ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по размещению в границах «ПДП территории в границах: ул.Чижевских – границы ландшафтно-рекреационной зоны 125ЛР-2 – ул.Голодеда – ул.Ташкентской – ул.Уборевича – Минской кольцевой автомобильной дороги» следующих жилых домов: «Жилой многоквартирный дом в квартале ул.Уборевича – ул.Голодеда – ул.Краснослободской», «Жилой многоквартирный дом в границах ул. Уборевича – ул. Голодеда», «Жилой многоквартирный дом между жилым домом ул. Голодеда, 65 и жилым домом ул. Голодеда, 57/1», «Жилой многоквартирный дом в границах улицы Корзюки – проезд Голодеда»
1. Объект, вынесенный на общественное обсуждение (предмет общественного обсуждения)
Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109 (далее – Положение).
Общественное обсуждение проводится в двух формах: «информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения», а также «работы комиссии по общественному обсуждению» (п. 4 Положения). Объекты строительства, выносимые на общественное обсуждение в форме «информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения» указаны в п. 19 Положения, а в форме «работы комиссии» – в п. 23 Положения.
В Извещении о проведении общественного обсуждения, размещенном на официальном сайте организатора общественного обсуждения, было указано, что общественное обсуждение проводится «по размещению в границах «ПДП территории в границах… следующих жилых домов…». Однако, объект «размещение в границах ПДП жилых домов» отсутствует в перечне объектов строительства, выносимых на общественное обсуждение (п.п. 19 и 23 Положения).
Исходя из материалов экспозиции, можно предположить, что на общественное обсуждение был вынесен объект «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства» (п. 19 Положения). При этом:
1) общественное обсуждение архитектурно-планировочных концепций объектов строительства проводится «при отсутствии детальных планов» (п. 19 Положения). Между тем, испрашиваемые под застройку земельные участки относятся к территории, на которую Решением Мингорисполкома 14.01.2010 г. № 35 был утвержден «Детальный план территории в границах ул.Чижевских – границы ландшафтно-рекреационной зоны 125 ЛР-2 – ул.Голодеда – ул.Ташкентской – ул.Уборевича – МКАД». В 2013 г. осуществлялась его корректировка и проводилось общественное обсуждение «градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Чижевских – граница ландшафтно-рекреационной зоны 125 ЛР-2 – ул. Голодеда – ул. Ташкентская – ул. Уборевича – Минская кольцевая автомобильная дорога (внесение изменений)», срок реализации которого – до 2030 г. Соответственно, в данном случае на территорию жилого района «Чижовка» имеется утвержденный Детальный план и «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства», размещаемого в пределах данной территории, на общественное обсуждение выносится не может.
2) общественное обсуждение архитектурно-планировочных концепций объектов строительства проводится в форме «информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения» (п. 19 Положения), а не в форме «работы комиссии» (п. 23 Положения). При такой форме общественного обсуждения комиссия не создается, а «замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения, поступившие в письменной или электронной форме, регистрируются и направляются организатором общественного обсуждения для рассмотрения, обобщения и подведения итогов на архитектурно-градостроительном совете» (п.п. 7 и 21 Положения). Между тем, в Извещении о проведении общественного обсуждения, размещенном на официальном сайте организатора общественного обсуждения, сказано, что была создана «Комиссия, рассматривающая замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения».
Если на общественное обсуждение был вынесена корректировка градостроительного проекта детального планирования (далее – ПДП), то в Извещении о проведении общественного обсуждения должна была содержатся информация, предусмотренная п.п. 9 и 24 Положения (наименование проекта, его цели и задачи, экономическая и социальная необходимость его реализации, технико-экономические и эксплуатационные показатели). В составе экспозиции должны были содержаться материалы, предусмотренные п. 11 Положения, в т.ч. Схема функционального зонирования, основные технико-экономические показатели по проекту (таблица «Основные технико-экономические показатели Детального плана»).
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: какой объект из указанных в перечне п.п. 19 и 23 Положения был вынесен на общественное обсуждение? Что являлось предметом общественного обсуждения?
2. Детальный план
«Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (подп. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»).
Как указывалось выше, на территорию жилого района «Чижовка» имеется утвержденный в установленном порядке ПДП. В ПДП осуществляется расчет параметров градостроительного освоения территории, перспективного населения и его обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, озелененными территориями и местами хранения автотранспорта, балансы застроенной и озелененной территории, нагрузки на инженерные сети (таблица «Основные технико-экономические показатели Детального плана»).
Детальные планы (ПДП) относятся к градостроительным проектам (п.п. 2 и 5 ст. 40 и ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476, градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Можно предположить, что размещение 4-х жилых домов не предусматривалось в ПДП (а иначе зачем проводить общественное обсуждение по их размещению?). Возведение объектов, размещение которых не предусматривалось в ПДП, повлечет застройку территории жилого района «Чижовка» с отступлениями от требований ПДП, что нарушает требования п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации.
Возведение 4-х жилых домов увеличит перспективное население жилого района «Чижовка» по сравнению с его численностью, определенной в ПДП. Соответственно, ухудшатся показатели обеспеченности перспективного населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, озелененными территориями и местами хранения автотранспорта, увеличатся нагрузки на инженерные сети.
3. Рост численности населения
Проектом предусматривается возведение 4-х жилых домов общей площадью квартир 5802+4988+4988+4490=20268 кв.м. Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (далее – Генеральный план г. Минска), предусматривают достижение средней обеспеченности населения общей площадью квартир – 24 кв.м. к 2015 г. Соответственно, реализация проекта приведет к увеличению численности населения жилого района «Чижовка» на 20268:24=845 чел.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Возникает вопрос: какие обстоятельства диктуют необходимость роста населения жилого района «Чижовка» дополнительно на 845 чел. по отношению к численности перспективного населения, установленной в ПДП?
4. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» в редакции Указа от 14.01.2014 г. № 26 (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. в Генеральном плане г. Минска и ПДП), и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Согласно стратегии развития социальной инфраструктуры (Направление 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска) предусматривается формирование в городе сети социально гарантированных финансируемых государством объектов обслуживания.
4.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска). Будут ли соблюдаться основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей жилого района «Чижовка» на уровне 0,3 га/тыс.жит.?
4.2 Детские дошкольные учреждения
Статья 49 Конституции Республики Беларусь предусматривает право каждого на образование. Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Согласно основных технико-экономическим показателей Генерального плана г. Минска обеспеченность детскими дошкольными учреждениями на 2006 г. составлялао 45,5 мест на 1000 чел., а к 2015 г. и 2030 годы необходимо иметь 100% обеспеченность в зависимости от демографической структуры населения.
Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 14 и 15 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013).
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений - до 20 человек…, что повысит уровень обслуживания и качество образования».
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (подп. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). В пределах радиуса обслуживания от планируемого 4-х жилых домов размещаются следующие детские дошкольные учреждения:
№ ___по ул._______
№ ____ по ул._______
….
Также следует учесть увеличение численности населения в результате реализации ПДП, предусматривающего замену усадебной застройки на многоэтажные многоквартирные жилые дома в жилом районе «Чижовка».
Будут ли выполняются в указанных учреждениях требования п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании после возведения и заселения жилых домов?
4.3 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся объекты учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении населения жилого района «Чижовка»? Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
5. Места хранения и стоянки автотранспорта, проезды
5.1 Места хранения автотранспорта (стоянки, паркинги, гаражи)
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Как указывалось выше, реализация проекта приведет к увеличению численности населения микрорайонов «Чижовка» на 845 чел. Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380/1000, требуется 845х0,38=321 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках). Из материалов экспозиции можно сделать вывод, для обеспечения местами хранения автотранспорта перспективного населения жилых домов ______________планируется разместить наземные двухуровневые открытые паркинги, при этом их вместимость неизвестна.
Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечиваются условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила). Согласно п. 30 Правил «На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств без оформления договора хранения транспортного средства и без предоставления услуги по хранению транспортного средства». Таким образом, «места для стоянки автотранспорта» (парковки), в т.ч. размещаемые возле жилых домов, учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
5.2 Места стоянки автотранспорта (парковки)
Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Максимальная дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от жилых домов определена в п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116. Соответственно, жилые дома должны быть обеспечены парковками из расчета 25% от норматива обеспеченности местами хранения и размещены на нормативном расстоянии от жилого дома. Соответственно, необходимо вблизи жилых домов размесить 321х25%=80 м/мест на парковках.
5.3 Размещение автомобильных стоянок и парковок на территории жилой застройки
Для хранения автотранспорта перспективного населения жилых домов проектом предусматривается размещение в жилой зоне на территории жилых кварталов наземных двухуровневых открытых паркингов. Паркинги (в т.ч. открытые наземные многоуровневые) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Согласно подп. 11.1 п. 11 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г.Минска размещение объектов «гараж-стоянка» в жилых зонах возможно только по градостроительному обоснованию, разработанному в составе Детального плана. Имеется ли градостроительное обоснование размещение данных объектов в жилых зонах в составе ПДП? Чем можно обосновать необходимость размещения открытых наземных двухуровневых паркингов в жилых зонах? Такие объекты относятся к коммунально-обслуживающим и должны располагаться в коммунально-обслуживающей зоне жилого района (П4-ко), а не в жилых кварталах.
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…». Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 стоянки (паркинги) и парковки должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
В п. 5 СанПиНа № 35 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории;», исходя из которого, для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) за пределами придомовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по придомовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения придомовых территорий и разрывов между жилыми домами.
5.4 Проезды
Внутридворовые проезды должны быть выполнены согласно норм ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»: проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта (п. 5.3.12); расстояние от края проездов и пешеходных путей до стены здания, как правило, следует принимать от 5 до 8 м. – для зданий высотой до 9 этажей и от 8 до 10 м. – для зданий высотой 9 этажей и более; проезды следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий (п. 5.3.12); к многосекционным зданиям должны быть устроены проезды категории П2 минимальной шириной 5,5 м., к одно- и двухсекционным – проезды категории П1 минимальной шириной 3,5 м (п. 5.3.9, табл. 5.1).
Выполняются ли данные требования в отношении проектируемой территории в границах работ (проезды к запланированным 4-м жилым домам и к близлежащим существующим жилым домам)?
6. Благоустройство придомовых территорий близлежащих жилых многоквартирных домов
В настоящее время благоустройство придомовых территорий близлежащих к испрашиваемым под застройку земельным участкам многоквартирных жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (расположение и ширина проездов, количество мест стоянки автотранспорта и др.).
Согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».
Ограничения по размещению автомобильных парковок содержат СанПиН № 35. Так, согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам, парковым дорогам и велосипедным дорожкам». Применительно к территориям сложившейся жилой застройки данное требование при его реализации в процессе проведения реконструкции благоустройства придомовой территории жилых домов во многих случаях означает размещение автомобильных парковок за пределами придомовых территорий жилых домов. При этом в п. 17 и табл. 2 СанПиН № 35 установлены санитарные разрывы от автомобильных парковок до объектов различного назначения: жилые дома; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки; границы территорий организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях; границы территории открытых спортивных сооружений общего пользования.
Соответственно, для размещения автомобильных парковок необходимо резервирование территориального ресурса, в т.ч. и за пределами придомовых территорий существующих жилых домов. А иначе после строительства объекта, при последующем благоустройстве придомовых территорий существующих жилых домов из-за недостатка территориального ресурса будет невозможно одновременно:
а) разместить вблизи жилых домов места стоянки (парковки) нормативной вместимостью (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) на нормативном расстоянии от жилых домов (п. 11.6.8, табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды (п.п. 5.3.9 и 5.3.12 ТКП 45-3.03-227), пешеходные дорожки (тротуары), площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
в) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до жилых зданий и детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки), в т.ч. и санитарные разрывы, установленные п. 17, табл. 2 и п. 20 СанПиН № 35 в отношении размещения парковок.
г) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116).
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
1. Отклонить проект
2. Осуществлять застройку жилого района «Чижовка» в строгом соответствии с требованиями ранее утвержденного ПДП.