ТКП 45-3.02-251-2011 «Здания и помещения гимназий, лицеев и специальных общеобразовательных учреждений. Правила проектирования»
5 Генеральный план
5.1 Размещение гимназий, лицеев, общеобразовательных учреждений, в которых реализуется музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное и иной направленности обучение, принципы выбора земельного участка, его размер и состав зон, требования, предъявляемые к нему, следует принимать в соответствии ТКП 45-2.0-242, ТКП 45-3.01-116, ТКП 45-3.03-227, [1], [2], генеральным планом развития города и с учетом функциональной взаимосвязи с другими учреждениями города.
5.2 Участок, отводимый для строительства гимназий, лицеев, общеобразовательных учреждений, в которых реализуется музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное и иной направленности обучение, должен обеспечивать размещение полного комплекса зон для проведения общеобразовательной программы, а также профильных занятий и мероприятий.
Проектирование генерального плана гимназий, лицеев, общеобразовательных учреждений, в которых реализуется музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное и иной направленности обучение, необходимо осуществлять с учетом возможных перспективных изменений профильной направленности учебных заведений.
5.3 Расстояние от зданий общеобразовательных учреждений до стен жилых домов и общественных зданий следует определять исходя из норм инсоляции и освещенности в соответствии с [1].
На генеральном плане гимназий, лицеев, общеобразовательных учреждений, в которых реализуется музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное и иной направленности обучение, следует предусматривать следующие основные зоны:
— входную;
— учебно-опытную (в том числе для профильных занятий);
— физкультурно-спортивную;
— отдыха;
— хозяйственную;
— жилую — интернат для учащихся, жилые здания для воспитателей и преподавателей (при необходимости).
5.4 Учебно-опытную зону рекомендуется размещать на периферии участка, чтобы не препятствовать развитию учебного комплекса.
5.5 Учебно-опытную зону гимназий, лицеев, общеобразовательных школ с художественным, эстетическим, спортивным направлениями, с повышенным и (или) углубленным изучением отдельных учебных предметов и профильным обучением формируют в зависимости от направления профилизации школы.
…
5.11 В физкультурно-спортивной зоне участка гимназий, лицеев, общеобразовательных учреждений, в которых реализуется музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное и иной направленности обучение, рекомендуется предусматривать: школьный стадион (с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, прямой беговой дорожкой длиной 110 м, комбинированным полем для футбола размерами 6028 м и для ручного мяча, с двумя секторами для прыжков в высоту и длину), баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков площадью 480 м2.
Допускается уменьшать физкультурно-спортивную зону на размер легкоатлетического спортядра с сохранением остальных элементов физкультурно-спортивной зоны при условии использования спортядра микрорайона, размещенного в пределах 15-минутной пешеходной доступности, для проведения спортивных занятий школьников.
5.12 Физкультурно-спортивную зону участка не допускается размещать со стороны окон классных помещений. Ее следует располагать за полосой зеленых насаждений (включающих деревья и кустарники). Площадки для игры с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, площадки для других видов физкультурно-спортивных занятий — на расстоянии не менее 15 м. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также — проведение занятий спортивных секций и оздоровительных мероприятий.
…
5.14 Обособленные участки сооружений гимназий и лицеев со спортивной направленностью должны быть огорожены и иметь не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием.
Подъезды и проезды следует проектировать в соответствии с требованиями ТКП 45-3.03-227.
…
5.16 Зону отдыха следует размещать вблизи зеленых насаждений в отдалении от физкультурно-спортивной и хозяйственных зон.
Для отдыха на участке школы рекомендуется предусматривать:
1) площадки для подвижных игр учащихся начальных классов из расчета 100 м2 на каждый класс, а для детей шестилетнего возраста — 7,2 м на одного ученика, с теневыми навесами и малыми игровыми формами;
2) площадки для отдыха учащихся 5–10 классов, состоящие из площадок для подвижных игр из расчета 50 % на учащихся данной возрастной группы и площадок для спокойного отдыха остальной части учащихся из расчета 25 м2 на каждый класс, которые должны быть расположены в отдалении от площадки для спортивных игр;
3) для учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки физкультурно-спортивной зоны.
5.17 Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой и вблизи учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.
Хозяйственную зону следует размещать с учетом розы ветров с подветренной стороны по отношению к участку основной застройки.
5.18
…
Площадку для мусоросборников следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон здания и входа в пищеблок.
5.19 Площадь озеленения должна составлять 40 %–50 % от общей площади участка школы.
В площадь озеленения необходимо включать площади зеленых насаждений учебно-опытной, физкультурно-спортивной зон и зоны отдыха, а также газонов, защитных полос и изгородей из кустарников.
Не допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.
5.21 На земельных участках следует предусматривать подъезды для пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Подъезды к зданиям и объезды вокруг них, хозяйственный двор и подходы к зданию должны иметь твердое покрытие. На периферии участка или вблизи от него, преимущественно со стороны хозяйственной зоны, следует предусматривать стоянку для автомобилей педагогов и сотрудников согласно требованиям ТКП 45-3.01-116.
На открытых стоянках автомобилей следует выделять места для личных автомобилей инвалидов из расчета не менее 4 %, но не менее одного места.
5.22 По периметру участка школы рекомендуется предусматривать живую изгородь из зеленых насаждений.
5.23 Посадку деревьев от фасадов зданий следует производить не ближе 10 м, кустарников — не ближе 5 м.
5.24 Во входной зоне рекомендуется предусматривать мощеную площадку для сбора учащихся и для проведения общешкольных мероприятий.
5.25 При уменьшении общей площади участка без изменения должны быть сохранены размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.