Вообще-то в январе я никуда ехать не собирался. Летом мы хорошо прокатились практически вокруг Балтики, по Швеции, Норвегии, Дании и прочим прекрасным странам.Норвегия лайт Незатронутой оставалась Финляндия, ну, или хотя бы ее столица – Хельсинки. Разумеется, я мечтал туда попасть.
И вот, в середине декабря мне на электронный ящик приходит письмо от компании «Таллинк» (летом плавали их паромами). Поздравление с Рождеством и Новым годом, а так же подарочные промокоды для меня и жены на любую поездку. Поиграв с конфигуратором, я получил цифру, от которой пришел в ступор. Плавание из Таллинна в Хельсинки и обратно в течение одного дня с ночевкой по возвращении на борту на троих выходило в 35 евро!
Шикарное предложение! Остается лишь определиться с ночевкой по пути в Таллинн. Я промониторил предложения в airbnb. На глаза попалсяя вариант за 14 евро (с учетом промокода) в городке Полтсамаа.
Это между Тарту и Таллинном. Хм, а в Тарту мы не были. В голове сразу нарисовался интересный маршрут. Так из одного электронного письма и родилась поездка.
Я быстро составил окончательный маршрут: старт 14 января, очень рано в субботу и прямиком на Вильнюс. Оттуда через Даугавпилс в Тарту. Ночуем по дороге на Таллинн в Полтсамаа. Утром, оставив машину в порту, на пароме переплываем в Хельсинки, гуляем, вечером назад. Ночуем на пароме, и, ранним утром по уже «проторенной» в прошлом году дорожке, В Таллинн возвращаемся назад через Пярну, Ригу, Паневежис и Вильнюс. Обратный путь будет покороче, и пройдет вдоль побережья Балтики. На этом варианте и останавливаемся.
Быстро пролетает месяц, и вот мы уже пакуем сумку и рюкзаки в поездку. Собираясь по максимуму ограничить расходы на питание, планируем прикупить продуктов в Даугавпилсе, а жена готовит свои замечательные пирожки нам в дорогу. Стартуем в 3 ночи. Выезжая из Минска понимаю, что дорога легкой не будет. Как назло, именно с 13 на 14 января у нас начался сильный снегопад. Дороги замело. Выбираюсь на трассу М6-7. Асфальта не видно, но машина идет довольно уверенно, видно, что недавно посыпали все песком. Потихоньку добавляю скорости. За мою самоуверенность следует немедленное наказание. Машину заносит вправо и выкидывает на встречную полосу. Мне стоит большого труда вернуть ей управляемость, с помощью снежной насыпи между полосами мы окончательно останавливаемся. Фууух. Возвращаюсь на свою полосу, осматриваю автомобиль. Как ни странно, он абсолютно цел. Видимо, слегка увеличенный для России клиренс позволил проскочить над слежавшимся снегом, а абсолютно ровное днище, как санки, проскользило по снегу, ничего не повредив и не оторвав.
Однако мы только в начале пути, а тут уже такие приключения. Мимо проезжает снегоуборочная машина, и я пристраиваюсь за ней. Потихоньку, 50-60 км/час, мы таким тандемом доезжаем до поворота М7 на Ошмяны. Сворачиваем и видим совершенно белую равнину, где-то здесь когда-то была дорога. Ее края можно лишь условно определить по кюветам и стоящим деревьям. Скорость падает до 30 км/час.
А снег лишь усиливается. Раздаются первые призывы вернуться назад. Начинаю и сам колебаться, останавливаюсь.
Решаем, если до Ошмян будет так же – возвращаемся. И тут, словно кто-то наверху подслушал нас, резко прекращается снегопад, дорога через некоторое время становится лучше, пробивается асфальт.
Совсем другое дело! Повеселев, в спокойном темпе двигаемся к границе, решаем уходить на Котловку, во избежание очередей, так как уже появляется на дороге «движуха». Утро субботы, и народ поехал в Вильнюс.
К полшестого утра доезжаем до границы. Нашу сторону проходим быстро, а вот литовцы никуда не торопятся, и мы теряем час на ее преодоление. Дальше, быстро проскочив еще сонную столицу Литвы, берем курс на Даугавпилс. Дороги чистые, небо светлеет, мы спокойно катим, любуясь природой. Внезапно замечаю что-то вроде большого пакета, летящего в лобовое стекло. Перед самой машиной «пакет» расправляет крылья и превращается в сову. Порядком всех перепугав, пернатый «скример» резко уходит в сторону. После этого природу, видимо, «прорвало». Сначала какой-то безумный заяц перебегает через дорогу, потом проезжаем мимо сидящей на обочине лисы. Довольному семейству кабанов, резвящихся на полянке (благо в этом месте был забор отделяющий дорогу) уже не удивляемся. Возле границы Литвы с Латвией натыкаемся на компанию косуль. Одна из них перебегает дорогу метрах в 50 перед машиной, и, помедлив секунду перед отбойником, тяжело прыгает в засыпанный снегом кювет. А мы, наконец, приезжаем в Даугавпилс.
Мы не собирались проводить в этом латышском городке много времени, однако задержались из-за интересной достопримечательности – Даугавпилской крепости.
Сейчас она активно реконструируется, работы ведутся на средства Евросоюза с 2010 года. Площадь крепости очень большая – почти 2 квадратных километра. Построенная в 1810 году на пути предполагаемого противника между Варшавой и Санкт-Петербургом, она повоевала всего один раз – в 1812 году, и выполнила свое предназначение, развернув войска Наполеона в сторону Москвы. С тех пор крепость выполняла лишь декоративную функцию. Выглядит территория странно – восстановленные части укреплений перемежаются с заброшенными 200-летними зданиями, между ними «гениальные» советские архитекторы вставили стандартные многоэтажки. Будто сломалась машина времени… Мы погуляли по свежевычищенным дорожкам… Летом здесь, наверное, будет совсем хорошо.
В Тарту мы приехали ближе к вечеру, около 4-х часов вечера. Очень приятный эстонский городок, с полностью сохранившимся новогодним настроением. На Ратушной площади радует глаз новогодняя елка, ее украсили детскими письмами Деду Морозу – очень мило.
Мы прогулялись до здания университета, побыли в парке рядом с памятником королю Густаву, посетили симпатичную сувенирную лавку, попили вкуснейшего какао в местном заведении, в седьмом часу выдвинулись в сторону Полтсамаа, через час прибыли на место ночлега.
Никогда бы не подумал, что в эстонской глубинке можно встретить поистине грузинское гостеприимство.Апартаменты В наше распоряжение предоставили прекрасную мансарду с отдельным санузлом и собственной кухонькой, а также радушно приглашали на жареную рыбу, в свежетопленную баню и на просмотр биатлона, «Там как раз бегает ваша Даша!». Жаль, что нам пришлось отказаться от всех заманчивых предложений после 16-ти часов в пути. От души поблагодарив, мы с наслаждением завалились спать. Нас опять ждал ранний подъем.
Регистрация на паром заканчивалась в 7 утра, мы приехали в тихий Таллинн около 6-ти, поставили машину на платную парковку рядом с терминалом.
В порту все превосходно автоматизировано: регистрация осуществляется на специальном терминале (есть меню на английском), который сразу выдает билеты по коду бронирования.
Они же являются пропуском через турникеты, и электронным ключом, в случае, если у вас есть каюта.
Паром в Хельсинки из Таллинна идет два часа, мы прекрасно провели это время на диванах и креслах бара на носу корабля.
Некоторые пассажиры легли спать прямо на ковровом покрытии у стен. Как всегда, на пароме достойный уровень комфорта: кафе, магазины «Дьюти фри». У нас с собой был термос с горячим глинтвейном, и два часа пролетели совсем незаметно: «разогревшись», мы вспоминали смешные моменты наших путешествий. Опустевший термос наполнили кипятком в баре, забросили чайные пакетики. Горячее питье нам пригодится.
Как только мы сошли на берег в Хельсинки, то сразу протрезвели от вида статуи «Bad Bad Boy» неподалеку от терминала .
Видимо, мы не скоро начнем понимать современную скандинавскую скульптуру… Так как нам предстояло провести около шести часов в зимнем городе, мы продумали наше пребывание до мелочей. Очень помогла информация, которой поделились люди на форумах. Мы купили три однодневных проездных (9 евро на одного, автомат рядом с выходом из порта, есть меню на английском), основным нашим средством передвижения стал трамвай.
Знаменитый второй номер проходит практически через все интересные места города. Будем ездить на нем, выходя на остановках. Идея сработала прекрасно. Трамваи в городе чистые, теплые, не переполненные людьми (день воскресный). Дают возможность передохнуть и согреться. Электронные табло на остановках сообщают, сколько времени до прибытия нужного вам номера.
Начали гулять с центра города, вышли возле железнодорожного вокзала – строгая, даже какая-то жесткая архитектура, от него пешком прошли к Рыночной площади, полюбовались зимним парком.
Далее проехали на трамвае к Сенатской площади, гордо и помпезно вознесенному Кафедральному собору.
Потратили приличную сумму в местном сувенирном магазине (город действительно дорогой!).
Снова поехали на трамвае к темному собору святого Генриха, полному туристов из самых разных стран.
Снова воспользовались общественным транспортом и вышли на улице, ведущей вверх к серой громаде Церкви Скала – наверное, самое большое здание подобного назначения, которое мы видели в жизни.
Опять трамвай. Доехали до места соединения маршрутов, где номер трамвая меняется с двойки на тройку. Здесь вагон стоял минут пятнадцать, а мы попили чай с пирожками (удивительно - есть даже небольшой удобный столик).
Доехали до церкви Темппелиаукио – или «церкви в скале», остались в полном восхищении от уникального архитектурного решения и великолепной акустики здания.
Посещение стоит 3 евро для взрослых. Вернулись в ставший почти родным трамвайчик и поехали в парк Сибелиуса – любоваться на трубы органа, «висящие» в воздухе.
Рядом с памятником композитору, прямо на берегу, есть забавное кафе «Регатта» - представляет собой избушку и огороженную территорию с большим очагом, лавками, покрытыми оленьими шкурами, и разным веселым хламом для развлечения туристов.
У огня можно греться всем, нельзя лишь готовить на нем принесенное с собой мясо.
Мы «потусовались» там немного, любуясь замерзшим заливом.
Далее у нас по плану был городской музей Хельсинки, там проходит бесплатная экспозиция. Добрались до него на все том же втором трамвае. Экспозиция своеобразная, часть ее рассчитана на детей, но взрослых не оставляет равнодушными. Интересными показались комнаты «средней финской семьи» примерно 80-х годов – со всеми атрибутами уюта и «гаджетами» тех лет.
К семи часам вечера мы вернулись в порт и погрузились на наш паром.
На этот раз у нас каюта – вполне комфортная, даже с телевизором.
Порядком уставшие от большой прогулки, повалились на наши постели. Через час нас растолкала дочь со словами «гламур зовет!». Так оно и было: благоухали магазины косметики, ящики в «дьюти фри» мелодично позвякивали бутылками, в стеклянных лифтах ездила наряженная публика.
Мы осмотрели доступную часть судна, выбрались даже на верхнюю открытую палубу,
с удовольствием послушали живую музыку в баре,
купили в магазине хорошего шампанского и отпраздновали в каюте Старый Новый Год – смотрели фильмы с флешки и обсуждали недавнее путешествие.У ночевки на пароме есть свои нюансы. Обязательно уточните – есть ли у вас возможность покидать паром по вашим билетам. Иначе рискуете остаться «за бортом» - не пройти турникеты по возвращении. По нашим билетам мы должны были оставаться на пароме до утра. Мы прекрасно выспались, в шесть часов уже просились на выход (как оказалось, двери судна открывают только в восемь, о раннем выходе надо предупреждать заранее, но сонный персонал пошел нам навстречу). В полседьмого мы уже катили в сторону Пярну.
Завтракали мы в Салацгриве на любимой стоянке.
Сходили поздороваться с морем – возле берега Балтика замерзла, темная вода с кусками льда медленно поднималась и опускалась, как грудь крепко спящего великана.
Дорога домой была намного более легкой и быстрой – день выдался солнечный и морозный, нас провожали усыпанные снегом сосны и ели, тянулись белоснежные поля.
Иногда над дорогой висел морозный туман.
Неподалеку от Минска воспользовались нашим дорожным сервисом – хорошо поужинали в придорожном кафе.
К восьми часам вечера мы уже входили в свою квартиру.
Итоги.
Общий тон и настроение Хельсинки напомнили нам Осло – архитектура вроде бы и мрачноватая, но сам город производит впечатление теплое и уютное. Все добротно и продуманно, туристический сервис не навязчивый, но вполне качественный. Во многом приятное впечатление производят сами жители – спокойные и доброжелательные, дисциплинированно обвешанные фликерами. Достопримечательности центра можно вполне осмотреть за день, хотелось бы конечно сплавать на близлежащие острова, посмотреть Суоменлинна и прочее, а также прокатиться по Финляндии до резиденции местного Деда Мороза. Думаю, в эту неторопливую северную страну мы еще вернемся. В очередной раз порадовала Эстония – небольшие городки просто прелестны зимой, подходят для отдыха в спокойном темпе.
Поездка вышла вполне бюджетной на троих:
расходы стоимость в евро
зеленая карта 30
паром Таллинн-Хельсинки-Таллин с ночевкой на борту 35
ночевка в Тарту 14
бензин (1800 км) 95
общественный транспорт в Хельсинки 27
питание 55
билеты в "церковь в скале" 9
сувениры 48
парковка в порту 6
ИТОГО 319
Как обычно, не жалею ни одного евроцента из потраченных. Мы провели три прекрасных дня, побывали в четырех странах, насладились зимними видами.
Путешествуйте с удовольствием!