Бо боится. А чего же боится Бо? Всего. Бо боится жизни.
Это кино рассчитано на людей, умеющих считывать культурные коды, щедро рассыпанные режиссером по полотну картины. Я смотрела это чудовищно растянутое, бессвязное, мегаломански напыщенное творение, и чувствовала себя полной дурой, отсталой и необразованной. Из того, что я поняла (а поняла я немного), я попыталась набросать несколько версий увиденного. Я прекрасно понимаю, что все они могут оказаться бесконечно далекими от истины, но...
ЗЫ: когда Будда занят созерцанием собственного пупка в процессе медитации, то смысл не в пупке - смысл в акте медитативного созерцания и того, что оно делает с сознанием
1. В течение трех часов мы наблюдаем трип, вызванный неправильным употреблением лекарства. Доктор выписывает Бо препарат, и акцентирует его внимание на том факте, что употреблять его можно 'только с водой'. Бо нарушил предписание, и...результат на экране.
2. Бо - инцел. Дядя дожил до седых лобковых волос, но остался мальчиком - колокольчиком, который ни разу ни динь - динь. Как влияет воздержание на взрослого, половозрелого мужчину? А вы посмотрите на этого телезнатока, бородато - волосато - очкастого девственника. Он же вылитый Бо. Таким образом - галлюцинации вызваны спермотоксикозом.
3. В одном из своих ранних интервью, Астер высказывал желание снять 'фрейдистскую Одиссею'. Одиссея значит, это многое бы объяснило. Борхес объяснил нам, что в мировой литературе существует всего четыре сюжета. Один из них - возвращение домой. Фильм представляет собой роуд - муви, Бо нужно добраться из точки А в точку Б, и попутно разобраться в природе своих многочисленных страхов. В этом случае, сладкоголосая парочка Эми Райан и Натан Лейн - сирены, пытающиеся очаровать Одиссея - Бо, для того, чтобы? Что?
4. Поначалу, Бо вызывает жалость, многие его страхи (ксенофобия, боязнь покидать жилище) знакомы любому жителю крупного города. Затем, он начинает вызывать раздражение своей виктимностью, пассивностью, готовностью безропотно принять любое издевательство. Аналогия, которая пришла мне на ум - книга Иова многострадального. Мучения, ниспосланные Иову, были испытанием его веры. Кто и зачем испытывает Бо? Его жесткая, и жестокая мать, но, подходит ли она на роль ветхозаветного Бога?
5. Критики говорят о фрейдизме. Позволю себе не согласиться. Скорее юнгианство, чем фрейдизм. Да, об Эдиповом комплексе ещё напишут, я заметила другое. В фильме есть эпизод, в ходе которого Бо плывет на моторной лодке. Водная гладь успокаивает и убаюкивает героя. В терминах Юнга, вода -символ бессознательного. И это ключ к пониманию многих эпизодов (чердаки, сны Бо, его боязнь насекомых). Куда плывет лодка Бо? В пещеру. Пещера - символ материнской утробы. Бо хочет вернуться туда, где ему было хорошо, тепло, сытно и спокойно. Он так боится жизни, что лучше бы ему и не рождаться. Но, пещера имеет несколько толкований, это не только утроба, но и могила. Обратите внимание на плакат к фильму. Бо запечатлен в четырех возрастах - от мальчикового до старческого.
Астер снял чудовищное кино. Нагромождение абсурдных ситуаций, некоторые из которых вызывают смех (вторжение бомжей в квартиру Бо), а некоторые недоумение (лесной театр), бессчетное количество нечитаемых символов, жуткий хронометраж, блестящий Феникс (я давно заметила, что он гениален в тех сценах, где у него нет реплик, и надо 'играть лицом') - толстый, нелепый, голый. Я смотрела этот фильм, и понимала, что Бо - это я, это любой из нас с вами. Некоторые мои страхи подмечены режиссером настолько метко, как - будто мы знакомы. А это значит, что они типические. Астер превратил абстрактное в конкретное и значит он близок гениальности, или к безумию.
Смотреть это кино невозможно, оторваться от него нереально. Видеть это или нет, выбирайте сами.