RET_FRAN,
Прокуратура Советского района г. Минска
ОБРАЩЕНИЕ
В настоящий момент ведутся строительно-монтажные работы на площадке, примыкающей к жилому дому по ул. Мирошниченко, 49 в г. Минске.
На данной территории планируется строительство объекта «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко». Проектом предусматривается строительство 5-ти этажного административного здания (на первом этаже – помещения общественного назначения, со 2-го по 5-ый этаж – офисные помещения).
По информации, размещенной на сайте Администрации Советского района г. Минска по данному объекту имеется следующая документация:
● протокол № 09-А-13 по результатам аукциона от 26.06.2013 ООО «КИПреконструкция» на право аренды до 26.06.2018 земельного участка площадью 0,3207.
● заключение государственной экспертизы от 30.09.2014 № 546-60/14;
● решение Мингорисполкома от 20.01.2017 № 162 «О разрешении возведения объекта»;
● разрешение инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску от 13.02.2017 № 2-207К-003/17 на производство строительно-монтажных работ в объеме утвержденной проектной документации (подготовительный период).
Данный объект разрабатывался УП «Минскградо» в 2012-13 годах (объект 171/2012 УП "МинскГрадо".
1) После формирования и разработки градостроительного паспорта инвестиционного участка и проведения аукциона на право аренды для строительства «объекта малого бизнеса» не проводилась процедура общественного обсуждения объекта. Проведение общественного обсуждения предусматривается Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З и “Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности” Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1.06.2011 №687 (далее Положения).
В соответствии с п.5. Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 N 687, в случае отсутствия градостроительных проектов детального планирования, общественному обсуждению подлежит архитектурно-планировочная концепция объекта строительства.
Согласно п.6 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 N 687 (ред. от 01.04.2014) “Общественное обсуждение осуществляется до проведения государственных экспертиз”.
Однако общественного обсуждения по объекту «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко» до выдачи заключения государственной экспертизы от 30.09.2014 № 546-60/14 не проводилось.
2) В период с 17 октября по 10 ноября 2016 года Администрацией Советского и Первомайского района г. Минска проводились общественные обсуждения градостроительного проекта детального планирования территории жилой зоны 36Жм в г.Минске. В рамках которого обсуждался и объект «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко».
Нарушения при проведении общественного обсуждения:
- Администрация Советского района г. Минска своевременно не известила жителей района о проведении общественного обсуждения. Информация об общественном обсуждении была размещена на следующий день, 18.10.2016 г., после начала общественного обсуждения (Приложение 1). Таким образом нарушив п. 8 Положения в котором говорится, что “Извещение о проведении общественного обсуждения в обязательном порядке размещается его организатором на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет (...) не менее чем за десять календарных дней до начала проведения общественного обсуждения”.
- Несвоевременное информирование граждан лишило их возможности направить своих представителей в состав комиссии по проведению общественного обсуждения, так как в п. 7 Положения говорится, что организатор общественного обсуждения “создает комиссию не позднее чем за три календарных дня до начала проведения общественного обсуждения в форме работы комиссии”.
- Данные факты нарушений зафиксированы и отражены в особом мнении члена комиссии Швецовой Л.Е. от 11.11.2016 г. приложенного к протоколу общественного обсуждения данного Детального плана.
- В протоколе общественного обсуждения не даны ответы на все поступившие вопросы и замечания от местных жителей. В свою очередь, в соответствии с п.28 Положения “Протокол общественного обсуждения должен содержать в том числе информацию о количестве замечаний и (или) предложений, поступивших в письменной или электронной форме от участников общественного обсуждения; а также о результатах рассмотрения таких замечаний и (или) предложений”, что не отражено в полной мере в протоколе
По результатам общественного обсуждения проект был отправлен на доработку и не направлялся на проведение государственных экспертиз (Приложение 2). Однако до выдачи заключений государственных экспертиз и утверждения плана детального планирования на данную территорию заказчик ООО «КИПреконструкция» приступил 17.02.2017 к осуществлению строительно-монтажных работ по объекту «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко».
3) Заключение государственной экспертизы № 546-60/14 по данному объекту было выдано 30.09.2014.
В соответствии с п.5 ст.32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" “Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год”.
Согласно паспорту объекта размещенного на площадке строительства срок строительства запланирован до 28.02.2018. Таким образом, продолжительность работ предположительно составляет не более 13 месяцев. А следовательно, срок действия заключения государственной экспертизы истек.
4) На момент проведения аукциона 26.06.2013 на право аренды земельного участка для строительства объекта «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко», а также на момент выдачи заключения государственной экспертизы от 30.09.2014 № 546-60/14 данный земельный участок в соответствии с Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 12.05.2004 № 15 "Аб зонах аховы матэрыяльнай нерухомай гiсторыка-культурнай каштоўнасцi "Месца згубы ахвяр палiтычных рэпрэсiй 30-40 гадоў XX стагоддзя ва ўрочышчы Курапаты" находился в зонах охраны историко-культурной ценности и регулируемой застройки. Любая деятельность на данном участке требовала согласования Министерства культуры Республики Беларусь. Без согласования и разрешения Министерства культуры Республики Беларусь предоставление данного земельного участка ООО «КИПреконструкция» и выдача положительного заключения госэкспертизы противоречило требованиям действующего законодательства. Новое Постановление Министерства культуры Республики Беларусь “Аб зацвярджэнні праекта зон аховы гісторыка- культурнай каштоўнасці – «Месца згубы ахвяр палітычных рэпрэсій (1930–1940-я гады) ва ўрочышчы Курапаты (Мінскі раён)», которое устанавливало новые зоны охраны историко-культурной ценности было утверждено и вступило в силу 1.12.2014 г., то есть через два месяца после выдачи заключения государственной экспертизы.
Согласно ст.4 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" “Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами”, а также “право вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности”. Исходя из перечисленных фактов считаю, что данные права местных жителей были нарушены.
Строительство данного объекта вызвало широкий общественный резонанс, как среди местных жителей, так и у широкого круга заинтересованной общественности, общественных организаций и средств массовой информации.
5) По решению Мингорисполкома № 162 от 20.01.2017 было выдано разрешение на строительство на объекта «малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко» на имя ООО «КИПреконструкции».
Данный объект согласно Генплану, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 344 от 15.09.2016, находится в зоне 36Жм и относится к административно-деловым учреждениям. Согласно п. 9 табл. 2.2.7 Системы регламентов для зоны Жм: «Административно-деловые учреждения (учреждения местного управления и самоуправления, кредитно-финансовые учреждения, нотариальные конторы, юридические консультации, суды, офисы, проектные институты и др. редакции, издательства) – В*», где «В» - «возможно при определенных условиях», а «*» - устанавливаются градостроительными обоснованиями, разработанными в составе Детального Проекта в 100-метровой зоне планировочного каркаса города и районов. Таким образом, принятие решения о разрешении на строительство таких объектов в зоне Жм согласно требованиям Системы регламентов утвержденного Генплана, п. 9 табл. 2.2.2 Системы регламентов для зоны Жм и Примечании табл 2.2.7, возможно только при:
1) наличии утвержденного проекта детального планирования на данную территорию
2) наличии в составе проекта детального планирования градостроительного обоснования размещения данного объекта с указанием его параметров
3) в 100-метровой зоне планировочного каркаса города и районов»
На момент принятия Мингорисполкомом Решения о разрешении на строительство не был утвержден в установленном порядке.
Задачей прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка. В целях выполнения данной задачи прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов местными исполнительными и распорядительными органами, должностными лицами (п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Прокурор «принимает меры по привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
На основании вышеизложенного, а также ввиду того, что размещение и строительство объекта «Объект малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко» на выделенном участке сопровождалось нарушением норм действующего законодательства Республики Беларусь, ПРОШУ:
1. Проверить соблюдение требований Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 при формировании и предоставлении земельного участка для строительства объекта «малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко»
2. Проверить правомерность выдачи заключения Государственной экспертизы №546-60/14 от 30.09.2014 для объекта «малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко»
3. Проверить правомерность решения Мингорисполкома № 162 от 20.01.2017 о Разрешении на строительство для объекта «малого бизнеса в районе пересечения МКАД – ул. Мирошниченко»
4. Принять меры прокурорского реагирования.
Приложение:
1. Извещение о проведении общественного обсуждения на официальном сайте администрации Советского района.
2. Копия ответа, полученного из УП «Минскградо» от 08.02.2017 № 01-06-2/166.
Ответ отправить на электронный и почтовый адреса.