Приложение 1.
Замечания и предложения по Проекту «Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой в аг. Прилуки» вставленного на общественное обсуждение.
1. Проект детального планирования.
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Изменение № 5. По словам главного архитектора Минской области (комитета архитектуры и строительства Миноблисполкома) высказался (есть видеозапись) о проекте «Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой в аг. Прилуки» о том, что данный проект не является градостроительным, нарушил (публично) Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004г. №300-3 об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь и изменение от 18 июля 2016 г. № 402-З.
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе проектов детального градостроительного планирования». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов - населенный пункт (агрогородок), район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озеленённой территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП. В ПДП также определяются требования к благоустройству территории.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует, что подтверждает письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.04.2017 № 01-1-15/п-168/1п. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без разработки градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту», отсутствует. Согласно действующим нормативным документам и Законам Республики Беларусь, а именно Положению о проведении общественных обсуждений в области архитектурной и градостроительной деятельности произведено общественное обсуждение с грубейшими нарушениями данного Положения. На общественное обсуждение должен выставляться не проект, а архитектурно-планировочная концепция, и после её рассмотрения должен разрабатываться проект который должен пройти экспертизы согласно действующего законодательства и нормативных актов. Справочно: архитектурно-планировочная концепция объекта строительства, является пред проектной документацией, требующей после рассмотрения на общественном обсуждении разработки архитектурного проекта.
В связи с выше изложенным требуем признать проект «Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой в аг. Прилуки» недействительным, и провести его утверждение согласно законодательства Республики Беларусь.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов: «строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения». Также согласно закона Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" 5 мая 1998 г. N 154-З в редакции от 17 мая 2007 г. № 230-З В статье 5 говорится «Агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий».
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы… комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка жилых территорий) возможно только при застройке жилых территорий в соответствии с разработанным и утвержденным ПДП, а не путем «точечной застройки» (уплотнение существующей застройки жилыми домами) без разработки ПДП и без обеспечения перспективного населения общественными социально-гарантированными объектами и дополнительными мощностями сетей является нарушением Указов и Директив Президента Республики Беларусь.
Таким образом, необходимо разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке, разработать архитектурно-планировочные концепции застройки населенных пунктов входящих в территории, на которые ранее разработан ПДП, организовать общественные обсуждения согласно Положения об общественных обсуждениях в области архитектурной и градостроительной деятельности (без нарушений) и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Агрогородок.
Согласно Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" 5 мая 1998 г.
N 154-З в редакции от 17 мая 2007 г. № 230-З, в статье 5 говорится «Агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий».
Согласно пункта 3.8 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" 5 мая 1998 г. N 154-З в редакции от 17 мая 2007 г. № 230-З населенный пункт (поселение): Компактно-целостное размещение населения на территории со всеми необходимыми условиями для организации жизнедеятельности, материальная среда которой формируется жилой, общественной, производственной, ландшафтно-рекреационной территориями и инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально-гарантированного обслуживания населения.
Согласно пункта 3.15 Закона административно-территориального устройства Республики Беларусь" следует:
Социально-гарантированное обслуживание: Набор услуг и объектов, характеризуемый составом, вместимостью и доступностью и обеспечивающий необходимую на определенном этапе развития поселений систему государственных социальных стандартов обслуживания населения.
Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, населенного пункта. Учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, административный статус и особые экологические условия, которые требуются для обеспечения благоприятной среды обитания населения и соблюдения законодательства и Конституции Республики Беларусь.
В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории населенных пунктов при условии разработки на них градостроительной документации (планов детальной планировки, архитектурно-планировочных концепций, архитектурных и строительных проектов) прошедших государственную экспертизу согласно норм и правил и с соблюдением законодательства Республики Беларусь.
Так в пункте 4.1.7 Закона административно-территориального устройства Республики Беларусь" указано: Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами и планами детальной планировки. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов - район, микрорайон, квартал, населенный пункт градостроительный комплекс - территорий предполагаемой инвестиционной деятельности.
Так при планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов. Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями:
— фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения;
— объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения;
— уровень благосостояния населения;
— уровень и доступность образования;
— уровень занятости;
— обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания.
Осуществление строительных программ в населенном пункте агрогородке Прилуки проводятся местными органами власти без разработки планов детальной планировки, с подачей заведомо ложной статистической информации о демографическом уровне населения, вызванный отсутствием исследованием.
Справочно: последняя перепись населения проводилась в минском районе в 2009 году. С момента переписи населения данные о населении агрогородка не изменились или изменились не существенно. Согласно запрошенных данных из Минского районного исполнительного комитета и Сеницкого сельского совета за период с 2009 по 2017 год уровень населения не изменился.
Данная официальная статистическая информация может рассматриваться как заведомо ложная и неподтвержденная исследованиями, которые должны были быть осуществлены в ходе разработки планов детальной планировки для Сеницкого сельского совета и агрогородка Прилуки в частности. Что является прямой обязанностью местных распорядительных органов власти и местного самоуправления.
3. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Согласно Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" 5 мая 1998 г. N 154-З в редакции от 17 мая 2007 г. № 230-З В статье 5 говорится «Агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий».
В ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для жилой застройки, объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
Архитектурные и строительные проекты объектов строительства «Реконструкция лабораторного корпуса под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и перспективной жилой застройкой в аг. Прилуки Минского района» (далее – Проект) предусматривает строительство жилых домов на 36 и 44 квартиры, что приведет к увеличению численности населения агрогородка Прилуки. При этом также следует учитывать ведущееся строительство жилых домов в агрогородке Прилуки прочими застройщиками и в соседних территориальных единицах Сеницкого сельского совета. Увеличение численности населения агрогородка приведет к снижению обеспеченности населения микрорайона объектами общественного социально-гарантированного обслуживания. В данный момент обеспеченность жителей агрогородка Прилуки и смежных населенных пунктов объектами общественного социально-гарантированного обслуживания не соответствует нормам и нормативам, что ведет к нарушению социальных стандартов и прав граждан Республики Беларусь и Указов Президента Республики Беларусь.
3.1 Детские дошкольные учреждения
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Вместимость учреждений дошкольного образования следует устанавливать в зависимости от демографической структуры населения, принимая расчетный уровень обеспеченности учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 1 до 5 лет – 85 %, 5 лет – 100 % (п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116). Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Согласно Закона административно-территориального устройства Республики Беларусь", агрогородок относится к сельским населенным пунктам и на него должны распространяться нормы и правила ТКП 45-3.01-116 за исключение обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания и учреждениями дошкольного образования, которые должны находиться в пределах структурно-планировочной единицы (агрогородке) и обеспечивать потребности населения агрогородка и смежных (соседних) населенных пунктов, не являющихся агрогородками в объектах социально-гарантированного обслуживания и учреждениями дошкольного образования. Так в агрогородке Прилуки и испрашиваемого под застройку земельного участка расположены следующие детские дошкольные учреждения:
1. ГУО «Прилукский детский сад» № 1 по ул. Мира д. 3
2. ГУО «Прилукский детский сад» № 2 по ул. Майская д. 10
вместимостью 135 и 150 мест соответственно в каждом дошкольном учреждении образования.
Необходимо также учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в агрогородке Прилуки.
Имеется ли в указанных детских дошкольных учреждениях резерв мощности для одновременного выполнения требований п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116 и п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании с учетом планируемого увеличения численности населения микрорайона?
На данный момент по полученным данным от Министерства статистики Республики Беларусь и Комитета образования Минского областного исполнительного комитета существует необеспеченность местами в учреждениях дошкольного образования свыше 70 % от общего количества детей в возрасте от 1 до 5 лет. На данный момент осуществлено 30% от запланированного многоэтажного строительства в пределах агрогородка Прилуки, и очередь желающих попасть в детские дошкольные учреждения составляет более 800 человек. Это является нарушением обеспечения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания и учреждениями дошкольного образования и нарушениями Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах», Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» и Конституции Республики Беларусь и Закон об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь. Ответственность за неосуществление программы обеспечения населения объектами минимальных социальных стандартов полностью возлагается на местные распорядительные органы власти и органы местного самоуправления.
Справочно: на отправленный запрос в Сеницкий сельский совет о предоставлении информации об обеспеченности населения объектами социального обеспечения ответ в течении 2-х месяцев не был получен. Что является уклонением от предоставления объективной информации и нарушением Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З и изменениями дополнением от 15 июля 2015 г. № 306-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
3.2 Общеобразовательные школы
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости классов в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Вместимость общеобразовательных школ следует определять с учетом 100 % охвата детей общеобразовательными учреждениями (п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116).Наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Согласно п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
Согласно Закона административно-территориального устройства Республики Беларусь" объекты общеобразовательного школьного обеспечения в агрогородках должны находиться внутри административной единицы. На данный момент ГУО «Прилукская средняя школа» находится в смежной (соседней) территориальной единице; а.г. Атолино, ул. Школьная, д.7а. Что является нарушением вышеуказанного закона. Осложнён доступ детей к учреждению образования. Строительство школы в агрогородке Прилуки только планируется, и будет располагаться в радиусе свыше 1000 м. от испрашиваемого под застройку земельного участка. Многие дети вынуждены посещать учреждения образования в городе Минске и Минском районе, в агрогородке Сеница, что свидетельствует об отсутствии возможности обеспечения населения в минимальных социальных стандартах и учреждениях Общеобразовательного школьного обучения.
Необходимо также учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов агрогородке Прилуки осуществленный на 30 %.
На данный момент резерв мощности (вместимости) в указанных общеобразовательных школах для одновременного выполнения требований п. 7.4.4 ТКП 45-3.01-116, п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании и п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» с учетом планируемого увеличения численности населения микрорайона не обеспечивается или близок к критическому.
3.3 Поликлиники и объекты здравоохранения.
Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи.
Учреждения здравоохранения в агрогородке Прилуки не представлены вообще (отсутствуют). Население агрогородка согласно переписи населения на 2009 год составило 3000 человек. На данный момент обеспечение минимальными социальными стандартами и услугами учреждений здравоохранения является затруднённым и осуществляется в смежных территориальных единицах и в самом Минском районе в прочих населенных пунктах. Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах (агрогородка) должен быть представлен минимально в виде амбулаторий (фельдшерских пунктов) согласно численности населения. В сельских населенных пунктах, согласно (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). Мощность учреждений здравоохранения следует определять исходя из численности населения в определенной территориальной единице:
1. фельдшерско-акушерские пункты следует размещать при обслуживании не менее 500 жителей,
2. сель¬ские врачебные амбулатории — не менее 1200 жителей.
Согласно статистистических данных полученных от Министерства статистики Республики Беларусь численность населения в агрогородке Прилуки на 2009 год превысила 3600 человек. Что местные органы самоуправления и распорядительные органы власти содействовать созданию учреждения здравоохранения и обеспечения населения минимальными социальными стандартами. На данный момент (по прошествии 8 лет) данные действия не предприняты. Что является нарушением законодательства Республики Беларусь.
Взрослое и детское население агрогородка обслуживается в следующих учреждениях здравоохранения расположенных на территории Сеницкого сельского совета и Минского района. Необходимо также учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в агрогородке Прилуки. В связи с тем, что население агрогородка вынуждено обслуживаться в медицинских учреждениях в других населенных пунктах расположенных на смежных территориях и в смежных территориальных единицах возникает вопрос, - имеется ли резерв мощности (вместимости) в указанных поликлиниках для выполнения требований ТКП 45-3.01-116 с учетом увеличения численности населения?
3.4 Комплексные спортивные площадки
Для физкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей и от 70 до 80 м2 площади пола помещений на 1000 жителей, с радиусом доступности от 500 до 800 м (п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116). Имеются ли и содержатся ли в надлежащем техническом состоянии спортивные площадки в агрогородке Прилуки. Соответствует ли их фактическое количество нормам и нормативам согласно действующего законодательства и нормативным актам действующих в области градостроительства. Каков уровень обеспеченности населения данными спортивно массовыми и комплексными площадками для обеспечения минимальных социальных стандартов в области оздоровления населения и физкультурно-спортивного обеспечения досуга. Имеется ли резерв вместимости комплексных спортивных площадок для обслуживания увеличенной численности населения микрорайона после строительства объекта и завершения строительства прочих запланированных объектов в агрогородке Прилуки?
Справочно: на данный момент в агрогородке Прилуки имеется спортивная площадка, находящаяся в аварийном состоянии и не удовлетворяющая нормам спортивных сооружений. Данная спортивная площадка не обеспечивает потребности населения ни по доступности, ни по размерам и наполняемости. Техническое состояние данного спортивного объекта влечет за собой ряд опасностей для обеспечения жизнедеятельности населения в агрогородке Прилуки.
3.5 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении строительства минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры на территории агрогородка Прилуки. Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
4. Автомобильные стоянки и автомобильные парковки
4.1 Обеспеченность населения местами хранения и стоянки автотранспорта.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения № 4 и №5):
«При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% - 125% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливают в градостроительной документации. Пешеходную доступность автомобильных стоянок принимают по таблице 11.4.
На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 м2. общ. пл./га и более должны быть предусмотрены одно- и многоуровневые подземные, многоуровневые встроенные, пристроенные, отдельно стоящие автомобильные стоянки, обеспечивающие хранение не менее 100% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам». Также согласно действующим техническим нормативно-правовым актам в области архитектуры и градостроительства и подп. 1.1. п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок», а также в ТКП 45-3.03-227-2010, жилые дома должны быть обеспечены стоянками и парковками, обеспечивающими потребности населения, в хранении автотранспортных средств исходя из уровня автомобилизации на ближайшую перспективу развития территории населенного пункта согласно генерального плана.
Так как применяемая терминология в описательной части проекта «Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой ваг. Прилуки» (Вторая очередь) не соответствует общепринятой в законодательстве. И нарушения при произведении расчетов обеспечения местами автостоянок и автопарковок в данном проекте позволяет усомниться в компетентности проектной организации, компетентности службы заказчика и организации застройщика в целом (неверное оперирование исходными данными).
Так как общая площадь жилых помещений объекта строительства по проекту ««Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой в аг. Прилуки» составляет дом №5 по г.п. 2345м2 дом № 6 по г.п. 2586м2 дом №31 по ул. Мира 5855м2
Также к общественному обсуждению обязательно согласно Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З» и ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 01.06.2011 № 687 (в редакции 10.02.2014 № 109) быть представлена архитектурно-планировочная концепция, а не строительный проект прошедший экспертизу.
Это требует проведение экспертизы на соответствие расчета мест автостоянок для хранения личного автотранспорта жителей домов планируемых к строительству согласно действующего ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения №5). В данной планировке необходимо размещение дополнительных мест стоянки автотранспортных средств, принадлежащих гражданам.
Позволяет ли испрашиваемый под строительство участок обеспечить потребности в местах автостоянки личных автомобилей? Позволяет ли при проведении проверки расчетов автомобильных стоянок и автомобильных парковок и обнаружении расхождений в количестве построенных и требующихся, разместить их на данном участке. Имеется ли возможность обустройства и строительства автомобильных стоянок и автомобильных парковок для нужд граждан с привлечением дополнительных земельных участков выделяемых из земельных участков находящихся на балансе Сеницкого сельского совета расположенных в агрогородке Прилуки, в непосредственной близости от испрашиваемого участка под строительство. С обязательным соблюдением норм расстояний прохода от жилой застройки до места размещения автостоянки и автопарковок согласно ТКП 45-3.01-116 и ТКП 45-3.03-227-2010. Табл. 11.6 Проектом предусматривает размещение двух жилых домов на 44 и 36 квартир, а также ранее возведенный по проекту (первая очередь строительства) на 107 квартир. Соответственно, из расчета 1 м/место на 1 квартиру необходимо предусмотреть размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок общей вместимостью 80 м/мест (Вторая очередь) и 107м/мест на (вторую очередь). При этом Проект предусматривает размещение только автомобильных парковок общей вместимостью 92 м/мест, а размещение стоянок не предусматривается вообще.
Определение терминов «автомобильная стоянка» и «автомобильная парковка» содержится в ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»:
«п.3.1 автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [1]–[3], а также действующими ТНПА, предназначенное для стоянки транспортных средств без предоставления услуг по их хранению.
п.3.2 автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [1]–[3], а также действующими ТНПА».
Таким образом, стоянки и парковки имеют различное назначение, и подменять парковками стоянки недопустимо.
Кроме того, проектом предусматривается расположение автомобильной стоянки для размещения личного автотранспорта граждан домов №5 и №6 планируемых к возведению по проекту «Реконструкции лабораторного корпуса РУП «Института защиты растений» под многоквартирный жилой дом и перспективной застройкой в аг. Прилуки» (Вторая очередь строительства) на 50 м/мест на расстоянии менее 10 метров от фасада с окнами ныне существующего дома расположенного по адресу в агрогородке Прилуки ул. Мира д. 31. Что нарушает нормы размещения автостоянок и автопарковок от жилых зданий и санитарно-защитные зоны, предусмотренные ТКП 45-3.01-116 и Постановление от 14 мая 2015 года №35 об утверждении Санитарных норм и правил, где предусмотрено расстояние СЗЗ не менее 15 метров при количестве м./мест на автомобильной стоянке до и свыше 20 метров, если количество м./мест от 51 до 100. Табл. 11.5
Также нарушен расчет мест для стоянок и парковок автомобильных средств людей с ограниченными физическими возможностями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Согласно представленной пояснительной записки проекта предусмотрено размещение 2-х м/мест для размещения автомобилей вышеперечисленной группы граждан. Что составляет 2% от расчетного и общего количества машиномест. Что является нарушением законодательства Республики Беларусь. И явное сознательное выражение неуважения и отсутствия сочувствия для лиц, относящихся к данной группе граждан, что нарушает Общую Декларацию прав человека принятую Организацией объединенных наций.
В связи с этим необходимо разработать ПДП, в котором предусмотреть обеспечение всех существующих и планируемых жилых домов автомобильными стоянками и автомобильными парковками и установить распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками, как это и предусмотрено в п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116.Произвести проверку правильности расчётов произведенных проектной организацией по обеспечению автомобильными стоянками и автомобильными парковками.
4.2 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутри дворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутри дворовых проездов.
В п. 5 СанПиН № 35 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории»; исходя из которого для целей СанПиН № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, при разработке любых проектов по уплотнению застроенных жилых зон (в т.ч. ПДП) необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 с одновременным выполнением требований п.п. 17 и 18 СанПиН № 35, п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок и стоянок (паркингов) на территории жилой застройки, необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов).
5. Охрана окружающей среды
5.1 Обеспеченность населения ландшафтно-рекреационными территориями.
Согласно п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях следует определять исходя из нормативной обеспеченности населения этими территориями. Показатели обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями для поселений разных типов приведены в таблице 9.1».
Согласно таблицы 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения в населенных пунктах составляет:
1) озелененными участками в жилой застройке – 10-11 кв.м./чел.;
2) озелененными территориями общего пользования:
- районного значения – 7-9 кв.м./чел.;
- городского значения – 8-10 кв.м./чел.;
Будут ли выполняться данные требования после строительства объекта, предусмотренного Концепцией? Возможно, ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
Для проверки выполнения требований п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116 требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет обеспеченности населения агрогородка озелененными участками в жилой застройке и озелененными территориями общего пользования.
5.2 Озелененность территории
Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116).
Будут ли выполняться данные требования после строительства объекта, предусмотренного Концепцией? Возможно, ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению автомобильных стоянок и автомобильных парковок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
Для проверки выполнения требований п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116 требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет озеленённой территории.
6. Регулирование микроклимата
Согласно п. 13.3.6 ТКП 45-3.01-116 не допускается круглогодичное затенение фасадов зданий и территории жилой застройки….
7. Размещение жилого дома и элементов его придомовой территории на застроенной территории
Концепция предусматривает размещение двух жилых домов на 36 и 44 квартиры на застроенной территории (уплотнение застройки). Без разработанного ранее плана детальной планировки для населенного пункта то является прямым нарушением Указа Президента Республики Беларусь №72 от 7 февраля 2006 г. «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры»
Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
– занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) – не менее 10;
– хозяйственных целей – то же 20;
– выгула собак – 40;
Расстояния от площадок для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, до границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м.
Также при проектировании придомовой территории путь для гражданина с нарушениями в опорно-двигательном аппарате и ограниченными возможностми составляет от подъезда до мест площадок для хозяйственных целей и сбора и складирования мусора составляет более 120 метров (отсутствует запроектированная лестница между первым и вторым подъездом дома №31 по ул. Мира).
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Согласно п. 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА». Предусмотрено ли Проектом размещение детских игровых площадок, площадок для занятия спортом на территории, прилегающей к жилым домам, планируемым к строительству? Каким образом будут выполнены вышеуказанные требования в отношении наличия элементов придомовых территорий существующих жилого дома и жилых домов, планируемых к строительству. Соблюдены ли будут нормы по пожарной безопасности и организации противопожарных разрывов и пожарных проездов для подъезда пожарной техники к фасадам планируемых к возведению зданий.
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227 проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки в населенных пунктах следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта.
Будут ли выполняться все вышеуказанные требования в отношении элементов придомовой территории планируемых жилых домов, а также жилого дома № 31 по ул. Мира,
Согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого на охрану здоровья (ст. 45) и на благоприятную окружающую среду (ст. 46). В ст. 22 Конституции Республики Беларусь провозглашен принцип равноправия граждан независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и от места проживания (градостроительные условия). Обеспечение прав граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах (ст. 21 Конституции).
Законы Республики Беларусь предусматривают гарантии реализации права граждан на благоприятную среду обитания и предупреждение причинения вреда жизни и здоровью (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 1 ст. 4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Учитывая вышеизложенное, согласно Положения о порядке учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь от 06.07.2012 № 623 ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленный на общественное обсуждение Проект и отправить его на переработку.
2. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок и вернуть его для создания новых необходимых спортивных и физкультурных площадок, так необходимых для обеспечечения населения минимальными социальными стандартами в области оздоровления.
3. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок и спроектировать на нем размещение и строительство остро необходимой в агрогородке Прилуки учреждения здравоохранения для соблюдения и обеспечения населения минимальными социальными стандартами в области здравоохранения.
4. При необходимости уплотнения застройки – разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь, затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
5.Согласно Положения о порядке учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь от 06.07.2012 № 623, при проектировании зданий после разработки ПДП и соблюдения норм и правил, а также законодательства Республики Беларусь рассмотреть предложения и пожелания граждан Республики Беларусь и граждан проживающих в агрогородке Прилуки о возможности изменения проекта с привлечением смежных земельных участков находящихся на балансе Сеницкого сельского совета и невостребованные под иную застройку.
6. Согласно принятых решений на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 02.09.2016 г. по вопросу перспективы развития прилегающих территорий к городу Минску, пересмотреть проект и уменьшить этажность зданий до уровня высоты 5-ти этажей, что будет соответствовать и не пойдет в разрез с принятыми решениями на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и высказанного им одобрения в подобном решении вопроса.
7. Также рассмотреть возможность смещения планируемых к возведению домов на расстояние 40 метров от оси ныне существующего (эксплуатируемого) дома расположенного по адресу №31 по ул. Мира в агрогородке Прилуки и организацию пожарных проездов со стороны дороги Н-9033 и использованием земельного участка свободного от застройки и находящегося на балансе Сеницкого сельского совета.
8. Рассмотреть возможность изменения границы конфигурации земельного участка без изменения общей площади и постройки домов в одну линию вдоль улицы Мира (дороги Н-9033) относительно ныне эксплуатируемого дома №31 путем смещения запроектированных домов на свободные от застройки земли сельского совета. (На данный момент участок используется гражданами под огороды без оформления документов на право землепользования).