НАЦБАНК ВКЛЮЧИЛ СТАНОК
Ярослав Романчук: - В мае в повестку дня макроэкономической политики опять на первые места вышла монетарная политика. Тревожные новости пришли по динамике денежной базы. В апреле она быстро увеличилась. До рекордно низкого уровня опустились ставки по депозитам. Банки купаются в лишней ликвидности. Как оказалось, на прежних условиях количество желающих кредитоваться резко сократилось. В правительстве же растет давление «красного» директората и их номенклатурных партнеров простимулировать рост очередной порцией госпомощи.
Согласно последним данным Нацбанка, в апреле сразу на 7,2% увеличилось количество наличных денег в обращении (за 4 месяца, январь-апрель, этот рост составил 6,5%). А вот рублевая денежная масса М2 за апрель сократилась на 0,5%. В результате широкая денежная масса М3, таргетированием которой занимается Нацбанк, в апреле выросла на 2,1% (за январь-март она сократилась на 0,3%). Одни считают это признаком проявления стимулирования внутреннего спроса как результата жесткой денежно-кредитной политики, проводимой Нацбанком. Другие, наоборот, полагают, что регулятор начал сдаваться и идти на поводу правительства, финансируя госпрограммы, количество которых в апреле-мае резко выросло. Апрельское увеличение объема наличных денег в обращении выбивается из общего тренда, паттерна, к которому мы привыкли за многие годы.
Игорь Пелипась: - Начали претворять в жизнь цель, которую поставил президент, - каждому зарплату по BYN1000. Значит, надо больше денег. Но я не вижу оснований для паники. Кричать «караул», по-моему, не стоит. Официальные лица Нацбанка придерживаются такой же точки зрения, если судить по докладу начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрия Мурина на расширенном заседании правления регулятора «Итоги реализации денежно-кредитной политики за I квартал 2017г.», опубликованному в последнем номере журнала «Банковский вестник». Базовая инфляция за январь-март уменьшилась с 10% до 6,7%, динамика денежных агрегатов неплохая. Еще есть резерв для снижения инфляции.
Романчук: - В Нацбанке должны понимать, что за сегодняшний рост денежной массы потом придется заплатить высокую цену. Нет сомнения, что в руководстве Нацбанка это понимают. Нацбанк то пережимает инфляцию до 2,4% (за январь-апрель), то резко увеличивает денежную базу. Кто заинтересован в таком паттерне: ужесточить - отпустить, дав немного кислорода в виде денег?
Пелипась: - Не думаю, что каждое телодвижение просчитано наперед до процента, что в этом есть чей-то шкурный интерес. Зачастую в рамках выбранной модели монетарного таргетирования и контроля за инфляцией происходят случайные вещи.
Романчук: - Феномен: по состоянию на 12 мая банковская система держала на корсчетах в Нацбанке BYN1,557 млрд., из которых BYN228,5 млн. - лишние с точки зрения выполнения резервных требований регулятора. Кроме того, к 12 мая Нацбанк изъял из системы лишние деньги на общую сумму BYN2,8 млрд. В результате совокупный профицит ликвидности превысил BYN3 млрд. Хронический избыток денег у банков не исчезает уже более 12 месяцев. Рост «лишних» денег в системе можно рассматривать как следствие того, что банки не могут найти нужное количество коммерческих проектов, достойных получения кредитов. Почему наблюдается острый дефицит заявок на кредитование? В это же время правительство ведет поиск кредитов в Китае, добивается их от России, жаждет получить деньги от МВФ. Зачем нам кредиты, если мы не можем использовать свои деньги?
Пелипась: - Кредиты, которые активно ищет государство, нужны для поддержания стабильности всей системы в целом, а не для инвестирования в какие-то чудесные коммерческие проекты. Ведь наши собственные резервы малы, и любой случайный внешний шок, потрясение могут вызвать в стране большие проблемы. Поэтому-то желательно иметь дополнительных пару миллиардов. К тому же принято считать, что раз МВФ работает со страной, дает ей кредиты, то это зеленый свет для потенциальных инвесторов данного государства. Конечно, рост «лишних» денег в банковской системе представляет определенную угрозу - случись что-нибудь, плотину может прорвать.
ОСКОЛКИ В ГОЛОВЕ
Романчук: - Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития пророчат Беларуси сплошные минусы по динамике ВВП, а наши власти настаивают на плюсе. Кто прав? У нас уже есть данные за январь-апрель 2017г. Промышленность прибавила 5,4%, сельское хозяйство - 2,1%, экспорт товаров и услуг за I квартал 2017г. - сразу на 20,7%.
Пелипась: - Я не вижу никаких оснований для статистически значимого роста ВВП в этом году. Рост на какие-то сотые процента - это, по сути, ноль. Вот если бы рост составил 5%, тогда можно было бы сказать, что наша экономика наконец-то сдвинулась с мертвой точки.
Романчук: - А какие факторы могут усугубить ситуацию? Может, рост госдолга? Сегодня у Беларуси госдолг уже под 50% ВВП. Причем в 2016г. реальные доходы консолидированного бюджета упали на 0,7%, а расходы на обслуживание госдолга выросли почти на 17% в реальном выражении. Внешних кредитов Беларуси не дают, прямые иностранные инвестиции у нас практически на нулевом уровне, предприятия реального сектора экономики до 30% выручки отдают на обслуживание кредитов, в результате чего у них не остается средств для развития. Как выйти из этого порочного круга?
Пелипась: - Мы пытаемся выйти из него уже не один год, но пока никак не можем.
Романчук: - Потому что власти по-прежнему отвергают реформы, свободную рыночную экономику и открытую конкуренцию, предпочитая военную экономику на протяжении уже 23 лет. Госсектор продолжает штамповать ненужную продукцию, ничего не зарабатывая, а только усугубляя свои долговые обязательства. Плюс омертвление капитала, рост плохих активов в банковской системе, доля которых сегодня превышает 13%. И эта цифра будет не снижаться, а, наоборот, расти - эта тенденция совершенно очевидна. В определенный момент обязательства по обслуживанию госдолга станут настолько большими, что денег не будет хватать ни на зарплату, ни на больницы, ни на строительство дорог. Может, это подвигнет Александра Лукашенко принять некие кадровые и стратегические решения, чтобы сдвинуть экономику с мертвой точки? Ведь он должен понимать, что устойчивость страны связана с экономическим ростом.
Пелипась: - Беларусь - осколок СССР, что и предопределило наш путь развития. Поэтому у нас такая сильная инерция - по сути, мы 25 лет топчемся на одном месте. Во-вторых, в силу ряда причин во второй половине 1990-х гг. была взята ориентация не на обустройство территории нашей маленькой республики, а на некие глобальные проекты, в результате было упущено время. В-третьих, был период, когда власть очень недоверчиво относилась к бизнесу, рассматривая его как потенциального спонсора нестабильности в стране. Вот так шли годы, пятилетки, Беларусь каким-то чудесным образом продолжала лавировать, балансировать и существовать.
Романчук: - Осколок застрял в голове и выходить оттуда не желает. Типичный представитель осколочного сознания - премьер-министр Андрей Кобяков, находящийся при власти более 20 лет. На днях, посещая предприятие, на модернизацию которого были вбуханы десятки миллиардов долларов, он сказал: «К сожалению, наша банковская система на момент реализации инвестпроектов ряду предприятий предоставляла кредиты на сроки, не связанные со сроками окупаемости проектов. Допустим, нормальный срок окупаемости проектов 7-8 лет и где-то 10 лет в нефтехимической сфере, а кредит, скажем, предоставлен на 4 года. Это говорит о том, что за этот период не будут сформированы источники, чтобы нормально рассчитаться по привлеченным кредитам». Эта фраза - квинтэссенция изворотливости наших чиновников. Вместо того чтобы признать, что деньги потрачены впустую, ибо предприятие изначально было неживое, Кобяков стал перекладывать вину на банки - мол, это они ошиблись со сроками окупаемости проектов. Но когда подписывали договоры, не видели эти сроки? Подобным образом оправдываются кучи госпрограмм, которые, по сути, были просто пшиком.
Пелипась: - Предполагаю, что система работает довольно сложным образом. Команда дается с самого верха. Она может быть дана как из самых лучших побуждений, так и из популистских, предвыборных или любых других. Затем спускается вниз, который и должен ее выполнить. Иногда команду выполнить сложно, иногда - просто невозможно, но сказать об этом высокому начальству тоже нельзя. И тут начинает работать принцип цепочки интересов - директоров предприятий, за которыми стоят отраслевые и местные кланы. В результате на выходе имеем фразы, подобные той, что сказал Кобяков. Тебе кажется, что она лишена логики, а на самом деле за ней стоят интересы, судьба, ожидания конкретной группы людей.
Романчук: - Конечно, есть такое понятие, как «человеческая жалость». Но речь же идет не о сирых и бедных, не о многодетных семьях или инвалидах, а о коммерческих предприятиях, созданных для получения прибыли, денег. Тут не до жалости.
Пелипась: - Закрыть предприятие и уволить всех государство пока не готово - сохранилась инерция социального государства. С другой стороны, власть опасается, что если люди лишатся работы, то этим бесконтрольным людям непонятно что может взбрести в голову.
Романчук: - В армии время подразделения в марш-броске определяется по последнему солдату. Поэтому первый должен не только сам быстро бежать, но еще и смотреть, чтобы последний не сильно отставал. Так и Беларусь. Но если в 2000-11гг. страна могла спокойно себе позволить подтягивать аутсайдеров, потому что темпы роста ВВП составляли 7-8% в год, то сегодня у тогдашних предприятий-локомотивов уже не хватает сил тащить на себе аутсайдеров - у самих практически нет оборотки, зато есть куча долгов плюс неподъемная налоговая нагрузка. Хвост аутсайдеров будет только увеличиваться. Если его не отсечь вовремя, мы похороним тех, кто сегодня тянет воз экономики.
Пелипась: - Наша власть, привыкшая считать, что Беларусь - осколок Советского Союза, привыкшая к подпитке от соседки России, оказалась не готовой к нынешней ситуации. Поэтому находится в некоей растерянности, не понимает или даже не знает, как жить. Вот и выбрала позицию выжидания: перетерпеть тяжелые времена, продержаться, сплотиться. А там, глядишь, наступят лучшие времена, ВВП опять будет расти по 7-8% в год.