ДЕПУТАТУ МЕСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
ПО МОСКОВСКОМУ РАЙОНУ
ГРУШЕВСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА №22
КОМАРОВСКОМУ ИГОРЮ СЕРГЕЕВИЧУ
Копии:
Совет Министров Республики Беларусь
220010, г.Минск, ул. Советская, 11,
Дом Правительства
Минский городской Совет депутатов
пр-т Независимости 8
Председателю Мингорисполкома
Шорцу А.В.
220030, г.Минск, пр-т Независимости, 8
Главе Администрации Московского района г.Минска
Крепак А.П.
220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10
КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
граждан, проживающих на территории, где согласно решениям Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, от 27.06.2011 № 1754, предстоит снос жилых домов и изъятие земельных участков.
Указанные решения нарушают наши права и законные интересы и противоречат законодательству РБ.
Мы, считаем, что нужно сохранить наши дома в нашей собственности. Только собственник может распоряжаться своим имуществом.
Наши родители, деды, прадеды получали эти участки не освоенными — без газа, света, водопровода, без плодородного слоя грунта и т.д. Нет никакой оценки и компенсации, которая могла бы учесть труд нескольких поколений. Нет той стоимости, в которую можно оценить жизни людей.
Основной целью Генерального плана г.Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты (далее по тексту – генеральный план г.Минска), утвержденному Указом Президента РБ от 23.04.2003 N 165 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 05.05.2010 N 234) является создание благоприятной среды жизнедеятельности, достижение комфортных пространственных условий и качества жизни. Согласно генеральному плану г.Минска, основными направлениями стратегии развития жилых территорий являются:
-сохранение социальной направленности сферы жилищного строительства, не допуская её превращения в финансовый институт (п.1.2. направления 1 главы 2 генерального плана г.Минска);
-создание жилых районов усадебной застройки - больших планировочных образований жилых территорий, формируемых усадебной застройкой квартального типа и предназначенных для размещения коттеджных и блокированных жилых домов, социально значимых и других объектов обслуживания, связанных с жизнедеятельностью проживающего в районе населения (п.1.3. направления 1 главы 2 генерального плана г.Минска);
-стимулировать развитие жилой застройки блокированного типа, позволяющей реализовать высокий стандарт жилья в рамках одного домовладения (квартира - участок - гараж) (п.5.5. направления 5 главы 2 генерального плана г.Минска).
Принятые решениям Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, от 27.06.2011 № 1754, не соответствует ни одному пункту стратегии развития жилых территорий по генеральному плану г.Минска.
Градостроительная, архитектурная и строительная деятельность на территориях усадебной жилой застройки Московского района г.Минска определена проектом «Градостроительное освоение территории малоэтажной усадебной жилой застройки в г.Минске на период до 2020 года с прогнозом до 2030 года», утвержденным решением Мингорисполкома от 27.06.2011 № 1754 «О градостроительном освоении территории малоэтажной усадебной застройки в городе Минске».
Одним из прав физических лиц на благоприятную среду обитания, является то, что решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений (статья 4 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 31.12.2014) "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь"
.
Жители Московского района г.Минска, частные дома которых планируются к сносу, не участвовали в общественных обсуждениях, не были проинформированы о данных обсуждениях (если таковые формально (на бумаге) проводились) и о перспективах своего жилья узнали только сейчас. Считаем, что не являются общественными обсуждениями, так называемые «обсуждения», о проведении которых была размещена информация в местах и средствах массовой информации, не используемых гражданами и формально подготовленные администрациями районов протоколы об итогах их проведении.
Действующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации имущественных прав граждан при изъятии у них земельных участков (Жилищный кодекс РБ, Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 N 58 (ред. от 16.12.2013) "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", Положение о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 N 462 и т.п.) не позволяют гражданам получить взамен сносимых жилых домов равноценную компенсацию. А именно:
1. Квартира в многоэтажном доме не может компенсировать отдельно стоящий дом. Блокированный жилой дом является жильем повышенной комфортности, где реализован высокий стандарт жилья в рамках одного домовладения (квартира - участок - гараж). Квартиры предоставляются по действующему законодательству типовых потребительских качеств, как правило из категории вторичное жилье в любом районе г.Минска. Законодательством РБ не предусмотрено наличие такого же количества комнат, в квартирах, предоставляемых взамен сносимого жилья, что также значительно ухудшает жилищные условия граждан.
2. Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости не соответствует действующим ценам на жилье в г.Минске, а именно квадратный метр сносимого жилья оценивается в 500 - 800 долларов (письмо Государственного комитета по имуществу РБ от 22.07.2015 № 3-8/902-л, письмо Белгипрозем от 16.06.2015 №4/3-7/Д-74- это ответы гражданам по индивидуальным запросам по вопросу размера рыночной стоимости их домовладений)
3. Решениями Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, исключена возможность предоставления гражданам земельных участков в г.Минске, взамен изымаемых земельных участков. Коренные минчане, прожившие всю жизнь в центре г.Минска, должны либо уезжать из Минска, либо отселяться в квартиры на окраины Минска в микрорайоны Шабаны Лошица, Каменная горка.
4. В соответствии с действующим законодательством собственники частных жилых домов (квартир в частных жилых домах) при сносе уравнены в правах с собственниками квартир в многоквартирных жилых домах, что еще раз подтверждает несовершенство и социальную несправедливость действующего законодательства РБ, регулирующего защиту имущественных прав граждан при изъятии земельных участков для государственных нужд.
Следует учитывать также угнетенное моральное состояние собственника, обусловленное ожиданием сноса, в том числе возникшими препятствиями по благоустройству собственного дома. Согласно части второй пункта 6 Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 N 58 "расходы на проведение мероприятий, повышающих стоимость земельного участка или расположенных на нем объектов недвижимого имущества, понесенные их собственником после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка, без согласия местного исполнительного комитета, принявшего данное решение, возмещению не подлежат". Перед дилеммой "быть или не быть" с благоустройством находятся собственники жилых домов усадебного типа, снос которых планируется до 2020 и до 2030 года согласно решению Мингорисполкома от 27.06.2011 № 1754 «О градостроительном освоении территории малоэтажной усадебной застройки в городе Минске». На территориях, на которых планируется снос жилых домов до 2020 года, не разрешаются: реконструкция усадебных жилых домов с изменением строительного объема или общей площади (без изменения их функционального назначения) в части: пристройки подсобных помещений для хозяйственно-бытовых нужд, не являющихся жилыми комнатами и не предназначенных для производственной деятельности (кухни, санузлы, прихожие, постирочные, топочные, кладовые, тамбуры, открытые и холодные помещения); – строительство и реконструкция хозяйственных построек (информация из официального сайта администрации Московского района).
На основании вышеизложенного, Мы считаем, что решения Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784 о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд, а также решение Мингорисполкома от 27.06.2011 № 1754 нарушают наши права на неприкосновенность жилища (статья 29 Конституции РБ), на собственность и право распоряжения собственностью без ограничения (статья 44 Конституции РБ), право выбора места жительства (статья 30 Конституции РБ), которое нами уже реализовано, право на ознакомление со всеми документами, которые затрагивают наши интересы (статья 34 Конституции РБ), право на обсуждение вопросов до принятия таких важных решений (статья 45 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З (ред. от 31.12.2014) "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"
.
Руководствуясь Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц", статьей 1 Закона Республики Беларусь от 27.03.1992 N 1547-XII (ред. от 31.12.2014) "О статусе депутата местного Совета депутатов", согласно которой депутат местного Совета депутатов обязан представлять и защищать своих избирателей в государственных органах власти, просим:
1. Инициировать организацию и проведение Администрацией московского района г.Минска общественного обсуждения вопросов сноса жилых домов, указанных в решениях Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, от 27.06.2011 № 1754 с письменным уведомлением настоящих заявителей о времени и сроке проведения такого обсуждения.
2. В установленном законодательством РБ порядке инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты РБ, в части защиты прав и законных интересов собственников, сносимых частных жилых домов (изменение порядка рыночной оценки объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу; предоставление взамен сносимых домов жилья повышенной комфортности равнозначного по размерам, количеству отдельных жилых комнат и равноценного по стоимости; предоставление жилья либо земельных участков территориально в том районе города, в котором находился объект недвижимости подлежащий сносу; выделять земельные участки под застройку многоэтажных жилых домов застройщикам только после заключения ими договоров с собственниками на продажу, обмен объектов недвижимого имущества).
3. В установленном законодательством РБ порядке направить предложение в Совет Министров РБ, который в свою очередь как уполномоченный государственный орган, обратиться в Конституционный суд РБ с предложением признания решений Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, от 27.06.2011 № 1754 не соответствующими Конституции Республики Беларусь.
4. Инициировать рассмотрение Мингорисполкомом следующих вопросов:
-предусмотреть в Генеральном плане г.Минска сохранение жилых домов усадебного типа на территориях указанных в решениях Мингорисполкома от 02.04.2015 № 783, от 02.04.2015 № 784, от 27.06.2011 № 1754;
— восстановить за собственниками право на распоряжение их имуществом и право на улучшение/реконструкцию жилых домов без учёта перспективных планов развития города;
— выделять земельные участки под застройку многоэтажных жилых домов застройщикам только после заключения ими договоров с собственниками на продажу либо обмен объектов недвижимости.