Может кто подскажет где сейчас в Минске есть белый ром на скидках? Для мохито.
flamron2, в магазин "Вино" на Машерова, 54 загляните - там, вроде, на акции стоял Santiago de Cuba, Carta Blanca. Должен еще стоять.
Анонс. Преследуя цель оживить ветку, в ближайшее время намерен выложить ряд подготовленных мною обзоров, в которых достаточно подробно рассмотрены следующие темы:
А. Ямайский ром. «Appleton Estate»/«J. Wray & Nephew Ltd»
В. Кубинский ром:
1. Этапы развития
2. Что такое современный кубинский ром?
3. Основные бренды
С. Ром «Matusalem»
D. О классификации рома
Кроме того будет проведена дегустация премиальных ромовых релизов: Matusalem Gran Reserva Solera 23, Varadero Anejo 15 Anos Gran Reserva, Santiago de Cuba 20 Anos Extra Anejo, Appleton Estate 21 years
Более двух лет назад я разместил в этой ветке пост по дегустации некоторых релизов рома из групп А и В. Но тогда на подготовку серьезного обзора времени не нашлось. С некоторых пор с этим стало полегче. Данную работу проделал в первую очередь с целью разобраться в особенностях формирования многообразных стилей, которые представлены на современном рынке рома. Не зная таких деталей, сложно сравнивать образцы разных стилей. Исторически сложилось так, что ром одновременно производился во многих странах по разным правилам и технологиям. В итоге это привело к тому, что, в отличие от виски и коньяка, ни общих правил, ни общепринятой классификации напитка под названием «ром» разработать и внедрить до сих пор не удалось. Есть нормы для отдельных стран, есть правила, сформированные некоторыми ассоциациями производителей рома, но они по большей части плохо стыкуются друг с другом. В тоже время вся выпускаемая продукция называется одним и тем же словом «ром», что часто вводит массового потребителя в заблуждение. Единственное, что выполняется всеми без исключения, это то, что спирт для рома производится из сырья, полученного на основе тростникового сахара. Но с точки зрения серьезных аналитиков этого явно недостаточно. Для понимания сути напитка под названием «ром» требуется также классифицировать отдельные детали производственной цепочки.
Выбор тематики частично обусловлен моими личными интересами, частично тем, что упомянутые выше бренды и стили (ямайский, кубинский) достаточно плотно представлены на нашем рынке. Полагаю, что для определенной части посетителей ветки данная проблематика представляет интерес.
omnts, ждем-с! Что-то уже опробовано ранее, что-то куплено и ждет своего часа. Когда есть образцы для дегустации - вдвойне интересно.
офлайн
islayforever
ВИСКИ-клуб
|
|
10312 |
16 лет на сайте Город:
|
Ну наконец-то! А то уже более двух лет, со времен того памятного поста, все в мучительном ожидании.
А. Ямайский ром. «Appleton Estate»/«J. Wray & Nephew Ltd.»
Стиль: Single Blended Rum
Метод дистилляции: Pot & Column Still
Master Distiller: Joy Spence
Сбраживание: естественное
Бочки: 151.4 L, Jack Daniels Tennessee Whiskey
Усилители вкуса (сахар и т.д.): нет
Указание возраста: минимальный срок выдержки спиртов в купаже
Сведения общего плана
Компания J. Wray & Nephew Ltd. является одним из наиболее известных и крупных мировых производителей и поставщиков ямайского рома. Основана в 1825 году. В 1916 году после приобретения материнской компанией поместья «Appleton Estate» Wray & Nephew получила право использовать старейшую на Ямайке дистиллерию, на которой производился ром еще с 1749 года. О масштабах компании можно судить по тому факту, что J. Wray & Nephew владеет примерно 85 процентами ямайского рынка рома. В 2012 году компания J. Wray & Nephew Ltd. вместе с брендом «Appleton Estate» была приобретена группой Кампари (Gruppo Campari) за 414,8 миллиона долларов.
Продукция
Ассортимент Appleton Estate до 2015 г. включал в себя: V/X (смесь спиртов от 5 до 10 лет), Reserve 8 YO, Extra 12 YO, 21 YO и 30 YO. Appleton Estate V/X и 12 YO впервые были произведены в конце 80-х годов прошлого столетия. Абсолютно все релизы основной линейки неоднократно награждались золотыми медалями на многочисленных международных конкурсах.
Особенности производства
Следует отметить, что именно Ямайка была первой, кто в карибском бассейне смог сделать необходимые шаги в направлении производства высококачественного рома. Произошло это, собственно говоря, благодаря тому факту, что ее колонизировали англичане и привнесли идею и технологии двойной перегонки в кубах по аналогии с производством спиртов для виски. Переселенцы несколько видоизменили процесс батчевой дистилляции и изобрели так называемые «ромовые кубы», которые и по сей день демонстрируют свою функциональность.
Конфигурация кубов, используемых как в Appleton, так и на Ямайке в целом, хоть и является уникальной для перегонки ромовых спиртов, но достаточно широко применяется, например, при производстве бурбона и имеет давнее происхождение. Отличие от стандартного куба состоит в наличии двух реторт (другое название - thumpers): одна - «высокого вина», другая - «низкого вина». Перед началом работы обе реторты примерно на 2/3 объёма заполняют специальными спиртовыми составами. Готовятся они путем добавления воды к «хвостам» и «головам», полученным в процессе предыдущей перегонки. Схема следующая. Для первой реторты состав формируется в пропорции «хвосты»/«вода» = 50:50 и эта смесь называется «низким вином». Для второй реторты, называемой «высоким вином», пропорции таковы - «головы»/«вода» = 75:25. Почему так назвали смеси? Не знаю. Но эти определения отличаются от общепринятых понятий высокого и низкого вина при двойной перегонке, что приводит к некоторой путанице.
Полагаю, что механизм работы такой системы дистилляции нуждается в пояснении. Ниже описывается типовая схема работы кубов на Ямайке. Брагу, содержащую приблизительно 8-10% спирта, помещают в котел и нагревают паром. Образующиеся водно-спиртовые пары, содержащие примерно 30-35% алкоголя, поступают через лебединую шею на дно первой реторты, в которой они барботируются через жидкость, имеющую концентрацию спирта примерно 30% (низкое вино). Здесь пары, частично конденсируюсь, нагревают «низкое вино», а частично, обогащаясь спиртом, достигают верхней части сосуда. При этом благодаря прогреву и тому факту, что спирт имеет более низкую температуру кипения, чем вода, в воздушной прослойке верхней части реторты его концентрация возрастает примерно до 60%. Далее, эта газообразная смесь, насыщенная спиртом, поступает на дно второй реторты. Пройдя аналогичным образом через вторую реторту, в которой концентрация спирта в жидкой фазе составляет примерно 60% («высокое вино»), сильно обогащенные спиртами пары попадают в трубный конденсатор (ранее использовались старомодные worm-in-tub). Первые 200-400 литров погона составляют «головы». Отбор сердец производится при крепости дистиллята 80-90% ABV. Время прогонки 5-6 часов. Выход составляет около 270 литров установленной крепости на тонну мелассы в заторе. Это очень экономичная кубовая дистилляция, которая по существу является тройной перегонкой, позволяющей за один проход отобрать дистиллят с примерно 85%-м содержанием спирта.
Отбор сердец (в которых допускается наличие небольшой доли «голов» и «хвостов»), как обычно, осуществляет мастер-дистиллер путем определения органолептических показателей и показаний спиртометра. Со временем «низкое вино» в первой реторте и «высокое вино» во второй реторте постепенно накапливаются и часть их содержимого (обычно низкое вино) возвращается в куб с целью повторной перегонки, обеспечивая тем самым своеобразный рефлюкс. После прогона отработанное содержимое реторт через дренажные системы сливается в отходы. Высокое и низкое вино сохраняется для заполнения реторт при следующем прогоне.
Дистилляты разбавляются водой до нужной крепости (примерно 80-85%) и заливаются в бочки с добавлением в каждую бочку от 1/4 до 1/2 фунта обожженных на огне щепок белого дуба. Перед этим они перемешиваются в «материнских чанах», которые всегда заполнены как минимум на 40% от всего объема емкости, с тем, чтобы обеспечить постоянство состава смеси.
А теперь вопрос. Что же все-таки заставляет Appleton в отличие от подавляющего большинства других производителей рома активно использовать этот метод, несмотря на относительно низкую производительность перегонки в кубах по сравнению с колоннами? Напомню, колонны здесь тоже используются, но не как основной компонент. Ответ простой – то же, что и производителей солодового виски в Шотландии. Дистиллят из колонн не может обеспечить характеристики, нужные для формирования давно установленного стиля рома Appleton. Отказаться от него, значит перейти в категорию рома уровня Бакарди и других производителей, использующих промышленные и традиционные установки непрерывной перегонки. Они сильно обедняют спирты кондженерами, в результате чего для улучшения вкуса требуется прибегать к разного рода ухищрениям, включая такую неоднозначную вещь, как облагораживание рома различными добавками. Appleton с его почти 300-летней историей и репутацией не готов пойти на это. Да, наиболее приемлемые в этом плане современные двухколонные перегонные аппараты типа Коффи в зависимости от количества пластин и устройства колонн можно настроить так, чтобы получать дистилляты на уровне экзотических 65% крепости. Это позволит сохранить в них довольно много ароматических соединений (другая крайняя граница настроек дает 95.6%, т.е. практически нейтральный спирт). Но даже такая экзотика, весьма нехарактерная для непрерывного метода перегонки, не полностью удовлетворяет нужным требованиям по качеству и составу кондженеров. В этом вся загвоздка. Поэтому, несмотря на то, что двухколонные непрерывные системы у Appleton есть и они активно используются, в роме Appleton преобладают спирты, полученные при кубовой перегонке. Грубо говоря, ситуация, примерно такая же, как при производстве зернового виски с использованием непрерывной перегонки и солодового виски при порционной дистилляции.
Таким образом, и при производстве ромовых спиртов извлечение ароматических соединений и их производных является ключевым фактором использования кубовой перегонки. В этом и состоит принципиальное различие между качественными ромовыми спиртами (их называют rums) и сильно очищенным спиртом, имеющим слабый вкус или не имеющим его вовсе и, как следствие, малоперспективным для длительной выдержки. В нем практически нет или очень немного кондженеров, на которые в процессе выдержки могла бы благотворно повлиять дубовая бочка. Все, на что здесь можно рассчитывать, так это на способность самой бочки передать спирту какие-то собственные характеристики. Впрочем, это уже совсем другая тема.
На первый взгляд может показаться, что реторты в кубе действуют как пластины в колонне. Однако это вовсе не так. Следует отметить очевидную разницу в физике процессов, протекающих на пластинах и в ретортах. Каждая пластина - это улица с двусторонним движением. Пар поднимается вверх, конденсирующаяся жидкость вниз, обеспечивая тем самым необходимый рефлюкс для очистки спирта. В квазистационарных условиях эти потоки массы практически выравниваются с небольшим градиентом вверх, что приводит к повышению концентрации спирта на каждом шаге. Реторты же - это система с односторонним движением. Пар входит в одном месте и выходит в другом. Рефлюкса здесь никакого нет. Но в каком-то смысле они действуют и как пластины, обеспечивая повышение концентрации спиртов на выходе в верхней части реторты. Впрочем, следует отметить, что смысл применения реторт не только и даже не столько в этом. Не менее важную роль они играют и в формировании вкусо-ароматической гаммы. Учтем, что каждая из реторт наполняется отходами от предыдущих прогонов (в одном случае «хвосты», в другом – «головы»). Ясно, что такая система позволят значительно усилить и расширить органолептические характеристики погона, поскольку пары в обязательном порядке будут содержать определенное количество сложных ароматических соединений, содержащихся в растворах реторт.
Таким образом, использование реторт укрупненно можно свести к решению двух основных задач:
1. Избавиться от необходимости проведения двухэтапной дистилляции и добиться требуемого результата за один прогон.
2. Отобрать по максимуму необходимые для преобразования в процессе выдержки сопутствующие органические соединения (кондженеры).
Впрочем, независимо от того, какой инструмент для перегонки браги выбирает мастер-дистиллер и/или мастер-блендер, дистилляция, как и купажирование, остаются исключительно артизанальной формой искусства, в котором они играют главную роль.
Есть еще одна особенность в производстве ямайского рома, на которую следует обратить внимание. Известно, что он славится своим относительно высоким содержанием сложных эфиров. Причина в том, что здесь применяется метод, аналогичный тому, который используется для производства бурбона - «sour mash method» (метод кислого сусла). В процессе брожения ромовой браги в резервуар с суслом добавляется определенное количество так называемого дандера (dunder). Дандер представляет собой остатки браги от предыдущих перегонок, содержащей до 3% органических кислот, и используется для инициирования новой ферментации. Он способствует поддержке уровня кислотности на требуемом уровне (понижает рН сусла), что облегчает процесс брожения, а также образованию дополнительных сложных эфиров. В значительной мере благодаря этому обстоятельству, а также перегонке в кубе, позволяющей эффективно улавливать нужные эфиры, ямайский ром имеет столь необычный аромат и вкус.
В заключение хочу отметить вот еще что. Сайт Appleton, мне представляется как один из вполне достойных среди производителей рома. Он информативен и в отличие от многих других, люди здесь занимаются не саморекламой, а излагают достаточно открыто ряд нюансов производства, демонстрируя, таким образом, уважение к потребителю по принципу: «нам нечего скрывать». Честность и прозрачность располагают к себе. В частности подтверждается, что выдержка дистиллята традиционная, а указание возраста на бутылке соответствует наименьшему сроку выдержки спиртов, использованных в купаже. Полная аналогия с виски. И никакого намека на солеру, как у целого ряда других известных производителей рома. Дополнительно стоит указать на некоторые независимые исследования продукции Appleton, показавшие, что в ром данного производителя не вносятся никакие добавки для улучшения вкуса, включая сахар. Другими словами, это чистый (либо истинный) ром. Обнаруженные отдельными исследователями концентрации сахара порядка 0,3% вряд ли стоит принимать во внимание. Вначале следует разобраться с деталями процедуры их измерений. Поэтому ром Appleton вполне можно признать чистым (либо истинным) ромом и использовать как стандарт для сравнения.
О неоднозначности понятия «ром»
И еще немного рассуждений на тему о том, что считать истинным ромом. Вопрос сложный и его давно обсуждают, особенно в США и Европе, хотя консенсуса до сих пор достичь не удается. Поскольку основные рынки сбыта рома ЕС и США, рассмотрим, как здесь законодательно определяется понятие «ром».
Спасибо за интересный рассказо моем любимом Эпплтоне ))) однако
omnts:Rum liqueur определяется как ликер (т.е. не ром!!!)
liqueur - не обязательно ликёр ("ложные друзья переводчика"!), переводится как "спиртной напиток".
Соответственно Rum liqueur - скорее, "ромовый напиток", как у нас, к примеру, называют непонятные жидкости с примесью коньяка (к примеру, широко известный в узких кругах Тбилисури) "коньячными напитками".
omnts:... в ром данного производителя не вносятся никакие добавки для улучшения вкуса, включая сахар. Другими словами, это чистый (либо истинный) ром. Обнаруженные отдельными исследователями концентрации сахара порядка 0,3% вряд ли стоит принимать во внимание. Вначале следует разобраться с деталями процедуры их измерений. Поэтому ром Appleton вполне можно признать чистым (либо истинным) ромом и использовать как стандарт для сравнения.
Благодарю, очень интересно.
Полагаю, что 0,3% сахара могут набраться в сумме из краски Е150 (там есть очень немного свободных сахаров) и из бочки во время выдержки. Подробнее об этих источниках появления сахаров в напитке можно посмотреть в статье Sugars in whisky.
Молодость:liqueur - не обязательно ликёр ("ложные друзья переводчика"!), переводится как "спиртной напиток".
Соответственно Rum liqueur - скорее, "ромовый напиток", как у нас, к примеру, называют непонятные жидкости с примесью коньяка (к примеру, широко известный в узких кругах Тбилисури) "коньячными напитками".
1.Благодарю
2. Предоставляю Вам право самому перевести определение слова liqueur в данном документе:
§ 5.22(h) Class 8; cordials and liqueurs. Cordials and liqueurs are products obtained by mixing or redistilling distilled spirits with or over fruits, flowers, plants, or pure juices therefrom, or other natural flavoring materials, or with extracts derived from infusions, percolation, or maceration of such materials, and containing sugar, dextrose, or levulose, or a combination thereof, in an amount not less than 2 1⁄2 percent by weight of the finished product.
(5) The designation of a cordial or liqueur may include the word ‘‘dry’’ if the sugar, dextrose, or levulose, or a combination thereof, are less than 10 percent by weight of the finished product.
Ну, а то что ром-ликер - алкогольный напиток, то да, соглашаюсь с этим сразу.
Молодость:liqueur - не обязательно ликёр ("ложные друзья переводчика"!), переводится как "спиртной напиток".
А вы не путаете это слово со словом liquor, которое действительно переводится как "алкоголь" в общем смысле?
Согласно оксфордскому словарю, liqueur это именно ликёр.
mur-15:Полагаю, что..... об этих источниках появления сахаров в напитке можно посмотреть в статье Sugars in whisky.
1. Благодарю.
2. Абсолютно верное замечание. При подготовке данного обзора, я просмотрел практически все доступные материалы по измерению концентрации сахара в роме. И обратил внимание вот на какую вещь. У производителей, имеющих безупречную репутацию в части использования (точнее не использования) разного рода добавок, усредненно наблюдается интересная картина. При небольших сроках выдержки уровень сахара ноль, с увеличением возраста он вдруг начинает появляться. Спрашивается, с чего это вдруг для премиального сегмента линейки начинают добавлять сахар. Казалось бы, по логике производитель должен поступить ровно наоборот. И Ваша ссылка в отношении виски прямо в тему. Она только подтверждает, что измерения, проведенные по рому, в случае выдержанных спиртов корректными вряд ли являются. Это раз.
Но имеются и другие тонкости. Например, если измерения производятся по плотности (а их большинство), то это косвенный метод определения концентрации сахара, заведомо допускающий ряд предположений. В частности, предполагается, что никаких иных добавок кроме сахара в роме нет, а также то, что на этикетке выставлена величина крепости, соответствующая действительности. Практика показывает, что это не всегда так. Вывод такой. Если это не прямые измерения в лаборатории, сертифицированной на проведение именно таких конкретных измерений, а для выдержанных спиртов кроме того нет указания о доле сахаров, естественным образом присутствующих в спиртах за счет выдержки (чего я никогда не встречал), то все цифры, которые приводят в Интернете, носят сугубо оценочный характер. Впрочем, и это тоже совсем неплохо. Народ теперь имеет возможность сориентироваться, какой ром стоит покупать, а от которого лучше отказаться.
omnts:все цифры, которые приводят в Интернете, носят сугубо оценочный характер
Ну цифрам отсюда:
https://www.alko.fi/en/
https://www.systembolaget.se/sok-dryck/?subcategory=Rom
наверное, можно доверять.
офлайн
islayforever
ВИСКИ-клуб
|
|
10312 |
16 лет на сайте Город:
|
В Регламенте Европейского парламента и Совета ЕС № 110/2008 в общих положения подробнейшим образом расписано, куда и как относится добавление подсластителей, а в приложении есть даже полный список допустимых веществ. Вообще не понимаю, какие еще могут быть вопросы после прочтения этого документа, какая "неоднозначность понятия ром"
Нормальный человек сам разберется, нравится ему подслащенный ром или нет (большинству нравится, и это факт).
AndyCF:Ну цифрам отсюда:
https://www.alko.fi/en/
https://www.systembolaget.se/sok-dryck/?subcategory=Rom
наверное, можно доверять.
В первую очередь большое спасибо за интернет-ссылки. Мне попадались на глаза некоторые результаты измерений, которые проводила финская лаборатория применительно к определению сахара в ряде ромовых релизов, но прямой ссылки до сих пор не имел. Лаборатория профессиональная и о ней отзываются уважительно. С большим интересом просмотрел свежие результаты измерений, выполненных для рома. Но, на что сразу обратил внимание – из добавок там измеряют только сахар. Хотя знаю, что тот же Матусалем 15, который присутствует в их перечне, помимо сахара 5 г/л содержит примерно такое же количество экстракта из вытяжки вымоченных бобов ванили и чернослива. Результаты получены в профессиональной лаборатории в США.
Далее, несмотря на то, что результатам данной лаборатории можно доверять, остается в силе вопрос методики проведения измерений, о которой ничего не известно. Без знания этих деталей, говорить что либо конкретное о сути измерений сложно. В этой сфере я, к сожалению, не очень силен (мой опыт был связан с измерениями загрязнений применительно к природоохранной тематике), но в какой степени результат может зависеть от конкретной методики измерений, хорошо себе представляю. Кстати, применительно к методам измерения сахаров в растворах экспертом у нас вполне мог бы выступить mur-15, если у него, конечно, есть такое желание.
И последнее. Остается в силе вопрос, который поднял mur-15 в части влияния на результат тех сахаров, которые могут образовываться в процессе выдержки. Ответ на него – тоже отдельная задача.
Молодость:Спасибо за интересный рассказо моем любимом Эпплтоне ))) однако
Солидарен, Молодость. Сегодня попробовал 12-летнего Эпплтона, до этого 2 года не решался, только закупал в Короне. Это не просто ром. Это нечто.
pchiger, да, бес попутал, из контекста так и вовсе понятно. видимо, к этому классу относится "ром Малибу"
omnts:Мне попадались на глаза некоторые результаты измерений ... сахара в ряде ромовых релизов. ... Но, на что сразу обратил внимание – из добавок там измеряют только сахар. Хотя знаю, что тот же Матусалем 15, который присутствует в их перечне, помимо сахара 5 г/л содержит примерно такое же количество экстракта из вытяжки вымоченных бобов ванили и чернослива.
... остается в силе вопрос методики проведения измерений, о которой ничего не известно. ... в какой степени результат может зависеть от конкретной методики измерений, хорошо себе представляю. ... Остается в силе вопрос ... влияния на результат тех сахаров, которые могут образовываться в процессе выдержки. Ответ на него – тоже отдельная задача.
Что и как измеряют - это вопрос несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Например, измеряют содержание сахара (сахарозы) или общее содержание сахаров? Ведь помимо сахарозы в образце могут быть другие дисахариды, моносахариды и олигосахариды (из растительного сырья, например, в экстракте бобов ванили и чернослива, как в упоминавшемся роме Matusalem 15 у.о.), а в случае с выдержанными напитками - доля моносахаридов заметно возрастает (из целлюлозы древесины образуется немного глюкозы, а из гемицеллюлозы - ксилоза, арабиноза, галактоза, рибоза, рамноза). Все эти сахара имеют, кстати, очень разную степень сладости. И от методики измерения сильно зависит то, измеряется ли количество только сахарозы или общее количество сахаров, и в какой степени на методику определения именно сахарозы могут влиять прочие сахариды. Это так, к слову. Причем чем специфичнее и точнее анализ - тем он сложнее и дороже. К примеру, приблизительно оценить концентрацию спирта в роме, коньяке или виски можно простым ареометром дома, а точно определить содержание этанола и сопутствующих спиртов в напитке - это работа для специализированной лаборатории.
Выскажу свое личное отношение к наличию или отсутствию добавки сахара в роме. Вкусы у людей разные, "ромоделы" их и удовлетворяют. Кому-то нравится ром послаще, кому-то посуше, кому-то и тот, и другой под настроение. Да и вкусы у людей меняются с годами. Для меня ром Angostura 1919 оказался слишком сладким, а вот Appleton Estate 12 y.o. был мне по вкусу. А у ряда знакомых нашей семьи - все с точностью до наоборот. Хотя и мне иногда, под настроение, хочется заметно сладковатого рома Zacapa 23 у.о.. Так что лично меня не сильно беспокоит то, бросал или нет производитель в бочку с ромом пригоршню сахара, дюжину обожженных или пропеченных дубовых щепок, гонял спирты из простого аламбика или сложной комбинации кубов. Интересует - да, но не беспокоит. Беспокоит только конечный результат - понравится он мне или нет. В конце концов, производство хорошего рома, виски или коньяка - это искусство, тут должен быть элемент творчества. Неудачные эксперименты просто забудутся, а удачные - укоренятся.
В. Кубинский ром
1. Этапы развития
На Кубе производится так называемый промышленный ром, сырьем для которого служит меласса - отходы при получении сахара. Его часто относят к испанскому стилю. С моей точки зрения, и первое, и второе определение нельзя признать удачным, поскольку оба они не имеют четких граней и приводят к путанице. Полагаю, гораздо правильнее классифицировать его как традиционный ром, при производстве которого используется непрерывная перегонка в двухколонной системе.
2. Что такое современный кубинский ром?
Сырье: меласса
Стиль: Traditional Rum
Метод дистилляции: Traditional Column Still
Сбраживание: контролируемое с культивируемыми штаммами дрожжей
Бочки: 180/200 L, Bourbon, American Whiskey
Усилители вкуса (сахар и др.): тростниковый сахар
Указание возраста: минимальный срок выдержки спиртов в купаже
Несмотря на казалось бы большой объем информации, представленной на двух официальных сайтах http://www.cubaron.com/en и http://havana-club.com/en, сведений, которые бы компактно, прямо и однозначно отвечали на этот вопрос нет. Пришлось использовать целый ряд дополнительных источников, на базе которых по косвенным характеристикам путем анализа и сопоставления данных оказалось возможным совместно с данными, размещенными на двух официальных сайтах, построить более или менее непротиворечивую картину. При этом хочу отметить, что ряд таких источников содержит взаимно исключающую информацию, а что касается русскоязычных сайтов, то там даже можно найти вещи не соответствующие реальному положению дел. Связано это с тем, что в основном в них содержатся переводные материалы, зачастую неоднократно перепостированные, в то время как качество перевода существенно зависит от уровня понимания деталей в технологии производства рома. В ряде случаев переводы весьма добротные, но некоторые особенности производства ускользнули от внимания переводчиков, что приводило к искажению смысла.
4. Используют дистилляты двух видов – aguardiente (агуардиенте), обладающий определенным набором вкусо-ароматических характеристик, обусловленных брожением мелассы, и superfine alcohol.
5. Крепость аguardiente (кубинцы-профессионалы используют также более привычное нашему уху название eau-de-vie / о-де-ви) нигде не обозначена, но полагаю цифры не сильно отличается от тех, которые упоминались выше применительно к технологии Бакарди, т.е. где-то на уровне 70-80% ABV. Несколько сложнее понять, какой смысл профессионалы-кубинцы вкладывают в понятие superfine alcohol. Если строго следовать определению, то это 96% спирт (практически нейтральный сверхочищенный дистиллят, правда, в данном случае полученный из мелассы). Однако полагаю, что в действительности из-за сходных условий перегонки он может мало чем отличаться от тех же 92.5 - 94.5%, что и для redestillado у Бакарди. С целью избежать в дальнейшем путаницы, я буду придерживаться терминологии, принятой сегодня на Кубе, но все время иметь в виду возможность фактического равенства между понятиями superfine alcohol и redestillado. Вполне допускаю, что использование термина superfine alcohol непосредственно связано с тем фактом, что термин redestillado применительно к данному процессу запатентован Бакарди.
6. Агуардиенте (о-де-ви) выдерживается в бурбонных бочках не менее двух лет, а затем под строгим наблюдением Мастера рома (Roneros Maestro) подвергается очистке путем медленной фильтрации через неподвижный слой активированного угля специального состава. Это одна из важнейших составляющих исторического пути развития производства кубинского рома, первоначально внедренная Факундо Бакарди. После первичной выдержки и очистки препарированный таким образом о-де-ви смешивается с superfine alcohol, который предварительно разбавляется определенным количеством деминерализованной воды (на английском кубинцы эту процедуру именуют 1st blending). Полученный спирт называется «El Ron Fundacional» или в английском варианте – «rum base» (также используется термин “fresh rum”), который является основой для последующей выдержки теперь уже ромовых спиртов (rums; rums = aged rum bases). Важно отметить, что на основе rum base всегда создается целый ряд разновидностей rums, путем раздельной выдержки в различных дубовых бочках.
7. Традиционный кубинский ром выдерживают вначале только в бочках из-под бурбона, впоследствии могут использоваться и бочки из-под американского виски. Объем 180-200 л. Дуб только белый. На Кубе выдержка является естественным процессом. Единственным законным способом формирования органолептического профиля рома являются процессы, происходящие при преобразовании кондженеров (congeners -соединения-спутники спирта в дистилляте), содержащихся в aguardiente, и соединений, образованных взаимодействием спирта с древесиной белого дуба. Разрешенными методами обработки бочек являются только обжиг или обугливание. Использование любых сторонних веществ, включая искусственные и естественные ароматизаторы, а также разного рода приемов, ускоряющих созревание спиртов, запрещены.
8. После первого этапа созревания rum bases Мастера рома отбирают определенные комбинации ромовых спиртов (rums), составляют из них купажи (2nd blending) и вновь полученную смесь ставят на выдержку.
9. После второго этапа выдержки, когда купажированные ромовые спирты достигнут требуемого уровня зрелости, существуют два варианта: бутылирование конкретного релиза и продление выдержки. В случае продления используется технология, при которой ромовые спирты, находящиеся на разных стадиях выдержки (т.е. спирты разных возрастов и разных видов), смешивают в определенных пропорциях и вновь ставят на выдержку с целью получения новых спиртов с более высоким качеством и другими характеристиками. Такие итерации могут продолжаться и дальше (что-то до боли знакомое - очень напоминает подход японцев в компании Nikka, о чем я упоминал в параллельной ветке).
Что любопытно, если вы посмотрите часть 1 данного обзора, то заметите, что по большому счету ряд современных технологических операций очень близок к тому, что в свое время использовал Факундо Бакарди.
Теперь несколько важных выводов:
1. Чтобы на Кубе отогнанные дистилляты получили статус ромовых спиртов, они в обязательном порядке должны быть вначале выдержаны в бочках из-под бурбона минимум два года, а затем пропущены через угольный фильтр.
За пределами Кубы не многие производители рома так поступают. Некоторые выдерживают спирты гораздо меньше двух лет (часто 6 месяцев), а иногда и вовсе разливают сразу после дистилляции. Получив из мелассы почти 96% спирт и разбавив его водой, они тут же отправляют его на продажу, именуя данный продукт, к огромному сожалению, тем же словом «ром». Хотя, как нетрудно понять, никакого отношения к рому такой напиток не имеет. Каждый может легко осознать это на основе сравнения с описанным выше количеством усилий, предпринимаемых кубинцами, с тем, чтобы напиток, в конце концов, можно было назвать ромом.
2. Выдержка традиционная. Официально метод солеры не используется. Ромовые спирты должны зреть только в американских бочках из-под бурбона или виски. Для сравнения - производители ромов во многих других странах могут выдерживать спирты в бочках из французского дуба, которые ранее использовались для производства коньяков, экс-хересных бочках, в новых дубовых бочках, да и вообще, в любых других бочках, которые только смогут найти. Далеко не у всех производителей здесь встретишь регламентацию и самоограничения.
3. Кубинский ром стартует с возраста не менее 2 лет. И первый продукт в продуктовой линейке - Carta Blanca, иначе говоря, белый ром. Одновременно это отправная точка для получения остальных марок кубинского рома. То, что называется Añejo 3 años, будет составлено из ромовых спиртов, выдержанных еще не менее 3 лет, а Añejo 7 años - по меньшей мере, 7 лет. Подавляющее большинство марок кубинского рома представляют собой купаж спиртов разных возрастов, однако на этикетке указывается наименьший из них.
Технология с использованием rum bases разработана на Кубе в 60-е годы уже после революции и к Бакарди никакого отношения не имеет. Это то, что сегодня принципиально отличает кубинский ром от ромов всех остальных производителей. Впервые данный метод был применен при создании Havana Club 7 Años, который в английском варианте кубинцы передают как ‘continuous ageing’. Я даже не могу дать адекватный перевод на русский язык данного словосочетания, но смысл в том, что ежегодно закладывается весь набор rum bases, необходимый для создания Havana Club 7 Años многие годы спустя. Чтобы было понятно, о чем идет речь, отмечу, что на Кубе при производстве семилетних напитков используют rum bases с выдержкой от 7 до 14 лет. Другими словами для получения 7-летнего релиза требуются, по крайней мере, 14 лет. Это не среднее время выдержки, а количество времени, которое проходит с момента закладки первых спиртов до розлива конечного продукта в бутылки. Для Havana Club 7 Años эти сведения указаны на официальном сайте. Аналогичные сведения имеются и для Varadero 7 Años. Из-за общих правил игры полагаю, что ситуация ровно такая же и для других марок кубинского рома. Теперь, кстати, понятно, почему кубинский ром отличается повышенным качеством. Отмечу, что существенную часть изложенного здесь материала я по настоящему осознал только при подготовке данного обзора и был с одной стороны удивлен, а с другой восхищён фундаментальностью подхода кубинцев.
На Кубе помимо требований, предъявляемых к осуществлению ферментации по строго регулируемым и контролируемым параметрам, законодательно утвержден особый регламент для производства спиртов и их использования при изготовлении рома. В частности он требует наличия медного оборудования для перегонки, четко прописанных собственных правил в отношении скорости дистилляции, времени на ее проведение и порядка использования оборудования. На государственном уровне созданы специальные комиссии по сенсорной оценке, деятельность которых направлена не только на контроль качества, но и с целью идентификации и утверждения вкусо-ароматической гаммы кубинского стиля рома. В рамках этих основополагающих критериев были разработаны новые купажи (рецептура составления смесей), а также протестированы новые этапы выдержки, благодаря наличию доставшихся по наследству больших запасов старых ромовых спиртов, а также разнообразных бочек, хранящихся много десятков лет на заводах, имеющих более чем столетнюю историю.
Главные действующие лица при изготовлении рома - Roneros Maestro - Мастера рома на предприятиях. В частности получение агуардиенте (или о-де-ви) – исключительно их компетенция. Они должны одновременно соблюдать три правила: стабильно обеспечивать получение требуемого органолептического профиля о-де-ви на своем предприятии, хранить в памяти ароматические профили всех доступных из когда-либо изготовленных на Кубе о-де-ви, и обеспечивать «в натуре» передачу «банка данных» об о-де-ви молодому поколению.
В целом производственный процесс разбивается на черный и белый. Их разделяет так называемая «синяя линия». «Синяя линия» - метафора для обозначения перехода к циклам экстра длительной выдержки рома. Он охватывает второй, третий и последующие циклы. Все, что до синей линии – черновая работа, все, что после - беловая. Такая градация была установлена, начиная с 60-х годов прошлого столетия. Как любят говорить кубинцы, за синей линией рутинные вещи уступают место творчеству, а процесс создания ромовых спиртов становится сродни искусству. По словам Хосе Пабло Наварро (Премьер-мастер кубинского рома – Primer Maestro Ronero, он же Roneros Maestro бренда Havana Club), который работает в ром-индустрии с 1971 г.: «Мастера рома не только люди науки и техники, но и мечтатели тоже. … Хотя Мастер поддерживает физико-химический и инструментальный анализ, он знает, что именно он проходит последнюю стадию каждого этапа и что его решение не может быть заменено машинами. Ответственность за сохранение и соблюдение характерного органолептического профиля каждой разновидности рома - наша задача… Чтобы стать Мастером кубинского рома необходимо научиться мастерству и получить специализацию во всей цепочке от производства мелассы до розлива… Он подбирает команду, технологические операции и осуществляет прогнозирование деятельности завода на пару десятков лет». И далее – «Благодаря своим очень старым запасам и особой возрастной структуре спиртов, хранящихся в бочках, мы также рассчитываем на непрерывную передачу Мастерами рома наследия от поколения к поколению, которое впечатляет уже само по себе. Ясно, что именно его (наследие) невозможно производить на машинах и вне географического и культурного контекста». Хосе Наварро как-то сказал: «В технологическом аспекте в кубинском роме нет никакой тайны. Его качество объясняется не хорошо охраняемой формулой, как любят говорить некоторые, а только унаследованной и переданной из поколения в поколение кубинской культуры производства рома». Правда, лично я думаю, он здесь несколько лукавит. Тайн в таком сложном деле более чем достаточно.
В итоге получается, что кубинский ром сильно персонифицирован. И в этом тоже его характерная особенность. Судя по всему, именно здесь кроется одна из основных причин, по которой стиль кубинского рома так и не смогли повторить за пределами Кубы. В первую очередь на новых производственных площадях Бакарди. Хулио Айян (Julio Ayan), Мастер рома проживающий в Сантьяго-де-Куба, в одном из интервью поведал, что Бакарди попытался воспроизвести кубинский стиль рома в Пуэрто-Рико, но безрезультатно. Во-первых, потому, что до революции не существовало никаких узаконенных рецептов изготовления рома, которыми можно было бы воспользоваться. Особенно важно это в части формирования промежуточных купажей и процесса их выдержки. В виде методических указаний все рецепты создания купажей были разработаны после революции и постоянно совершенствуются под руководством действующих Мастеров рома. А в предшествовавший этому период каждый из Мастеров рома все технологические секреты производства хранил в своей голове. То, как они производили ром, было уникально. Не существовало никакой регулярной школы, в которой этому могли бы научить. Традиции производства рома передавались из поколения в поколение в устной форме. Да и в настоящее время это во многом сохранилось. Есть вещи, которые невозможно формализовать. Поэтому претенденты на звание Roneros Maestro в течение многих лет учатся, работая на конкретном производстве бок о бок с действующим Мастером рома, благодаря чему впитывают в себя тонкости производства и постепенно приобретают необходимые навыки.
3. Основные бренды
Havana Club
Roneros Maestro: Хосе Пабло Наварро (José Pablo Navarro)
Бренд №1 на Кубе - Havana Club. Сама марка появилась в 1934 г. Производитель - компания «Jose Arechabala S.A.», которая была образована в Карденасе (Cardenas) еще в 1878 году. Дистиллерия по производству рома Ля Вискайя (La Vizcaya) сконструирована самим Хосе Аречабалом (Jose Arechabala Aldama) в 1872 г. и выкуплена в 1878 г. у прежних хозяев. Правда, ром Havana Club стали производить уже на новой дистиллерии, которая вступила в строй в том же 1934 г. Благодаря бренду Havana Club компания Jose Arechabala S.A. к концу 50-х годов вышла в лидеры по производству рома на Кубе и продажам в США.
Santiago de Cuba
Roneros Maestro: Транкилино Паленсия Эструк (Tranquilino Palencia Estruch)
Относительно свежая торговая марка. Создан в конце прошлого столетия как бренд, неразрывно связанный с родиной становления кубинского стиля рома. Производится на старейшем заводе в Сантяго-де-Куба, принадлежавшем до революции Бакарди. В настоящее время занимает территорию 16430 м2 и является частью Corporación Cuba Ron SA. Он объединил мощности по производству рома двух бывших компаний, выпускавших бренды "Bacardi" и "Matusalem", и получил название «Roneras Santiago de Cuba» - «Ромовые заводы Сантяго-де-Куба». Спирты производят в двухколонных системах с непрерывной перегонкой. Склады, в которых выдерживают ром, называют Дон Панчо (см. фото), либо Собор рома (The Cathedral of Rum).
В них хранятся десятки тысяч бочек ромовых спиртов, которые были изготовлены еще до революции. По словам Наварро, есть также бочки, возраст которых составляет более 90-лет. По некоторым данным в запасниках находятся примерно 30 тысяч бочек, произведенных во времена Бакарди, и 10 тысяч, оставшихся от производства Matusalem. Это не считая выдержанных спиртов, полученных уже в послереволюционное время за последние 57 лет. Раньше по заданию властей из этих запасов готовились небольшие партии эксклюзивных релизов на подарки по случаю важных мероприятий. После создания бренда Santiago de Cuba они стали использоваться для создания напитков супер премиум-класса и поступать на мировой рынок. В настоящее время на данном заводе помимо бренда Santiago de Cuba производят также бренды Varadero и Caney.
Varadero
Как упоминалось выше, производится на том же заводе, что и бренд Santiago de Cuba. Никаких подробностей о том, какие между ними отличия в производственном процессе, найти не удалось. Но абсолютно ясно, что марка Santiago de Cuba находится в более привилегированном положении. Большинство релизов Santiago de Cuba относятся к категории супер премиальных ромов и при их создании используются спирты из старых резервов. В отношении Varadero этого сказать не могу – достоверной информации на этот счет не обнаружил. Что касается технологии изготовления спиртов, то, осмелюсь предположить, она в одном и другом случае должна быть одинаковой и подробно описана в части 2 обзора. Отличие в стиле напитков может быть связано только с подбором бочек. Но, как мне представляется, Santiago de Cuba и в этом аспекте все равно будет иметь преимущество.