Национальное собрание Республики Беларусь
220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11
Заместителю председателя Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
Климович Наталье Анатольевне
Члены комиссии по проведению общественного обсуждения объекта «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений)»
ЖАЛОБА
(о нарушении требований законодательства Республики Беларусь в сфере охраны здоровья при разработке градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений))
Сокращения:
КАиГ: Комитет архитектуры и градостроительства Минского горисполкома
СанПиН: Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Уважаемая Наталья Анатольевна!
УП «Минскградо», КАиГ разработали объект «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений)» (далее – детальный план) и проводят процедуру его утверждения и согласования. Администрацией Октябрьского района г.Минска в период с 26.06.2017 по 20.07.2017 проводилось его общественное обсуждение.
Решения детального плана не соответствуют требованиям Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов:
– «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее СанПиН №206)
– «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее СанПиН №35)
Согласно детальному плану на внутридворовой территории предложено разместить:
Гимназию (начальная школа) на 144 учащихся (отмечена прямоугольником)
Подземную гараж-стоянку для автомобилей жителей прилегающих домов на 120 м/мест (С1)
парковки (П), в том числе парковку на 12 м/мест (П1), парковку на 14 м/мест (П6)
Размер земельного участка для гимназии (начальной школы) определяется требованиями законодательства и зависит от проектной мощности учреждения образования. Он не может быть уменьшен (либо увеличен) произвольно.
В то же время подземная гараж-стоянка на 120 м/мест, рассчитанная на пользование жителями располагается на земельном участке гимназии (начальной школы).
Глава 1 «Общие положения» СанПиН-ов определяет сферу их применения:
«Требования настоящих Санитарных норм и правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами».
1. Нарушение объектом «подземный гараж-стоянка» требований СанПиНа № 206 для территории планируемого к размещению учреждения образования
Согласно п. 15 СанПиНа № 206 «Через территорию учреждения образования не должны проходить инженерные коммуникации (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения), не предназначенные для санитарно-технического благоустройства и электроснабжения учреждения образования.
Расположение на территории учреждения образования зданий и сооружений, функционально не связанных с образовательным процессом, не допускается.»
В то же время согласно схеме функционального зонирования, детальный план предусматривает размещение на участке «предназначенном для размещения учреждения образования и воспитания» объекта «подземный гараж-стоянка (на 120м/мест)», рассчитанного на пользование жителями прилегающих домов, что является нарушением требования п. 15 СанПиНа № 206.
2. Нарушение объектом «подземный гараж-стоянка» требований СанПиНа № 35 для территории планируемого к размещению учреждения образования
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно Таблицы «Границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки» стоянки вместимостью 11-50 должны располагаться на расстоянии не менее, чем 25 м., парковки вместимостью до 20 машин – на расстоянии не менее, чем в 15 м.
В то же время
подземная стоянка С1 размещена непосредственно под территорий учреждения общего школьного образования
парковка П1 на 12 м/мест размещена менее, чем в 15 м от территории учреждения общего школьного образования
парковка П6 размещена менее, чем в 15 м от территории учреждения общего школьного образования,
В соответствии с требованиями СанПиН № 35 следует исключить размещение стоянок и парковок на данных участках территории.
Так же возникает и вопрос куда будут выходить вентиляционные шахты подземной стоянки, расположенной в границах территории школьного учреждения?
3. Экология в границах детального плана
На Схеме зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска, входящей в состав Генерального плана г. Минска, территория в границах детального плана относится к неблагоприятной зоне.
Согласно действующему детальному плану:
«при южном направлении ветра отмечается довольно высокий уровень загрязнения атмосферы приземных слоев суммарными показателями аммиака и формальдегида, превышающий ПДК в 1,114 раза.
Примыкающие мощные коммунально-общественные объекты (оба вокзала) и транспортные потоки на окаймляющих улицах формируют значительные локальные поля загрязнения атмосферы на проектируемой территории.
Согласно схеме существующего состояния окружающей среды территория квартала входит в зону, экологическая ситуация которой на сегодняшний день носит статус «неблагоприятная»
«...автотранспортными потоками формируются локальные зоны шумового дискомфорта, в которых находятся все жилые дома квартала, этажностью 4-5-6 этажей.
...плотная периметральная квартальная застройка территории препятствует проникновению на внутридворовое пространство «очищающих» санирующих потоков, что обуславливает создание на данной территории неблагоприятных условий аэрации и проветриваемости.
Согласно схеме условий аэрации (схема 2), продолжительность адвекции загрязнений на данной территории составляет более 200 дней, а аэрация (самовосстановление и санирование территорий) полностью отсутствует. ...внутри квартала происходит своеобразный застой этих масс.
...экологическая ситуация такова, что «требует дополнительного озеленения»
(см. Приложение, п.3, п.4 «Оценка экологического состояния квартала согласно ПДП (ПДП, лист 22, 26, 27, 28)»);
Таким образом двор представляет собой непроветриваемый «колодец», в котором застаиваются воздушные массы.
Вместе с тем детальный план предусматривает размещения объекта «подземный гараж-стоянка (на 120 м/мест)» внутри квартала, где «продолжительность адвекции загрязнений ...составляет более 200 дней, аэрация (самовосстановление и санирование территорий) полностью отсутствует», что будет ухудшать экологическую обстановку внутри границ детального плана.
4. Основные положения и Система регламентов Генерального плана г.Минска
Требования к количеству машино-мест для хранения автотранспортом определены Генеральным планом г. Минска.
Согласно Генеральному плану г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генплан г. Минска):
«3.6.5. Принять в условиях реконструкции для населения, проживающего в центральной зоне города – 60-процентную ...обеспеченность местами хранения автомобилей (автостоянками)» (Основные положения, Глава 13 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры»).
В то же время в границах детального плана находится квартал объектов, наделённых статусом историко-культурной ценности Республики Беларусь:
Жилые дома по ул. Кирова 2 (ул. Бобруйская 15, ул. Ульяновская 34), ул. Кирова 4, ул. Кирова 6, ул. Свердлова 22, ул. Свердлова 24, ул. Свердлова 26 (ул. Ульяновская 30), ул. Ульяновская 32.
Согласно Генплану г. Минска:
«Действие установленных генеральным планом регламентов не распространяется на территориях в зонах исторической застройки и зонах специального назначения.» (Система регламентов, 1. «Цели регламентов, Статус регламентов и область действия»)
1.3 «Подробное функциональное зонирование территории города с выделением участков подзон и определение их параметров (тип и подтип функциональных зон, их границы, интенсивность освоения и др.) установить градостроительными проектами стадии «Детальный план»» (Основные положения, Глава 16 «Градостроительное зонирование. Система регламентов»
Таким образом Генплан г.Минска не накладывает жёстких требований на количество машино-мест для хранения автомобилей в данном квартале.
Так же Генпланом г.Минска предписана организация мероприятий по разгрузке от транспорта территорий в границах Привокзальной площади:
«Осуществить реконструкцию южной привокзальной площади станции Минск-Пассажирский с созданием на ней необходимых сооружений и устройств, включая разноуровневые парковки автомобилей, с целью разгрузки от транспорта северной площади и эффективного функционирования всего вокзального комплекса.» (Глава 13 п 1.2.6)
5. Результаты общественного обсуждения детального плана
1. Администрацией Октябрьского района г. Минска с 23.06.2015 г. по 11.07.2015 г. проводилось общественное обсуждение указанного детального плана.
Согласно протоколу общественного обсуждения организатору поступило:
«коллективное обращение от граждан, выступающих за утверждение проекта детальной планировки и исключение из его состава объекта «подземная гараж-стоянка (на 120 м/мест)» (170 подписавшихся)».
Протокол включает следующее особое мнение: «в связи с нарушениями законодательства Республики Беларусь возражаем против размещения паркинга и рекомендуем отправить проект на доработку. Особое мнение на 42 листах приложено».
Особое мнение касается размещения указанного подземного паркинга в границах квартала и непосредственно под территорией учреждений общего среднего образования, и содержит перечень нарушений требований Законодательства Республики Беларусь в случае размещения данной стоянки.
Согласно ответу от 10.08.2017 №01-06-2/1233 УП «Минскградо»:
«в настоящее время Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома рассматривается вопрос о возможности перераспределения необходимого для обеспечения жителей квартала автомобильными стоянками количества машино-мест с целью исключения подземного гаража-стоянки из объектов возможного размещения на территории детального плана».
ПРОСИМ:
С целью соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья и экологии, в том числе обязательных
«Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее СанПиН №206)
«Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее СанПиН №35)
содействовать исключению из указанного детального плана объекта: «подземная гараж-стоянка на 120 м/мест», как не соответствующего требованиям законодательства Республики Беларусь.
В том числе направить соответствующие запросы по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья при разработке и согласовании указанного детального плана в надзорные органы системы здравоохранения: ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Приложения:
1. Копия ответа от 10.08.2017 №01-06-2/1233 УП «Минскградо» на 1-м листе
2. Копия особого мнения членов комиссии по проведению общественного обсуждения объекта «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений)» (извлечение в части сферы охраны здоровья и экологии) на 24-х листах.
25.08.2017
Члены комиссии