Всем добрый вечер . Сегодня я хотел бы поделиться с вами своими размышлениями о керамических сосудах используемых в быту повсеместно и рассказать как примерно обстояли дела с гончарным делом ,искусством можно даже сказать ,на территории беларуси . Что касается именно сосудов -бутлей бутылок чанов различной емкости при поисковых моих работах они не попадались целыми . В поездках по старым деревням было очень многое .А вот бутлей 19 века или позднее целых так же не встретилось. Были только кувшины в превеликом множестве .начиная от целых и заканчивая вросшими в дерево .
Образцы керамических сосудов мне вспомнились из фондов Национального исторического музея Беларуси . соответственно я посетил сие заведение дабы приоткрыть тайну их происхождения и узнать о их назначении ,возможно о секреетах изготовлеения . Оговорюсь сразу что их не очень много .Но уж есть как есть.
не выходит из головы тот сосуд который вырыл Алекс. Примерно ,отдаленно похожие на него имеются и в музее.Но это совершенно не то .Показанное ниже - сосуды больше подходящие для хранения вина , А удалось узнать что на территории беларуси были распространены сосуды с широким горлом для хранения сыпучих продуктов ,в частности зерна. .
Что интересно сосуды из музея произведены примерно в одно и тоже время что и сосуд найденный напримеер на старой прусской помойке .Наши емкости отличаются большей кустарщиной .делались они в условиях гончарных мастерских где порой не совсем верно соблюдались и правила обжига .Я не хочу сказать что делали хуже . Просто таковым было положение дел .несколько отличались менталитеты нас и немцев например .У немцев утилитарные сосуды -минимум украшательств,зато содержались надписи о емкости ,иногда даже разных по характеру веществ. иногда даже указывался вес самой емкости .При производстве в примерно одинаковых условиях результаты были так же несколько разными .Если у нас это сосуды отличаюющиеся друг от друга геометрией ,с неровной поливой ,где то ссо вмятинами то немецкие сосуды -один в один почти одинаковые и выглаженые ,одинаково и равномерно глазурованы. Не без исключений конечно .Попадаются немецкие горшки с точно такой же корявой поливой сверху. но процент качественных и однотипных изделий выше .
зато на наших кувшинах,пусть и для использования вне дома (в амбаре или погребе в основном допустим хранились они ) присутствуют декоративные элементы .Они не совершенны ,не блистают сложностью исполнения но они есть. Если у немцев было разграничение - сосуды для использования вре дома ,значит в них не будет ничего лишнего,на них будет нанесена сугубо техническая информация .Украшательства не несут ни какой функциональной нагрузки-значит их нет. Если это сосуды для использования на кухне ,то чаще всего присутствуют декоративные элементы и им придается большое значение .Там упор идет на эстетику . Если это сосуды или кувшины для вина которые подаются к столу то они сделаны с таким рассчетом что бы было не стыдно их на тот самый стол поставить.И эта степень филигранности была конечно разной для разных слоев общества но она прослеживалась как среди богатых так и среди менее обеспеченых слоев.
У нас же не было такой педантичности .Славянская душа она такая .Местами не объяснимая и сумбурная .Конечно не стоит так интерполировать на керамику ,вряд ли будет объективно. Но и специалисты гончарного дела ,изучавшие историю гончарства разных стран отмечают это явление .У нас ,конкретно на территории беларуси сосуды украшать пытались любого назначения,стремились придать им приятный глазу вид ,пусть он и стоял бы все время в амбаре .опять же это не возможно сказать о ста процентах изделий .Но на очень многих есть хотя бы следы от защипов пальцами,хоть какие то отпечатки ,примитивный узор .Не могли наши предки или не хотели делать унылые и скушные вещи .Использовались они десятилетиями. передавались из поколения в поколение .Как отметили историки то даже при заказе семьей гончару сосуда ,или покупке его уже думали о том что он перейдет в наследство .А передать хотелось вещь все таки красивую ,кроме того что выполняющую свою непосредственную функцию. Ведь кто после себя хочет оставлять потомкам что то не нарядное ,унылое .И даже вот отсюда происхождение или скорее причина присутсвия на сосудах элементов декора .Одна из причин .Вот есть такое мнение .не знаю но неммного оно для меня выглядит спорным. Но не об этом.
Итак что же за сосуды я увидел там .Вот первый из них.Это сосуд конца 19 начала 20 века .Глазурованый ,приятный ,даже сказал бы красивый в своей простоте рисунок.Подглазурная роспись .Смотрится очень интересно .Он был так же найден на местах бывших поселений .Великолепная вещь на мой взгляд
Вот второй сосуд .Он применялся для хранения вина в областях граничащих с Литвой на данный момент .Хоть и не глазурованый но все равно очень приятный .Красивый гляк .рисунок выполнен как будто какой темной хной .Есть у меня некоторые сомнения но озвучивать не буду .
Вот типично винный сосуд .
А вот сосуд который мне почему то напомнил найденный на свалке участником форума. Кстати и насчет вот этого бутля есть мнение что в нем некоторое время хранили масло .А после того как оно прогоркло на стенках он был просто напросто выброшен и долгое время не использовался .Такие предположения можно сделать из тех условий откуда он пришел в экспозицию
Добавлено спустя 48 секунд
Добавлено спустя 2 минуты 37 секунд
И еще один винный сосуд из фондов исторического музея. не пойму кстати почему очень много керамики встречается с вот таким типом глазуровки - на половину корпуса .Может экономия .Вот что не спросил то не спросил
Добавлено спустя 14 минут 25 секунд
А теперь немного о гончарном деле . Со слов гончарство на территории Беларуси ведет свое начало из эпохи неолита .Изделия лепились вручную и не использовалась термическая обработка .Производимые таким образом не имели достаточной прочности . Вторым этапом развития ,поиска путей повышения прочности стало добавление в глину связующих элементов -волокон растений ,дробленых раковин речных молюсков ,лубяных волокон .
в десятом веке на Беларуси появляются первые гончарные круги .
Кстати белорусские гончары были признанными мастерами .Их приглашали в государство московское для отделки Покровского собора в Измайлове, надвратной церкви Андреевского монастыря, Теремного дворца и церкви Спаса в Московском Кремле.
Итак начало -Глина .
Глина добывалась в так называемых "глинищах" при помощи обычной лопаты открытым способом.
Кстати на территории беларуси известно более 400 месторождений глинозема.Располагались глинища по берегам рек ,на склонах возвышенностей. Для удобства работы гончарные мастерские располагали на расстоянии не более 4 километров от месторождения .
После того как глину добыли ,ее транспортировали к хоз двору мастерской. Там в специально выделенное место материал сваливался кучей , так называемой "гурбай " или " грудай". После глину заливали водой и оставляли перемерзать .Она лежала в груде примерно год. После этой процедуры значительно улучшались свой ства сырья.Это отражалось на конечном результате. .После того как глина "перемерзла" ее заносили в специальное помещение которое называлось "глинник" ,"катух" ,"коцак" .В разных регионах по разному называли это помещение .там в глину вмешивали после разведения очередного водой толченые камни и часть пережженого древесного угля. Кстати месили при этом глину работники ногами.
Это был тяжелый труд .После грубого перемеса ногами применялись так называемые "доубни" ,"струги","таукачы".И только после того как глина превращалась в однородную массу определенной консистенции ,она была готова к следующему этапу.
Формовка сосуда на гончарном круге
Ком глины нужно было тшщательно отцентровать на круге .делалось в ручную путем неоднократной сгонки руками глиняной массы к центру до полного отсутствия биения последней.
далее мастер двумя пальцами прожимал в самом центре заготовки отверстие которое постепенно растягивал тем самым формируя будущее дно сосуда .
затем заготовка вытягивалась на нужную высоту за несколько проходов, при этом соблюдалась одинаковая толщина стенок которая обычно для бытовых сосудов и посуды составляла примерно 5- 6 мм.
Цилиндру придавалась необходимая форма при постоянном смачивании рук водой .Начиная с основания ,формируется средня часть сосуда путем равномерного растягивания стенок воздействием на них изнутри ,затем формировалось горлышко ,форма заужалась путем внешнего воздействия на заготовку.
После формирования плеч и шейки сосуда на самом верху формировали утолщение - венчик
.Который нес функциональную нагрузку. нужен был как для предотвращения выскальзывания из рук при переноске так и при укупоривании определенными способами.Все эти этапы желательно было проделывать в несколько этапов- это придавало посуде достаточную прочность. так как глина хорошенько в процессе уплотнялась и из нее частично во время этих действий удалялся воздух.
Обжиг
Сырое изделие на протяжении нескольких дней сушилось на стеллажах располагавшихся под потолком мастерской
.Место было выбрано не случайно. Под потолком наиболее высока температура и сушка происходит интенсивнее . Обжиг непосредственно производился в несложных печах наподобие тех которые были в каждом доме.
Они были примитивными в плане того что там не возможно почти было создать однородного и равномерного нагрева и очеень большой процент всех изделий шел в брак .Это факт .И в конце 19 вка только начали получать распространение специальные горны
Обожженный и прочный сосуд. Казалось бы -вот и все . Бери и пользуйся.не все так просто . Дело в том что в глиняном сосуде не возможно хранить жидкость. она испаряется активно стенками сосуда засчет гигроскопичности черепка .И львиная доля налитого например спирта в необработанный сосуд в течение месяца могла просто напросто отправиться к ангелам .Есть такое понятие даже . про него знают все виноделы.
Обвар ,дымление ,вощение , поливка стеклянной глазурью -заключительный этап. Смысл вощения заключался в том что бы забить поры пчелиным воском и прекратить испарение жидкостей . Дымление давало еще и декоративный эффект как и обвар .
О глазуровке можно говорить еще очень долго .Можно написать целый трактат об использовании различных типов глазурей. В качестве глазури использовался кварцевый песок что и для изготовления стекла . Это целая наука на основе химиии позволяющая понять процесс глазурования .так же не будем вдаваться.
Интересный факт .Сейчас иногда в качестве глазури используют бутылочное стекло .Просто напросто берут бутылки из коричневого стекла .Бьют их. И массой образующейся при расплаве этого стекла поливают керамические изделия.
Всем спасибо. Если у кого то хватило сил дочитать.))))).