Битва титанов – коньячные «конюшни» бывшего СССР и Франции. Сравнительная дегустация коньяков класса ХО.
Армения 20 лет (миллезим 1991-2011), KVINT ХО 25 лет, Château de Beaulon Napoléon 20 ans d'âge, Meukow XO Grande Champagne
Общие сведения. Цели и задачи.
Изначально ключевой была идея подобрать по возможности равнозначные по возрасту, но сильно отличающиеся между собой по условиям производства как постсоветские, так и французские образцы коньяков премиального сегмента и провести их сравнение «в лоб». Цель – однозначно понять, что мне ближе - советские коньяки или французские. В принципе я воспитан на советских коньяках и отношусь к ним с большим пиететом. Не скажу, что в советское время из качественных коньяков мне много чего довелось перепробовать, но скажем, армянский пятизвездочный семидесятых годов, молдавский 4* 1970-го из спецраспределителя (об этом я раньше здесь упоминал), а также «Праздничный» 12-ти лет Бельцкого ВКК середины восьмидесятых в свое время произвели на меня неизгладимое впечатление. А так, в основном ограничивался ординарными (3*-5*) грузинскими, молдавскими и азербайджанскими коньяками, которые, впрочем, были совсем неплохи.
Основная проблема, безусловно, состояла в подборе равнозначных образцов для дегустации. Выбор пал на представленные выше четыре релиза в силу разных причин. Ну, прежде всего, надо было по максимуму корректно подобрать коньяки, близкие по возрасту. В наших условиях с этим целая проблема и для ее решения потребовалось определенное время. В принципе, формально можно считать, что задача решена, если возраст на релизе указан. Здесь, худо-бедно, по трем позициям, хоть и с некоторыми оговорками, справиться удалось. По крайней мере, спирты в «Армении» точно не меньше 20 лет (о том, как данный релиз готовится, я ранее упоминал здесь здесь). Теперь о «Наполеоне». По французским правилам, если возраст указан, то он соответствует минимальному сроку выдержки спиртов в купаже. Таким образом, и в «Наполеоне» спирты однозначно не меньше 20 лет.
В отношении Квинта ХО ситуация чуть сложнее. Несмотря на то, что на бутылке указан конкретный возраст - 25 лет (сознательно взят мною с запасом по отношению к упомянутым выше 20-летним), не ясно средний это возраст спиртов в купаже или минимальный. Исхожу из того, что в СССР возраст коньяка определялся, как правило, по средневзвешенному сроку выдержки спиртов в купаже (т.е. с учетом не только возраста, но и доли каждого использованного коньячного спирта). При этом релиз с обозначенным возрастом был обязан удовлетворять определенным требованиям (я назову их эталонными) по вкусу, аромату, химическому составу и т.д., характерным для данного конкретного типа. Другими словами, если на этикетке указана цифра 25 лет, то в советских коньяках (в постсоветских, то же самое) это означает, что данный образец по характеру и свойствам отвечает некоторому модельному коньяку, сформированному только из 25-летних спиртов, несмотря на то что по факту в нем могут присутствовать спирты и меньшего возраста. Это станет понятно, если внимательно почитать раздел 5 (Составление купажа) замечательной книги И.Ф. Нягу «Производство коньяка и кальвадоса в Молдавии», вышедшей в 1978 г. В ней он, после стажировки на коньячных предприятиях в Шаранте, детально сравнивает процесс производства коньяка в СССР и Франции, включая процедуру купажирования. К сожалению, я не смог найти все страницы книги, но и то, что удалось, оказалось очень полезным и поучительным. Это я к чему так долго и нудно. Если даже допустить, что в Kvint XO, 25 лет и присутствуют спирты сильно моложе 25 лет, то 20 летние с большой вероятностью будут их нижним пределом, поскольку по своим органолептическим и химическим характеристикам купаж, все равно, обязан соответствовать эталонному 25-летнему коньяку.
Вообще-то, Тираспольский завод с 1978 года выпускает еще один 25-летний коньяк под именем Виктория. Не думаю, что производитель изменил рецептуру, выпустив 25-летний релиз под новым именем. Скорее это маркетинговый ход для выхода на западный рынок. Отмечу, кстати, что спирты под оба отечественных образца (армянский и молдавский) закладывались еще в советское время. Поэтому и доверия к ним изначально было больше.
Наиболее сложная ситуация с оценкой возраста Meukow XO Grande Champagne. Ну, во-первых, сам производитель никаких указаний на этот счет не дает. Он и не обязан этого делать. Как я уже упомянул выше, по французскому законодательству никаких других цифр, кроме минимального возраста спиртов в купаже (и то при желании) он не имеет права указывать на бутылке. То, что на контрэтикетке русским по белому написано «средний возраст спиртов не менее 25 лет», скажем так, это – не более чем художественная записка по просьбе специмпортеров. Что здесь действительно важно, так это знание того факта, что использование коньячных спиртов, не достигших в Гран Шампани возраста 20 лет, считается неоправданным расточительством. Дело в том, что спирты в данном субрегионе вызревают и признаются лучшими в Шаранте как раз по достижению данного возраста, ну и естественно, чем старше, тем лучше. Поэтому, глупо было бы ожидать, что Дом Meukow издаст премиальный ХО релиз Гран Шампани, не дав коньячным спиртам вызреть положенное время. Тем более, что у него есть еще один ХО релиз менее престижного уровня (с золотой пантерой), который представляет собой смесь спиртов Пти Шампани и Гран Шампани. Опираясь именно на эти рассуждения, а также на физическую возможность приобрести в Минске данный релиз, мне удалось закрыть все вопросы по подбору нужных образцов, более или менее удовлетворяющих предъявленным требованиям. Конечно, приведенные выше оценки для Meukow XO Grande Champagne не являются строгим доказательством и я вполне допускаю, что в нем часть удачных спиртов может быть и моложе 20 лет, но доля их не должна быть сильно заметной. Кроме того, по моим оценкам максимальный возраст спиртов в данном релизе составляет примерно 35 лет.
Кстати, как раз здесь считаю уместным дать ссылку на интервью мастера купажа Дома Hine (http://drinktime.ru/salon/talks/38927.shtml), из которого многое будет понятно, а именно, как и из чего готовятся во Франции купажи коньяков премиального сегмента (и не только это). Не сомневаюсь, что в интервью описана типичная для Шаранты ситуация. (Можете смело ее переносить, например, на пресловутый и много раз упомянутый RD Cigar.) Из него же станет ясно, что такое понятие, как средний возраст конька, носит весьма условный характер, если, вообще, имеет смысл его использовать применительно к французским коньякам. По существу, важен только эталонный образец данного типа (или, если хотите, изначально заданные характеристики конечного продукта). А мастер купажа из широкого многообразия всегда выбирает только те спирты, которые при смешивании дадут нужный результат и, вполне возможно, что в следующий раз будут использованы спирты, никак не связанные с предыдущими. Кстати, вот это интервью и есть в моем понимании общение с профессиональным экспертом. В развитие темы для полноты картины даю ссылку на материал, размещенный на ресурсе http://people.onliner.by/2012/12/24/reportazh-3/. В нем, в частности, специалист ЕКЗ разъясняет, что означает цифра, указывающая на возраст армянского коньяка. Факт весьма показательный и хорошо вписывается в изложенную здесь парадигму. Прошу обратить внимание на одно из чуть ли не сотни приведенных там фото, где показаны три бутылки, наполненные 1, 3 и 10-летними коньячными спиртами. Имею в виду характер изменения цвета спиртов в динамике по годам. Попробуйте сравнить также цвет десятилетнего спирта и Ахтамара. Придете к интересному выводу. В целом, на ресурсе размещен весьма ценный материал в силу того, что в нем представлено много инсайдерской информации.
И еще одно замечание, подтверждающее условность такого понятия, как возраст коньяка (впрочем, виски и рома тоже). Готовый купаж, которому уже по определению невозможно приписать конкретный возраст (за исключением смешанных между собой миллезимов) вновь разливают по дубовым бочкам и дают ему возможность некоторое время «отдохнуть». Это обязательная процедура для ассимиляции спиртов, с целью притирки их друг к другу и достижения нужного баланса. Срок отдыха зависит от ранга коньяка. Например, коньяки десятилетнего возраста находятся на отдыхе от года до полутора лет (этот вопрос решает коньячный мастер). А коньяки премиального класса по нескольку лет. Причем мастера купажа стараются этот срок всеми правдами и неправдами продлить, чтобы не выбросить на рынок недозревший продукт. А теперь вопрос. Как в данном случае интерпретировать возраст довыдержки, если только это не купаж миллезимных спиртов?
Для дальнейшего принципиально важно отметить одно обстоятельство. За исключением некоторых деталей (о них речь пойдет ниже), технологии производства, как французских, так и советских коньков весьма близки, что, впрочем, неудивительно, т.к. в СССР использовалась французская школа изготовления коньяка. Так что можно не беспокоиться - в нашем случае сравнивается вполне сопоставимая продукция.
А теперь о различиях, обсудить которые гораздо важней. В СССР производство коньяка было поставлено на научную основу. Разрабатывались ГОСТы на все стадии производства и подходы были общими для всех ВКК в масштабах страны, начиная от стадии сбора винограда и подготовки винограда к сбраживанию и заканчивая технологией купажирования и розлива. В целом, как отмечено выше, подходы в СССР базировались на французской технологии, основы которой внедрены в России еще со времен Шустова. Более того, советские технологи и специалисты время от времени проходили стажировку во Франции, так что влияние французской школы на коньячное дело в СССР только усиливалось. Что касается самих французов, то у них всегда было гораздо больше вольницы. Да, принят свод общих правил, регламентирующих процесс производства коньяка, но такой подробной детализации не было никогда. Например, в СССР, как, кстати, и сейчас в Армении и Молдавии в принципе невозможна была бы типичная для Франции ситуация, когда крупные коньячные дома сами практически либо не производят коньячный спирт, либо производят его в относительно небольших количествах, отдавая эту наиважнейшую стадию на откуп мелким хозяйствам, часть из которых действует по принципу, кто во что горазд. В итоге во Франции имеется не так много относительно небольших домов, которые выпускают готовый коньяк, используя для этой цели исключительно свой виноград и свои спирты. В постсоветских же республиках, как и в бывшем СССР, был иной подход - тотальный контроль за всем процессом производства, начиная от выращивания виноградников и заканчивая розливом готовой продукции.
Теперь перейдем к конкретным характеристикам, важным для дифференциации представленных образцов. Сравнение проведем по следующим ключевым показателям: 1) климат, почвенные характеристики; 2) сорта винограда, используемые для производства вина; 3) сбраживание, перегонка; 4) древесина дуба; 5) выдержка коньячных спиртов; 6) купажирование.
Стадии 1), 2)
ЕКЗ. Используются главным образом аборигенные эндемические сорта винограда, произрастающие в Араратской долине. Всего таких сортов 13, основные из них Воскехат, Гаран-дмак, Кангун, Кахети, Мсхали. В других климатических и почвенных зонах эти сорта либо не приживаются, либо теряют свои характерные свойства. Таким образом, виноград Араратской долины обладает только свойственными ему вкусовыми качествами, что в значительной степени влияет на параметры виноматериала и, как следствие, коньячных спиртов.
Завод «KVINT», Тирасполь. Для производства KVINT ХО 25 лет используются спирты, выгнанные из виноматериала на основе сортов Бианка, Алиготе, Первенец Магарача, Рислинг, Ритон, Сурученский Белый, Уньи Блан. Виноградники расположены на разных типах почв: песчаные с большим содержанием кальция, известковые, южный чернозём. При влажном климате оптимальными почвами для выращивания винограда коньячного направления считаются известковые с рыхлым поверхностным слоем (например, Гран Шампань). Однако в условиях засушливой Молдавии лучшие результаты для производства коньячного виноматериала дают более влагоемкие дерново-подзолистые почвы. В целом, несмотря на недостаток влаги, большое разнообразие видов почв и винограда позволяет получать широкий спектр органолептических характеристик коньячных спиртов, необходимых для составления качественных купажей.
Дом Шато де Булон. Субрегион Fins Bois (Фэн Буа). Главной отличительной особенностью предприятия является собственное сырье. У посторонних хозяйств никогда не закупаются виноград и спирты. Почвы, как и в Гран Шампани, меловые с хорошим дренажем. «Наполеон» готовят на основе спиртов, выгнанных из Уни Блан, Фоль Бланш, Монтиль и Коломбар. Такое нехарактерное для Шаранты разнообразие сортов винограда для выгонки коньячного спирта позволяет производителю выпускать очень качественные купажи.
Дом «Меуков» является негоциантом. Поэтому и виноград для собственной перегонки, и готовый коньячный спирт для дальнейшей выдержки он приобретает у мелких хозяйств. По определению для производства коньяка Meukow XO Grande Champagne используются только выдержанные коньячные спирты, полученные из винограда, выращенного в Гран Шампани. Сорт винограда – Уни Блан.
Вывод по позициям 1) и 2) – у представленных релизов нет ничего общего. Следовательно, во всех четырех случаях используемый виноматериал принципиально отличается по органолептическим характеристикам и, как следствие, даже исходный коньячный спирт изначально имеет разную вкусо-ароматическую гамму.
Что касается стадии 3), то технологии здесь у всех четырех производителей весьма схожие, за исключением некоторых нюансов. В основном перегонка коньячных спиртов во Франции производится на открытом огне путем прямого подогрева котла в силу того, что большая часть коньячных спиртов готовится в малых хозяйствах. (Подогрев паром дорог и не многие могут себе его позволить.) В Армении и Молдове, так же, как и во времена СССР, перегонка коньячных спиртов производится путем обогрева паром. Это позволяет создавать условия, близкие к термостату с равномерным распределением одинаковой температуры по всему объему куба и, кроме того, при атмосферном давлении поддерживать ее не выше 100 С. Об этом я уже подробно писал на этом сайте в НИТе по дегустации арманьяков. Отметим также особенность Дома Шато де Булон: отсутствует жесткая фильтрация для перегонки сырья, используются естественные дрожжи, придающие коньякам фруктовые ноты, используется малый объем перегонной тары, что способствует сохранению естественных ароматов винограда в спирте.
Важно! У всех четырех производителей каждый сорт вина перегоняется отдельно (для Дома Меуков это выполняется автоматически). Смешение имеет место только на стадии купажирования вызревших спиртов.
Стадия 4).
Бочки у всех производителей изготавливаются по весьма близкой технологии. Французы в данном конкретном случае (при издании упомянутых релизов) используют только стандартные бочки из лимузенского дуба, армяне – кавказского, в основном из Карабаха. С Тираспольским заводом посложнее. На сайте производителя сказано, что с конца прошлого века они перешли на лимузенский дуб. Но вот в чем конкретно выдерживались спирты для Квинта 25 лет – не ясно. В СССР для выдержки марочных коньяков по большей части использовались кавказские (имеется ввиду Кавказ в целом) дубы. Судя по результатам проведенной дегустации, очень похоже на то, что в данном конкретном случае спирты выдерживались в бочках из кавказского дуба, ну, или близкой к нему разновидности. Структура и состав древесины лимузенского и кавказского дуба разные. С учетом того факта, что большая часть ароматики и вкуса выдержанных дистиллятов определяется разновидностью дуба, то и здесь по факту должно иметь место полное несовпадение вкусо-ароматических характеристик французских и постсоветских коньячных спиртов.
Что касается стадий 5) и 6), то формально, по процедуре они близки, т.к. в СССР на этих этапах использовались те же технологии, что и во Франции. Но поскольку, с другой стороны, две последние стадии - в чистом виде голое искусство, которое определяется мастерством ответственных за погреб и купаж, то понятно, что конечный результат даже в пределах одной страны будет иметь очень большую личностную составляющую. Впрочем, это сейчас не так уж и важно, поскольку из описания пунктов 1), 2), 4) и отчасти 3) совершенно понятно, что купажисты во Франции и в бывшем СССР будут использовать абсолютно непохожие коньячные спирты со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Теперь непосредственно результаты дегустации.
Армения 20 лет (миллезим 1991-2011) 40%. Дата розлива: 25.10.2011, импортер «Перно Рикар».
Сахар: не указан
Цвет: темно-янтарный, близкий к коричневому, с большой вероятностью без колера (объясню, почему так думаю. На контрэтикетке импортера, указано, что колер добавлен. Но в одном из интервью на прямой вопрос об этом специалист ЕКЗ однозначно отвечает, что колер в марочные коньяки не добавляется, т.к. искажает их тонкий букет. Я ему верю, поскольку и сам так считаю. Кроме того, посмотрите еще раз на цвет 10-летнего спирта, выдержанного в ЕКЗ)
Аромат: абсолютно узнаваемый, яркий, сложный, напористый, более интенсивный, чем у Квинта. На первом плане букет из шоколада, жженого хлеба и изумительно пахучего и плотного аромата табачной плантации (убиравшие когда-либо урожай табачных листьев знают, что это такое). Не менее мощно проступают также хорошо уваренные фруктово-ягодные цукаты, пряности, ваниль и выдержанный красный портвейн.
Вкус: Мягкий, плотный, сладковатый с ярко выраженной текстурой высококачественного армянского коньяка, произведенного на ЕКЗ. Формирует гармоничные вкусовые ощущения, в которых доминируют ваниль, шоколад, вяленые южные фрукты, дорогое крепкое вино с оттенком деликатных танинов.
Послевкусие: продолжительное с нотками пряных трав, молочного шоколада, приятной терпкости и выдержанного портвейна.
KVINT ХО 25 лет 40% (он же «Виктория»?) . Дата розлива: 22.09.2014, импортер «ОП НИИ ПКД».
Сахар: 12 г/л
Цвет: темно-золотистый с янтарным оттенком, с большой вероятностью без колера (на сайте производителя в описании релиза колер не указан)
Аромат: гармоничный, сложный, несколько менее мощный, чем у Армении. Улавливается цветочно-медовая и табачная тема в совокупности с фруктовыми тонами. Отчетливо выражены нотки шоколада, выдержанного крепкого вина, ванили и пряностей. Имеются общие черты с Арменией, но в целом различие существенное.
Вкус: интенсивный, мягкий, гармоничный, слегка сладковатый с большим количеством оттенков, в том числе содержащих привкус ароматного фруктово-ягодного бекмеса, медовые оттенки, шоколад, ваниль, солодку, слегка поджаренный хлеб на фоне едва заметной терпкости
Послевкусие: достаточно продолжительное, сложное с богатой вкусовой гаммой, в которой отчетливо просматривается винная тема (мадера, херес, портвейн), а также ощущается привкус муската и тающих во рту молочно-сливочных ирисок.
Общее резюме по постсоветским коньякам. Чистокровные, любимые мною с далекой молодости качественные советские коньяки. Высококлассные, исключительно гармоничные, с плавным переходом от стадии к стадии. Что особенно замечательно (для меня, конечно), в них в отличие от большинства французских собратьев, практически не проявляются так недолюбливаемые мною чрезмерно яркие парфюмные тона (к слову будет сказано, то же самое могу отметить и в отношении бурбонов). По шкале оценок, категория «отлично», интервал 90-94. В баллах: Армения – 94, KVINT ХО 25 лет – 92.
Château de Beaulon Napoléon 20 ans d'âge 40%. Дата розлива: 23.07.2008, импортер «Сервисбытснаб».
Сахар: не указан
Цвет: медно-золотистый, без колера
Аромат: сначала очень легкий, тонкий, но с тенденцией к усилению и развитию букета. Первым темпом медово-цветочные тона полевых и лесных растений (уловил жасмин, ландыш, но это не все оттенки). Далее фруктовые тона (цукаты), легкий аромат портвейна, муската и пряных трав.
Вкус: умеренно сухой, округлый. Поэтапно - приятная сладость, изюм, цукаты, привкус соснового аромата, пряные травы, ваниль, корень солодки. Баланс отличный.
Послевкусие: неинтенсивное, но достаточно продолжительное, сладковатое с фруктовыми и пряными тонами, на финише - ненавязчивые танины.
В целом: высококлассный, бархатистый, мягкий, согревающий, исключительно приятный коньяк. Что интересно, парфюмные тона в нем сильно приглушены, что для меня во французском коньяке класса ХО, безусловно, плюс.
Meukow XO Grande Champagne 40%. Дата розлива: 20.01.2014, импортер «Сервисбытснаб».
Сахар: не указан
Цвет: золотисто-янтарный с красноватым оттенком, несколько темнее, чем в Наполеоне, практически уверен, что без колера, хотя на контрэтикетке и указано, что краситель добавлен.
Аромат: тонкий, легкий, сложный, в отличие от Наполеона довольно интенсивный с самого начала, с нотками луговых цветов, парфюма и вишни. Улавливаются ваниль, пряности, вяленые сладкие фрукты и легкие ореховые тона.
Вкус: мягкий, полнотелый, округлый, цветочно-парфюмный с нотками цукатов, пряных трав, ванили, выдержанного портвейна, лакрицы.
Послевкусие: долгое, достаточно сухое, пряное. На финише сладковатое дерево.
В целом: гармоничный, легкий, хорошо сбалансированный и однозначно, французский коньяк высшего класса.
Общее резюме по французским коньякам. По стилю – оба, без сомнения, узнаваемые, изящные французские коньяки. И в то же время - очень разные. Затрудняюсь отдать кому-либо из них безусловное предпочтение. Но все же мне чуть-чуть больше нравится Шато де Булон. Может быть из-за практически незаметного парфюма. По шкале оценок, категория «отлично». В баллах: Château de Beaulon Napoléon – 92, Meukow XO – 92.
Резюме по сравнению двух групп. 1) Оба французских коньяка значительно светлее постсоветских, поскольку строго соответствуют национальному стандарту. Однако данному факту не следует придавать большого значения. При желании производитель может сделать выдержанный спирт темнее или светлее без особых проблем. Всего лишь потребуется на определенной стадии выдержки чуть дольше подержать его в новой, свежеобугленной бочке. 2) Аромат постсоветских коньяков гораздо мощнее французских. С этим тоже ничего не поделаешь – таковы исходные требования к конечной продукции. Она заточена под определенную целевую группу по вкусовым предпочтениям. Здесь, как говорится, кому что больше нравится. 3) Принципиальные отличия: кроме упомянутой большой разницы в интенсивности аромата, другие отличия включают: по вкусо-ароматической компоненте в армянских и молдавских коньяках основные составляющие – шоколад, вяленые южные фрукты, выдержанное крепкое вино, во французких – легкость, широкая палитра цветочных и парфюмных тонов. Послевкусие постсоветских коньяков ярче и дольше.
В целом же благодаря перекрестной попарной дегустации я понял ряд простых вещей:
а) Нет большого смысла сравнивать французские и постсоветские коньяки – они разные.
б) И те, и другие, в данном конкретном случае, экстра-класса. Дело исключительно в персональном вкусе.
в) Лично я, в случае возможности выбора, предпочту постсоветские, т.к. свои вкусы с течением времени не меняю. Но с не меньшим удовольствием пригублю и каждый из двух продегустированных мною французов. Одно только следует учесть: одновременно потреблять обе разновидности не стоит - французы будут попросту раздавлены мощью и интенсивностью постсоветских коньяков.
Еще две ремарки. После развала Союза я несколько раз приобретал разные релизы молдавских коньяков возрастом от 8 до 15 лет, но они меня совсем не впечатляли. Поэтому очень опасался разочароваться в Квинт ХО 25 лет. К огромному моему удовлетворению, этого не произошло, чему я несказанно рад. В этой связи считаю уместным, несмотря на исключительно негуманные, а скорее даже варварские подходы в части розничного ценообразования, выразить все же свое уважение ОП НИИ ПКД за то, что они завозят качественную продукцию с длинными линейками, предоставляя нам возможность достойного выбора, при острой необходимости. Таких специмпортеров у нас не так много. Из имеющих свою розничную сеть, это, пожалуй, еще Сервисбытснаб, Перно Рикар, Брестская облбакалея и Гарсия, которых я искренне уважаю за взвешенный подход к ценообразованию. Несколько нормальных компаний, к сожалению, ушли с рынка.
Что касается коньяков ЕКЗ, «Армения» – последний в длинном ряду релизов, начиная с «Ани», опробованных мною за период работы завода в постсоветских условиях. В их качестве абсолютно не сомневался с самого начала. Причем, по моему мнению, начиная с «Ахтамара», все релизы достаточно близки по восприятию, хотя безусловно «Двин» и «Армения» стоят несколько особняком. Признаюсь честно, пока не знаю, кому из них отдал бы предпочтение. И, хотя «Двин» я тоже дегустировал в приличной компании (вместе с «Васпураканом», Кремлин 15 лет и Ной 15 лет, а в ней он оказался абсолютным чемпионом), с тех пор прошло уже два года. Записей тогда я не делал (не до того было), а теперь жалею. Интересно было бы сравнить силу и мощь этих двух релизов напрямую. Впрочем, это уже, скорее всего, одна из возможных задач на будущее.