avtonomia2028, дорогой вы наш "не-меломан"...
как бы всё же немного перед тем, как говорить что-то глубокомысленное, немного - ну хотя бы чуток - изучить вопрос.... ну даже в википедии хотя бы, чтоб недолго мучиться.
Бах сочинял органную, вокальную, клавирную, скрипичную, виолончельную, оркестровую, и прочую, и прочую музыку как для использования ее в церкви непосредственно на службах, так и в совершенно не-служебных целях... и в те времена церковь в Германии была (как и сейчас, впрочем) совершенно не чисто богослужебным местом - там исполнялась и вполне себе концертная музыка... и даже устраивались типа "баттлы" между органистами - местными и заезжими... и просто люди собирались пообщаться друг с другом. кроме самих служб, там всегда кипела жизнь... и даже вполне светская.
посему органная музыка Баха также далеко не вся - служебная... вот с хором... хоральные органные прелюдии, хоралы, кантаты - те, да - в большинстве своем именно служебные (хотя и кантаты есть светские), а инструментальные органные прелюдии и фуги, фантазии и фуги, сонаты, концерты для органа - они очень часто - именно светские концертные произведения.
само собой, в основе большинства произведений Баха (и светских) лежат религиозные (и народные - Бах прекрасно знал народную музыку) мотивы, но это совершенно не означает, что такая музыка - богослужебная...
в детстве, в возрасте 6 лет (когда пошел в школу) я откопал в родительской фонотеке двойной винил с органным исполнением музыки Баха в Домском соборе известным советским органистом Гарри Гродбергом.... она произвела не меня тогда такое неизгладимое впечатление, что я буквально "заслушал её до дыр"... на новой тогда радиоле Ригонда... слушал буквально каждую неделю, как ритуал в конце концов... и пока не приобрел другие пластинки с органом.
так что не надо, прошу, скептически говорить про "прослушивание органа целыми альбомами"... вы просто не в теме.
...В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органной музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность. Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом. Неудивительно, что самые величественные инструментальные произведения Бах создал именно для органа: Пассакалия c-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Фантазия и фуга g-moll и другие...
ко всему прочему Бах был непревзойденным импровизатором... и это его умение "скрывается" в структуре его музыки таким образом, что произведения Баха наилучшим образом подходят для джазовых интерпретаций...
Добавлено спустя 27 минут 2 секунды
..............
.............
и следом еще одно впечатление от Анны фон Хауссвольфф - вернее от шведской нойз-эмбиент авант-роковой группы BADA, в которой она играет на синтезаторах...
мощная музыка... соединение в одной музыкальной стихии рок-энергии, импровизации, эмбиента и нойза завораживают и "затягивают" как в водоворот!
не ожидал, что такое действо меня может настолько "погрузить в себя"... не ожидал! впечатлен глубоко...
следующая запись - это практически почти целый концерт, только студийного типа.
все вещи развиваются очень не спеша, как и полагается эмбиенту, только в совершенно не-эмбиентном "воплощении".... и все равно при всём ее рОковом имидже эта музыка - эмбиент по сути.