А.Н.Хайруллин (фракция «Единая Россия»): Уважаемый Владимир Владимирович, конечно, если бы в ВТО было плохо, то нас, наверное, давно туда приняли бы. Тем не менее, уже летом наша страна станет полноправным членом Всемирной торговой организации, а это означает не только дальнейшую интеграцию в мировую экономику и получение дополнительных торговых привилегий, о которых Вы сказали в своем выступлении. Это означает прежде всего и то, что мы должны взять на себя определенные обязательства.
В связи с этим скажите, пожалуйста, сможем ли мы, обремененные этими обязательствами, обеспечить должный уровень защиты наших товаропроизводителей, в том числе, озвученного Вами машиностроения, сельского хозяйства, особенно молочного животноводства, то есть тех отраслей, которые обеспечивают наибольшую занятость и имеют наивысшие риски при вступлении в ВТО.
Спасибо.
Владимир Путин: Конечно, такие опасения правильными являются, и мы должны над этим думать: хотим ли мы, чтобы наши производители были поставлены в худшие условия, чем их конкуренты в других странах мира, на нашем собственном рынке. Помните, как в известном фильме: сам не хочу. Мы все время думаем о том, чтобы этого не произошло. Мы и членами Всемирной торговой организации должны быть, и должны избежать тех рисков, о которых Вы сейчас сказали. Это не только сельское хозяйство, это и сельхозмашиностроение, очень чувствительный там момент. Само сельское хозяйство, конечно, автопром.
В ходе переговорного процесса, который продолжался 18 лет, мы в целом получили в руки те инструменты, которые позволяют нам сохранить конкурентоспособность нашего товаропроизводителя. Скажем, в автопроме мы выработали новые механизмы, так называемые «автосборки», то есть привлечение иностранных инвесторов с их технологиями на нашу территорию. Я уже об этом сказал, при условии переноса на территорию Российской Федерации технологических и научных центров и локализации продукции, то есть производства соответствующих компонентов этой продукции до 60-70%: двигательные установки, покраска, лакокраска, трансмиссия и т.д., т.е. самые важные узлы. Просто для примера говорю.
В ходе переговорного процесса с ВТО некоторые страны Европы настояли на том, чтобы мы вот эти особые условия для наших производителей перенесли с 2020 года на более ранний срок, просто сократили бы для них определенные преференции и льготы по ввозу запасных частей до середины 2018 года. И мы согласились с этим.
Но чтобы не подвести наших инвесторов, с которыми мы уже заключили на тот момент времени соответствующие соглашения, мы приняли решение субсидировать их работу на два года напрямую из федерального бюджета, с тем чтобы обеспечить современное лицо нашего автопрома, причем на отечественной почве. В целом все с этим согласились. Вот такой компромисс был найден по автопрому.
При этом, я уже говорил, недавно мы собирались на «АВТОВАЗе», есть и вполне законные, применяемые другими странами-членами ВТО инструменты. Например, экологическая организация обратила наше внимание на то, что «автохлама» у нас становится все больше и больше. Хорошо. Мы введем экологический сбор. Для тех, кто производит на территории России, — гарантийное письмо (понимаете, что оно стоит), а для тех, кто завозит по импорту — соответствующие деньги, по сути равные той разнице, которая получится после снижения ввозной таможенной пошлины на территорию России импортной автотехники после присоединения к ВТО. Как пример.
Другие примеры: в очень чувствительной для нас сфере, Вы тоже об этом упомянули, сельском хозяйстве. Конечно, сельхозтоваропроизводители постоянно обращали наше внимание на проблемы, с которыми могут столкнуться.
Я упоминал о том, что у нас сельское хозяйство в целом демонстрирует хорошие результаты. Но это совсем не значит, что их не нужно защищать при присоединении к ВТО. У нас с вами сегодня общий объем субсидий — примерно 4,5 млрд. долларов (в долларовом эквиваленте). А мы договорились, что на ближайшие два года в рамках принятых решений по присоединению к ВТО мы имеем право субсидировать наше сельское хозяйство на 9 млрд.- не на 4,5, а на 9 потом при последующем постепенном снижении. Но мы не в состоянии даже этого делать. То есть мы выгадали для себя вполне приемлемые условия.
Одна из чувствительных позиций (я просто могу сейчас до утра об этом говорить) — это красное мясо, и прежде всего, мясо свинины. Мы занимались этим предметно очень много. Конечно, мы стараемся отследить до деталей. И, конечно, это был очень тяжелый, сложный, такой, скандальный процесс наших дискуссий с нашими партнерами — членами ВТО. Но в целом компромиссы, я считаю, достигнуты. И есть инструменты, которые позволяют при дополнительном их использовании гарантировать наши интересы.
Вместе с сельхозпроизводителями мы сейчас об этом думаем и будем их внедрять так же, как я сказал применительно к автопрому.