Ответить
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 16 октября 2015 18:05 Редактировалось volfgang, 1 раз.

    Хотелось бы вернуться к флаконно парфюмерной теме и перейти из дореволюционной России в Страну Советов

    Добавлено спустя 20 секунд

    Все помнят духи советского времени Красная Москва

    Добавлено спустя 1 минута 1 секунда

    Добавлено спустя 28 секунд

    Так вот их история тянется красной нитью в красное советское время

    Добавлено спустя 20 секунд

    Летом 1873 года Великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская во время приема в Кремлевском дворце получила удивительный подарок. В зал была торжественно внесена прекрасная хрустальная ваза, наполненная цветами. Алые розы, нежные пармские фиалки, нарциссы, ландыши источали свой натуральный аромат… При этом все цветы с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.

    Сюрприз августейшей особе подготовил основатель старейшей российской парфюмерно-косметической фабрики французского происхождения Генрих Брокар. Спустя несколько месяцев он создал духи «Букет императрикс», которые, как утверждали современники, сочетали ароматы всех цветов, входивших в тот знаменитый букет. По одной из версий, этот аромат считается прародителем легендарных советских духов «Красная Москва».

    Добавлено спустя 2 минуты 32 секунды

    После того как парфюмер приподнес этот по истине чудесный букет августейшей особе ,ему вскоре было присвоено звание Поставщика императорского двора и даровано разрешение на размещение герба российской империи на своих флаконах

    Добавлено спустя 1 минута 51 секунда

    Флакончик на фото из моей коллекции .Произведен в 50 е годы нашего столетия .Аромат сохранен полностью. Тяжелый благоухающий.раскрывающийся. Флакон сам по себе красив .Особенно если вспомнить какие просто цетырехугольно одинаковыые флаконы у парфюмерных вод были в советское время

    Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды

    в 60 е 70 е годв производство таких флаконов посчитали дорогим .и притертая пробочка стала встречаться по реже. Флакон стал выглядеть вот так

    Добавлено спустя 43 секунды

    Флакон так же находится в моей коллекции .Запах значительно отличается.Он более простой хоть и насыщенный

    Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд

    а вот Красная москва 80 годов. К сожалению остатки во флаконе.Вот такая шла к ним коробочка

    Добавлено спустя 1 минута 28 секунд

    Хочу отметить что" Красная Москва"выпускается и по сей день.но это уже совсем другая история

    Добавлено спустя 58 секунд

    Красивая история создания легендарного аромата представляется несколько неправдоподобной. По мнению историков моды и парфюмерии, подобный аромат никак не мог быть изобретен в 1913 году: в те времена технологии были еще недостаточно развиты для производства такого парфюма. К тому же, есть документальные подтверждения, что духи были созданы в 1924-1925 годах. Возможно, создателей вдохновил аромат «Любимого букета императрицы» – теперь это уже невозможно выяснить, так как доподлинно неизвестно, какие именно ноты использовались для создания дореволюционной легенды, да и рецептура «Красной Москвы» держится в тайне.

    По другой, более современной легенде, создание знаменитого парфюма курировала Полина Жемчужина – жена Вячеслава Молотова и подруга Надежды Аллилуевой. Так или иначе, аромат «Красной Москвы» мгновенно стал очень модным – ему отдавали предпочтение такие звезды как Любовь Орлова и Валентина Серова, а также множество обычных советских женщин. Этот парфюм неоднократно завоевывал награды и на международных выставках: детище советской парфюмерной промышленности приобрело мировую популярность.

    Добавлено спустя 17 секунд

    Многие отмечают сходство «Красной Москвы» с другим легендарным ароматом – «Шанель №5».

    Добавлено спустя 16 секунд

    Кто-то считает, что советские парфюмеры пытались воспроизвести французский аромат. По другой версии, наоборот, «Шанель №5» была создана на основе знаменитого «Любимого букета императрицы». Подтверждения нет ни у той, ни у другой легенды. Скорее всего, сходство ароматов является случайным: не секрет, что порой модные тенденции «витают в воздухе», и их могут уловить парфюмеры в разных странах.

    Добавлено спустя 18 секунд

    Для изготовления этих духов и по сей день используются практически только натуральные ингредиенты. Верхние ноты аромата – бергамот и нероли, дополненные грейпфрутом и кориандром – мгновенно привлекают внимание. Затем резкость этих нот сменяется бархатистыми тонами жасмина, розы, иланг-иланга с легкой примесью мускатного ореха. И наконец, шлейф аромата – роскошное сочетание ирисов, ванили, амбры и бобов тонка.

    Чувственные ароматы причудливым образом переплетаются между собой, и классический аромат «Красной Москвы» поражает воображение удивительными сочетаниями строгости и сексуальности, нежности и уверенности. Вероятно, именно сочетание несочетаемого обеспечило духам такую долгую жизнь.

    Добавлено спустя 20 секунд

    Огромная популярность духов «Красная Москва» среди советских женщин привела к закономерному финалу: в какой-то момент парфюм стал всем надоедать. Модницы стали отстаивать длинные очереди за рижскими духами, популярными стали и произведения польских парфюмеров. На смену душным и концентрированным духам пришли нежные и свежие ароматы с высоким содержанием синтетических добавок. «Красная Москва» потеряла актуальность и стала восприниматься как нечто устаревшее. Верность духам сохраняли женщины старшего поколения, и для большинства рожденных в шестидесятых-семидесятых годах аромат ассоциировался с бабушками или стареющими тетушками.

    Хотя молодежь решительно отвергала «Красную Москву», этот аромат у многих хранился в памяти и был связан с самыми прекрасными воспоминаниями детства, когда жизнь была светлой и безмятежной. Неудивительно, что со временем духи вновь стали входить в моду: кто-то покупал их под влиянием ностальгических воспоминаний, а кому-то было интересно прикоснуться к легенде. Так или иначе, «Красная Москва» стала переживать свое второе рождение: фирма «Новая Заря» начала выпускать современную версию аромата.

    Добавлено спустя 19 секунд

    На многочисленных интернет-аукционах за флакончики винтажного аромата коллекционеры готовы платить солидные деньги. Вероятно, составляющие парфюма действительно изменились, но запах остался тем же – сложный, многогранный, узнаваемый аромат, одной капельки которого достаточно для создания образа интересной, чувственной и уверенной в себе женщины.

    Добавлено спустя 2 минуты 45 секунд

    Добавлено спустя 26 секунд

    приятного просмотра господа

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 18 октября 2015 22:02

    Думал перейти к немецкой пивной теме но..

    Добавлено спустя 50 секунд

    Сегодня пришло суперское пополнение. супер неожиданное. В виде дореволюционнной стеклянной чайной банки торговой фирвы Вогау.

    bottlehunter
  • nook2004 Senior Member
    офлайн
    nook2004 Senior Member

    14600

    15 лет на сайте
    пользователь #151420

    Профиль
    Написать сообщение

    14600
    # 18 октября 2015 23:25

    volfgang, так фото давай :rotate:

  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 19 октября 2015 00:22

    Так только что сделал . Завтра уже покажу . не выдержал :trollface: проанонсировал) .

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 19 октября 2015 21:52 Редактировалось volfgang, 2 раз(а).
    Добавлено спустя 1 минута 50 секунд

    Чай Торговаго Дома Вогау и Ко вЪ МосквЪ
    ВОГАУ Торговый дом

    bottlehunter
  • nook2004 Senior Member
    офлайн
    nook2004 Senior Member

    14600

    15 лет на сайте
    пользователь #151420

    Профиль
    Написать сообщение

    14600
    # 19 октября 2015 22:35

    volfgang, очень много букв с вики. :naezd:
    Достаточно фото, ссылку на вики и

    Вот такая чудесная баночка попала мне в коллекцию. До этого у меня была точно такая но рубинового стекла. Той же формы . с тем же шрифтом . но написано Чай Блинникова вЪ МосквЪ

  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 19 октября 2015 22:48 Редактировалось volfgang, 1 раз.

    Информация в полном виде тут выкладывается по просьбе форумчанина готовящего работу по истории упаковки. И как определитель по стеклу будет тоже полезна .не для себя выкладываю. Я это все и сам прочитал и знаю Информацию о производителе приправы Магги и ее историю размещу завтра .

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 20 октября 2015 11:04 Редактировалось volfgang, 3 раз(а).

    . .

    bottlehunter
  • nook2004 Senior Member
    офлайн
    nook2004 Senior Member

    14600

    15 лет на сайте
    пользователь #151420

    Профиль
    Написать сообщение

    14600
    # 20 октября 2015 13:34

    volfgang, получили бы по башке как хххх когда шел домой после клуба железнодорожников

  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 20 октября 2015 15:03 Редактировалось volfgang, 1 раз.

    работают .

    bottlehunter
  • Слеза Senior Member
    офлайн
    Слеза Senior Member

    2452

    12 лет на сайте
    пользователь #484544

    Профиль
    Написать сообщение

    2452
    # 20 октября 2015 15:34

    Прочла все 6 страниц на одном дыхании. Здорово. Успехов в поисках, красивого и раритетного стекла вам. Спасибо за познавательный материал.

    “Today’s the day”
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 20 октября 2015 17:39
    Слеза:

    Прочла все 6 страниц на одном дыхании. Здорово. Успехов в поисках, красивого и раритетного стекла вам. Спасибо за познавательный материал.

    Спасибо большое . Так через банальные бутылки постигается история . Где то даже мировая . А так же история парфюмерной промышленности . Стекольной . А так же затрагиваются и происходящие в то время события . Так что тема будет в дальшем более стекольно историческая

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 21 октября 2015 17:29

    Вашему вниманию бутылочка из под приправы MAGGI

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 23 октября 2015 21:59

    Юлиус Магги, придумавший знаменитую приправу, руководствовался идеей помочь бедным. Потом бутылочка c Maggi стала чуть ли не обязательным аксессуаром немецкого обеденного стола. Но до поры до времени.
    Женщина готовит блюдо, используя приправы Maggi
    Maggi - известный бренд повседневной кулинарной культуры Германии. К настоящему искусству приготовления пищи эта приправа имеет лишь отдаленное отношение. В свое время приправу Maggi использовали для придания вкуса пресным блюдам. Благодаря ей более интенсивным становится аромат супов, ее до сих пор, бывает, добавляют в салаты и в пасту. Есть люди, которые поливают пикантным соусом Maggi даже бутерброды с колбасой и сваренные всмятку яйца.
    Рецепт приправы Maggi был создан 125 лет тому назад, но популярной она остается и поныне. Конечно, темная четырехгранная бутылочка с классической желто-красной этикеткой уже значительно реже красуется на столе рядом с солонкой и перечницей. Тем не менее, и сейчас в Германии ежегодно продается 34 миллиона "порций" Maggi.

    Вначале было доброе дело
    Рекламный плакат Maggi
    Рекламный плакат Maggi
    "Изобрел" универсальную приправу швейцарский предприниматель Юлиус Магги (Julius Maggi). В 19 веке рабочим в Европе нередко приходилось довольствоваться очень скудным набором продуктов и даже голодать из-за того, что они зарабатывали очень мало. Это было одной из причин высокого уровня заболеваемости среди малообеспеченных. В связи с этим в 1883 году одно из благотворительных обществ поручило мукомолу Юлиусу Магги разработку питательного экстракта, который мог бы стать эрзацем мяса.
    Юлиус Магги начал экспериментировать с бобовыми, изготовляя из них богатые белками порошки, которые послужили основой для супов Maggi. А три года спустя на рынке появился новый продукт - приправа в виде соуса. В 1897 году основанная швейцарцем фирма пришла в Германию. Так началось победное шествие Maggi.

    Добавлено спустя 1 минута 21 секунда

    Главное - быстро
    Сегодня отношение к приправе неоднозначно. Хотя она все еще является продуктом массового потребления, добиться гастрономических почестей Maggi не удается. Аромат блюда от приправы становится более интенсивным, но вкусовые качества отнюдь не улучшаются. Maggi перебивает собственный вкус любого продукта, уничтожая его "индивидуальность".
    Тем не менее, супы и приправа Maggi все еще пользуются популярностью. Их успех связан с развитием современной культуры питания. В пятидесятые годы 20-го века начали задумываться над тем, как облегчить труд хозяйки на кухне. Постепенно возрос спрос на быстро и легко приготовляемые блюда. Все более широкое распространение получили замороженные полуфабрикаты и готовые блюда. Их вкусу при этом особого значения не придавалось. Сейчас ситуация изменилась. Впрочем, приправа Maggi и сегодня удовлетворяет потребности любителей картошки фри, пиццы и чипсов в интенсивных вкусовых ощущениях.
    Объект критики для гурманов и художников
    Однако в последние годы в Германии, да и в других странах Европы, отношение к еде меняется. Все больше ценятся натуральные, экологически чистые продукты. Кроме того выросло новое поколение гурманов, для которых важно разнообразие вкусовых ощущений. Приправа Maggi, производимая с добавлением усилителей вкуса и обладающая способностью стирать особенности продукта, - не для них.

    Добавлено спустя 1 минута 47 секунд

    Сегодня бренд Maggi принадлежит международному концерну Nestle, который уже давно учитывает настроения на современном потребительском рынке. Под брендом Maggi выпускаются 300 разных наименований: супы, соусы, готовые блюда... Maggi не оставили без внимания и люди искусства. Для художника Томаса Байрле (Thomas Bayrle) бутылочка Maggi, по его же выражению, - один из "архетипов современной индустриальной эпохи", символ стандартизированной жизни.

    Добавлено спустя 21 минута 51 секунда

    Добавлено спустя 1 час 46 минут 10 секунд

    И очень одиозная рекламма Магги .Видео имеет только историческое значение и не является пропагандой либо превозношением нацистского режима. Просто вот такой факт

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 24 октября 2015 22:28

    Вернемся обратно в дореволюционную Россию.Хотелось бы поговорить о бутылях четвертях .Это такие почти четырех литровые бутылки.Знакомые всем по старым украинским чаще фильмам. Или по тележурналу Каламбур.В них как правило показывают молочно мутную самогонку

    Добавлено спустя 7 минут 20 секунд

    Добавлено спустя 7 минут 45 секунд

    Вот одна из моих четвертей . Еще одну четверть я совсем недавно нашел в одном из заброшеных домов.Бутыли произведены до 17 года в России .Добавлю фото а историю их возникновения и использования выложу позже

    Добавлено спустя 1 минута 36 секунд

    В этой бутле найденной мной был налит керосин .Определено по характерному запаху.В советское время очень часто эти бутли использовались для хранения именно керосина.

    Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд

    больших усилий стоило отмыть эту большую бутылку. Мою самодельными ершиками.Медная прволока толстая и на конце ее привязан поролоновый квачик

    Добавлено спустя 4 минуты 13 секунд

    очень колоритно смотрится с домашним продуктом.

    Всем приятного вечера господа

    Добавлено спустя 10 минут 19 секунд

    Во первых хочется отметить что название этой бутылки пошло от русской меры объема. Четверть - четверть ведра.Одна четвертая ведра

    Добавлено спустя 26 секунд

    Древнейшей единицей русских мер жидкости является ведро. Эта единица объёма была распространена с самого начала истории Руси на всей её территории и имела вариации в разных областях, которые сохранялись долгое время.
    Особенностью этой меры являлось то, что она была центральной единицей, отсчёт от которой шёл в обе стороны – в сторону больших объёмов, которые подразделяли на вёдра и которые отличались друг от друга различным содержанием вёдер, так что для их характеристики существовал лишь единственный способ: выразить её в ведрах, отличить их друг от друга числом вёдер.
    В то же время ведро было основой, которую подразделяли на ряд более мелких единиц, особенно употребительных в быту и мелкой торговле. Эти единицы тоже можно было охарактеризовать не иначе, как сказав, какую часть ведра они составляют.
    Таким образом, ведро, как единица меры жидкостей и сыпучих тел, занимало такое же положение, как позднее рубль занял в денежной системе.
    Первые известные нам упоминания ведра относятся к концу Х века (996 – 997 гг.). Ведро в это время имеет объём от 12 до 14 л в разных областях. В ведрах исчисляют меры основного для этой поры алкогольного напитка – мёда. Варя медовая – в 60, 63 и 64 ведра (для разных областей).
    Позднее, в XII веке, встречаются такие единицы объёма, как варя пивная (110 – 112 вёдер) и корчага (два ведра).
    С 1621 года появляется новое название ведра – дворцовое ведро. Его же называют ещё питейной мерой, или московским ведром.
    Московское ведро в это время является самым маленьким по объёму ведром в России – ровно 12 л, в то время как в других областях ведро всё ещё колеблется в объёме от 12,5 до 14 л. Нетрудно понять, что московское ведро как мера объёма водки не случайно было выбрано наименьших размеров: единица оставалась вроде бы старая, большая – ведро и брали за него ту же цену, но водки наливали гораздо меньше, чем, например, наливалось бы в тверское, 14-литровое ведро. С этих пор областные ведра быстро исчезают. Все области вводят у себя московское ведро.
    Таким образом, без особых предписаний и нажима из центра московское ведро, или, как его ещё иногда называли, «ведро Сытного двора», где мерили водку, быстро распространилось как единая мера объёма жидкостей на всё государство. Водка быстро снивелировала русские областные меры, которые ещё долго бы держались, если бы дело касалось лишь воды и даже зерна, гороха, молока, ягод, яблок и других продуктов, где русская торговая практика выработала привычку отмеривать сыпучие и жидкие объёмы «с походом», не особенно чинясь из-за лишнего килограмма, особенно при оптовой торговле.

    Добавлено спустя 34 секунды

    С XVI века ведро делится на более мелкие меры.

    С 1531 года в ведре – 10 стоп, или 100 чарок. Градация, как видим, типично винно-водочная, хотя речь идёт ещё не о московском питейном ведре, а о ведре обычном.
    Чарка – 143,5 г (т.е. около 150 г) – московская «норма» единовременного «приёма» водки. (Сравните распространённое выражение «поднести чарку», «выпил чарку», «чарка водки», «гостю налил чарочку, а сам выпил парочку».)
    К началу XX века чарка несколько изменила свой объём – 123 мл, то есть была приравнена ближе к 100 г водки.
    Стопа - около 1,5 л, то есть 10 чарок.
    Наряду с чаркой в XVII – XVIII веках существовали и другие меры.
    Ковш – 3 чарки, или около 0,4 – 0,5 л.
    Позднее, в XIX веке, эта мера превратилась в бутыль.
    Бутыль, или водочная бутыль, – 0,61 л. В одном ведре умещалось 20 бутылей. Это число сохранилось и до наших дней — современный ящик вмещает именно 20 бутылок.
    В то же время существовавшая в царской России винная бутыль для виноградного вина равнялась 0,768 л.
    Как видим, стремление государства сэкономить на продаже водки, его политика увеличить свой доход от водочной монополии приводят к сокращению мер объёма жидкостей при сохранении ими прежних названий.
    В XVIII веке вместо стопы была введена западноевропейская мера – штоф.
    Штоф (от нем. Stof) -1,23 л. Штоф делили на 10 чарок. Фактически штоф соответствовал старой русской мере – кружке (1,2 л), а полуштоф – обычной бутыли в 0,61 л.
    Кроме этих основных мер, в монастырях для вина употребляли ещё такую меру, как красовул.
    Красовул – 200-250 мл в разных областях. Красовул, следовательно, соответствовал современному стакану и, в отличие от чарки, служил мерой для церковного, виноградного вина. Но нередко монахи за неимением запрещённых в монастырском обиходе чарок пили водку... красовулами.
    Из старинных русских мер долгое время, вплоть до XX века, сохранялась и четверть.
    Четверть - (3,25-3 л), то есть бутыль, составляющая четверть ведра. В некоторых областях, где такая четверть имела несколько больший объём – 3,5 л, её называли «гусь».
    Для различения от названия домашней птицы эта мера была женского рода.
    («Вся водка раскуплена, – сказал целовальник, – осталась одна гусь».)
    Только с начала XIX века, и особенно после Отечественной войны 1812 года, остаются три основные меры объёма водки для оптовой торговли: указная бочка (30 вёдер), винная «беременная» бочка (10 вёдер) и водочный бочонок (5 вёдер).
    В розничной же продаже вплоть до 1896 года преобладает ведро (на вынос) и чарка (распивочно).
    В конце XIX века, примерно с середины 80-х годов, водку начинают продавать и фасовать в России в бутылях по 0,61 и 1,228 л.
    Современные же бутыли по 0,5 и 1 л появились в конце 20-х годов нашего века.

    Добавлено спустя 2 минуты 24 секунды

    определить возраст четверти можно по следующим признакам.
    первое это цвет стекла. Как правило полностью прозрачные и легкие это царевы четверти.такие как на фото

    Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд

    более поздние пошли в более толстом и зеленом стекле . ну и похожие бутыли на четверть выпускали в 80 е годы. Темно зеленыее.но их легко распознать по несколько отличающемуся силуэту и форме донышка

    Добавлено спустя 28 секунд

    Фот фото четверти из музея водки с этикеткой

    Добавлено спустя 1 минута 45 секунд

    Казенное вино.1 четвертая ведра

    Добавлено спустя 10 минут 22 секунды

    К хлебному вину с самого начала его возникновения и производства, вплоть до 60-х годов XIX века и даже несколькими десятилетиями позднее, неизменно применяли термин «вино», так же как и к виноградному, но он имел иные определения-эпитеты, чем виноградное, а также обладал и целым рядом дополнительных значений, не включающих слово «вино». Таким образом, за период с XV до XIX века бытовало несколько значений термина «хлебное вино», которые, по существу, были равнозначны понятию «водка», хотя сам термин «водка» возник гораздо позднее. Чтобы идентифицировать водку в разные исторические периоды её существования, необходимо знать все те термины или «клички», под которыми она появлялась на протяжении нескольких веков, причём весьма часто несколько разных наименований водки бытовало одновременно в одну и ту же эпоху.

    Обычно в контексте любого источника, литературного памятника или торгового и фискального документа сравнительно легко отличить, о каком вине идёт речь – виноградном или хлебном. На это могут указывать различные побочные признаки – характер применения, цена, объём, тара и т. п. Но вне контекста или же в контексте, лишённом дополнительных описательных признаков, для современного человека крайне затруднительно ориентироваться в исторически исчезнувших терминах виноделия и винокурения, а тем более точно знать, что означает каждый термин и к какому времени он примерно относится. Вот почему крайне важно дать обзор винно-водочной терминологии в хронологическом порядке, приводя наряду с терминами «водка», «хлебное вино» также другие, данные в ту же эпоху виноградным винам, чтобы исключить смешение и путаницу между двумя этими категориями. Наряду с терминами торгового и бытового обихода мы приведем отдельно другую систему винно-водочных терминов, относящихся к степени их промышленной (производственной) обработки.

    Таким образом, зная обе системы, можно получить достаточно полное представление и об эволюции наименований водки за несколько веков, и о фактическом изменении состава, качества, и о различиях в технологии её изготовления в разные эпохи.

    Добавлено спустя 46 секунд

    «Хлебное вино» (1653 г.). Этот термин известен в литературе уже со второй половины XVII века как наиболее общий для обозначения водки или хлебного спирта. Но официально такой термин не применяли. Термин «хлебное вино» упоминают без всякого определения. Во всех торговых, административных, юридических документах с 1659 по 1765 год употреблено только слово «вино», без иных определений. С 1765 года вводено обязательное уточнение степени очистки хлебного спирта при его официальном упоминании, что наряду с введением с 1731 года точной терминологии виноградных вин даёт возможность совершенно чётко различать с середины XVIII века водку и вино. До тех пор в неофициальных случаях, в быту, литературных произведениях и в торговле, особенно розничной, применяли различные термины, отличающие именно хлебное вино и являвшиеся либо эквивалентом, либо заменой самого определения «хлебное», либо эвфемизмом или метонимией, либо, наконец, со второй половины XVIII века, прямым указанием на степень облагороженности товара.

    Вместе с тем до 1649 года и частично вплоть до 1765 года продолжали бытовать термины «хлебного вина» наиболее древнего происхождения, закрепившиеся исключительно в быту простонародья или в древних актах. Древнейшие из этих терминов – «варёное вино», «корчма», «горящее вино».

    Добавлено спустя 20 минут 46 секунд

    технология изготовления «монопольных» вин — простого и столового — была разработана. В схематическом виде она выглядела так:

    — производится ректификация спирт-сырца (однократная для приготовления простого вина и двукратная — для столового),

    — спирт разводится («рассиропливается») до нужной пропорции водой (сырой али исправленной — для простого вина и дистиллированной — для столового),

    — производится однократная непрерывная фильтрация сортировки через уголь в количестве, не превышающем полфунта на ведро при скорости фильтрации от 5 до 10 ведер для каждой батареи угольных фильтров. Уголь используется березовый али липовый,

    — готовый продукт разливается в посуду из устойчивого стекла[30]

    Что же это был за напиток? Разумеется, попробовать мы его не можем. Но можем попытаться представить себе его вкус (ежели вкус вообще можно представить): описание технологии производства и анализы тех лет дают вполне достоверную и объективную информацию, тем более что технология с тех пор принципиально не изменилась. Собственно говоря, современную водку производят практически по той же схеме: ректификованный спирт рассиропливают до 40 % и пропускают через уголь (правда, активированный). В общем-то фактически это и было то, что сегодня называется водкой. Приведенные ниже анализы химического состава «монопольки» вполне красноречиво об этом свидетельствуют. Да, «простое монопольное вино» содержало чуть больше примесей, чем допускает современный ГОСТ, но все-таки это была уже водка. Столовое же вино вполне сопоставимо с водками, как выпускаемыми в советский период, так и с современными. Разве что разрешенных нынешним ГОСТом добавок не было. Так ведь они мало на что влияют.

    bottlehunter
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 25 октября 2015 09:54

    Накопилось много пивных бутылок произведенных до великой отечественной войны в Восточной Пруссии. Затронем историю пива через стекло бутылок. Сперва видео откуда в Кенигсберге достают стеклотару.

    Добавлено спустя 34 минуты 56 секунд

    На долю среднестатистического жителя Кёнига приходится (по самым скромным подсчетам) в несколько раз больше этого хмельного напитка, чем его принимает на грудь "материковый" россиянин. Наверное, это не случайно. За семь веков город пропах и пропитался пивом "настоящего немецкого качества" (как сказали бы сегодня). В апреле сорок пятого с пивным амбре засоперничал густой водочный дух. Но после недолгой борьбы пиво и водка пришли к компромиссу. Под названием "ёрш". В смысле: "пиво без водки - деньги на ветер". Кстати, коренные жители Пруссии в этом деле тоже разбирались не слабо.

    Добавлено спустя 37 секунд

    Поселок Русское Зеленоградского района по-прусски назывался "Гирмова", что переводится как "большая пьянка". Или даже "запой". Некоторые историки полагают, что причиной столь оригинального названия послужила близость деревни к огромному холму, где в древности было святилище бога Лиго. Это языческое божество покровительствовало пьянству, плотским утехам и прочим радостям жизни. Раз в год тысячи любителей этих самых радостей собирались в окрестностях холма. На белом коне к ним выезжала обнаженная жрица бога Лиго - самая красивая девственница Пруссии. Это служило знаком к раскупориванию бочек с пивом... Можно себе представить, что творилось ПОТОМ... (Забавно, что именно Гирмова-Гермау стал самым "русским" поселком в Калининградской области.). Немцы-христиане, искореняя огнем и мечом языческие традиции, пиво любили не меньше пруссов. От пива кенигсбержцы буквально "фанатели", говоря современным языком. Его пили мужчины и женщины, дети и старики, его поглощали беременные, им "пользовали" младенцев... Немецкие фрау умудрялись даже суп варить из пива! Вот один из традиционных рецептов: 0,5 л светлого пенного, 1 столовая ложка муки, 1-2 яйца, 1-3 столовые ложки сахара, гвоздика, корица, лимонная цедра... Пряности, лимонная цедра и мука смешиваются и всыпаются в кастрюлю с пивом. Все это доводится до кипения при постоянном помешивании

    Добавлено спустя 1 минута 12 секунд

    Яйца взбиваются с сахаром и тонкой струйкой вливаются в кипящее пиво. Айн-цвай-драй... и кушать подано. Битте-дритте. А можно и еще проще: в обычный молочный супчик непосредственно перед употреблением плеснуть стакан пивка. Это блюдо считалось весьма полезным для мамочек с грудными детьми: эскулапы рекомендовали его для повышения лактации. Так что первые из 140 литров пива, которые употреблял в год среднестатистический житель Восточной Пруссии, всасывались еще с молоком матери - и это отнюдь не метафора! Пиво в Кенигсберге было настоящим "демократизатором". За столиком в излюбленном трактире запросто встречались представители самых разных сословий. Кроме разве что аристократов-латифундистов. Да еще и "аристократы духа" пиво не жаловали. Так, философ Иммануил Кант, обожавший вино, о пиве отзывался с презрением: "Пища дурного вкуса". Стоила эта "пища" тогда баснословно дешево - не более полутора пфеннингов за литровый ковш. Существовали целые пласты так называемого "пивного юмора". Немцы, вообще-то относящиеся к жизни очень серьезно (русский юморист Аркадий Аверченко утверждал, что большинство немецких шуток не смешнее обычных долговых расписок), над своей приверженностью к "национальному напитку" охотно подтрунивали. К примеру: "Пруссак, баварец и шваб сидят, пьют пиво. К каждому в кружку залетает муха. Пруссак выливает пиво вместе с мухой и требует принести ему новую порцию. Баварец пальцами вытаскивает муху из своей кружки и продолжает пить пиво. Шваб вытаскивает муху и заставляет ее выплюнуть пиво, которое она успела проглотить". Уже в средние века пивоварение в Кенигсберге было второй по важности отраслью после торговли. К 1700 году в городе действовали 250 пивоварен, к 1800-му - 300. Пиво разливалось в деревянные бочки и бутылки с керамическими пробками и развозилось на лошадях к местам продажи. Про "пивной алкоголизм" тогда и не слыхивали. (Впрочем, врачи-наркологи и сегодня считают, что есть просто алкоголизм - а "пивной" он, "водочный" или "а ля портвейн три семерки", значения не имеет.

    Добавлено спустя 1 минута 6 секунд

    Немцы пили регулярно, но умеренно. Самое сокрушительное действие пиво оказывало... нет, не на русских путешественников, как вы, вероятно, подумали, а на... обрусевших немцев. Известный русский репортер, часто бывавший в Кенигсберге, Валерий Немирович-Данченко (брат знаменитого режиссера) в конце ХIХ века писал: "Русские теперь стали народом смирным, пьют себе пиво и на чужие зеркала смотрят довольно равнодушно. Зато "обрусевшие" немцы сейчас же по приезде сюда начинают знакомить своих соотечественников с прелестями благоприобретенной ими "восточной" цивилизации... Они и зеркала бьют, и целые кофейни с голоногими певицами откупают... и на улицах заводят скандалы с бюргерами, и по адресу их кувалдистых супруг посылают весьма непочтительные замечания и дополнения на русском диалекте, обыкновенно такого содержания, за которое почтовые управления не ответствуют... Но при усвоенной ими ширине русской натуры и готовности все разносить, они не утратили чисто немецкого познания цен на продукты... Наш "господин Сиволапов" разобьет бутылкой зеркало - так хозяин требуй с него чего хочешь. Наш Сиволапов ранее своих поступков кричит: "За всё плачу!" Ну а обрусевший Шпейер или Миллер зеркало сломать-сломает, но не только не заплатит за него дороже стоимости, а норовит выгадать: зеркало-то ведь не новое, а старое - следовательно, 25 проц. долой... Войну буйствующим Шмитам объявила кенигсбергская полиция: перебравших пива "шнельклопсов" она высылает обратно" ("Россияне в Восточной Пруссии";). Понарт был одним из самых старых поселений немцев, возникших около Кенигсберга примерно в 1385г. на месте прусской деревни. "Вольница" Понарта - с наивными законами, принятыми еще в ХIV веке, когда эта деревня была "ниспослана" шульце Конраду и этот самый шульце (староста) постановил: "Пить пиво можно. Но если перебрал лишку, отдай все свое пиво бедным" - эта вольница кончилась. Сюда отовсюду съезжались рабочие с семьями, и в считанные дни на месте бывшей "независимой" деревни образовался целый индустриальный квартал. Как на пивных дрожжах вырос!.. В XIX веке он стал самым густонаселённым пригородом Кенигсберга. В 1849 году именно благодаря пиву произошла "урбанизация" Понарта- района вольного и мятежного, категорически не желавшего "сливаться" с Кенигсбергом (ныне Понарт - единственный в городе район, имеющий устоявшееся сокращенное название. Балтрайон).

    Добавлено спустя 1 минута 1 секунда

    Столетиями понартские крестьяне спорили с магистратом, отказывались посещать кирху в Лебенихте, саботировали выплату налогов в городскую казну - короче, торчали у городских властей костью в горле. Но! Купец из Бадена Иоганн Филипп Шиффердекер переместил в Понарт свою пивоварню. И первым начал варить так называемое арийское пиво, которое вскоре было признано лучшим в Восточной Пруссии. Это весьма способствовало экономическому и культурному развитию пригорода. Предприимчивый купец, получив статус "благородного человека", быстренько скупил в округе землю, приобрел трактир, получил в наследство гостиницу и поставил производство "пива Шиффердекера" на широкую ногу. Через десять лет Иоганн Филипп купил паровую машину аж в восемь лошадиных сил, что по тем временам было событием неординарным и прогрессивным. Чтобы обеспечить себя натуральным льдом и отказаться от льда шведского, удачливый пивовар приказал сделать из четырех рвов пруды. Так возникли Пейтайх, Вальпургистайх (позже засыпанные), Хубертаустайх и Шванентайх (Лебединый пруд, ныне - озеро Летнее). Берега Шванентайха стали излюбленным местом прогулок жителей Понарта, хотя купаться в пруду категорически запрещалось (и от посягательств его стерег вахтер с огромным свирепым догом).

    Добавлено спустя 1 минута 20 секунд

    Через некоторое время у Шиффердекера появились конкуренты: в местечке Шонбуш (пересечение улицы Киевской с улицей Суворова) в 1865 году (по другим данным в 1871 году) появилось еще одно пивопроизводящее предприятие. Общество десяти купцов Кенигсберга решило открыть еще одну пивоварню, где по австрийским рецептам варилось светлое пиво - хальбиер. Завод "Шенбуш" располагался там, где сейчас склады на ул. Камской. Жить стало совсем весело. Возле пивоварен поставили пивнушки и ресторанчики, куда пиво подавалось чуть ли не из заводских чанов. Население Понарта к 1900 году достигло 8000 человек. Пиво Понарта побило все рекорды популярности в Германии. Согласно статистике, в 1860 году его было продано 20.000 тонн, в 1870-м - 34.000 тонны, в 1889-м - 90.000 тонн. В 1905 г. Понарт был присоединён к городу. Всемирную известность имело понартовское пиво! Пивоварня сохранилась и до настоящего времени.

    Добавлено спустя 5 минут 38 секунд

    Вашему вниманию пивная бутылка привезенная из восточной Пруссии из города Тильзит

    bottlehunter
  • bigross Senior Member
    офлайн
    bigross Senior Member

    10478

    15 лет на сайте
    пользователь #158362

    Профиль
    Написать сообщение

    10478
    # 25 октября 2015 10:56
    volfgang:

    Меня в основном интересуют немцы (пиво ,медицина,парфюмерия,тех тара )

    https://reibert.info/threads/racion-paek-gornyx-strelkov-vermaxta.363584/
    интересный сайтик, если найдёте время...

    Aut disce, aut discede, mane sors tertia caedi !!!
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 25 октября 2015 11:19

    Информации по пивоварне очень мало бутылка принадлежит Объединённой Тильзитской пивоварне, основанной в 1858 г .Причем бутылка является на самом деле собственностью пивоварни

    Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд

    bigross:

    volfgang:

    Меня в основном интересуют немцы (пиво ,медицина,парфюмерия,тех тара )

    https://reibert.info/threads/racion-paek-gornyx-strelkov-vermaxta.363584/
    интересный сайтик, если найдёте время...

    Сасибо. уже добавил в закладки.Там участвую но эту темку как то обошел .не попадалась на глаза

    Добавлено спустя 28 минут 18 секунд

    фото из города Тильзит.Справа администрация этой пивоварни. Если у кого то есть еще информация по пивоварне то буду благодарен если добавите сюда

    bottlehunter
  • bigross Senior Member
    офлайн
    bigross Senior Member

    10478

    15 лет на сайте
    пользователь #158362

    Профиль
    Написать сообщение

    10478
    # 25 октября 2015 20:29 Редактировалось bigross, 1 раз.

    German Volf43 !!!!!

    Aut disce, aut discede, mane sors tertia caedi !!!
  • volfgang Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    volfgang Senior Member Автор темы

    3533

    12 лет на сайте
    пользователь #513892

    Профиль
    Написать сообщение

    3533
    # 25 октября 2015 21:06
    bigross:

    German Volf43 !!!!!

    :beer: точняк

    Добавлено спустя 33 минуты 24 секунды

    Из истории пивных бутылок.
    Первыми бутылками в которые разливали пиво в Германии были бутылки из каменного литья «штайнцойга», точно такие же из которых делают сейчас знаменитые литровые баварские кружки «масс». Массовый выпуск этих бутылок происходил в Вестервальде, совсем на другом конце Германии. В 18 века там пришло в упадок старинное искусство изготовления традиционных сложных пивных с кружек, требующих высокого мастерства керамиста, но зато пришла мода на знаменитую минеральную воду из Вестервальда — сельтерскую.
    Очень прочные и довольно примитивные по форме цилиндрические бутыли с сельтерской поставлялись во все уголки мира: от России до Индии, сегодня вне Германии есть довольно много таких коллекций, ричем коллекций довольно дорогих. Вот в такие бутылки и разливали первоначально пиво. На них наносили штемпели: или дообжиговая сухая штамповка или фиолетовый краской «Malhorn», это вообще одна из двух возможных красок для штайнцойга и как правило на такие бутылки наносили только название пивоварни.
    Затем параллельно начало появляться стелко. На бутылки, в расширяющейся части горлышка, наносили небольшой круглый штемпель «Glasmarke» с названием пивоварни и объемом бутылки. А вся информация и о содержании бутылки, а затем и рекламная информация содержалась на приклеенной этикетке. Именно на месте Glasmarke и приклеивают на современных бутылках этикетку – колье. Но первыми владельцами бутылок, т.е. теми чьи названия нанесены как Glasmarke были не пивоварни, а поставщики пива – Bierverlag, продавцы пива – Bierschenke, реже – постоялые дворы – Gasthof.
    До 1871 года, т.е. до основания Германского Рейха в Берлине преобладали бутылки объемом в кварту (1.145025 литра). Их изготавливали на небольших мануфактурах вокуруг Берлина, где было много лесов и озер в так называемых Waldglashütten (лесных хижинах стеклодувов). Обычно бутылки были зеленого или оливкового цвета, коричневые – редко. И на очень многих берлинских бутылках на «плече» нанесено как печать название изготовителя, объем и даже часто год изготовления.
    Пробка же первоначально имела конструкцию – Draht (Draht – проволка) или Strippe (Strippe – бечевка, верева) – стопорную конструкцию из пробки ..
    Начиная с 1810 года в Берлине все больше и больше начинают использоваться небольшие бутылки. Вместе с новым типом пива в Берлин из Англии попадает и новый тип бутылок для портера (Porter – Flasche). После того как запатентована новая технология изготовления бутылок (Ricketts – патент) их серийно изготавливают в сборных из трех частей формах и сами бутылки становятся тонкостенными и на «плече» бутылки часто можно увидеть клеймо «Рatent». Мелкая тара стала популярна для темного пива верхового брожения. А вот Berliner Butterbier – сегодня забытый тип пива верхового брожения, очень темный и очень сильно охмеленный который впервые в 1819 году сварила пивоварня Daniel Josty на Предцлауер штрассе 59) и пиво низового брожения которое называли «баварским» напротив – всегда предлагалось в высоких и узких бутылках.
    Примерно с конца 1860 тых годов в Берлине появились прозрачные бесцветные и полупрозрачные бутылки с плавным переходом от горлышка к «плечу» – это так называемый Vichy – тип бутылок. Пивоварни м пивом низового брожения вначале предпочитали именно такие бутылки подчеркивая прозрачность и цвет напитка, но вскоре из-за светочуствительности самого пива перешли к темным бутылкам. Вот тогда и появился Ale – тип бутылок, применяемый для лагера. Это были темные бутылки с четко выраженным «плечом», длинным и долее или менее фигурным горлышком и они отображали стилистику модерна.
    В 1875 году в Берлине появился изобретенный C. Dietrich – Drahtbügelverschluß (Drahtbügel – проволочная скоба), он позволял открывать и закрывать бутылку и новая крышка быстро вытеснила старые Korkstopfen (стопорные пробки из пробкового дерева).
    Berliner Weisse долго, примерно до 1840 годов разливали в бутылки из глины и каменного литья «крукен». И только к концу века постепенно еершли на стеклянные зеленые бутылки. Если для лагера привычным уже стал объем бутылки в 0.4 литра, то для старнинного пива еще долго сохранялись бутылки старого объема: 0,6 – 1,0 литра).
    Незадолго до наступления нового, 20 века появилось не только много сортов и марок пива, но и технические нововведения. С ообразно моде на бутылки начали наносить товарные знаки и разнообразные мотивы. В 1885 году в США изобрели новую форму пробки Siegel – Verschluss (Siegel – печать, штамп) William Paintner – патент и они появились в Германии в 1991 году через год после появления Kronenkork (крон пробки, которую мы знаем и сегодня, но с другим количеством зубчиков). Одновременно появились и пробки выпускаемые по другим патентам: Hebelverschluss (Hebel – рычаг) и Innenschraubstoppen (Innenschraubstoppen – пробка завинчивающаяса изнутри). Но в Берлине много лет доминировал Bügelverschlu (Bügel – скоба), до тех пор пока его не вытеснил Kronenkork.
    В 1906 году в Берлине по инициативе пиововарни Endelhardt прявились так называемые Ringflasche которые использовались всеми пивоварнями входящими в Ring («кольцо» – объединение крупных индустриальных пивоварен о котором уже писалось всвязи с пивным бойкотом) . Это были типизированые по 0,33 л бутылки в соответствии с разным типом пива бутылки с характерным кольцом на горлышке. Эти бутылки имели залоговую стоимость в 10 пфеннингов. По форме и цвету типов бутылок было три: коричневые для лагера,зеленые для солодового пива Malzbier и зеленые для портера.
    Типизация бутылок для Berliner Weisse произошла много позже: в 1924 году ввели единую форму бутылок, произошло это по инициативе Союза фабрикантов минеральной воды Mineralwasserfabrikanten и берлинских поставщиков пива Bierverlag в оборот вошли единообразные так называемые Signet бутылки (Signet – печатка) из прессованного стекла , по типу которых в 1930 году сделали кубки для вайссе. Но такие бутылки применяли в 30 годы не только для вайссе, но и для других типов пива верхового брожения: Malzbier, Porter, Grätzer.
    По мере того как изготовление бутылок все более индустриализировалось и особенно после 1906 года когда появились американские Owens и полностью автоматизированные линии для объемного выдувания бутылок, ручное производство все более сошло на нет. В 30 годы из США была заимствована мода на оптимизацию формы бутылок. Берлинцы придумали два типа таких легких бутылок: Steinie ( камушки) и Stups (толчок, пулька). В Stups (есть еще одноименная форма бокалов) пиво разливала Willner Brauerei в Панков с 1937 по 1945 год, а Steinie по 0.33 л в Берлине были почти всегда, есть они и сегодня.
    Любой разговор о немецком пиве сегодня любят начинать с «Законе о чистоте пива», принятом в 1516 году Вильгельмом IV, герцогом Баварии. Обычно на него ссылаются, чтобы доказать необыкновенное качество немецкого пива, но на самом деле это был закон эпохи Ренессанса регламентирующий объем тары – «баварский масс», как меру оплаты в виде пива для наемным солдатам – кнехтам и таких законов в Германии было предостаточно. Ну например прусский закон Солдатского Короля, отца Фридриха Великого, о запрете мелкой тары и вообще о контроле объемов и т.п. «Закон о чистоте пива» был тогда обычным местным законом.
    Мы знаем, что с 12-13 века пивоварни были разными: например монастырские — для нужд монахов и паломников. Некоторые из них имели право не только варить, но продавать пиво и ради этого даже фальсифицировали документы пытаясь представить пивоварню древнее чем она была на самом деле, чтобы обосновать это свое право продавать пиво пеерд герцогом. Например монастырь Веестафан пивоварню которого часто называют старейшей, как раз и имел сфальсифицированное свидетельство, правда фальсификация тоже была старой и заготовленной видимо заранее предидущим настоятелем. Были пивоварни и по королевскому праву, и по праву князей (фюрстов), т.е. подчиняющиеся местной власти и т.п. Самые интересные для нас городские — Rathausschenke, принадлежавшие магистрату. Они не только варили или не варили пиво, а имели исключительное право продавать чужое пиво привезенное из других мест и отлично на этом зарабатывали. Вот они возможно и были первыми кто получал пиво в бутылках! Но именно на бутылки внимания тогда обращали мало.
    Самое первое документальное свидетельство о существовании бутылочного пива – английское. Это описание путешествия королевы Елизаветы I (1533-1603 год), но в нем не сказано, были ли бутылки стеклянными или керамическими. Первое абсолютно точное свидетельство о существовании именно стеклянных пивных бутылок: 1753 год, ирландская пивоварня Guiness и другие английские пивоварни. Зато немецкое свидетельство самое авторитетное. Густав Штреземанн который в 1900 году написал докторскую диссертацию по философии «Развитие торговли бутылочным пивом в Берлине» стал Рейхсканцлером Веймарской Республики, лауреатом Нобелевской Премии Мира и вообще одной из самых позитивных политических фигур 20 века! Отлично оснащенные технически немецкие пивоварни низового брожения (лагер) начали преобразовываться в акционерные общества после 1870 года. Вначале пиво в бутылки разливали поставщики, закупающие пиво у пивоварни в бочках, а потом и сами пивоварни начали сами осуществлять разлив пива, а потом и его поставку в бутылках. Пиво верхового брожения (эли) разливали в бутылки еще раньше и тоже поставщики. Пиво верхового брожения в бутылках дображивало, созревало. Поэтому первые надписи «Eigennutzung der Flaschen» (использование бутылок для собственных нужд) появившиеся на рубеже 19 и 20 веков сообщают о принадлежности бутылки не пивоварне, а поставщику пива – Verlag, торговцу пивом – Händler, реже – постоялому двору – Gasthof, но еще не пивоварне.
    Во Франконии существовали, и сущестуют до настоящего времени Hausbrauerei. Hausbrauerei – это не домашняя пивоварня как можно было бы подумать из дословного перевода, а коммунальная. Она принадлежит небольшому самоуправляемому населенному пункту (Gemeinde) или городку. Пиво на таких пивоварнях варят для каждого индивидуально и в большом объеме, заказчик забирает его домой «молодым». Дома оно созревает и его пьют как Haustrunk – повседневный домашний напиток. Примерно с распространением Bügelverschlüß – особой изобретенной в Германии пробки позволяющей многократное открывание и закрывание бутылки и ставшей необыкновенно популярной появились литровые бутылки с рельефными надписями: «Unverkäufliches Hausbraubier», т.е. непродаваемое пиво комунальной пивоварни. Причем помимо литровых бутылок попадаются и пол-литровые с выжженными на них этикетками. Но в целом на бутылки внимания обращали мало и до 1965 года их вообще рассматривали как упаковочный материал. Иногда коллекционерам удается определить возраст и происхождение бутылки сразу. Например до первой Мировой войны написание некоторых слов было другим, тогда писали: Eigenthum, а не Eigentum (собственность) или Actien, а не Aktien (акционерное) как сегодня. Иногда дату можно определить по изменению названия города, т.к. многие получали т. наз. Baderecht становясь куррортами ( а эти даты известны точно) и начинали называться не Nauenheim, a Bad Nauenheim. Baden – купание, эквивалент русского «воды». Кстати поэтому городок с названием Baden, стал так странно называться Baden – Baden. Иногда на бутылках написан номер телефона и можно воспользоваться почтовыми архивами или старинными адресными справочниками. Но в большинстве случаев необходимо рассмотреть и оценить все 10 критериев:
    1. Технология изготовления
    2. Форма бутылки
    3. Вид крышки
    4. Форма горлышка и отверстия горлышка
    5. Фирменные знаки и эмблемы
    6. Дно и обозначения изготовителя
    7. Нанесенные методом царапания или при помощи песка знаки и надписи
    8. Этикетирование
    9. Объем бутылки
    10. Цвет бутылки
    Хорошим источником информации по формам и их названием, но не определителем или каталогом, для немцких бутылок является книга Ханса Штегервальда «Формы немецких бутылок во времени» основанная на материалах выставки 2003 года в Вертхаймском музее стекла.

    bottlehunter