Итак, дорогие друзья-мотоциклисты, финал истории.
Заранее извиняюсь за свою любовь к тяжелым языковым конструкциям - сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.
Часть первая. Вводно-юридическая. Специфика действующего в настоящий момент белорусского законодательства такова, что даже если вам под колеса при куче очевидцев кинется обдолбанный спайсами наркоман, или бабуле вздумается прогуляться в ночнушке ночью в дождь по центру неосвещенного участка дороги (как в моем случае), и при этом гипотетический наркоман/конкретная бабушка получит травмы, классифицируемые экспертами, как особо тяжкие, то в один "прекрасный" день раздастся звонок, и вежливо-вкрадчивый голос следователя из соответствующего комитета информирует Вас о возбуждении в Вашем отношении уголовного дела по статье 317 ч.2 "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения." Как правило, к этому моменту компетентными органами ГАИ проведено дознание, опрошены Вы сами, свидетели (если таковые имеются), пострадавшие (которые считаются "потерпевшими"), проведены медицинские и автотехнические экспертизы. Даже если пострадавший к Вам претензий не имеет, дело будет возбуждено в любом случае, т.к. ст. 26 УПК РБ относит данное противоправное деяние к "делам публичного обвинения", и, согласно ст. 27 УПК РБ " Орган уголовного преследования в пределах своей компетенции обязан возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры по реабилитации невиновного." Но, кстати, при неблагополучном для Вас исходе дела (т.е признали виновным) дело все равно может быть прекращено при наличии следующих обстоятельств: 1) Вы вперые привлекаетесь к уголовной ответственности (ст. 317 ч.2 относится к "менее тяжким" по признаку общественной опасности) 2) Деятельное раскаяние.
Деятельное раскаяние - это отдельный разговор, включат в себя ряд мероприятий. Во-первых - примириться (считай- заплатить много денег) с потерпевшим. Во-вторых - сотрудничать со следствием и полностью признать свою вину. В -третьих - погасить причиненный ущерб (в частности, оплатить лечение в больнице (в моем случае больничка прислала счет за лечение бабушки - 21 койко-день - на 17 млн. 800 тыс. БРБ). При этом раньше прекращение производства по уголовному делу было в компетенции следователя или прокурора, теперь этим занимается исключительно суд, т.к. санкцией статьи предусмотрено помимо всего прочего "право заниматься определенной деятельностью". В общем, закроют или не закроют дело - зависит от настроения судьи, нет никаких НПА, регламентирующий данный вопрос.
Часть вторая. Практическая. Итак, вечером 8 октября мне позвонил следователь и "обрадовал". До этого в больничку приходил гаишный майор, который забрал у врачей копии карт меня и бабушки, а так же все наши рентгеновские снимки. Кроме того, майор опросил меня, и назначил дату автотехнической экспертизы. Отпросился из больнички, и с экспертом ГАИ съездил на штрафстоянку. Эксперт проверил свет, покатал мот туда-сюда, проверил руль и тормоза, а также штангенциркулем глубину протектора шин, списал их типоразмер и производителя. Когда 9-го октября пришел на допрос в СК, все экспертизы были готовы - медицинская признала бабушкины травмы особо тяжкими, автотехническая - мотоцикл технически исправным и пригодным для эксплуатации. Местный "халявный" адвокат, которого дают по закону, дал ценный совет заранее договориться с потерпевшими о размере компенсации и начать откладывать деньги, и был таков. С интересом почитал протокол опроса свидетелей, там 2 мальчика и девочка, 15-16 лет, с фантастической историей, как я крутил руль вправо-влево, а бабулька металась в свете моей фары, как заяц, после чего я начал тормозить "что искры сыпались из колес", после чего опрокинулся на левую сторону.
Ценный совет!!! Если Вы попали в такую ситуацию - обязательно со своего мобильного вызовите скорую, даже если до вас это сделали свидетели, и, обязательно, в присутствии свидетелей, как можно более драматичнее склонитесь над телом потерпевшего, изображая раскаяние и скорбь. Но не переигрывайте. Совокупность этих факторов уже позволит применить к Вам не более половины максимального наказания.
Итак, ознакомился со всеми протоколами и экспертизами, расписался в них и официально приобрел статус "подозреваемого". Никаких ограничений данное обстоятельство не накладывет. Кроме того, мне было позволено забрать мотоцикл со штрафстоянки и готовить его к следственному эксперименту. Мотоцикл передают на ответственное хранения, продавать его нельзя, это чревато уголовной ответственностью.
Ценный совет!!!!Заранее подготовьтесь к допросу, посоветуйтесь, пусть не бесплатно, с практикующим юристом, специализирующимся на делах о ДТП, разберите с ним свою ситуацию, внимательно перечитайте ПДД, проанализируйте свои действия и как они выглядели со стороны с точки зрения свидетелей. Несмотря на добродушный тон и доверительную манеру общения следователь не на вашей стороне. Так, в моем случае, следователь по отечески вопрошал - может Вас ослепил свет фар встречного транспорта?! Казалось бы - да, вот он спасительный вариант! Однако, п. 163.4 требует "При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться." Т.е раз этого не выполнил - то, фактически, признал свою вину в нарушении правил со всеми вытекающими.
Основным следственным действием при расследовании ДТП является следственный эксперимент, который проводится в рамках уголовного производства в 100 % случаев. Именно на нем воссоздаются условия, предшествующие ДТП, и выясняется, была ли у Вас возможность обнаружить препятствие и снизить скорость вплоть до остановки, как того требуют правила. Подробнее о методике экспериментов можно прочитать здесь.
Вкратце - при соответствующих погодных условиях и времени суток, проводятся эксперименты на выяснение:
1) Общая видимость дороги - чем дальше видно, тем лучше, т.к. п. 87.1 ПДД требует " в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения."
2) Конкретная видимость препятствия - с какого расстояния Вы могли обнаружить "терпилу". Следователь и понятые идут рядом с Вами, пока свет фар не "выхватит" фигуру демонстратора. Чем меньше это расстояние - тем лучше.
3) Определение скорости движения ТС - заклеивают картоном и скотчем приборку и предлагают 3 раза проехать контрольный участок, засекая время проезда секундомером. При этом в протокол вносится два показания - то, как Вы считаете, и то, как считают свидетели (если таковые имеются).
4) Контрольное торможение - проводится на сухом участке дороге, потом корректируется, в зависимости от погодных условий.
Ценный совет!!!!! Если есть возможность - заранее соберитесь с друзьями и проведите свой следственный эксперимент, дабы прикинуть что к чему. Скорость Х должна быть такой, чтобы была возможность остановится на участке прямой видемости, но при этом остановочный путь (не путать с тормозным путем, остановочный путь включает в себя время реакции водителя - 0,6-1,3 сек., время срабатывания тормозной системы (0,1-0,3 сек.) и время начала замедления- 0,1 сек., плюс непосредственно тормозной путь) должен перекрывать дистанцию видимости препятствия. Т.е. если Вы будете утверждать, что ехали 20 км/ч, а "жертву" увидели за 40 метров, то по меньшей мере следствие усомнится в правдивости Ваших слов, а если будете настаивать, то могут и статью переквалифицировать, например на ст.147. "Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения".
Вообще - следственный эксперимент самое интересное и увлекательное мероприятие. ГАИшники перекрывают улицы, летаешь туда-назад, зеваки снимают на свои смартфоны, а потом в социальных сетях читаешь слухи и домыслы.
В моем случае назначалась так же экспертиза записи с нашлемного видеорегистратора, для выяснения скорости движения и совершения мною маневров (напомню - маневрирование строжайше запрещено и является отягощающим обстоятельством),однако, из-за ей очень плохого качества записи китайской экшен-камеры ночью в дождь, эксперт признал невозможным выяснить что либо. По этой же причине, мои кровожадные друзья, не выкладываю запись на ютуб, все равно ничего не видать.
Часть третья. Справедливость торжествует.Итак, 2 недели эксперт местного горотдела СК не мог взять в руки калькулятор и открыть текстовый редактор MS Word и составить заключение по результатам следственного эксперимента, но, после этих 14 дней тревожного ожидания, дело было прекращено за отсутствием состава преступления и закрыто с полным моим оправданием. Так, следствие установило, что я выбрал безопасную скорость движения в 42 км/ч (при разрешенной в населенном пункте 60), дистанция прямой видимости составила 29 м, бабушку я мог обнаружить за 19,3 метра, а остановочный путь составил 24,6 метра, так что при всем желании у меня не было возможности остановиться. Т.е. действовал в строгом соответствии с пунктом 87.2 правил.
За время следствия столкнулся с неприятным моментом - на работе не оплачивают больничный листок, ссылаясь на то, что травма получена в результате совершения преступления. На моё резонное замечание, что вина устанавливается исключительно судом, а до этого человек не виновен, последовал ответ, что у комиссии по назначению компенсации есть по закону 2 мес. на выяснение обстоятельств, а пока сиди тихо. Аналогично поступили обе страховые организации - "Белогсстрах" и "Стравита", в которых заключен договор страхования от несчастных случаев - до получения ответа из компетентных органов - никаких выплат.
На этом все, спасибо, что осилили мою писанину.