ЖАЛОБА
(в порядке обжалования ответа на обращение)
17.06.2015 г. нами направлялась жалоба в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска» (далее – ЦГиЭ) по вопросу нарушения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.08.2009 № 95 (далее – СанПиН № 95).
В жалобе было указано:
«У домов по адресу ул. Кирова 6, ул. Свердлова 22, 24, 26, ул. Ульяновская 32:
1. отсутствуют инженерно-технические устройства для удаления ливневых вод;
2. при входе в указанные жилые дома отсутствуют урны для мусора, скамейки, решетки для очистки обуви (и их даже негде разместить, ибо тротуары возле домов ул. Свердлова 22, 24, 26, ул. Ульяновская 32 отсутствуют);
3. единственная на 5 прилегающие кварталов спортплощадка уже несколько лет заставлена строительными вагончиками; детям и жителям прилегающих центральному вокзалу 5 кварталов негде бегать, заниматься спортом;
4. дворовая территория не достаточно освещена.
...просим
проверить исполнение указанных и иных требований СанПиНа №95 для дворовой территории Квартала (распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и эксплуатируемые многоквартирные жилые дома);
...в случае выявления нарушений, принять меры реагирования (в т.ч. привлечь виновных к ответственности; направить предписание в Администрацию Октябрьского района по устранению нарушений)».
На жалобу получен ответ ЦГиЭ района от 16.07.2015 № 06/кол-4-34, не содержащий фиксации нарушений, изложенных в пунктах жалобы: 1 (полностью), 2 (в части отсутствия тротуаров), 4 (полностью). Соответственно, мер направленных на их устранение ЦГиЭ не предпринято.
В ответе прокуратуры Октябрьского района №225ж-2015 от 25.09.2015 г. на действия сотрудников ЦГиЭ района и нарушение требований СанПиН №95 сказано:
«В ходе проверки установлено, что факты, изложенные в Вашем коллективном обращении в ЦГиЭ района об отсутствии урн для мусора, скамеек, ...тротуаров возле указанных жилых домов, о недостаточной освещённости дворовой территории, об отсутствии инженерно-технических устройств для удаления ливневых вод на территории, прилегающей к домам по ул. Свердлова 22, 24, 26, ул. Ульяновская 32, ул. Кирова 4, соответствуют действительности, а требования об устранении указанных нарушений обоснованы.
Вместе с тем, сотрудниками ЦГиЭ района, рассматривающими обращение, мер по организации устранения указанных нарушений и по привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения санитарных норм, не принято.
По результатам проверки 25.09.2015 и.о. главного санитарного врача района внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства. Предложено организовать дополнительную проверку по Вашему коллективному обращению, в ходе которой принять исчерпывающие меры по организации устранения выявленных нарушений, а так же привлечь должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения санитарных норм и правил, к административной ответственности».
Согласно п. 10 Главы 2 СанПиНа №95: «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов): должны быть оборудованы ...площадки для занятий спортом».
В ответе администрации Октябрьского района №2-3-2/35/22 от 11.09.2015, упомянутая в пункте 3 жалобы в ЦГиЭ территория «Статуса спортивной площадки ... не имеет».
Таким образом, на территории, где расположены указанные в жалобе многоквартирные жилые дома, спортивных площадок нет, что является нарушением СанПиНа №95, так же не отмеченным ЦГиЭ района.
В ответе ЦГиЭ района от 17.09.2015 № кол-4-34/2 сказано: «26.08.2015 в адрес «УП ЖРЭО Октябрьского района г. Минска» направлены предложения по устранению причин и условий совершения административного правонарушения с необходимостью установки урн для мусора, скамеек, решёток для очистки обуви по ул. Свердлова, ул. Кирова, ул. Ульяновская. Срок исполнения – 30.10.2015».
Однако эти предложения заведомо невыполнимы. У домов по ул. Свердлова 22, 24, 26, ул. Ульяновская 32 отсутствуют тротуары, а подъезды выходят на проезжую часть проездов. В соответствии с ПДД на проезжей части запрещается установка предметов, препятствующих проезду или парковке транспортных средств, за исключением случаев: оформления дорожно-транспортного происшествия; выполнения дорожных работ или работ, связанных с заниманием проезжей части; ограничения или запрещения движения транспортных средств и пешеходов в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, установка скамеек и урн рядом с подъездами указанных домов в настоящее время не представляется возможной.
Требования СанПиНа № 95 распространяются на «проектируемые, строящиеся, реконструируемые, эксплуатируемые многоквартирные жилые дома» (п. 2 СанПиНа № 95) и «обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями» (п. 3 СанПиНа № 95).
Решением Мингорисполкома от 03.04.2008 № 680 был утвержден проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская (далее – ПДП).
Детальные планы разрабатываются в соответствии с ТКП 45-3.01-284 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки».
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Детальном плане определяются «параметры… благоустройства территорий» и «иные параметры и требования к территориям». Согласно п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014 в Детальном плане устанавливают «характер обустройства территории». Так как ПДП включает застроенную жилую территорию, то в нем необходимо определить «параметры благоустройства» и «иные параметры и требования», а также «характер обустройства» придомовых территорий жилых домов, в т.ч. и сохраняемых (параметры и требования к элементам благоустройства).
Соответственно, в ПДП необходимо предусматривать комплексную реконструкцию (модернизацию) благоустройства всех придомовых территорий сохраняемых жилых домов (размещение на придомовых территориях жилых домов тротуаров, освещения, оборудование инженерно-техническими устройствами для удаления ливневых вод и др.). Однако, указанный ПДП данные мероприятия не предусматривает.
При этом на листе 5 пояснительной записки ПДП (прилагается) указано, что срок реализации ПДП – 2010 г.
По ПДП было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы № 124 от 16.05.2007 г. В ответе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №1-2-1/13-1/Кол-337-1 от 31.08.2015 г. сказано:
«В соответствии со статьёй 15 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. №2442-XII «О государственной экологической экспертизе», действовавшего на период выдачи заключения государственной экологической экспертизы по названному градостроительному проекту, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы составляет пять лет, и в настоящий момент данное заключение утратило силу. Поэтому, в случае, если заказчик не отказался от реализации проектных решений, градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – Свердлова – Ульяновская – Бобруйская подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу».
В ответе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №01-1-15/Ч-952/4П от 31.08.2015 г. сказано:
«исходя из расчётного срока реализации ПДП (его истечение) местному исполнительному и распорядительному органу, как заказчику по разработке градостроительной документации детального планирования и органу, утверждающему данную градостроительную документацию, необходимо рассмотреть вопрос о разработке (либо её корректировке) градостроительной документации на территорию, на которую согласно ранее разработанной градостроительной документации истёк расчётный срок реализации проектных решений, принятых вышеуказанной документацией».
Исходя из вышеизложенного, просим:
1. Рассмотреть данное обращение в порядке п. 1 ст. 20 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»
2. Проверить выполнение требований ст. 9, п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 18 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» при рассмотрении обращения в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска»
3. Привлечь виновных в нарушении СанПиНа № 95 лиц к установленной законодательством ответственности.
4. Предъявить к Администрации Октябрьского р-на г. Минска и ЖРЭО Октябрьского р-на г. Минска требования о проведении санитарно-гигиенических мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также организовать контроль за выполнением этих требований.
5. Подготовить и внести в установленном порядке в Администрацию Октябрьского р-на г. Минска предложения по выполнению санитарно- эпидемического законодательства, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения на придомовой территории жилых домов № 22, 24, 26 по ул. Свердлова, дома № 32 по ул. Ульяновская, домов №2, 4 по ул. Кирова путем корректировки ранее утвержденного ПДП либо разработки нового ПДП в связи с истечением срока его реализации.
Приложение на 7 листах:
1. Копия обращения от 17.06.2015 г. в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска» 6
2. Копия ответа прокуратуры Октябрьского района №225ж-2015 от 25.09.2015 г. 8
3. Копия ответа ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска» от 16.07.2015 № 06/кол-4-34 10
4. Копия ответа ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского р-на г.Минска» от от 17.09.2015 № кол-4-34/2 13
5. Копия листа 5 пояснительной записки к ПДП (срок его реализации) 14
6. Копия ответа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №1-2-1/13-1/Кол-337-1 от 31.08.2015 г. 15
7. Копия ответа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №01-1-15/Ч-952/4П от 31.08.2015 г. 17