Чтобы немного разрядить обстановку, расскажу про свой опыт общения с дилерами в Минске в конце 2009, о чём уже тут вскользь упоминал.
Если неинтересно - проматывайте и спорьте дальше! Если нарушаю правило - удалю пост. (Текст написан по горячим следам.)
...Когда выбирали машину, родители предпочли более простую и в не такой богатой комплектации, но зато новую.
В субботу 3 октября 2009 мы с отцом прогулялись по нескольким автосалонам. Многие друзья советовали мне не в коем случае не брать французскую машину, а только японскую или немецкую, но они выходили минимум в полтора раза дороже!! Было не очень понятно, за что столько переплачивать – качество у НОВЫХ иномарок примерно одинаковое (т.е. все они ломаются очень редко), а какой-то «престиж» или «имидж» нас не очень волновали. Но и экономить на собственном комфорте и особенно безопасности, покупая китайский или, того хуже, российский автомобиль, тоже не хотелось. Корейские автомобили отпали по той причине, что у них как раз сейчас произошла «смена поколений», и недорогих моделей в наличии не было (предыдущее поколение уже распродали, новое ещё не завезли).
Сначала мы пошли в автосалон Renault. Кроме джипа Koleos, который нам не подходил по цене (да и по всем характеристикам тоже), там были в наличии модели Logan и Sandero (бывшая Dacia) и Megane sedan. Универсал Logan MCV мы даже смотреть не стали – слишком уж он несоразмерный, похож на сарай. Остальные машины (Logan и Sandero) более-менее понравились, но они были не очень просторными, материалы салона – слишком дешёвыми, а базовые комплектации – очень бедными. Megane sedan (как бы предыдущего поколения, т.к. во Франции уже вышло новое) была самой дорогой, но по всем характеристикам (и комплектации) превосходила Dacia.
На тот момент денег всё равно было недостаточно, нужно было ещё подкопить, поэтому мы в этот день решили никаких окончательных решений не принимать, а пошли в салон Skoda. Там, опять же, по деньгам нам подходили самые «слабые» и «базовые» версии Fabia, но они хотя бы смотрелись приятнее, чем Dacia-Renault, да и к чешской сборке доверия было всё-таки больше, чем к румынской. Цены выглядели довольно приятно, но они были зафиксированы в евро, а я как раз опасался, что доллар продолжит своё падение, что было для меня невыгодно.
После этого мы пошли в автосалон Citroen (по дороге проехали ещё мимо Peugeot, но туда решили не заезжать). Там продавец оказался самым активным – наверное, его зарплата напрямую зависит от продаж! Модель С3 уже сняли с производства, я надеялся, что какие-то экземпляры на складе ещё остались – но нет, всё уже, поздно. Новое поколение С3 появится лишь в 2010 и будет дороже предыдущего (очевидно, Citroen, как и другие автопроизводители, надеются на то, что уже буквально в ближайшие несколько месяцев у людей настолько вырастут доходы, что они выстроятся в очереди за ПОДОРОЖАВШИМИ автомобилями). С4 для нас были дороговатыми (и великоватыми). В наличии было несколько штук С1 – красненьких, с магнитолой, кондиционером и автоматической КП, да и денег вполне хватало. Но эта машина показалась нам слишком гламурной! Нет, в Москве меня катали на аналогичном Peugeot 107 (есть ещё Toyota Aygo – тот же дизайн, сборка на том же заводе, но цена в полтора раза больше) – машинка замечательная, для города самое то. Но уж очень она маленькая, да и мой отец в ней совершенно не смотрелся!
Зато очень понравился «каблучок» Citroen Nemo. В салоне стояла грузовая версия, но мы знали, что существует ещё и пассажирская. Машина очень компактная и экономичная, но при этом стильная (что понравилось мне) и просторная (что понравилось моему отцу). Оказалось, что и на эту модель у них тоже есть значительные скидки, ещё немного подкопив, я бы вполне мог её купить! На радостях мы оставили свои координаты. Продавец сказал, что в конце октября 2009 (примерно 23 числа) в Минск приедут на автовозе целых 5 таких Nemo, что они придержат одного из них для нас на неделю.
Шло время.
Продавец из салона Citroen периодически связывался с моим отцом, рассказывал, что «автовоз уже выехал», «машины уже плывут морем в Клайпеду», «уже доставлены в Беларусь» и т.п. Это были хорошие новости. Ещё более хорошими новостями было то, что какой-то другой продавец пообещал, что за те же деньги в машине будет ещё магнитола и кондиционер (вообще, облюбованная нами комплектация была базовой, но имела АБС и несколько, больше 2, подушек безопасности). Потом оказалось, что этот продавец пообещал лишнего, и вообще «он у нас больше не работает»… Ещё оказалось, что на все доставляемые в Минск 5 машин уже есть покупатели, которые внесли предоплату! Соответственно, мы сможем лишь посмотреть на машину, но её всё равно придётся заказывать и ждать. В принципе, всё было логично – спрос явно упал (если не в 10, то в 5 раз точно), поэтому дилеры поставляют автомобили в Минск под заказ и с небольшой предоплатой (как бы в доказательство серьёзности намерений покупателя).
Тем временем я уже собрал недостающие деньги. Автосалон всё тянул – то у них какие-то проблемы с таможней, то ещё что-то. Наконец, когда было сказано, что «на этой неделе автомобили уже будут в наличии», в среду 4 ноября я поехал с отцом в автосалон… Но того Nemo мы там так и не увидели! (А красненький C1 так и стоял – не нашлось ещё блондинки, которая бы на нём уехала…) Оказалось, их уже привезли в другой, «головной» салон и сняли с автовоза, но во всём том районе отключилось электричество, поэтому в этот день они не могли произвести предпродажную подготовку и помыть машины!! Мне сразу вспомнилась шутка из КВН «Сегодня на поле зеленеет трава, светит солнце, поют птицы – словом, сама природа против наших спортсменов!!», но на самом деле это было уже даже не смешно.
Мы уточнили у ТОГО продавца, а что же с «нашим» Nemo? Он сказал, что цена именно такая, оснащение такое, но автомобиль стоит на складе во Франции. И что в течение максимум месяца его доставят в Беларусь. Мы решили подписать договор. Он предусматривал много санкций для покупателя (за просрочку оплаты) и почти никаких – для продавца (за просрочку поставки), но нас это не пугало – деньги-то у нас были уже! Для верности накинули на 30-дневный срок поставки 10 дней, вышло «до 14 декабря». Я уже подписал договор, продавец убежал к начальству подписывать и ставить печать… Мы с отцом уже предвкушали, как в начале декабря получим новенький классный автомобиль… Продавец вернулся и сказал, что в договор придётся внести 2 изменения. Во-первых, платить не на счёт дилера, а на счёт импортёра. Это было немного подозрительно, но в принципе нормально. Мало ли, какие у них там схемы – может, импортёр потом дилеру комиссию выплатит? Во-вторых, сроком поставки нужно было поставить аж 31 декабря!!! Мол, какие-то логистические заморочки и прочая ботва.
Вот на это мы пойти не могли. Мы забрали подписанные мной 2 копии договора и ушли, пообещав подумать. А подумать было над чем.
За тот месяц, что мы общались с автосалоном Citroen, с нашей стороны всё было честно и без изменений – в начале октября сказали, что деньги будут в начале ноября. В начале ноября пришли уже, условно говоря, «с деньгами». С их же стороны постоянно происходили какие-то изменения, причём всегда «не в нашу пользу»! Можно было уверенно утверждать, что существует большая вероятность, что к 31 декабря 2009 машина НЕ была бы доставлена. В лучшем случае – в начале января 2010, т.е. аж через 2 месяца. Даже если отбросить закономерный вопрос, а какого [вырезано самоцензурой], спрашивается, нужно целых 2 месяца на то, чтобы даже не собрать машину с какими-то хитрыми опциями, а просто доставить в Минск то, что уже находится на складе во Франции, за 2 месяца может произойти много неприятного! Падение (или вообще отмена) доллара, рост евро, рост пошлин для юр.лиц (про что почти открытым текстом сказали на следующий день в новостях), да и просто рост цены автомобиля! И в результате мы бы нервничали 2 месяца, остались бы без машины, а автосалон вернул бы нашу предоплату в размере 1 млн. BYR (и то не факт, что сразу)!!!
Правда, продавец Citroen предложил и другой вариант. Среди приехавших Nemo был один, от которого то ли покупатель отказался, то ли его изначально не было. В общем, вот этот автомобиль можно было оплатить и забрать. Но в нём были установлены 3 опции – краска металлик, кондиционер (ну или там «климат-контроль» какой-то) и магнитола с CD и МР3. И на 1700 USD дороже!!! (Вообще, цены у Citroen зафиксированы в EURO, но считают они по курсу НБ РБ +2%.) А денег едва хватало на более дешёвый вариант… Да и вообще, нельзя автомобиль покупать на «последние деньги» - нужно оставить на регистрацию, страховку, противоугонку, покупку всяких финтифлюшек вроде аптечки, огнетушителя и ковриков на пол.
Добавлено спустя 12 минут 59 секунд
На следующий день (четверг 5 ноября 2009) мы пошли в автосалон Renault, но уже в более крупный - на Машиностроителей. Там была такая же Megane sedan, несколько Renault-Dacia (на них мы уже и не смотрели), а также два седана Symbol и один «каблучок» Kangoo. Последний – был очень похож на Citroen Nemo, цена практически устраивала, но нам отказались его продавать. То ли зарезервирован для кого-то, то ли ещё что-то… Megane sedan красивого тёмно-зелёного цвета был «обещан» кому-то до завтра (т.е. люди договор не подписали ещё, а просто попросили «придержать» им эту машину). А вот любой из двух Symbol можно было купить! Они были разной комплектации, один более дорогой, другой более дешёвой. У нас хватало и на более дорогую, но за эти деньги уже был смысл купить Megane sedan – машину с примерно таким же оснащением, но более просторную, поскольку это уже С-класс (Renault Symbol, Renault Logan, Skoda Fabia относятся к более маленькому В-классу). И вообще – более ВЗРОСЛАЯ машина.
Мы ушли домой, чтобы подумать до завтра. Машины были, деньги были, но была и проблема – оба Renault Symbol были белые! Это самый непрактичный цвет, особенно в условиях белорусской зимы.
Утром в пятницу 6 ноября отец поехал в автосалон Renault. Позвонил мне оттуда, сказал брать деньги – «Ура, нам продают Megane sedan!» Я взял деньги, вызвал такси и поехал туда. Пока ехал, отец позвонил ещё раз. Оказывается, те люди, которые просили им эту Megane придержать, живут не в Минске. Накануне они отказались от её приобретения, но потом (очевидно, посмотрев новости о вероятном повышении пошлин) решили таки брать. Для чего прислали какого-то своего родственника охранять эту машину!
Прихватил папу возле автосалона Renault. Вместе мы поехали в центр, в салон Peugeot на Свердлова. Не только потому, что хотелось именно французскую машину (а у Skoda в наличии были только слишком дорогие для нас версии Fabia), но ещё и потому, что модель Bipper была полным аналогом Nemo, а Partner – почти то же, что Renault Kangoo и Citroen Berlingo (плюс, можно было посмотреть на 206 sedan). Если бы и в Peugeot совсем ничего в наличии не оказалось, последним вариантом оставался Fiat с симпатичными «каблучками» Fiorino и Doblo. (Ремарка для фанатов японских и немецких автомобилей – ни у одного из японских производителей таких моделей просто НЕТ, а аналог VW Caddy недостаточно «легковой». Skoda Roomster – да, подходит, но цена пока слишком высока.)
И о чудо – в салоне Peugeot были В НАЛИЧИИ и Bipper (не просто аналог, а фактически тот же Citroen Nemo, но с другим шильдиком), и Partner (аналог Renault Kangoo, которого нам не захотели продавать). Ещё были подходящие по цене 207 и 206 sedan, но они (п)оказались слишком маленькими. К сожалению, Bipper был в «нафаршированной» версии с приятными опциями, но переплачивать за них не хотелось совершенно. А вот Partner (пусть в базовой комплектации и версии Origin, т.е. предыдущее поколение) был, причём не один, а целых 2 штуки!! Мы решили – БРАТЬ! Ну и пусть предыдущее поколение – зато проверенная конструкция без «детских болезней». Базовая комплектация – магнитолу и всё остальное потом докупим, не проблема. Выпуск 2008 года, это не очень хорошо – потом при перепродаже машина будет стоить дешевле, но по любому мы на ней собираемся ездить, а не продавать скоро, а гарантия начинается с момента продажи. Да ещё нам 350 USD скинули.
Мы пошли менять USD на BYR, а в автосалон в это время пригнали второй экземпляр (их оба собиралась брать какая-то фирма, но в итоге отказалась). Обошли несколько банков – цену машины перевели из USD в BYR по курсу НБ РБ (и безо всяких «+2%»!!), в наших интересах было сдать доллары как можно дороже. Утром смотрел на сайте Белинвестбанка, там был указан курс покупки 2740 BYR за 1 USD. Однако, в ближайшем отделении он почему-то был 2735 BYR! В салоне нам дали распечатку с наиболее выгодными курсами, мы ткнулись в ещё один какой-то банк (где стояла очередь людей, чтобы пролонгировать потребительские кредиты), но там и курс был 2735 вместо обещанных 2740, и нужного количества наличных BYR не было. Вернулись на ул. Московскую, где в Белвнешэкономбанке поменяли по 2735. Получилось несколько увесистых банковских пачек, мы не стали их вскрывать и пересчитывать. Вернулись в автосалон, осмотрели оба автомобиля. У того, что пригнали, пока мы меняли деньги, оказалось поцарапанным ветровое стекло! (Наверное, пока стоял в салоне, кто-то зацепил. Или помыли неудачно.) Зато у другого экземпляра никаких дефектов не было. Его мы и взяли. Оформили все документы. Дополнительно – страховку на 15 дней.
Зарегистрировал в ГАИ его отец уже без меня (в субботу 7 ноября в ГАИ, как и везде, был выходной).
Брелок для ключей нам не подарили, но подарили диск с песнями Эдит Пиаф и Джо Дассена. Ещё пообещали скидку 35% на техобслуживание в их салоне. Гарантия 2 года, всё это время все работы и ТО нужно будет производить именно там. На первое ТО нужно приехать после 2500 км (или 3 месяцев), потом обслуживание каждые 20000 км (или 1 год).
Добавлено спустя 7 минут 19 секунд
Машиной категорически довольны за полтора года. Ездили на ней в Европу, возили различные стройматериалы для ремонта - всё отлично! Ничего нигде не сломалось и не испортилось.
А вот работой минских дилеров - не очень. Ну ладно, дилер Peugeot берёт большие деньги за ТО. Кончится гарантия, будем искать место, где обслуживаться подешевле.
Очень доволен, что НЕ заключил договор с дилером Citroen тогда! Да, возможно, машины были бы доставлены в Минск до повышения пошлин 01.01.2010, но скольких нервов мне бы ожидание стоило? Успеют=не успеют...
Уже тогда у дилера проявилось желание переложить все риски и просчёты на клиента. Если у них логистика не позволяет за полтора месяца гарантированно доставить машину из Кале в Минск (да за это время её можно руками оттуда дотолкать!!), почему за это должен переплачивать я??
Вот из-за этого опыта я и включился здесь в обсуждение того, как дилеры пытаются кинуть клиентов и повесить на них все риски.