Отписался по указанному адресу. Вряд ли это что-то даст - но наболело.
Уважаемый Василий Васильевич.
Я водитель с семилетним стажем. Немного, согласен, но езжу я ежедневно, как на машине, так и на мотоцикле. Пробег в среднем 20-25 тысяч в год, все это по Минску. Насмотрелся я за это время на всякое.
Искренне - когда впервые услышал про программу, то ничего, кроме скепсиса она не вызвала. Сейчас отношение к ней только ухудшилось - это не деятельность, а показуха с красивым названием. Я был бы только рад, если бы она действительно работала, повышала безопасность на дороге и уменьшала смертность. Однако...
Однако и я, и мои родители, и мои друзья наблюдают одну и ту же картину на дороге. Вместо стройного порядка и ритмичного передвижения машин поток выглядит как стадо коров, прущих на водопой. Давайте взглянем, что нам дала программа
1. Новый КоАП. Скажите, а зачем были введены штрафы, в несколько раз превышающие среднемесячную заработную плату? Как результат - стали больше взятки сотрудникам ГАИ, появились дополнительные поводы угрожать лишением ВУ и штрафами в 300-400 тысяч. Это повышает безопасность? Нет, это лишь повышает левые доходы ваших сотрудников.
2. Лишение за любое (практически) ДТП. В итоге появилось огромное количество водителей, которые "решают на месте" все вопросы, не вызывая ГАИ. В отчете это должно выглядеть красиво - количество ДТП снижается, все счастливы. Скажите - вы пробовали на обычной легковой машине проехаться по городу в 14-16 часов? Не на машине ГАИ? Количество аварий напоминает последствия передач по Discovery "Гонки на выживание".
Масса ситуаций, когда водитель, сдавая назад, цеплял дерево, столбик, скамейку и вызывал ГАИ. КАСКО ведь, не зря деньги платит. И через короткое время с удивлением обнаруживал, что лишен ВУ за ДТП. Зачем такие перегибы? Неужели он станет от этого ездить лучше?
3. Льготы водителям МТС и такси в случае ДТП. Официальная отписка "это основная работа водителя, без этого он не сможет кормить семью". Все водители МТС знают, что в случае ДТП ничего страшного с ними не будет. Их не уволят, их даже премии толком не лишат. Так чего бояться? Вот и получаем ситуацию, когда автобус, отъезжая от остановки, перекрывает всю дорогу, выезжая сразу в третий ряд. Ему бояться нечего. Сейчас даже водители маршрутных такси не вызывают такого опасения, как водители МТС.
А самое страшное - грузовики "Хлеб" и аналогичные. Молодые парни, вернувшись из армии, не боятся вообще ничего. И вызывают аварийные ситуации, зачастую при этом уезжая с места ДТП. Они же "профессионалы". Вот только профессионализм - это не лихость, а в первую очередь расчет и предсказуемость.
4. Проезд перекрестков на красный свет. Я теперь трогаюсь только на горящий одну секунду зеленый. Боюсь - с поперечной улицы может ехать тот же автобус или грузовик, спешащий на "розовый". У них ведь план, у них график - а остальные днем катаются только "для удовольствия". Сюда же можно включить молодых водителей, считающих, что после года езды он легко составят конкуренцию Хаккинену. Почему ваши сотрудники не борются с этим? Поставьте фоторадары сразу за перекрестками - комплект красивых снимков обеспечен. Вместо этого фоторадар постоянно стоит на Независимости возле цирка. Спуск с горки - идеальное место, чтобы ловить нарушителей за превышение скорости - только вот это прямой и безопасный участок. А чуть дальше, на перекрестке Независимости-Мулявина, постоянно 5-6 машин проезжает на красный.
5. Абсолютно неясная норма о запрете "группового движения" мотоциклов. Активистская группа уже писала запрос в ГАИ с просьбой разъяснить, почему нельзя двум мотоциклам ехать по одной улице - ответ пришел в духе "мы вас всех знаем, вы нарушители, с вами будем бороться". За что? Я не спорю - нарушители есть. Вот только оказывается, что по пр-ту Независимости нельзя ехать вдвоем. "Групповая езда". Два мотоцикла, один за другим... чем они мешают движению? Чем они угрожают? Я сам был остановлен за подобное нарушение. Оказывается, за мной ехал еще один мотоцикл (с водителем я был незнаком) и сотрудник ГАИ классифицировал это как нарушение. Если не ошибаюсь, подобная норма действует и для машин.... почему тогда не тормозить всех подряд?
6. Пешеходы. Какая же это больная тема. Ваши сотрудники изрядно потрудились, вдолбив в головы пешеходов, что они всегда правы. Итог - пешеход твердо знает, что ему можно все, а вот водитель всегда виноват. А ведь именно пешеходы чаще всего гибнут в ДТП. Я не буду говорить про пьяных - я говорю про здоровых, трезвых и в полном сознании людей, которые идут через дорогу твердо зная - водитель его объедет. Ярчайший пример - остановка автобуса №25 возле Комаровского рынка. Пешеходы толпами! идут через дорогу к рынку, пробираются мимо тормозящих машин - а сотрудник ГАИ в 200 метрах штрафует машины за парковку в неположенном месте. Думаю, что неверный выбор места для парковки не приведет к смерти человека!
7. Не могу не упомянуть про самих сотрудников ГАИ. Извините, но постоянно наблюдаю картину, когда водитель машины спецназначения (с выключенными маячками, что автоматически переводит ее в статус обычной машины) превышает скорость, разворачивается через двойную сплошную, говорит по мобильнику в движении и паркуется на зеленой зоне. Безнаказанность приводит к тому, что водители перестали доверять сотрудникам ГАИ - остановившись возле него спросить дорогу можно получить штраф за остановку в неположенном месте. Плюс к этому незнание норм КоАП, норм ПДД, неумение управлять дорожным движением и нежелание учиться всему этому. Пример - вышедший из строя светофор возле авторынка. Водители худо-бедно разъезжались, пока не приехал сотрудник ГАИ. Движение был парализовано мгновенно и качественно. Неужели вы этого не знаете?
Обратитесь к водителям - пусть о каждом нарушении они сообщают вам. В интернете огромные архивы - с фотографиями, подробнейшими описаниями нарушений, фамилиями сотрудников и номерами автомобилей ГАИ. Правда, в аналогичной ситуации Меньшиков сказал Петру "Мин херц - останетесь без подданных".
Много можно писать. Однако вывод простой - программа не то что не работает - ее просто нет. Все "месячники", "дни безопасности" и "операции "Скорость"" не дают и не могут дать результата - это карающие меры, они не могут переломить ситуацию в целом. Они разовые, точно так же, как стихийные бедствия. Никто не строит защиту от урагана в стране, где их не бывает. А если и будет разок - то проще устранить последствия. Так и на дороге - оштрафовали одного, второго - они отъехали и продолжили нарушать. Так ведь и есть...
Вы взяли от западных систем контроля ДД вторичные черты - штрафы, фоторадары итд. Однако вы забыли самое главное - полицейский на Западе - уважаемый и значимый человек, к нему обращаются за помощью, от него ждут участия. Там тоже масса недостатков - но на первом плане человек, готовый помочь. Спросите сотню водителей, устройте выборку - найдете 1 или 2 человек, которые скажут то же про ваших сотрудников.
И поэтому поездки на машине сейчас превратились в вылазки в зону свободного огня, когда не знает, откуда ждать опасности. От коллег-водителей, от сотрудников ГАИ или с некоей третьей стороны.
Вы стреляете в темноту, вспышки очень красивы и зрелищны - вот только результата от них почти нет. Его и быть не может - это простая показуха, красивая картинка с красивым названием. А люди продолжают гибнуть.
Игорь, простой водитель Минска