Raiva:
иными словами простая замена стандартной резины на шипастую мотард в эндуро не превратит (следует также обратить внимание что комплект резины будет стоить от 90$ и выше)
Ну, много ребят знаю, которые ставят на мотарды злую резину, и вполне себе нормально эндурят. Разница не фатальна, просто 21-е - лучше. И чем в большую внедорожную жесть будешь лезть, тем больше это будет чувствоваться.
Про цену резины - да, актуально. Я на стоковой Kenda K270 ("универсальная" резина, вроде на уровне той, что с завода идет на Минск Х200) вполне себе сезон почти отъездил, в том числе в довольно серьезных говнах - гребет конечно похуже кроссовой, но везде проезжал. Переобулся в более злую, только когда собрался в соревнованиях участвовать, в песчаном карьере - вот по рыхлому песку универсальная совсем слабо работает. Но это так, мнение новичка.
Raiva:
и надо думать что даже если забыть о высоких препятствиях таких как рельсы колесо 21 дюйм малые препятствия будет преодолевать проще ? ямы или выступающие корни деревьев ?
Проще, но не факт что сильно будешь чувствовать. На таких препятствиях, кстати, помогает снижать давление в шинах. Я на штатной Кенде делал перед 1,0 зад 1,2 атм. Тут главное не перестараться, а то провернет покрышку на ободе, и может вырвать сосок в камере. Но это так, отступление от сути.
Итого, ИМХО, переднее 21-е колесо на бездорожье лучше. На сколько - зависит от того, где и как будешь ездить.