Online конференция. Товарищества собственников жилья и ЖСПК: проблемы и перспективы
В Беларуси более 90% жилья в многоквартирных жилых домах является частной собственностью. Его обслуживанием в основном занимаются государственные жилищно-эксплуатационные организации. Между тем еще 17 лет назад (в 1998 году) наша страна едва ли не первой в СНГ приняла закон о совместном домовладении, который позволил гражданам создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и брать обслуживание жилья в свои руки, что должно было привести к улучшению качества жилищно-коммунальных услуг. Однако, по данным Минжилкомхоза, в настоящее время на обслуживании ТСЖ находится всего около 12% многоквартирного жилого фонда.
В марте 2013 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Республики Беларусь, который внес существенные изменения в деятельность ТСЖ, в том числе касающиеся структуры управления и порядка финансирования.
В октябре того же года был принят указ №461, усиливший контроль за деятельностью товариществ собственников и организаций застройщиков и ужесточивший ответственность руководителей этих организаций. Отменено управление жилищным фондом негосударственными управляющими организациями. Теперь ТСЖ или организация застройщиков имеет право самостоятельно обслуживать жилой дом, привлекая рабочих и специалистов на основе трудовых договоров, или перейти на обслуживание государственной жилищно-эксплуатационной организации. Однако если до момента ввода жилого дома в эксплуатацию дольщики не создадут товарищество собственников, обязательно назначается государственная жилищно-эксплуатационная организация в качестве уполномоченного лица. Кроме того, указ предусматривает одинаковый уровень платежей за ЖКУ для всех граждан независимо от формы обслуживания жилищного фонда, регулирует другие вопросы деятельности ТСЖ.
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА:
Сколько сейчас в Беларуси ТС? Каковы тенденции?
Геннадий Трубило:
На сегодняшний день в Беларуси насчитывается 2 тыс. товариществ собственников и 7 тыс. ЖСПК. Из них около 60% обсуживаются самостоятельно, остальные осуществляют техобслуживание через государственные жилищные организации. Сейчас при строительстве жилья практически везде организуются товарищества собственников. Если ТС не создано, то местный исполнительный и распорядительный орган передает управление общим имуществом государственной жилищной организации. В то же время за собственниками жилого фонда остается право создать ТС. Когда они примут такое решение, им необходимо уведомить об этом администрацию, провести собрание.
Евгений Борисов:
Какие документы регулируют деятельность товариществ собственников в настоящее время?
Геннадий Трубило:
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Геннадий Трубило
Одним из главных документов является Жилищный кодекс Республики Беларусь. Кроме того, деятельность товариществ собственников регулируют указ №538, а также указ №461, который определил исчерпывающие перечни способов управления общим имуществом, случаи назначения уполномоченного лица по управлению общим имуществом, установил дополнительные обязанности председателей ТС и ЖСПК, а также наделил правом размещения средств на проведение капремонта на счета банков.
Павел, Гродно:
Какие основные проблемы в работе товариществ собственников видит Министерство жилищно-коммунального хозяйства?
Геннадий Трубило:
Одна из глобальных и часто встречающихся проблем, что видно по количеству обращений граждан, касается начисления платы за основные жилищно-коммунальные услуги. Следующая проблема - отсутствие общих собраний. Зачастую председатели не совсем понимают, как организовать этот процесс. Также есть вопросы, связанные с ненадлежащей эксплуатацией жилфонда. Причина этих проблем зачастую скрывается в том, что председатели ТС имеют низкую квалификацию. Также, на мой взгляд, недостаточно действенны механизмы контроля со стороны местных исполнительных и распорядительных органов власти.
Рада, Слуцк:
Геннадий Геннадьевич, почему, по вашему мнению, такую форму управления, как товарищество собственников, использует отнюдь не подавляющее большинство жилого фонда? Какой мировой опыт самоуправления в сфере ЖКХ был бы полезен и, главное, применим для нашей страны?
Геннадий Калёнов:
Мое мнение такое. У наших людей сложился следующий взгляд на управление жилым фондом: мол, есть классическая форма - государственные эксплуатирующие организации и "экзотическая" - товарищество собственников. На самом деле все с точностью до наоборот. Сегодня жилой фонд - это частная собственность. И граждане не просто имеют право создать товарищество собственников - они обязаны это сделать, они обязаны выбрать форму управления своей собственностью. Государство к их частной собственности отношения не должно иметь.
Однако наше государство, видя наличие проблем в этой сфере, не бросает своих граждан, продолжает управлять частной собственностью - жильем. Такого прецедента в мировой практике нет - нет ни одной другой страны, где бы государство в течение десятилетий брало на себя такую ответственность за управление частной собственностью. Когда об этом узнают зарубежные эксперты, они просто не могут поверить.
Наши граждане должны понимать, что такая ситуация не может длиться вечно. Основное противоречие, повторю, состоит в том, что государство управляет частной собственностью. Ведь не заботится же государство, скажем, о личных автомобилях? Но многоквартирные дома - зона повышенного риска, и, если никто не будет заниматься управлением, не будет делать плановые осмотры, ремонты и т.д., это может привести к техногенным катастрофам.
Основная задача на ближайшие несколько лет - профессионализация деятельности по управлению жилфондом, подготовка управляющих. Должна быть и профессионализация деятельности государственных организаций, что тоже предусмотрено. Постепенно должен происходить перевод ответственности от государства к собственникам жилья.
Приведу простой пример. В КНР частным жильем государство не занимается, люди не имеют понятия о субсидиях и проч. Да, все коммунальные предприятия в Китае - государственные. Но обслуживать частное жилье приходится его собственникам - и никак иначе. В Казахстане, Узбекистане функцию ответственности государство давным-давно передало собственникам жилья. Безусловно, разработка программных документов, льготные кредиты, методология и т.д. - за государством.
У нас же вся ответственность за жилье - у государственных организаций. Сами собственники жилья понятия не имеют, что это такое.
Дарья, Минск:
С какими законодательными инициативами, касающимися ТС, выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства?
Андрей Ромашко:
начальник управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Андрей Ромашко.
В первую очередь наши предложения о внесении изменений в законодательство направлены на повышение уровня образования председателей правления ТС. Также мы предусматриваем сферу управления жильем как профессиональную деятельность, которая должна осуществляться на основании соответствующего образования и квалификации. Изменения коснутся и процедуры принятия решений. Это связано с тем, что на некоторых собраниях решение за всех могли принять около 13% от общего количества всех собственников. Конечно, здесь играют роль и объективные, и субъективные причины, в том числе желание и активность собственников. Однако такие факты были. Чтобы их исключить, мы предложили увеличить планку и поднять кворум для принятия решений. Министерство жилищно-коммунального хозяйства также уточнило некоторые вопросы, касающиеся отчислений на капремонт. Система капремонта республики совершенно отличается от системы отчисления в ТС. Там необходимо защитить деньги от обесценивания. Поэтому средства размещаются на счетах банков. При этом и вклады, и проценты, начисляемые по ним, должны использоваться только по целевому назначению.
Корр. БЕЛТА:
На каком этапе разработка проекта указа о внесении изменений и дополнений в указ №538 "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков"?
Геннадий Трубило:
Проект документа согласован со всеми заинтересованными, находится в Министерстве юстиции на экспертизе.
Проектом указа предусмотрен переход на стандартную европейскую схему управления жильем. Что она из себя представляет? Собственники жилья из своих рядов выбирают человека, который представляет общие интересы в целях сохранения недвижимости. Согласитесь, собственность стоит больших денег, это капитал. И нужно, чтобы он не терял в цене. Председатель товарищества собственников должен на конкурсной основе нанять управляющего (причем кто им будет - государственная организация или частное лицо - не имеет значения). Следует подчеркнуть, что вся ответственность - не у председателя товарищества собственника, а у управляющего - именно он принимает оперативные решения. Очень важный момент - управляющий независим. Сегодня как происходит: на председателя товарищества собственников, которого избрали и который сам осуществляет оперативное управление, можно повлиять. Мол, председатель нас заставляет снять спутниковую тарелку с фасада дома, так мы его переизберем на следующем собрании. На управляющего повлиять нельзя - это профессионал, хорошо подготовленный, знающий свое дело, действующий в соответствии с законодательством.
Корр. БЕЛТА:
В перспективе в Беларуси будет сформирован некий реестр управляющих?
Геннадий Трубило:
Список, реестр - не важно, как он будет называться.
Геннадий Калёнов:
исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Калёнов
Да, будет сформирован список людей, которые способны управлять недвижимым имуществом. В такой список, естественно, попадут те, кто прошел соответствующее обучение, сдал экзамен. Кроме того, кандидатура должна быть согласована с местными исполнительными и распорядительными органами. Это очень важно, поскольку у местных властей должен быть инструмент воздействия на них. Это закономерно, ведь бездействие со стороны граждан и управляющего может привести к техногенной катастрофе.
Жигар В.Ф., Смолевичи::
Когда создается товарищество собственников, никто особо не стремится в председатели. Поэтому в большинстве случаев выбирают того, кто согласился, и никто не задается вопросом, имеет ли он соответствующие навыки и знания, необходимые для эксплуатации жилфонда. Вот так и управляют…. Знаю, что планируется ввести для председателей ТС систему сертификации. Как и когда это будет реализовано, какие требования будут предъявляться, и будет ли это касаться председателей, совмещающих эту должность с основной работой?
Андрей Ромашко:
В 2010 году впервые в законодательстве появилась норма о том, что председатель товарищества собственников должен пройти определенные курсы. В первую очередь это необходимо для того, чтобы назначенный или избранный на эту должность председатель представлял и понимал, что есть товарищество собственников, знал законодательство, свои обязанности. Время показало, что образовательных 40-часовых курсов недостаточно. Изучив опыт в том числе и балтийских стран, мы пришли к выводу, что образовательные курсы необходимо увеличить хотя бы до 120 часов. Курсы проводят в различных учреждениях образования, в том числе и в нашем отраслевом институте. Законодательством предусмотрено, что председателем правления может быть лицо, имеющее либо юридическое, либо экономическое, либо техническое высшее образование, и прошедшее курсы по вопросам деятельности товариществ собственников.
Вскоре ситуация немного изменится. Так, с 2018 года для осуществления профессиональной деятельности по управлению недвижимым имуществом нескольких товариществ собственников обязательно необходимо будет получение высшего образования в сфере управления недвижимым имуществом. Отдельная специальность откроется в некоторых институтах уже в 2017 году.
Корр. БЕЛТА:
Расскажите, пожалуйста, подробнее о 120-часовой программе подготовки управляющих совместными домовладениями.
Геннадий Калёнов:
Кафедра организации производства и экономики недвижимости есть в Белорусском государственном технологическом университете. Однако до последнего времени управление недвижимостью не подразумевало управления жилой недвижимостью... На этой кафедре целесообразно организовать программы обучения для управления совместными домовладениями, жилым фондом. Кстати, представители университета постоянно присутствуют на всех семинарах, которые проводятся совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства по данной тематике. Чувствуется живой интерес со стороны студентов, магистрантов.
Следует признать, что пока в Беларуси нет преподавателей по обучению управляющих жилым фондом. Планируется, что преподаватели БГТУ будут повышать свою квалификацию, в том числе в ходе образовательных поездок за рубеж. Понятно, что за полгода-год нельзя создать систему обучения управляющих совместными домовладениями - нужен более длительный период. Добавлю, что готовы безвозмездно оказать нам поддержку специалисты из Германии - предоставить всю информацию о том, как налажена система работы у них в стране, как организовано обучение без отрыва от производства. Планируется, что занятия в БГТУ будут проходить по вечерам два раза в неделю. Возможно, будет организовано дистанционно обучение для граждан, проживающих в других городах и районах республики.
Очень важный момент: человек должен сам платить за обучение, получать новую профессию за свои собственные деньги - никакие товарищества собственников, ЖСПК не должны за него платить.
Корр. БЕЛТА:
Возможно ли принятие решений, отнесенных Жилищным кодексом к исключительной компетенции общего собрания членов ТС, путем смешанной формы проведения общего собрания - очной и письменного опроса?
Геннадий Трубило:
Порядок проведения общего собрания и голосования путем письменного опроса определен Жилищным кодексом (ЖК). Так, при созыве общего собрания члены товарищества собственников, а также иные лица, имеющие право участвовать в общем собрании, присутствуют в одном месте на одном заседании. При этом голосование осуществляется открыто (например, с помощью поднятых рук при голосовании "за" или "против" по тому или иному вопросу повестки дня).
Применительно к голосованию путем письменного опроса ЖК предусматривает, что оно осуществляется только бюллетенями для голосования.
ЖК также содержит ограничения относительно кворума принятия решений. Так, общее собрание является правомочным, если на нем присутствуют члены товарищества собственников, обладающие более чем половиной голосов от их общего количества (повторное - если на нем присутствуют члены товарищества, обладающие не менее чем одной четвертью голосов от их общего количества).
В свою очередь, голосование путем письменного опроса считается правомочным, если в нем приняли участие члены товарищества собственников, обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает смешанной формы проведения общего собрания - очной и письменного опроса.
Людмила, Минск:
Председатель правления нашего ТС регулярно включает в жировки графу "целевые и иные виды взносов". На вопросы, на что идут деньги, отвечает уклончиво, можно сказать, выпроваживает спрашивающих за дверь. Скажите, правомерно ли это?
Геннадий Трубило:
Нет, правомерными такие действия назвать нельзя. Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 29 августа 2014 года № 17 установлена форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением. Данная форма является единой для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с Жилищным кодексом взносы уплачиваются путем передачи денежных средств уполномоченному члену правления товарищества собственников или по желанию члена товарищества собственников путем их перечисления на текущий (расчетный) банковский счет этой организации.
Антонина Степановна, Молодечно:
Ситуация сложилась так, что дочь не смогла вовремя уплатить целевые взносы. Председатель товарищества заявил, что будет устанавливать пеню. Есть ли у него на это право?
Андрей Ромашко:
Такое право у него есть. В соответствии с Жилищным кодексом для обеспечения деятельности товарищества собственников его члены уплачивают вступительный, членские, целевые и дополнительные взносы. Взносы вносятся в сроки, установленные уставом товарищества собственников и решением общего собрания его членов.
Решение общего собрания членов товарищества собственников, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов ТС.
За несвоевременное внесение взносов члены товарищества собственников уплачивают пеню в размере, установленном общим собранием (собранием уполномоченных) его членов в соответствии с законодательством.
Лихмант Т.А., Могилев:
Могут ли товарищества собственников осуществлять текущий ремонт за счет отчислений граждан на капитальный ремонт?
Андрей Ромашко:
Не могут. В соответствии с указом № 538 "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков" товарищества собственников и организации застройщиков по решению общего собрания (собрания уполномоченных) их членов вправе размещать денежные средства, полученные от внесения платы за капитальный ремонт, во вклады (депозиты) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях с последующим направлением их на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем.
При этом Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за нецелевое использование или использование с нарушением законодательства отчислений на капитальный ремонт.
Маргарита Иванович, Мозырь:
Может ли товарищество собственников сдавать в аренду помещение ТС?
Геннадий Трубило:
Может, если такое помещение относится к общему имуществу и принадлежит на праве собственности участникам совместного домовладения.
При этом решение о его передаче во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения и (или) иным лицам должно быть принято на основании письменного согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения.
Иван Логинов, Гомель:
Имеет ли право председатель правления товарищества собственников осуществлять трудовую деятельность на данной должности в двух и более ТС?
Геннадий Трубило:
В соответствии с Трудовым кодексом (ТК) руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Жилищным кодексом (ЖК) определено, что председатель правления, являясь одним из органов управления товарищества собственников, по сути, является руководителем некоммерческой организации. ЖК также установлено, что председатель правления либо избирается из числа членов этой организации, либо принимается на работу по трудовому договору (контракту). Таким образом, выполнение председателем правления товарищества собственников иной оплачиваемой работы на условиях совместительства в других организациях законодательством не предусмотрено
Будревич Инна, Минск:
Исходя из практики, можно ли сказать, что ТС, которые обслуживают жилфонд не через ЖЭСы, более эффективны? Есть конкретные положительные примеры?
Геннадий Калёнов:
Нужно понимать, что берут управление жилфондом не товарищества собственников, а собственники. Товарищества собственников – это всего лишь инструмент. Ведь что такое товарищество собственников? Это сумма собственников. И когда они берут свою собственность в свои руки и понимают, для чего им это нужно, у них есть хорошо подготовленный председатель правления, то примеры получаются самые замечательные. Когда приезжают зарубежные гости, их возят именно в товарищества собственников – в Минске, Мозыре, Витебске. И это не единичные случаи, достойных товариществ очень много. Но, конечно, достаточно много и отрицательных примеров – там, где собственники не понимают, зачем им управлять своей собственностью, ведь есть государство, которое обо всем заботится, где есть необученный председатель, которого избрали, потому что он просто хороший человек, а он даже не знает, как правильно делать осмотр дома и т.д. То есть примеры как положительные, так и отрицательные.
Наши эстонские коллеги разъезжают по миру и демонстрируют слайды из Беларуси. Они показывают паспорта наших жилых домов, хотят их внедрить у себя. Показывают и товарищества собственников, в частности, дом на улице Васнецова, 34 в Минске. Они говорят, что в Эстонии ни одного такого многоквартирного многоэтажного дома и ухоженной территории просто нет, то есть они этим восхищаются. Немецкие коллеги сказали, что, по их меркам, работа в этом товариществе организована на очень высоком уровне. То есть, если есть десятки таких примеров, это говорит о том, что в принципе все товарищества можно подтянуть до определенного очень хорошего уровня, только этим нужно заниматься. Но заниматься этим должны не государственные организации, не местные органы власти – ТС, ЖСПК должны создавать свои ассоциации. Их должно быть достаточно много, они сейчас в Беларуси создаются. Есть ассоциация в Минске, Гродно, Витебске, Орше, в других городах. То есть процесс создания пошел. Роль государства – оказать поддержку, сказать, что да, это действительно нужно. И не более того. Бюджетных денег на это выделяться не должно. Эти ассоциации должны помогать своим членам создавать стиль работы, кодекс профессионального управляющего, отсеивать тех людей, которые пришли или отбыть время, или что-то схимичить.
Васюкевич Степан Игнатьевич, Брест:
В соответствии с Жилищным кодексом создание товарищества собственников допускается только на базе одного многоквартирного дома. Почему действует именно такая норма? Не пора ли ее пересмотреть?
Андрей Ромашко:
Давайте еще раз проговорим, что есть товарищество собственников. Это способ управления общим имуществом. Понятно, что общее имущество имеется в определенном одном объекте, поэтому товарищество собственников возможно только в одном доме. А вот эксплуатация жилья товариществом собственников может осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением организаций - частных или государственных. Создание товарищества собственников никоим образом не означает, что необходим свой штат обслуживающего персонала. Это просто способ управления, способ принятия решения о том же техническом обслуживании.
Если дом большой, например 600 квартир, и есть экономическая целесообразность на этот объем жилой площади взять свой штат, то, вполне возможно, стоит осуществлять техобслуживание самостоятельно. Если, к примеру, 40 квартир в доме, то, конечно, никакой экономической целесообразности набирать и содержать свой штат, тем самым увеличивая стоимость техобслуживания для конкретного потребителя - граждан, нет. Для этого есть организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда как частной формы собственности, так и государственной. Сегодня в республике есть ряд частных организаций, которые занимаются эксплуатацией: осуществляют техобслуживание, делают текущий ремонт и т.д.
Геннадий Калёнов: Причем заваривают мусоропровод при вводе дома в эксплуатацию, то есть им никто даже не успевает попользоваться. Расскажу, что происходит на практике. К примеру, дом с восьмью подъездами. Там, где мусоропровод действующий, необходимо закупать восемь контейнеров, которые служат года два, потом их нужно опять закупать. Если это контейнерная площадка, то достаточно четыре. Это уже экономия. Дальше: мусоропровод - это труба в небо, то есть тепло из подъезда попросту улетает. Если он заварен, экономится теплоэнергия, что немаловажно. Также минус два рабочих по комплексной уборке. То есть не нужно тратить на зарплату, на налоги, на отчислениях в ФСЗН. Санитарные службы могут предъявить претензии, если вовремя не производится санитарная очистка, химобработка. Это дорого.
Корр. БЕЛТА:
Руководство Минжилкомхоза каждую субботу проводит прямые телефонные линии с гражданами. Увеличивается или уменьшается количество обращений, связанных с деятельностью товариществ собственников?
Геннадий Трубило:
В общей массе проблемы практически одни и те же, что у товариществ собственников, что у домов, которые обслуживают госорганизации. Единственное, что ТС меньше, поэтому и обращений немного меньше. Но обращения по поводу неправомерных действий председателей по фактам начислений дополнительных услуг имеют место быть. Вопросы решаем с помощью местных органов власти, потому что за ними закреплена функция контроля.