Новое в гостехосмотре
В настоящее время на территории республики оценка транспортных средств, при прохождении ими государственного технического осмотра, осуществляется в соответствии с требованиями, приведенными в Техническом кодексе установившейся практики
ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств». Введение в действие указанного технического нормативного правового акта, разработанного совместными усилиями сотрудников УП «Белтехосмотр» и БелНИИТ «Транстехника», позволило в рамках одного документа реализовать общую концепцию подходов и требований, предъявляемых к техническому состоянию и конструкции транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Другими словами, дата 1 июля 2012 года стала отправной точкой начала применения унифицированных и общепонятных для работников диагностических станций и автовладельцев требований, предъявляемых в отношении проходящих государственный технический осмотр транспортных средств, поскольку до этого момента их оценка осуществлялась на основании требований, указанных в многочисленных стандартах, правилах, инструкциях и иных документах.
Вместе с тем, первый год практического применения Технического кодекса установившейся практики выявил по отдельным его направлениям утрату актуальности в связи с внесением в законодательную базу государства соответствующих изменений, а также доведением республиканскими органами государственного регулирования новых задач, направленных на совершенствование конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, а также улучшение их технического состояния.
Изменение № 1 к Техническому кодексу установившейся практики, утвержденное постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.08.2013 г. № 30, вводимое на территории республики в действие с 1 ноября 2013 года, включает три крупномасштабных новшества:
первое касается требований, предъявляемых к экологическим параметрам двигателя транспортных средств. Данное изменение, связано с введением в действие двух Государственных стандартов Республики Беларусь:
СТБ 2169-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения;
СТБ 2170-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием. Выбросы загрязняющих веществ в отработавших газах. Нормы и методы измерения.
В действующей редакции Технического кодекса установившейся практики приведены значения предельно допустимых экологических параметров двигателя транспортных средств, установленные в свое время Государственными стандартами Союза ССР. Переход на новые требования позволит проводить оценку вредного воздействия механических транспортных средств на окружающую среду для каждого автомобиля в зависимости от присвоенного ему экологического класса, указываемого в регистрационных документах. В случае отсутствия в регистрационных документах транспортного средства, проходящих государственный технический осмотр, такой информации, оценка контролируемых экологических параметров будет осуществляться согласно предельно допустимым значениям, указанным в отношении автомобилей, имеющих первый экологический класс и ниже, а также экологический класс, которых установлен не был.
Второе касается установления требований, предъявляемых в отношении автомобилей-такси, в связи с наведением соответствующего порядка в сфере осуществления перевозок пассажиров.
Так, при проведении государственного технического осмотра автомобилей-такси будут предъявляться требования к внешнему виду (наличие и состояние соответствующих атрибутов, состояние обивки сидений, чехлов и прочего оборудования, находящегося в салоне), конструкции (соответствие установленным требованиям количества пассажирских дверей и пассажирских сидений, состояние механизмов регулировки пассажирских сидений) и комплектации таких транспортных средств (наличие и соответствие установленным требованиям опознавательного фонаря, знаков обслуживания, противооткатного упора, таксометра).
И третье связано с установлением области применения параметров контроля в отношении мопедов и приравненных к ним транспортным средствам, а также квадрициклов, которые в соответствии с существующим национальным законодательством проходят в установленном порядке государственную регистрацию в регистрационных подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Таким образом, вводимое через два с лишним месяца в действие Изменение № 1 к ТКП 309-2011 в полной мере отвечает направлениям, обозначенным в тезисах Государственной политики в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, приведенной в утвержденной Советом Министров Республики Беларусь Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.