В Норвегии очень простая схема поведения трех категорий участников движения на дороге и тротуарах, вне зависимости от правил дорожного движения. Эта схема не противоречит правилам и точно избавляет людей от конфликтов. Просто стоит принять эту схему как данность и не возмущаться, тогда и инцидентов станет меньше и нервы будут поспокойней.
Модель проста: кто медленней перемещается (менее защищен), тот и более высокий приоритет имеет: вне зависимости от положения на дороге.
1. Пешеходы - они могут появляться откуда угодно и как угодно. Им уступают все и всегда: на тротуарах, велодорожках, улицах, перекрестках. Пешеходу уступают на любом участке и элементе дороги так, как если бы пешеход стоял на нерегулируемом пешеходном переходе, вне зависимости от того, какой сейчас пешеходу горит свет и является ли место "положенным" для перехода. Ни кто не сигналит. Если надо затормозить в пол из-за того что какой-то "пешик" напрявился к ПЧ "на красный", значит надо. Если у кого-то сильно высокое самомнение, считайте что пешеходы - это священные индийские коровы. Им взбрело в голову - они идут. Надо преугадывать их немерения. Нет понятия "я имел право, а он не имел".
На велодорожках пешеход также имеет приоритет. Если три четыре пешехода перекрывают всю велодорожку, велосипедисты обычно снижают скорость до скорости пешехода, сигналят (если есть звонок, если нет, терпеливо "тошнят" позади) и объезжают пешеходов на малой скорости, когда пешеходы освободят проезд. Можно иногда услышать "unnskyld" ([юншиль] - извините), если велосипедиста не заметили и он сильно торопится, но затем от велосипедиста обязательно последует "tusen takk" ([тюсен так] - большое спасибо). Т.к. приоритет всегда у пешехода.
Пешеходы, прогуливающиеся вечером, и почти все кто бегают, обозначают себя минимум свтовозвращающими элементами, но часто вешают светодиодные маячки на рюкзак, обувь.
1.1. Отдельная категория дети. Их боятся как огня все. Если ребенок суетится у края ПЧ или идет по велодорожке, обычно и машины снижают скорость и велосипедисты тормозят до скорости пешехода и объезжают ребенка подчеркнуто аккуратно на расстоянии метра в два.
2. Велосипедисты пользуются приоритетом у водителей. Часто велосипедисты выскакивают на ПЧ - это нормальный случай. К чести велосипедистов, они не делают это из-за крупногабаритных машин и часто проявляют вежливость к водителям. Но с другой стороны, они порой злоупотребляют своим приоритетом. Нормой считается когда на однополосной дорге скапливается паровоз из десятка другого машин, тошнящих за велосипедистом. Ни кто никому не сигналит. Но такое встречается не часто, как писал выше, велосипедисты также стараются проявлять вежливость. Автомобили обгоняют велосипеды с большим запасом, достаточным для случаев, если велосипедист вдруг решит резко завернуть в сторону или упасть. Как правило обгоняют полностью выезжая на встречную полосу. Если велосипедист явно едет не там не так и не туда (например выехал на скоростную трассу), водители также будут тошнить. Максимум что сделают - позвонят в полицию, чтобы она вывезла велосипедиста с опасного участка запрещенного для движения велосипедов.
На велодорожках можно встретить 1 велосипедиста без шлема из 30ти. Не встречал велосипедистов без световозвращающих элементов. Практически все велосипедисты имеют минимум белый фонарь впереди и красный сзади (даже те кто на шоссерах - обазятельно вешают мелкие светодиодные прищепки). Часто можно увидеть дополнительные светодиодные "прищепки" на шлемах, рюкзаках. Незаметить велосипедиста ночью невозможно. Некоторые катают со включенными фонарями днем.
3. Автомобили - самые бесправные участники движения. Уступают всем и вся. Обязаны предугадывать возможные инциденты. Если стоит грузовик у правой обочины, водитель априори настраивается на то, что сейчас из-за него выйдет пешеход или выкатится велосипедист.
В Норвегии не учат парковаться. От того диагнональную парковку выполнят с одним включением задней передачи десятки людей на город. Но зато эти часы отданы на моделирование инцидентов: от водителей требуют с разной скоростью проехать по типовому двору смоделированному на автодроме, в котором из-за машин с естественной сокростью выдвигаются манекены пешеходов, детей. После того как водитель несколько раз безуспешно пытается избежать наезд на ребенка, он сам понимает, что наиболее безопасная скорость во дворе ~10кмч. Обязательно моделируются ситуации со скользким дорожным покрытием, наклонным дорожным покрытием, когда также требуется экстренно затормозить. Проводится "лосиный тест". Сначала меня удивило, что водителей не учат таким маневрам как тот же "тещин дворик". Но с другой стороны очевидно, что обучение безопасной езде куда важнее чем умение маневрировать, незаглохнуть на эстакаде или не поцарапать чье-то наверняка застрахованное ТС.
Такое жесткое, простое (без копания в ПДД) и однозначное распределение приоритетов делает более быстрых участников движения безусловно более внимательными к более медленным (менее защищенным, менее грамотным) участникам движения. С другой стороны вторые начинают более вежливо относиться к первым.
Как-то так.
PS: Этот текст скорее адресован агрессивным велосипедистам, которые норовят в Минске "змейкой" пронестись между пешеходами, громкими пенвматическими гудками "сдуть" пешеходов, кто готов растерзать пешехода на велодорожке.