вкратце о составе экспедиции: машина Xsara Picasso дизель 2.0, 4 взрослых человека, навигация Automapa (основная, чтоб её) и на всякий пожарный Navitel 9 (не воспользовался им ни разу, наверное зря). Старт из Бреста.
День 1ый маршрут
Выехали из Бреста в 1 час ночи, с учётом заправки около границы за шлагбаум въехали в 2 ночи, а от поляков уехали в 3 ночи. Уже через 50 км от границы стало стремновато ехать - ночью вдоль дороги кол-во диких животных просто зашкаливало: за пол часа увидел 6 оленей, 2 кабана, 2 лисицы и 1 наверное зайца (не рассмотрел толком). Часть из них просто паслись около дороги, а некоторые перебегали в свете фар. Было стремновато, поэтому скорость держал 80-90 км/ч. Хорошо хоть ближе к рассвету этот треш закончился и стало ехать спокойнее. Далее до Словакии доехали без проишествий с остановками на "отдохнуть глазам" и позавтракать. К границе госсударств приехал в районе 10 часов. А вот дальше начался культурный шок. Резкий контраст Польша-Словакия заставил усомниться в том, что я еду по Гейропе. А благодаря навигатору (он решил что "объезд платных дорог" и "объехать Свидник до Прешова через сельскую местность" - идеальное сочитание) я еще увидел и местную глубинку (дома-вагончики с крышей из жести, необозначенные виражи на минисерпантинах с огромными ямами на дорогах. О том, что можно было это не увидеть и ехать по норм дороге я узнал уже на обратном пути когда не узнавал местность и ВНЕЗАПНО легко оказался в Свиднике.
На этом приключения не закончились, успешно объехав платный участок Прешов-Кошице я облегчённо вздохнул и успел 10 минут порадоваться пустой широкой автостраде в сторону Венгрии. Подозрения были, но эйфория от облегчения затуманила разум. Кайф обломали за 100 метров до границы госсударств. Остановка, вопрос про виньетку - штраф 140 евро. На просьбу не обламывать отпуск полицай согласился на 40 евро. В общем, Словакия мне не понравилась более чем полностью. =)
Далее по плану был Мишкольц. Зря, ой как зря я не посмотрел перед выездом точный адрес купален. Методом тыка нашёл в навигаторе примерное местоположение, а дальше ехал по знакам. Бесплатная парковка, билеты по карточке. Монетки для шкафчика ясное дело у меня не было. Но добрые бабушки в справочной дали мне 50 копеек (украинская монетка), которая идеально подошла для шкафчиков - вот вам и lifehack на будущее. Чтобы купить сувениры пришлось поменять немного денег - ближайший обменник на ресепшене рядом стоящего отеля, курс из головы и не выгодный, но деваться было некуда.
Расслабившись и передохнув отправились дальше. Дозаправка в Дебрецене, и на границе мы оказались почти в 19 вечера. Вот тут то я и убедился в цыганской натуре Румын. 1 час маринада (не только меня, нас было таких машин 7-8), 3 откровенных взятки которые я увидел, затем пересменка - и только тогда нам дали проштампованные паспорта. Как итог, в отель в Ораде мы приехали в 20:30. К слову, отель - имхо, лучший на данный момент где мне доводилось ночевать. Главный и единственный недостаток у него - отсутсвие ресторана или хотя бы кафешки. Всё остальное - просто супер (как и девушка на ресепшене)! Рекомендую!
День 2ой маршрут
Итак, день второй. Зная, что соляная пещера начинает работать с 9, а ехать до неё 100 с лишним км, я наивно предположил, что в Румынии другой часовой пояс, из-за чего позволил себе поспать до 8 утра и выехать из отеля ближе к 9. Каким же наивным я был! Когда начались горы со всем вытекающим, понял что явно опоздаю к открытию. Я был прав. В Турду мы приехали почти в 11. В воскресение. Это была моя вторая ошибка - ибо очередь из людей к лифтам просто зашкаливала. Хорошо хоть лестницы спасли положение.
Как результат, из-за очередей и лестниц - на беглый осмотр шахты ушло почти 2 часа. Так что расчитывайте в будущем потратить тут хотя бы 3 часа, чтобы получить максимум впечатлений от посещения, оно того стоит.
Следующая точка маршрута - Алба-Юлия. Прибыли на место в 15:30, тогда же осознал, что на замок Корвинов точно не будет времени.
Немного не понял, что за вооруженные солдаты были на стенах крепости. Да и колючая проволока явно портила туристический вид объекта. Итак, следующая точка назначения - Трансфэгэраш.
На пересечении 67ой и Е68 (поворот на съезд на автобан около заправки и ресторана) остановились перекусить. Тут же произошёл очередной прикол от Automapa - тут я впервые в ней разочаровался. В общем свернув в сторону автобана навигатор довёл меня до кольца, а затем приказал развернуться на кольце. Естественно он был послан нахрен, и когда я выехал на автобан - его "отпустило".
До Трансфэгэраша доехал без происшествий, но понимал что катострофически опаздываю - на 7C въехал в 17:30.
Сказать, что Трансфэгэраш прекрасен - ничего не сказать. А вода из горных ручьёв - дорогого стоит. Но дорога застравляет не только восхищаться видами, но и переосмыслить свою жизнь и приоритеты . Теперь я точно знаю, что следующая машина будет турбированной и хотя бы под 200 лошадей, ибо захлёбывающийся двигатель на 2ой передаче (3юю во время подъема удалось включить лишь пару раз) - это не прикольно. И лишь спустившись вниз я понял как мне повезло заехать с правильной стороны.
Плотина кроме своей высоты впечатлила лишь одним - кол-вом собак, роющимся в мусорках и выклянчивающих еду у туристов - грустное зрелище.
От плотины отъезжал в сумерках, а еще через 15 минут окончательно стемнело. Хорошо хоть сам спуск закончился, и начался населённый пункт. Но 50 км сплошного населённого пункта, где не освещены обочины по которым ходят люди - это тоже не прикольно, когда едешь ночью уставший после долгой дороги. В общем, в отель в Питешти прибыли в 21:40. Сказать что ночью снились серпантины - ничего не сказать.
День 3ий маршрут
Выезжали из отеля около 9 утра. Глядя на 110 км пути ожидал быстро оказаться в гостях у Дракулы, но не тут то было. Первые 30 км - это населённый пункт с рекурсивными светофорами из-за ремонта дорог. Оставшийся путь - серпантины формата "подъём на гору - спуск с горы - длинный населённый пункт в долине - подъём на гору - ... ". Нудно, но красиво... По сложности спуск-подъём мало чем уступает Трансфагэрэшу.
Итог - 2.5 часа пути и в 11:20 прибыли в Бран. Проблема оказалась в том, что по будням вход открывают с 12, а глядя на часы и предстоящую дорогу ждать открытия мы не решились.
Купив сувенирчики заехал на местную заправку (гады принимали только местные рубли, поэтому залил всего 17 литров, на которых с учётом оставшихся 10-15 литров надо было доехать до Болгарии). Итак, дальше в путь. Слава богу дальнейшая дорога была более ровной и скоростной.
Не помню во сколько приехали в Синаю, звиняйте. Оплатил парковку на 1 час, ибо знал, что сегодня (был понедельник) вход в замки (-ок) закрыт. Замки - красота, жаль что внутри не побывали. Ну да ладно, оставлю на следующий раз.
Закупка магнитиков - и снова в путь. Подъезжая к Бухаресту я помнил комментарии про его кольцевую, но я не представлял на сколько всё плохо. Утешало лишь то, что объезжать должен был по часовой стрелке. Но тут automapa снова вставила мне нож в спину. Фраза "Возьмите немного вправо", а затем последующая "Через 100 метров резко влево" заставила бы меня выехать на встречку кольцевой, ибо выезда на мою полосу там нету (между полосами бетонные отбойники). Матерясь на разработчиков пришлось понять происхождение ненависти к кольцу этого возможно славного города. Ухудшало ситуацию время - уже перевалило за 16 часов, т.е. конец рабочего дня был близок. Как итог - на ~25 км кольца ушло больше часа. К границе с Болгарией прибыл около 19 вечера. К слову об этом мосте: такое чувство что асфальт на румынской стороне не меняли с момента его строительства. И за это еще берут деньги!!! К слову, сдачу с 5 долларов не вернули. Хорошо хоть на болгарской стороне на прохождение границы потратили не больше 5 минут. Итак, на радостях направились к нашей точке ночёвки - Велико-Тырново. Отель у нас был расположен в старом городе, всего в 5 минутах ходьбы от крепости. Гулять по этому городу ночью - одно удовольствие.
Если вы окажитесь в Велико-Тырново, обязательно (!) посетите ресторанчик около самого прохода к крепости и закажите лимонад и пиццу прошуту!!! Ничего вкуснее я в жизни не пробовал! Настоящий лимонад (графинчик 0,5 литра с порезанными лимонами, сахаром и льдом + соломка чтобы это чудо пить) - это вкусно, но пицца... Лучшая пицца в мире! Не знаю что они в неё ложат из специй, но будь там вместо ветчины (она ли это была?) какая нибудь салями - я бы просто получил оргазм! При этом сидеть с видом на ночное шоу - за это никаких чаевых не жалко!!! Кстати о шоу: оно оказывается платное, т.е. если какие нибудь богатые дяденьки и тётеньки где то кому то заплатят, то оно будет. Нет - значит не судьба. Про систему оплаты не выяснял, ибо самому становиться спонсором не хотелось. =)
День 4ый маршрут
Итак, проснувшись с утра пораньше отправились к самой ближайшей достопримечательности. При этом офигенно красивой =) Речь идёт о Кая бунар.
Как я понял, днём там собирается дофига народу, ибо перед нашим отъездом оттуда приехал микроавтобус-автолавка. Так что если хотите насладиться природой - приезжайте как можно раньше. Сбоку есть лестница на скале, по которой можно подняться на верх. Селфи оттуда выходят не очень, но пощекотать себе нервишки можно. =)
Дальнейшая дорога до точки назначения была скушна и неинтересна, поэтому сразу про приезд.
В Светом Власе были мы уже в часов 13, побыстрому сходили на море освежиться - и сразу пошли дегустировать местные блюда. В качестве места для кулинарных экспериментов выбрали ресторанчик в центре города на торговой улице около кольца. Не помню как называется. Учитывая, что порции у них огромные, было огромной ошибкой заказывать на каждого по блюду. Порция в 600 грамм на 1 человека - это всё же слишком, и даже вино не помогает запихнуть это в себя внутрь. =)
День 5ый-13ый
Собственно, описывать отдых на море - не интересно как мне, так и тем кто будет читать. Для каждого это всё индивидуально: кто-то будет лежать днями на пляже, а кто-то не вылазить из баров и клубов. Поэтому вкратце про отдых в сентябре в целом и чуть более подробно про Свети Влас и разницу между ним и Солнечным Берегом.
Итак, погода в сентябре в Светом Власе - почти идеальная, но всё же в следующий раз я бы предпочёл поздний август. Дело в том, что из-за календарного месяца темнело уже часов в 8 вечера и при этом заметно падала температура воздуха. И если летом ночные купания доставляют неимоверный кайф, то в сентябре заставить выйти себя из воды ночью (ибо вода теплее воздуха) даже при слабом ветре - уже подвиг. Поэтому если планируете секс на пляже в сентябре - согревайтесь не только теплом тел друг друга, но и алкоголем. Ну или берите с собой плед.
Еще, читая про то, что сентябрь - самый сухой месяц в году для СБ, СВ, Несебра, я не ожидал 3-4 дней с грозами (гроза поздно вечером и ночью, днём облачность, купаться можно не особо позагораешь). Тем более, когда в один из дней с утра моросил дождик и мы решили съездить в Бургас, я не ожидал попасть в пути под ЭТО: дворники на макс скорости позволяли ехать максимум со скоростью 40 км/ч по полностью залитой водой трассе с видимостью в 50 метров впереди себя. Страшно представить что творится в менее засушливые месяцы. Но в целом, из 10 дней на море лишь 1 день не было возможности сходить на пляж, а на следующий день после грозы не очень хотелось лезть в море - взболомученная и грязная вода была. Море в остальные дни было разным: от полного штиля до таких вот волн:
В целом программа отдыха выглядела так: после 9 утра на море, в 12 с солнцепёка уходим гулять (СВ или СБ, "грязевые ванны" около Приморья, просто поваляться в номере, аквапарк и т.д.), а затем с 16 до 18 снова на пляж. Ближе к 19 оставаться на пляже уже не очень комфортно, поэтому снова ужин / прогулки / развлечения в СБ.
Теперь вкратце про курорты. СБ - это молодёжный курорт. Весело, шумно и дорого. СВ - семейный курорт, где более 50% людей - русские или русскоговорящие. Кол-во мамаш с детьми просто зашкаливает. Цены на еду в ресторанах - низкие. Средний ценник плотно покушать на 4ых - 50 лев, если с вином - то 60 лев. В начале СВ построили гипермаркет (после наших Корон кажется совсем мелким), где цены вполне приемлимые. Главный же недостаток СВ - малое кол-во развлечений (казино и ресторан в яхтклубе - это весело и круто, но ценник там не для нас). О чём речь, если там стоят такие машинки:
Магазинов с одеждой и сувенирами в СВ так же мало, торговую улицу можно пройти за минут 15. После торговой улицы Солнечного Берега - вообще кажется что "нечего смотреть".
Еще один нюанс про СВ. Выбирая где остановиться - смотрите месторасположение. Чем ближе к СБ, тем ниже высота над уровнем моря - а значит легче спускаться/подниматься. Мой отель распологался в комфортной зоне, поэтому 5 минут до моря и обратно не выжимали из меня все соки. Но гуляя по городу, я разок погулял по улицам в районе амфитеатра за яхтклубом. Подняться с пляжа до первой линии отелей там - уже подвиг, ибо угол подъёма реально огромный. Вот про ту часть города можно сказать "сиди себе на скале". Но не надо объединять всё в одно.
Ночью естественное дело развлекаться ходили в СБ. За счёт "курортности" цены там заметно выше. Как пример, тот же махито и Лонг Айленд в СВ я брал по 5 лев, в СБ за них же можно отдать до 8 лев. Иногда попадаются happy hour, где за 10 лев ты получаешь 2 коктейля, т.е. ценник равен. Но без акции - алкоголь чуть ли не в 1,5 раза дороже. Для сравнения, за пиво, коктейли и пиццу во время матча по футболу сидя в СБ я оставил 80 лев. И это на 2ух человек. Но за атмосферу и тёплые пледики для клиентов было не жалко таких денег.
Еще немного про цены в Болгарии: там многие вещи дешевле чем у нас, именно поэтому назад в Брест мы вернулись с огромными сумками покупок. НО! В Польше всё же еще дешевле. Я хотел себе жилетку тёплую, присмотрел в Бургас Плазе за 65 лев. Пока ходили по магазину - мой размер успели купить. Признаюсь, был сильно растроен. На обратном пути заехав в Бялу Подляску купил аналогичную жилетку (даже получше) за 25$. Профит на лицо. Цены на дорогой алкоголь так же сравнимы с польскими: Jack Daniels 0.7 - 41 лев в СВ, 81 злотый в Бялой Подляске.
Перед тем, как описывать обратную дорогу, пару слов про автосервис в Болгарии: случилось так, что у меня возникли технические трудности с авто. В принципе, доехать обратно до Бреста я бы смог, но когда в вышеописанный ливень в Бургасе у меня пропала мощность двигателя и грёбанный датчик не позволял раскручивать двигатель выше 1000-1200 оборотов, а затем через 30 минут мучений всё прошло - я понял что не помешало бы всё же заменить регулятор подачи топлива уже в Болгарии. Заехал на автосервис в СВ. Как итог, оригинальная деталь Bosch обошлась в 130 евро. У нас она же год назад стоила 280$. Так что не бойтесь чиниться у них на месте если всё же приспичит.
Из неприятного, в тот же день когда чинил машину, потерял 100 евро. Больше негатива от Болгарии нету. Хотя нет, вру! Нагадил в душу парнишка на платной парковке в СБ. За опаздание на 5-7 минут заставил оплатить еще 1 час - лишние 3.5 лев. А ведь я его изначально пожалел и за первый час не стал давать монетками.
В общем, тихо-мирно, но отпуск у моря пролетел незаметно. Оставалась дорога назад.
День 14ый маршрут
День отъезда. Запаковали сумки, еле запихнули всё в багажник - и двинули в путь. По пути на выезде из СВ заскочили в Меркурий за спиртным и банками шоколадной пасты (к сожалению в магазинах нашёл только ведёрочки на 1 кг. Двадцатикиллограмовые как у уличных торговцев блинчиками нигде не нашёл ) и в 11 часов покинули общину Несебр. По пути заскочили в Бургас пофоткаться на фоне песочка:
Далее предстоял долгий и нудный путь до Софии. Честное слово, ну не понимаю я тех, кто выбирает маршрут через Сербию. Это же скука смертная! Добравшись до Софии свернули в сторону Видина. Вот тут началось веселье. Сначала 40-50 км автобана по ущельям - петлять на скорости 140 км/ч было немного стремновато. Далее вышли на обычную двухполоску, и скорость движения заметно упала. Участок конечно не сложный, но не давал заснуть. Из особенностей трассы: больше кол-во фур и ... Короче, был участок протяжённостью примерно в км 10, на котором примерно каждый 1 км был минипаркинг с жрицей любви. Когда я увидел первую (шикарная брюнетка на каблуках в обтягивающем платье) я догадался кто она, но не поверил. На следующем паркинге ситуация повторилась - и всё стало понятно. Дальше оставалось только любоваться ими и удивляться контрасту - стояли проститутки на любой вкус: от гламурной ТП до сельской девки (в шортиках и маечке без косметики с семками сидя на пенёчке). Учитывая местность по которой ехать - пожалуй они являлись самыми высокооплачиваемыми работниками всего района.
В Видин прибыли вечером, примерно после 19. После туристической Болгарии (Велико-Тырново, курорты) увиденное вызвало жуткую депрессию и апатию. Для полного "кайфа" вновь появились комары, которых не было на море и про которых я уже успел забыть. В общем сходили к крепости Баба Вида, затем заскочили в гамазин - и пошли спать, ибо гулять по ЭТОМУ городу у меня не было ни малейшего желания..
День 15ый-16ый маршрут
Итак, предстоял финальный рывок. Ночёвку изначально планировал в Мишкольце, но из-за желания посетить магазины в Бялой-Подляске в воскресение, вынужден был ехать до упора. Итак, старт в пол 9ого из отеля - и в 9 часов я забрал паспорта у пограничников на румынской стороне. Пограничник явно собирался поклянчить денег за ускорение оформления (я был единственной легковушкой), но его подошедшие коллеги, которые от скуки захотели узнать про погоду на море, его смутили и заставили работать в штатном режиме. Из дороги до Бигара запомнились 2 вещи: дорога вдоль Дуная по скале и огромное кол-во фур. Их кол-во просто зашкаливало и превышало кол-во легковушек чуть ли не в 2 раза. Чтобы обогнать вереницу этих бравых ребят порой тратил до 15 км пути. Но свернув на дорогу в глубинку Румынии - полегчало. Хотя и максимальная допустимая скорость была 90 км/ч, я все же редко разгонялся выше 70. Учитывайте это составляя маршрут.
Собственно сам водопад:
Если честно - разочарован. Ожидал большего (выше, красивше, чудесатее). Нет, я не спорю что красиво, но всё равно - осадочек есть. Может осенние листья немного испортили вид. Соседний понравился больше (о нём чуть позже). К самому водопаду есть два пути: платный - и экстримальный. Я из принципа и разочарования выбрал второй - крутой спуск вниз цепляясь за деревья и растения. О чём не пожалел. Не знаю сколько стоит платный вход, но он того не стоит - окажитесь там же, только другим путём. Народу было довольно много - могут возникнуть проблемы с "припарковать машину".
А вот через пару поворотов (примерно через 1 км) есть другой водопадик, главной фишкой которого является еще и пещера в скале. Жалею, что не остановился полазить там, но притормозить и полюбоваться им - сделал. Советую и вам. Я же просто не стал мешать группе молодёжи, которая лазила по нему, фоткалась и плескалась под водой.
А дальше уже "скушная" дорога до Лугожа по типичной румынской сельской местности. Выехав до Лугожа я попращался с серпантинами, и возможно вздохнул с облегчением - за прошедшие дни я от них устал, а тормозные колодки стёрлись. Далее до Оради можно скзаать была пряма дорога, временами по автобану. Единственное что запомнилось - румынские фуры. Когда я на второй день стал ездить по Румынским населённым пунктам со скоростью 70 км/ч - я считал что наглею. Когда же я в этот день возращался и ехал по населённому под 90, а меня обогнала фура со скоростью примерно 100-110 км/ч - я ушёл в осадок.
Еще понравился городок (скорее деревня) на E70, где было дофига новых котеджей визуально оформленных под особняки 19 столетия. Даже внешней отделке они старались придать эффект старины. Я в восторге и завидую!
На границу с Венгрией прибыли около 19. 20 минут маринада в отстойнике, где выборочно проверяли ВСЕ сумки и пакеты у некоторых машин (нас не стали проверять) - и можно двигаться дальше. На автобан от Дебрецена до Мишкольца я выехал когда уже почти стемнело и начался дождик. Учитывая 12 часов за рулём я отшучивался про предстоящую дорогу по Словакии, что куда уже хуже? Оказалось - есть куда! К границе с Словакией я приехал в 21 час и не доезжая 500 метров свернул на парковку, чтобы отдохнуть - глаза уже дёргались от усталости. 1 час отдыха - и можно ехать дальше. Лишь с 3ей попытки (!) я попал на бесплатную 68ую дорогу - гады постарались заманивая автомобили на R4!!! А после Прешова начался треш - к ночи и дождику добавился ТУМАН!!! Видимость - максимум 50 метров. Пристроившись за фурой я так и плёлся за ней до самого Свидника не решаясь на обгон даже когда он ехал 20 км/ч. Спасибо ему огромнейшее за то что проводил меня сквозь туман - его задние фонари были моим спасением в этих условиях.
Далее уже въехав в полночь в Польшу я понял, что обратно я ехал по другой дороге по Словакии чем ТУДА - и снова помянул добрым словом разработчиков Automapa. Добравшись до первой же парковки - остановились на ночёвку для отдыха, ибо роль ёжика в тумане мне совсем не нравилась.
Подремав в машине 5 часов и, проснувшись, выпив 2 банки Red Bull-а, двинулись дальше сквозь туман. Туман рассеялся ближе к Жешуву и рассвету, и как я не старайся, в Бялу Подляску прибыл только в 10:30. ТОлько зря птичек сбил (суммарно 3 звезды пора рисовать на борту автомобиля). Немного шоппинга в Польше - и на границе мы в 12:30. В воскресение по зелёному каналу даже через "Варшавский мост" потребовалось меньше часа на прохождение границы. И вот - путешествие официально закончено.
Итог: 4500 км, 290 литров топлива, средняя скорость по БК - 65 км/ч, средний расход топлива по факту - 6,45 литра на сотню (по пути ТУДА было 5.8 литра, обратно сказались 400-450 км по Болгарии со скоростью 140 км/ч).
Смета :
суммарно на 4ых человек дорога и проживание:
страховка на машину + платные дороги + оплата мостов = 50 + 6 + 6 + 18 + 12 + 3 + 6 = ~ 100 евро
топливо (с учётом заправки в РБ) = ~350 евро
отели (10 ночей в Болгарии + транзитные) = 260 + 36 + 45 + 40 + 50 = ~430 евро
штраф в Словакии за отсутсвие виньетки = 40 евро
итого = ~910 евро
доп. затраты не делящиеся на людей:
ремонт машины = ~135-140 евро (270 лев)
тупо потеря денег = 100 евро
еда, развлечения, шоппинг, сувениры:
индивидуально для каждого.
В среднем расход за отпуск на человека:
В среднем вышло 500-550 евро на человека. Могу сказать конкретно о себе и моей жене, ибо знаем сколько денег брали с собой и сколько потратили: 600 евро + 550 долларов. Да, могли бы потратить и больше ибо многое что хотелось не попробовали, да и немного денег осталось после поездки по возвращению, но как то в последние дни не было настроения для этого - сначала жена, затем я (в день отъезда) подхватили что-то типа лёгкой формы ротавируса (про который кстати в СВ никто ничего не слышал и не видел): лёгкое подташнивание, слабость, отсутсвие аппетита и небольшой жар.
P.s. сорри за вертикальные фотографии - хз почему проблема с ориентацией фоток при загрузке. А часть интересных фотографий не загружается из-за превышения размера - буду периодически выкладывать в ветке.