ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по объекту «Градостроительный проект детального планирования территории жилой усадебной застройки дер. Цна (внесение изменений с включением территории в границах ул. Широкая – ул. Подольская – ул. Кольцова – ул. Собинова – 4-й пер. Кольцова – западная граница жилой зоны 37Жм – северная граница зоны 37Жм – 1-й пер. Кольцова)»
1. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения.
Во Введении Генерального плана г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города и Минской агломерации в интересах настоящего и будущего поколений».
Объект «Градостроительный проект детального планирования территории жилой усадебной застройки дер. Цна (внесение изменений с включением территории в границах ул. Широкая – ул. Подольская – ул. Кольцова – ул. Собинова – 4-й пер. Кольцова – западная граница жилой зоны 37Жм – северная граница зоны 37Жм – 1-й пер. Кольцова)» (далее – ПДП) разработан, в том числе, на застроенную территорию. Освоение проектируемой территории предусматривает трансформацию функциональных зон, снос морально и физически устаревшего фонда с его заменой, уплотнения застройки за счет размещения новых объектов строительства. Такие мероприятия предусматривает раздел 5 «Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Так, «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
Таким образом, комплексная реконструкция застроенной территорий предполагает не банальное уплотнение сложившейся застройки, а «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг» и т.п.
2. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Пунктом 2.1 гл. 9 Генерального плана г.Минска отнесены к социально гарантированным следующие объекты обслуживания:
– в сфере образования – учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования и учреждения специального образования;
– в сфере просвещения – библиотеки;
– в сфере здравоохранения – аптеки, амбулаторно-поликлинические организации (включая диспансеры), больничные организации, подстанции скорой медицинской помощи;
– в сфере физкультуры и спорта – спортзалы, бассейны, спортивные площадки;
– в сфере торговли – магазины шаговой доступности;
– в сфере бытового и коммунального обслуживания – бани, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды, обуви, мебели, бытовой техники, приборов и другие.
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116-2008 ).
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
2.1 Детские дошкольные учреждения
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска средняя обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями на 01.01.2014 г. составляла 47 мест/на 1 тыс. жит., а в 2020-2030 г.г. необходимо иметь 100% обеспеченность в зависимости от демографической структуры населения.
Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 10 и 11 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013).
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Проектом предполагается размещение на территории в границах ПДП детского дошкольного учреждения общей вместимостью 90 мест. Соответственно, обеспеченность проектного населения (5,0 тыс.жит.) составит 90:5,0=18 мест/1000 жит. Однако, в п. 6 таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» указана обеспеченность проектного населения детскими дошкольными учреждениями «35-50 мест/1000 жит.». Что это за значения данного показателя и каким образом они получены?
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (подп. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116).
Возникает вопрос: будет ли достаточно имеющихся мощностей существующих детских дошкольных учреждений, расположенных в радиусе 500 м. от границ ПДП, и планируемого детского дошкольного учреждения на 90 мест в границах ПДП для 100%-ой обеспеченности проектного населения (5,0 тыс.чел.) детскими дошкольными учреждениями с одновременным выполнением вышеуказанных требований п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Генерального плана г. Минска и Решения Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013?
2.2 Поликлиники
Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи. Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116).
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из норматива 30,3 посещений в смену на 1000 человек к 2030 году. Соответственно, для обслуживания перспективного населения (5,0 тыс.чел.) требуются поликлиники мощностью 5,0х30,2=151 пос./смену к 2030 г. Где будет располагаться такая поликлиника? Имеется ли резерв мощности 151 пос./смену в поликлиниках, расположенных на расстоянии до 1000 м. от границ ПДП?
2.3 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены «спортзалы, бассейны, спортивные площадки» (п. 2.1 гл. 9 Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей Детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями (кв.м.; кв./1000 жит.), в т.ч. открытыми спортивными площадками (га; га/1000 жит.). Имеются ли все необходимые показатели в составе таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана»?
Будут ли соблюдаться основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности населения спортзалами (161 кв.м./тыс.жит. – к 2020 г. и 178 кв.м./тыс.жит. – к 2030 г.)? Где будут располагаться необходимые для обслуживания проектного населения 178х5,0=890 кв.м. спортзалов общего пользования?
Будут ли соблюдаться основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности населения спортплощадками (0,09 га/тыс.жит. – к 2020 г. и 0,1 га/тыс.жит. – к 2030 г.)? Имеются ли данные показатели в составе таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана»? Где будут располагаться необходимые для обслуживания населения открытые спортивные площадки общей площадью 0,1х5,0=0,5 га?
3. Цнянское водохранилище. Слепянская водно-парковая система
На стр. 4 пояснительной записки ПДП сказано: «Цнянское водохранилище являлось головным водохранилищем Слепянской вводно-зеленой системы…».
Пунктом 2.3 главы 12 Генерального плана г.Минска предусмотрено «Защитить территории водоохранных зон… Цнянского водохранилища, рек… Цна… Слепянской водно-парковых систем, путем… ограничения размещения жилищно-гражданского и производственного строительства».
Согласно п. 5 ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З «Водоохранная зона – территория, прилегающая к поверхностным водным объектам, на которой устанавливается режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающий предотвращение их загрязнения, засорения».
Согласно Примечания к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г.Минска «Размещение всех видов капитального строительства на территории... водно-зеленых систем исключено».
Выполняются ли вышеуказанные требования п. 2.3 гл. 12 Примечания к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г.Минска при размещении объектов ________ (№№___ по Детальному плану)?
4. Гидропарк
Проектом в составе озелененной территории общего пользования выделяется «гидропарк».
Согласно п. 2.11.2 Методических рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2016 № 101 (далее – Правила проведения озеленения населенных пунктов) «Природный парк – природные объекты и их сочетания (луга, леса, водохранилища, озера, реки, выходы горных пород и др.), отдельные участки которых благоустроены с использованием приемов ландшафтной архитектуры для отдыха, оздоровления и познавательной деятельности населения. Помимо природных комплексов включает элементы рекреационной инфраструктуры. На территории природного парка возможно присутствие особо охраняемых участков или объектов (памятники природы, редкие биотопы и др.). В зависимости от доминирования природных объектов выделяют следующие виды природных парков: гидропарк, лесопарк, лугопарк, ландшафтный парк и другие:
- гидропарк создается на основе крупного водного объекта или его участка (реки, озера, водохранилища) и прилегающих к нему лесных и/или луговых природных комплексов, песчаных отмелей и предполагает массовый отдых населения на воде. Может иметь развитую рекреационную инфраструктуру - дорожно-тропиночную сеть, МАФ, детские, игровые, спортивные, пикниковые площадки и пляжи. Допускается размещение на локализованных участках аттракционов, лодочных станций, зданий, сооружений и устройств, предназначенных для водных видов спорта и развлечений, бытового обслуживания отдыхающих».
Из чего можно сделать следующие выводы:
1) гидропарк является одним из видов природных парков. Соответственно, на него распространяются все ограничения по застройке природных парков, установленные законодательством и Генеральным планом г.Минска. В частности, согласно Примечания к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г.Минска «Размещение всех видов капитального строительства на территории… сложившихся парков… исключено», а согласно_____________ (регламенты).
2) гидропарк «предполагает массовый отдых населения на воде», а не отдых ограниченного круга лиц «за забором и в помещении»;
3) может «иметь развитую рекреационную инфраструктуру – дорожно-тропиночную сеть, МАФ, детские, игровые, спортивные, пикниковые площадки и пляжи»;
4) в его пределах «Допускается размещение на локализованных участках аттракционов, лодочных станций, зданий, сооружений и устройств, предназначенных для водных видов спорта и развлечений, бытового обслуживания отдыхающих», т.е. данные объекты предназначены для «отдыхающих на воде», а не для ограниченного круга отдыхающих «за забором и в помещении».
Отвечает ли указанным требованиям размещение объекта «_______________», включающего в свой состав_________________?
В целом возникает вопрос о целесообразности и допустимости размещения в составе природного парка территории «гидропарка» в части влияния размещаемых на его «локализованных участках аттракционов, лодочных станций, зданий, сооружений и устройств, предназначенных для водных видов спорта и развлечений, бытового обслуживания отдыхающих» на животный и растительный мир Цнянского водохранилища и в частности, на _________________
5. Физкультурно-оздоровительный комплекс
Проектом предполагается размесить объект «__________________» (№ __ по Детальному плану) на территории гидропарка.
Согласно ответа __________ от___________ по структуре, составу помещений, а также их вместимости данный объект представляет собой:
1.________________ – функция общепита;
2. _______________ – торговая функция;
3. _______________ – административно-деловая функция;
_________________
Между тем:
1) согласно п. 4.2 ТКП 45-3.02-290-2013 «Объемно-планировочные и конструктивные решения общественных зданий и сооружений следует принимать с учетом градостроительных и ландшафтных условий района строительства, архитектурных особенностей окружающей застройки…»
2) согласно п. 2 гл. 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, задачами комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов являются «исключение распространения застройки, не связанной с рекреационной функцией, на ландшафтно-рекреационные территории».
Согласно п. 3.4 Образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности: 1-89 03 71 менеджмент туристской индустрии, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.07.2013 № 47, рекреация – это «комплекс разнообразных оздоровительных мероприятий, необходимых человеку для восстановления духовных и физических сил, израсходованных в процессе определенной деятельности (производственной, творческой, физкультурно-спортивной), а также для его всестороннего развития».
Будут ли выполнять рекреационную функцию следующие составные части данного объекта: _______________
_________
6. Зеленые линии
Смотрим:
Пункт 1.9 главы 4 Генерального плана г.Минска
Пункт 1.9 главы 8 Генерального плана г.Минска
Пункт 3.4 главы 8 Генерального плана г.Минска
Пункт 4.3 главы 8 Генерального плана г.Минска
….
Согласно п.3.3.1 гл. Генерального плана г.Минска «на стадии детального градостроительного планирования перечень основных типов параметров застройки дополняется… установлением «зеленых линий» участков ландшафтно-рекреационных территорий». Установлены ли в ПДП «зеленые линии» участков ландшафтно-рекреационных территорий?
Исходя из вышеизложенного, необходимо при разработке ПДП учитывать, прежде всего, интересы существующего и перспективного населения, а не только интересы потенциальных инвесторов–застройщиков. С этой целью предлагается:
1. Уменьшить объемы жилого и общественного фонда, планирующегося к размещению на территории в границах ПДП.
2. Исключить из территории «гидропарк» объекты, имеющие в своем составе части, не выполняющие рекреационную функцию и не предусмотренные к размещению в гидропарках регламентами Генерального плана г.Минска и п. 2.11.2 Правил проведения озеленения населенных пунктов.
3. Рассмотреть вопрос об исключении из ПДП территории «гидропарк».
4. Исключить из ПДП объект(ы) ___________________________ (№№____ по Детальному плану).
5. Заменить объекты ___________________ (№№___ по Детальному плану) на __________________(спортзалы общего пользования, открытые спортивные площадки, площадки для выгула собак и т.п.).