это был наш первый «двухтысячник», высота 2012 метров),мы прошли к Лиловому Седлу, от него собирались подняться на Свинницу (высота 2301 м), но вершина была полностью закрыта какими-то жутковатыми грозовыми тучами.
Мы побоялись туда соваться, заодно пришлось отказаться от плана спуска к долине Пяти озер. Решили спускаться по тропе вдоль Гасениковой долины в спокойном темпе, делая по дороге фото. К сожалению, сложно было сделать качественные снимки, так как вставшее солнце в горах очень яркое, все засвечивалось
Мы прошли под замершими до зимы лыжными подьемниками, миновали метеостанцию и отель для туристов, которые ночуют в горах, поднялись на хребет между Великим и Малым Седлом, с которого открывается прекрасный вид на Закопане, прошли тяжелый спуск к Кузнице, состоящий из груд больших камней, лежащих под разными углами. С хребта также открывается чудесный вид на знаменитую вершину Гевонт, печально известную количеством погибших от удара молнии и падения в пропасть.
Несмотря на меньшее расстояние, пройденное в этот день (около 15 км), чувствовали мы себя порядком уставшими, также несколько пострадали колени, на которые была серьезная нагрузка во время скакания по камням. Палки для скандинавской ходьбы здесь были очень кстати, я сильно пожалел, что не приобрел себе такие.
Эта прогулка также оправдала все наши ожидания, мы остались очень довольны. Мир, который мы увидели с первой в нашей жизни вершины горы в лучах восходящего солнца, был просто прекрасен, эти яркие картинки запомнятся, наверное, на всю жизнь. До этого я путешествовал по горам на автомобиле (Доломитовые Альпы, Румынские Карпаты, чешская часть Татр, норвежские фьорды), и должен сказать, что здесь были совершенно другого плана впечатления – пешком сложнее, больнее, дольше, но в тоже время более авантюрно, интересно и ярко.
К вечеру дождь, от которого мы убегали в горах, дошел и до Поронина. Лило всю ночь. С утра под непрекращающийся ливень мы даже смалодушничали и подумали о посещении местного аквапарка. Но внимательно посмотрев карту погоды, заметили, что дождь идет только на стороне Польских Татр, а со стороны Словакии дождя нет. А что собственно нам мешает проехаться в соседнюю страну? Ничего. Есть правда один момент – платные дороги, для движения по которым нужна виньетка, но можно попробовать передвигаться и по бесплатным. Выставляю в навигаторе «объезд платных дорог» и смотрю, что по близости есть интересного. Я выбрал городок Левоча с красивым старым центром и Спишский град с остатками самого большого замка в Словакии. В одну сторону 112 км. И мы поехали.
Скажу сразу, что Левоча хороша для небольшой прогулки, не более, здесь находится костел с одним из самых больших алтарей в Европе.
Спишский град, внесенный Юнеско в Фонд всемирного наследия, впечатляет больше: грандиозное сооружение на вершине холма. Разрушен он был еще в 17 веке, и это очень печальный факт, так как крепость наверняка была очень красивой.
По дороге назад мы специально остановились на дороге номер 66
я оценил юмор словаков, которые оформили указатели и магазинчики в стиле знаменитого Route 66.
При пересечении Татр в непогоду можно наблюдать, как тучи эффектно сползают по заросшим соснами склонам.
Закопане - Торунь.
Пробыв в Татрах неделю, мы переехали в Торунь – славный польский городок, родину знаменитого ученого и астронома Коперника. Он раскинулся на приветливых берегах Вислы, его архитектурный стиль в чем-то перекликается с Гданьском. Три дня мы посвятили прогулкам по центру города и сидению уютных в кафе.
Многие здания старого города включены в список Всемирного наследия Юнеско, такие, как, например, городская Ратуша, увенчанная четырехугольной башней, по преданию олицетворяющей четыре сезона года.
Многое в городе носит имя великого соотечественника, «Коперник» там что-то вроде товарного знака. Музей Коперника располагается сразу в двух домах, так как ученые до сих пор точно не установили, в доме 15 или 17 по улице Святой Анны он родился и провел детство.
Обязательно стоит взглянуть на костелы – св. Якуба, Успения Божьей Матери и другие, ведущие свою историю от 13 века, поражающие изяществом стен из древнего красного кирпича и богатым внутренним убранством.
Забавной нам показалась местная «падающая башня» - Кшива Вежа. Она была возведена на песчаной почве, и за почти пять веков из-за ошибки архитекторов и строителей накренилась примерно на полтора метра. Сейчас это интересный аттракцион для туристов.
Чтобы вполне оценить старый Торунь, обязательно переберитесь на противоположный берег Вислы – с него открывается идеальная панорама.
К смотровой площадке ведет дорожка, проложенная через небольшой парк.
Также Торунь хорош и красиво подсвечен поздним вечером – даже около полуночи город полон людьми, кафе и рестораны полны туристов.
В виде сувениров рекомендую привозить знаменитые Торуньские пряники - напоминают имбирные, медовые и мятные пряники из нашего детства.
Нам довелось попасть на мероприятие – фестиваль Вислы, который проходит по всем воеводствам, где протекает великая река. Пели музыканты, отчаянные ребята переходили с берега на берег по протянутому канату (около 300 м), разные районы представляли блюда своей национальной кухни, пиво и сидр. Было весело и по-домашнему уютно.
Торунь – Гаски.
Далее наш путь лежал в сторону Балтики – в местечко Гаски. Зная сложный характер моря, специально забронировал отель, где был приличных размеров бассейн с подогревом.
Во всем остальном гостиница тоже не обманула ожидания: большая территория, красивые виды из окон, 600 м до пляжа. Погода всю неделю была солнечная, хоть и ветреная. Водичка «бодрила», поэтому мы проводили много времени на пляже, покрытом превосходным светлым песком, а по утрам и вечерам плескались в бассейне. Вечера были ясные, поэтому ходили посмотреть на великолепное и безукоризненно поставленное шоу – закат над Балтикой, огромный диск солнца, медленно уходящий за горизонт.
По всему берегу Балтики установлены маяки, многие довольно старинные, уже выполняют чисто декоративную функцию. Один из них – так и называется «Гаски» - был совсем неподалеку от нашего отеля. К другому – расположенному в городке Колобжег, мы съездили в один из дней после обеда.
Колобжег – типичный курортный городок, состоящий преимущественно из отелей, выстроенных вдоль наводненного людьми пляжа. Эту толпу отдыхающих «с разной степенью прожарки» мы наблюдали с красивого мола, расположенного возле маяка.
Порадовались в душе, что выбрали тихое, почти деревенское место, где можно не лежать на пляже в несколько слоев. За неделю отдыха мы выполнили необходимую и желанную программу: слегка загорели, надышались морским бризом, поели превосходные гофры со взбитыми сливками и фруктами, налюбовались закатами и восходами.
С сожалением расстались с гостеприимным временным приютом и не торопясь выдвинулись в сторону дома. Ночевку на обратном пути я запланировал в Краснополье – мне понравился такой же небольшой отель на берегу озера. Расстояние в 600 км было преодолено часов за 9. Сразу за Гданьском я решил обойти все ремонты трассы и выставил путь по второстепенным, но очень живописным польским дорогам, узким, с вековыми деревьями по обочинам.
По прибытии у нас были силы и настроение прогуляться к озеру и даже разжечь костер под звездами на берегу в специальном кострище.
Холодный вечер напомнил, что мы уже гораздо севернее, и что лето, и наш отпуск близятся к концу. Нас следующий день, пройдя границу за рекордные 15 минут, мы уже после обеда были дома.
Впечатления.
На мой взгляд, с каждым годом Польша все быстрее опережает нас «в развитии». Частный туристический сервис набирает обороты – небольшие отели и заведения общепита растут как на дрожжах, уровень их сервиса все выше, поляки быстро и удовольствием учатся, перенимая из соседних европейских стран все лучшее, а из восточных привлекая дешевую и качественную рабочую силу.
Об этом можно судить и по разнообразию автомобильных номеров, встречавшихся нам по дороге, в гостиницах и т.д. Это не только ближайшие соседи – немцы, литовцы и чехи, но и бельгийцы, голландцы, итальянцы, норвежцы, англичане.
Уровень цен тоже слегка приподнялся, однако, заплатив деньги, вы сто процентов получаете полную и вполне качественную услугу.
В польские Татры я точно еще приеду – недели было мало, мы не обошли огромное количество прекрасных объектов. Все Татры просто изрезаны пешеходными тропами, которые приведут в кучу интересных мест, мы из-за небольшого отрезка времени, недостаточной физической подготовки и погоды увидели только два. Долина пяти озер, Свинница и Гевонт ждут нас.
Отдых у моря в Польше однозначно хорош с точки зрения цена-качество. На побережье также осталось еще много небольших городков, которые я надеюсь увидеть, и прекрасные песчаные пляжи, по которым я надеюсь пройти.
Финансовые итоги:
(все суммы привел к евро)
- зеленая карта – 50 евро
- бензин – 210 евро
- 2 ночевки в дороге – 43 евро
- 6 ночей в Поронине – 168 евро
- 3 ночи в Торуни – 82 евро
- 7 ночей в Гасках – 252 евро
- платные дороги – 5 евро
- питание 18 дней на двух человек – 350 евро
- подъемник Каспровы верх – 37 евро
- парковки- 6 евро
ИТОГО: 1197 евро.
Спасибо стране-соседке, отдых однозначно удался, несмотря на предшествовавшие сложности. Я получил море разных приятных впечатлений. Желаю всем также удачно провести отпуск. Путешествуйте с удовольствием!